особенности работы с детьми
статья по немецкому языку (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Васильева Ирина Ивановна

применение театральных приемов на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_i.i._statya_osobennosti_raboty...doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Васильева И.И.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 352 с углублённым изучением немецкого языка Красносельского района города Санкт-Петербурга.

Применение театральных постановок в школьном обучении — это то, что готовит к жизни молодое поколение. Педагогика театральной деятельности — это иновационные находки.

Можно выделить два периода, связанные с возрастными изменениями учащихся состава театра: это период с 5-го по 6-ой класс (дети 10-12 лет) и с 7-го по 9-й (дети 12-15 лет).

Учет возрастных особенностей является важнейшим педагогическим условием, особенно на первом этапе.

Пережив в первом классе стрессовую ситуацию перехода в строго нормированную среду школы, ребенок вновь оказывается в ней при переходе из начальной школы в основную. Это не только незнакомые учителя, новые одноклассники и обстановка, но и новые требования школы к ребенку, выражающиеся в ожиданиях от него проявлений большей самостоятельности и предоставления ему со стороны взрослых более широких возможностей выбора. Поэтому задача педагога – помочь ребенку адаптироваться к этим новым обстоятельствам его жизни в школе и создать комфортные условия для развития его индивидуальных способностей.

К десяти годам у ребенка сформирован ряд личностных качеств: он знает, какое место занимает среди людей, умеет строить свои отношения со взрослыми, приобретает навыки самообладания, ориентируется в семейно-родственных отношениях, понимает свою оценку в глазах окружающих, осознает мотив поведения «я должен», что позволяет формировать обязанности. Еще достаточно сильна его зависимость от взрослых (родителей, учителей), он выражает свое желание быть хорошим, примерным в их глазах; расширятся эмоциональная сфера: ребенок умеет переживать, сочувствовать; увеличивается физическая активность. Но самосознание ребенка еще только развивается: он склонен видеть недостатки других и еще не может отнестись критично к самому себе.

На этапе 6-7 классов дети  вступают в переходный возраст. Меняется не только физиология, но и сознание: появляется притязание на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений, на эмоциональный настрой и многие стороны личностного развития в большей степени влияют отношения со сверстниками, нежели  успехи в учебе, возникает свой  интимный мир, стремление к новым формам общения. Хотя подросток еще не способен глубоко и объективно оценивать себя, проявляя интерес к собственной уникальности, он делает попытки осознания своих и чужих поступков, рефлексии.

Для этого возраста характерна готовность к таким видам деятельности, которые делают его взрослым в  собственных глазах и дают признание среди одноклассников. Появляется осознание жизненной значимости знаний; ребята особенно чувствительны к языку, формируется речевая культура. Расширятся чувственная сфера, что позволяет искусству и музыке особенно активно влиять на развитие детей в этот период жизни.  

Итак, стремительный переход к младшему подростку сопровождается серьезными внутренними изменениями. Воспитательный процесс как развитие в структуре его личности социально-психологических новообразований может совершиться только путем активности самого ребенка и инициировании этой активности. Театр помогает вовлечь в эту  активную деятельность, предлагая различные ее формы, но и требуя от ребенка напряжений и усилий, которые необходимы для его развития; их не следует снимать, но непременно педагогически инструментировать: обеспечивать щадящий режим целенаправленной активности ребенка и оказывать поддержку, заботясь не о достижении цели, а о последствиях планируемого и совершаемого подростком.

Ребенку наиболее трудно разрешить противоречие между природным и социальным. Необходимо учитывать постоянно меняющиеся актуальные потребности личности, принимая во внимание индивидуальные запросы и направлять по пути культуры, предлагая детям новую деятельность и новый объект для взаимодействия.

Педагогический принцип субъективности для этого возраста заключается в необходимости поддерживать первые неровные шаги к самостоятельности. Открытое педагогическое воздействие провоцирует сопротивление подростка, который стремится утвердить свое отдельное «я», не обеспеченное ни уровнем сознания, ни уровнем умения, ни уровнем ответственности за себя и свои поступки. Диалогический характер групповой работы обеспечивается необходимостью соблюдения элементарных норм поведения и выполнения обязанностей, которые гарантируются «договором», определяющим совместность принимаемых решений по устройству жизнедеятельности театра.

Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает целостность воспитательных влияний на ее развитие, укрепления межпредметных связей в основной школе, где увеличение дисциплин дробит единую картину мира, затрудняя целостность ее восприятия. Эту задачу решает использование метода театральных проектов как способа интеграции всех составляющих образовательного процесса.

