Рабочая программа по немецкому языку. 6 класс
рабочая программа по немецкому языку (6 класс) по теме

Рабочая программа по немецкому языку в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы И.Л. Бим. данная программа адресована общеобразовательным школам, в которых немецкий язык изучается со 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6.docx92.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по немецкому языку  разработана  для обучения в  6   классе МБОУ «Косинская основная общеобразовательная школа» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г.   №   1089); примерной программы основного общего образования по немецкому языку 2004 года с учетом второй ступени (5-9 классы);  УМК и материалов авторского учебно-методического комплекса Бим И.Л. , рекомендованного  Минобрнауки РФ.

 Рабочая программа ориентирована     на     использование учебника Бим И.Л. «Немецкий язык. 6 класс» - Москва: Просвещение, 2011 год. В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя .

Программа рассчитана на 105 часов учебного времени, но так как часть уроков приходится на праздничные дни, весь программный материал распределен в календарно-тематическом планировании на 102 урока. На изучение иностранного языка в 6  классе отводится  3  часа в неделю. Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Иностранный язык входит в образовательную область «Филология». Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Немецкий язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью, многоуровневостью, многофункциональностью.        

 Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Цели обучения

В процессе изучения немецкого языка  в 6-м классе реализуются следующие цели:

-  развитие иноязычной коммуникативной компетенции  в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция- развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для 6 класса; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция -  приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; формирование  умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств  при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция -   дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка, в том числе с использованием новых информационных технологий;

-  развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Формы контроля

Ведущими составляющими контроля выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде проверки домашних заданий, речевой зарядки, выполнения упражнений, наблюдения.  

Основным объектом текущего контроля являются языковые и речевые умения и навыки. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов в области речевых умений. Объектом контроля здесь являются речевые умения, но проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти по 4 видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию, письму, а в конце учебного года в виде комплексной контрольной работы по нескольким видам речевой деятельности. Рецептивные умения, такие как чтение и аудирование, проверяются в виде тестов на выбор, на соответствие  или с открытым ответом. В тесты и контрольные задания для проверки продуктивных умений включаются такие  задания как ролевая игра, интервью, заполнение анкеты, ток-шоу, составление автобиографии, написание письма т.е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.

Календарно-тематический план

содержания обучения немецкому языку

в 6 классе

Название темы

Кол-во часов

 Kleiner Wiederholungkurs. “ Guten Tag, Schule”

6

1.

Schulfang. Ist es überall gleich

15

2.

Draussen ist Blätterfall.

14

3.

Deutsche Schulen. Wie sind sie?

13

4.

Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen.

15

5.

Ein Tag unseres Lebens.

13

6.

Klassenfahrt durch Deutschland.

16

7.

Am Ende des Schuljahrs ein lustiger Karnaval.

13

Итого

105

Содержание программы учебного курса

Предметное содержание речи

Внешность; досуг и увлечения. Покупки.

Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и их проведение в различное время года

Страна изучаемого языка; ее географическое положение, ее достопримечательности

Речевые умения

Говорение:

Диалогическая речь

В 6 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразном языковое  оформление речи.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить согласие или отказ;

Объём диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объём диалогов - до 4-х реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:

выражать свою точку зрения;

выражать согласие/несогласие с точкой зрения партнёра;

выражать сомнение;

выражать чувства, эмоции (радость, огорчение)

Объём учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Развитие монологической речи в 5-7 классах предусматривает овладение следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения

передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст

делать сообщение в связи с прочитанным\прослушанным текстом. Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.

Аудирование

Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста, а также соответствующего возрастным особенностям и интересам учащихся.

При этом предусматривается развитие следующих умений:

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Время звучания текста для аудирования до 2 минут.

Чтение

Шестиклассники учатся читать и понимать аутентичные тексты, соответствующего возрастным особенностям и интересам учащихся с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/ поисковое чтение).

Умения чтения

подлежащие формированию:

определять тему, содержание текста по заголовку;

выделять основную мысль;

выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

устанавливать логическую последовательность основных фактов/событий в тексте.