Особую значимость приобретают принципы разнообразия форм совместной деятельности и создания творческой атмосферы, благоприятной для развития личности. Характеристиками такой атмосферы являются доброжелательность, защищенность, созидательная активность, положительная мотивация, свободное проявление личностного «я», устремленность к радостным перспективам.

На первый план в развитии личности выходит ценностный компонент. Ценностная ориентация на человека порождает устойчивые отношения, выступающие такими значимыми для растущей личности качествами, как внимательность, честность, совестливость и, как обобщающее, - гуманность.

Несмотря на тематическое разнообразие проектов театра с учащимися основной школы, общим для всех содержанием является ориентация на освоение новых для школьников ценностей, таких, как самостоятельное и ответственное продвижение по ступеням познания жизни, активного взаимодействия с другими на основе диалога, раскрытие творческих способностей и возможностей.

Кратко остановимся на особенностях использования театра в изучении немецкого языка. Важно, чтобы театр способствовал не только изучению иностранного языка,  а служил общему развитию ребенка, развитию его гуманитарной культуры. Для постановки в пятом классе была выбрана сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», которая обсуждалась вначале на уроке внеклассного чтения.

В подготовке спектакля использована новая для отечественной школы методика из опыта немецких педагогов в изучении иностранного языка, когда текст роли не выучивается детьми заранее, как и не распределяются предварительно сами роли. Согласно этой методике была разработана система упражнений, с помощью которых все дети в игровой форме овладевали содержанием и лексикой текста произведения.

Работа над театральной постановкой сказки на иностранном языке имеет следующие основные этапы: ознакомление с содержанием текста, работа над лексикой, которая включает игровые упражнения, а так же репетиционный период. Только тогда когда все дети освоили содержание, овладели лексикой и речевыми образцами текста сказки, можно переходить к конкретизации заданий для каждого, осторожно приступить к распределению ролей, а затем и более интенсивно работать над определенной ролью, произношением и интонационной палитрой.

Начальный этап – введение сказки на уроке. При этом могут быть использованы межпредметные связи с уроками литературы.

Сказка, выбранная для постановки, может быть предварительно прочитана на родном языке и обсуждена на уроке внеклассного чтения по литературе, где используются задания, связанные с раскрытием смыслового содержания, общей идеи и  так далее.

Следующая ступень – введение сказки на иностранном языке. Некоторые слова записываются на доске с помощью перевода. Выбор слов определяется особенностью, что их трудно ввести учащимся с помощью визуальных средств или уже известных синонимов.

Остальные новые слова вводятся в процессе чтения с помощью пантомимы, жестов и других визуальных средств. Некоторые слова могут быть объяснены с помощью слов, известных ранее.

Затем детям предлагается придумать и записать реплики героев или их диалоги.

Следующим важным этапам является закрепление лексики и речевых образцов с помощью различных упражнений, например:

1. Рассказать историю, заменяя картинки на необходимые слова.

2. Заменить в коротком пересказе пропущенные слова и записать историю.

3. Коротко передать содержание сказки в 10-12-ти предложениях с опорой на известную

лексику.

Упражнение Silbenrätsel предполагает, что ученики составят слова из предложенных в

беспорядке слогов.

Интересно задание Wortigel. Прошу детей привести к определенному слову все возможные ассоциации, записывая их в форме «ежа».

Задание Wörterschlange: найти в нарисованной картинке змеи (или написанной строчке в виде змеи) известные им слова и записать.

Задание Raten: ученик получает карточку со словом, которое он изображает с помощью мимики и жестов, остальные должны догадаться и назвать слово.

Для работы над сказкой были выбраны следующие упражнения:

Domino (необходимо вырезать из бумаги карточки. Если их правильно подставить друг к другу, то получится предложение из сказки, которое следует прочитать вслух).

.

Wortigel – очень полезно время от времени обращаться к этому упражнению. Дети приводят к определенному слову все возможные ассоциации, записывая их в форме «ежа».

С помощью Pantomine можно тренировать употребление повелительной формы глагола.

Дети образуют круг, в центре которого стоит король. Учитель произносит фразу, в которой содержится просьба к королю надеть на себя разные предметы одежды. Дети повторяют просьбу вслед за учителем. Король изображает действие с помощью пантомимы. Затем дети сами придумывают и задают королю задание, а ученик, исполняющей роль короля, может обратиться к стоящим в кругу «ткачам» с просьбой: шить быстрее, лучше работать и т.д. Тогда все стоящие в кругу выполняют его просьбу также с помощью пантомимы.