Письменная речь

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:         

делать выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30—40 слов, включая адрес);

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

писать личное письмо по образцу (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу). Объём личного письма 50- 60 слов, включая адрес.

Социокультурные знания и умения

Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в немецкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения , «В школе», «Проведение досуга». Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомства с:

фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;

оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;

иноязычными сказками и легендами, рассказами;

с государственной символикой;

с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и тд. В странах изучаемого языка;

словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира, и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка.

Предусматривается овладение умениями:

писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;

правильно оформлять адрес на немецком языке;

описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, городов, сёл, деревень, в которых живут школьники.

Языковые знания и навыки

Графика и орфография

Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка. Соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляются около 400 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру немецкоязычных стран.

Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами.

Грамматическая сторона речи

Расширение объема значений грамматических средств, изученных во 2-5 классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных предложений;

безличных предложений;

предложений с глаголами legen, stellen, hangen, требующими  после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? ; предложений с инфинитивным оборотом  um…zu+Infinitiv и просто zu+Infinitiv; побудительных предложений; все виды вопросительных предложений.

Знание признаков распознавание и особенности употребления в речи сильных глаголов в Präsens, отобранных для данного этапа обучения, слабых и сильных глаголов с вспомогательными глаголами haben в Perfekt; сильных глаголов со вспомогательным глаголом sein в Perfekt; Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;  глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками во всех временных формах; возвратных глаголов в основных временных формах.

Навыки распознавания и употребления в речи определённого, неопределённого, нулевого артикля; склонения существительных; склонения прилагательных; степеней сравнения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление : требующих Dativ  на вопрос ‘‘Wo?’’и Akkusativ на вопрос ‘‘Wohin?’’; предлогов, требующих Dativ; предлоги, требующие Akkusativ .

Местоимения: личные, притяжательные, неопределённые.

Количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения иностранного языка ученик должен знать/понимать:

• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

• основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

• особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

• признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

• основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

• роль владения иностранными языками в современном мире;

уметь:

говорение

• начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета,

• давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него

• выражать просьбу,  совет,  предлагать, рекомендовать , используя повелительные предложения, с опорой на образец и без него;

• делать краткие сообщения (о своей школе и досуге, об увлечениях и проведённых каникулах, о достопримечательностях отдельных городов Германии, Австрии, о своём родном городе или селе, о некоторых знаменитых туристических центрах нашей страны);

• кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;

• выражать свое отношение к прочитанному: понравилось - не понравилось, что уже было известно – что ново;

• описывать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы (кто, каков, что делает, как, где, зачем).

аудирование

• понимать небольшие тексты построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомы слова, о значении которых можно догадаться;

• понимать основное содержание небольших текстов, содержащих незначительное число незнакомых слов;

• использовать переспрос, просьбу повторить.

чтение

• членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты;

• понимать основное содержание тексов на основе контекста, знании правил словообразования или сходства с родным языком;

• полностью понять текст, используя слова, сноски, комментарии.

письменная речь

• заполнять бланки (указывать имя, фамилию пол, возраст, гражданство, адрес);

• заполнять анкеты, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования;

• писать поздравления, личные письма с опорой на образец;

• выписывать из текста нужную информацию.

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Используемая линия  УМК 

Бумажные носители

1. Бим И.Л. , Л.М. Санникова, Л.В.Садомова.учебник.  Немецкий язык для  6 класса общеобразовательных учреждений –М.: «Просвещение», 2011 г.

2..Бим И.Л., Л М. Фомичева. Немецкий язык.  Рабочая тетрадь к учебнику для 6  класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение» , 2011

3. Бим И.Л. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011;

4. Бим И. Л., О. В. Каплина. „Übung macht den Meister“. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002;

5. 3.  Жарова Р.Х., Дьяконова Е.В. Тесты по немецкому языку. 5 класс. -М.: „Экзамен“ 2004

        Электронные носители

Аудиозаписи к учебнику;

        Интернет-поддержка

http://www.goethe.de/

         http://www.audio-lingua.eu/?lang=en         http://www.eduweb.vic.gov.au/languagesonline/german/german.htm

         http://grammade.ru/index.php

         http://www.deutschalsfremdsprache.de/

         http://www.afs.ru/rus_ru/home

         http://www.vorlesen.de/

         http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/

       Аудиоприложения в MP3 формате

К учебнику немецкого языка для 6 класса.

СЛОВАРИ

Русско-немецкий разговорник (книга)

Русско-немецкий словарь (кни

Тематическое планирование 6 класс (учебник И.Л. Бим "Deutsch").

1 четверть

урока

Тема урока 

Тип урока

Количество часов

Цели уроков

Речевая компетенция

Виды контроля

Использование ИКТ

Сроки

Дом. задание

говорение

чтение

аудирование

письмо

Монолог. речь

Диалог. речь

По плану

По факту

Kleiner Wiederholungskurs. “Guten Tag, Schule!“ Общее количество часов –6.

1

Приветствие.

Урок повторения

1

1. Повторить и систематизировать лексический и грамматический материал, пройденный в 5 кл.

2. Познакомить учащихся с целями и задачами учебника, его структурой. 3. Повторить приветствие, представление друг друга.

Описание сказочных персонажей учебника, которые будут помогать в данном у/г.

1. Этикетный диалог в ситуации «Приветствие, представление»

( упр.1, стр.4)

Упр.4, стр. 5

Знакомство с новым персонаже учебника

Реплики учителя

Упр. 3, стр 4, раб. тетрадь.

Сообщение „Eine alte deutsche Stadt“

2

Люди и их профессии.

Урок повторения

1

1.Повторить ЛЕ по теме «В городе»,  «Профессия».

2. Повторение этикетной лексики (извинение, просьба)

1. Описание старого немецкого города по картинке, с опорой на изученную лексику (упр.5)

Диалог-расспрос

„Wer ist was von Beruf?“

(после упр.6)

Фонологическое чтение (упр.8)

Упр.8, стр.13

Упр.стр.1(Redemittel)

описание города с опорой на ЛТ ( упр.9, стр.14) упр. 10, стр. 8 раб. тетрадь.

3

Встреча после летних каникул.

Урок повторения

1

1. Вести диалог по темам.

2.Вспомнить персонажей сказок, которые помогали учиться в 5 классе, описывать их

Составление и воспроизведение диалогов на основе упр.8

Упр.8, чтение с подстановкой

Выписывание новых ЛЕ

стр.13,

инсценировать диалог

упр. 7, стр. 6 раб. тетрадь.

4-5

6

В городе

Старый немецкий город

Мой любимый город.

Урок повторения

3

 Формирование навыков монологического высказывания.

Систематизация лексического материала.

 Обучение выразит. Чтению.

обсуждение, описание персонажей.

Повторение диалога „Ich bin hier fremd“

Стр.7, упр.5с

Стр.15, упр.12

Упр.11, стр.15

Упр.12, стр.15

Запись новых ЛЕ, работа с аасоциограммой

Упр.11 – выразит чтение, поставить вопросы к тексту.

Упр.12 – выразит. Чтение

Выучить диалог,

Einheit I.”Schulanfang. Ist er überall gleich?“ (15 часов)

7

Поздравление с началом учебного года

Урок  введения нового языкового материала

1

1. Развивать речевые способности учащихся в сфере иноязычного общения, благодаря усвоению нового языкового материала.

2. Расширять словарный запас учащихся.

3. Учить применять новые ЛЕ в кратких высказываниях.

4. Повторить спряжение возвратных глаголов.

Решение КЗ «Поздравление с началом учебного года» (упр.1, стр.18.

Решение КЗ «Выражение своего отношения к школе» (упр.2-4)

Упр.2а (фонологическое чтение)

Упр.3а, стр.19

Упр.3с

Фразы учителя

Новые ЛЕ

Словарная работа

Видио -ролик «Начало учебного года в Германи»

20.09

21.09

Выучить поздравление и пожелание,

Упр.3а (19)– пис.