В задании Dialogspiele детям предлагается определить роли с тем, чтобы они могли разыграть небольшие сценки. Для составления диалогов они могут использовать предложенные на карточках слова. Ролевая игра может быть выполнена и в свободной форме.

Zungenbrecher, Abzahlreim, Gedicht. Эффективным приемом введения стихотворений, рифмовок, скороговорок, песенок является эхо-методика. Текст представляется учителем в небольших отрывках, при повторе дети сопровождают их отбиванием ритма (хлопками в ладони, пощелкиванием пальцами, притоптыванием и т.п.)

Variante zum Lied. Учитель пропевает первую строчку, изображая жестами ее содержание. Затем просит детей повторить жесты и повторяет песенную строчку вместе с ними. Так разучиваются все куплеты. После того можно изменить задание: в определенном месте по указанию учителя все замолкают и поют про себя до тех пор, пока не будет нового указания – петь вслух.

Можно петь с учениками песенку, опуская каждый раз при ее повторении последнее слово в предложении. Последний вариант песни с произнесением вслух только отдельных предлогов.

Философы говорят, что общественная жизнь превращается в театр. Театр – не как социальный институт, а как пространство, в котором живет человек, например дебаты (нас втягивают в шоу).

У человека есть потребность включаться в игру. А игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Игровое поведение было избрано самой природой для стимулирования умственной деятельности. Играя, человек начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления.

На уроке нужно и необходимо организовывать элементы театральной деятельности.

Урок можно начинать с игровых ситуаций. Учитель – это режиссер. Начинать урок хорошо с рефлексии. Это рекомендуют психологи. Что делали? Что наблюдали? Чему научился? Нужно попробовать вытащить из памяти. Ты это знаешь, потому что ты это слышал и видел. Постепенно развивается внимание. Внимание важно всегда! (Хотя бы не украдут кошелек).

Игра – это кислород для ребенка.

Например:    

Mini  Dialoge im Kreis.

Die Spielleiterin nennt jeweils einen Mini – Dialog mit zwei Repliken. Die Tn gehen mit der ersten Replik diagonal im Kreis auf eine/n andere/n Tn. zu. Der/die angesprochene Tn antwortet mit der zweiten Replik und geht mit der ersten Replik wieder auf eine/n neue/n Tn. zu. usw.

Oder Assoziationskreis:

Die Tn. stehen im Kreis und äußern nacheinander Assoziationen, die sie mit dem Thema «Pubertät» verbinden. Oder das Thema: «Wandern», «die Reise».

По алфавиту:

А – Abschied, Ankunf

B – Bahnhof

C – Camping

D – Deutschland, Datscha, Dokumenten

E – Essen

usw

Далее можно разыграть отдельные слова: Hotel; Restaurant; Essen.

Желтая пресса ZB. «Русские на курорте».

Эксперт и журналист.

Эксперт знает все.

Фантазию можно «воткнуть» во все.

II Что можно сделать с текстом?

а) Сказать слова, которые запомнили.

Далее все слова составить в одну историю, далее от первого лица.

в) можно сесть спиной к друг другу и упражнение слово за слово.

Einmal – ging – ich – in – den – Zirkus –usw.

III Szeniche Arbeit an realistischen Miniszenen/

IV Die Situation – Einführung in die szenische Arbeit/Interjektionen

Упражнения: Каждый говорит 1 предложение обязательно с движением.

Например: Юля, мы сегодня идем в театр.

Юля: С удовольствием

(обрабатываем положительную «отрицательную» реакцию).

Сложность в спонтанности – отреагировать. Рекомендуют застыть в движении. Движение это эмоция, нужно зафиксировать. Застыть на мгновение: в какой я позе? Что говорю? Что изображаю? Соответствуют ли, находятся ли в гармонии движение и эмоция?

Можно предложить нестандартные ситуации. Абсурдные даже. Но сюр – он везде в нашей жизни.

Эпизод – это как живая клетка: Кто? Где? Когда? Почему? Как?

     Ученик становится первооткрывателем и это есть театр. Учитель помогает ученику. Когда мы увлекаемся процессом, мы увлекаем учеников. Присутствие игры, яркость – это то, что необходимо в жизни. Театральные формы дают возможность сделать занятие продуктивным. Театр и театральные методики в изучении иностранного языка помогают в освоении коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают опыт активной социализации. Интеграция искусства театра в содержание урока иностранного языка позволяет не только более эффективно изучать его, но и решать другую важную образовательную задачу – развитие гармоничной личности, способной к дальнейшей творческой реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерноувеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении поразличным причинам.По данным научного це...

"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

 В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...

Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"

1.    Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возрастаМладший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происход...