8

Тебе нравиться в школе?

Урок формирования языковых навыков

1

1. Активизация ЛЕ в высказываниях: Ich freue mich...   Ich ärgere mich ...

2. Формирование навыков диалогической речи.

Упр.4-6 (стр.20-21)

Вопросно-ответная форма работы в парах постоянного состава при проверке д/з

Упр.8 (знакомство с памяткой)

Упр.7

Упр.6стр.21, письменно, ЛЕ

9

Начало учебного года в разных странах! Везде ли он одинаков.

Урок совершенствования речевых навыков.

1

1.Активизация новых слов в устной и

письменной речи.

2 . Учить читать тексты с полным пониманием содержания.

3.Давать сведения о том, как начинается учебный год в различных странах мира.

Работа с текстом, обучение поиска главной мысли с последующим обсуждением.

Работа с текстом, с комментариями к тексту (упр.2 а-d)

упр.1а, стр.25, развитие фонемат слуха, упр.2, стр.25

Упр.1-2, стр.25

Презентация «Начало учебного года в разных странах»

Упр.3.а-с, стр. 13 упр. 1 раб тетрадь

Упр.3а

10

Начало учебного года

Урок развития навыков чтения

1

1.Формирование навыков чтения и письма.

2.Обучение выразит. Чтению.

3.Учить ставить вопросы к тексту.

Обсуждение прочитанных текстов, на основе РО

Упр.1а, выразит. чтение

Упр.1а

Работа по карточкам

 (стр.26), чтение, перевод

Упр.3с - письменно

11

После летних каникул

Грамматико-ориентированный урок

1

1. Повторить образование Перфект.

2. Учить употреблять данную временную форму в высказываниях.

3.Повторить основные формы глаголов.

4. Учить монологическому высказыванию по теме Nach den Sommerferien.

Чтение в парах микродиалогов

(упр.1)стр.33

Памятка, упр.4 (стр.36)

Упр.1, стр.33

Упр.6в, упр.36

Упр.4, стр. 27– письменно

12

После летних каникул

Грамматико-ориентированный урок

1

1. Повторение образования Парципиц цвай сл. Глаголов.

2. Учить сообщению в Перфект, как ты провел каникулы.

РО с глаголами legen, stellen, hängen – wo?

Wie hab´ich Sommerferien verbracht? ( упр.4, упр.8, стр.36-37

Вопросно-ответная форма работы по теме «Что мы делали на уроках»

Упр.11

Упр.12 +памятка

Упр.11в, стр.38

Стр. 16 упр. 2, раб тетрадь

13

Поздравление с началом учебного года.

Урок развитие речевых навыков в диалогической речи

1

1. Учить вести диалог о начале у/г.

2. Познакомить учащихся с новым персонажем роботом Глотти.

3. Учить ставить друг другу вопросы по теме «Im Sommer“

Упр.3а (стр.41)

Диалог-расспрос на базе упр.2а,  стр.40 инсценировка.

упр.2а, проверка понимания  - 2в, упр.3 (стр.39)

Выучить диалог 2а, или составить свой, стр

20, упр. 5

 раб тетрадь

14

Мы идём в школу.

Урок развития речевых навыков в диалогической речи, в аудировании

1

Обучение диалогической речи.

Читать и инсценировать диалоги, обращая внимание на употребление слабых глаголов в перфект

Читать диалог по ролям.

Отвечать на вопросы по содержанию диалога.

Упр.6, Решение КЗ «Выражение своего мнения по поводу  ч-л

Стр  42, Упр.7 а-в (повторение Перфек)

Текст из учебника

Упр.8

(ассоциограмма)

Контроль аудирования

Сообщение о роботе

, упр 5, стр 20, упр. 4

 раб

тетрадь

15

Начало учебного года в Германии.

Контроль аудирования

Урок развития речевых навыков в аудировании

1

1. Обучение аудированию.

 2. Познакомить с новым персонажем Öhrchen

3. Развивать фонем. Слух, учить различать звуки и слова по звучанию.

Обсуждение упр.4а.

Упр.1-4.

Стр. 45, Упр.1-3.

Новые ЛЕ

Контроль аудирования

Рассказ о начале у/г в Германии

16

Чему радуются, огорчаются ученики?

Урок повторения и обобщения

1

1. Учить работать над словом – анализировать его состав, сочетаемость с др. словами, систематизации ЛЕ.

2. Контроль усвоения ЛЕ.

Тренировать в употреблении РО с сочетанием ts gibt.

Упр.2а,упр.5 ( стр.27

Упр.2а

Упр.3а-в, стр.48, работа над словообразованием.

Упр.3в, письменно

 ( стр.48)

17

Что новенького в школе?

Урок повторения и обобщения

1

1. Тренировать РО с сочетанием es gibt.

2. Проверка умения  употреблять Перфект.

3. Обучение фонологическому чтению.

Стр. 49

Упр.6а –с

Упр.7

Стр. 49

Упр. 9

Упр.10а

Упр.10, стр.50

Упр.10 в-с

Стр.51

18

Начало учебного года в везде ли он одинаков? Контроль говорения

Урок конроля речевых умений в диалогической речи

1

-умение вести диалог-расспрос о летних каникулах и начале у/года. (контроль говорения)

1. Диалог-расспрос «Начало учебного года»

 2. Этикетный диалог – «Знакомство»

Контроль говорения

Повторение ЛЕ, стр 24, упр. 1

раб тетрадь

19

Контроль чтения

1

1. Обучение выразительному чтению.

Контроль умения извлекать заданную информацию из текста

Стр. 51, упр.11с

Контроль чтения

20

Страноведение

« Федеративная республика Германия»

Урок знакомства с новой страноведческой информацией

1

1.Учить чтению с пониманием основного содержания.

2. Учить поиску главной информации.

3. учить составлению плана текста.

4. обучение работе со словарем.

Выписывание ключевых слов, новых ЛЕ, составление плана текста

Презентация «ФРГ»

Выучить слова

21

Контрольный тест «Начало учебного года»

Урок контроля

1

Контрольный тест

Einheit II. Draussen  ist  Blätterfall. ( 14 часов)

22

На улице листопад

Урок формирования языковых навыков

1

1. Ознакомить с целями и задачами блока.

2. Введение и первичное закрепление новых ЛЕ.

2. Учить описывать погоду осенью.

3.Познакомить с образованием сложных слов путем словосложения.

Упр.1, стр.56

Упр.3, стр.56-57

Образование сложных слов

Словарная работа

Упр.3а,в., стр.55,

Упр.5 – составить предложения

23

Времена года

Контроль письма

Урок совершенствования речевых навыков.

1

1. Учить описанию времен года

2. Учить запрашивать информацию „Deine Lieblingsjahreszeit“

Упр.8 – тренировка в употреблении ЛЕ, подготовка в монологическому высказыванию по теме «Мое любимое время года»

Упр.7

Упр.9в – закрепление ЛЕ

Упр. (стр.59)

Упр.9, 10а

Упр.6 (стр.58)

Стр. 25 упр 1 - 4 раб тетрадь

24

Фрукты и овощи осенью.

Урок формирования речевых навыков.

1

. Введение и первичное закрепление ЛЕ по теме «Овощи и фрукты»

ЛЕ по теме «Овощи и фрукты»

Выучить слова,РТ

25

-26

Животные осенью

Урок совершенствование речевых навыков в области чтения

2

1. Учить выражать свое мнение по поводу вкусовых качеств фруктов и овощей.

2. Обучение этикетному диалогу (разговор в магазине с продавцом)

3. Учить описывать любимое время года

Упр.3д, стр.77

Упр.5а

Упр.1в (стр.76)

Упр.2 (стр.76)

Упр.1а

Упр.5а

Упр.1а,3

Составить и выучить диалог по теме, стр. 28 упр 1 раб тетрадь

II четверть. Общее количество часов – 21, к/р – 4, уроков дом. чтения - 1

27-28

Чем мы занимались на уроках?

Урок грамматико-ориентированный

2

1.Учить высказываться по проблеме, чем занимаются учащиеся на различных уроках.

Познакомить с образованием перфект сильных глаголов.

Тренировать в употреблении Префект.

Познакомить со спряжением глагола sein в Претерите.

Упр.6а – обсуждение

Упр.9

Упр.4 (стр.68-69)

Упр.6а

Упр.8

Упр.8

Упр.10 – письменно

Стр.72, стр. 33 упр. 7, 8.

29

Кому нравится осень?

Урок развития навыков аудирования

1

Повторить Перфект

.Учить воспринимать на слух текст, с предварительно снятыми трудностями

Обсуждение прослушанного

Мое любимое время года

Стр.74-75

Упр.2, стр.68

Упр.2, стр.74

Упр. 36, стр.71 , стр. 35 упр. 12

30

31

Мы идем за покупками. Обучение устно-речевому общению

Урок совершенствования речевых навыков в диалогической речи

2

1. Учить читать тексты с полным пониманием содержания.

2. Разучить песню.

Учить ставить вопросы в прочитанным текстам.

Обсуждение прочитанного

Упр.1а

Упр.2 (стр.6)

Упр.3а-д

Упр.4

Упр.1а

Упр.2а

Упр.1– выучить

Упр.2– выразит.Чтение

32-33

Листопад

(уроки повторения, контроля, самоконтроля)

Урок повторения и обобщения

2

1. Контроль усвоения ЛЕ по теме

2. Контроль усвоения Перфект

3. Знакомство со степенями сравнения прилагательных

Стр.79-84

Урок-презентация  “ Schulanfang. Ist es üderall gleich?”

Упр.5 – письменно

Упр.10 – письменно

(составить диалог)

34

Осень время бумажных драконов

Урок знакомства с новым страноведческим материалом

1

1. Повторить этикетные фразы в ситуации «Покупка овощей/фруктов»

2. Разучить  песню.

3. Познакомить с описанием традиции изготовления воздушного змея.

Стр.79-84

Запись новых слов

Стр. 37, упр 2

раб тетрадь, пдготовиться к тесту

35

Контрольный тест «Листопад»

Урок контроля

1

Контрольный тест

Стр 38, упр. 3-5

Einheit III. Deutsche Schulen. Wie sind sie? (13 часов)

36

Немецкие школы. Какие они? Введение новой лексики.

Урок введения нового речевого материала

1

1. Введение и первичное закрепление ЛЕ по теме.

2. Тренировать в употреблении ЛЕ.

3. Учить словообразованию путем словосложения.

Повторить ответы на вопросы WO? (Dat.)

WOHIN? ( Akk.)

Упр.1 (86) описание картинки

Упр.4 (87)

Рифмовка

Упр.2 (86)

Упр.6

Новые ЛЕ

Упр.5 (87) – письменно, стр39 упр. 1

раб тетрадь

37

Школы.

Закрепление новой лексики.

Урок совершенствования речевых навыков

1

1. Учить семантизации ЛЕ с опорой на картинку.

2. Начать работу над проектом

3. Учить описанию своей школы

Упр.6, стр.88 (работа над проекто)

Диалог-расспрос «Как пройти?»

Упр.8-9

Упр.11 (фонолог.Чтение) стр.88-89

Упр.11

Упр.10а,в, упр.12

Стр.91

Словарная работа

стр. 40

 упр 2

раб тетрадь

38

Разные типы школ

Обучение чтению

Урок совершенствования речевых навыков

1

1. Учить решать КЗ «как оценить ч-л, обосновать свое мнение»

2. учить читать с полным пониманием содержания прочитанного.

3. Активизация ЛЕ по теме

Упр.1 (93)

Упр.1а, упр.2

Упр.2 (стр.93)

Упр.1в

Урок-презентация  “ Deutsche Schulen. Wie sind sie?”

Упр.3 (96)

Описание любого типа школы на выбор, стр 41 упр. 3

39

Школа мечты. Обучение чтению

Урок совершенствования речевых навыков

1

1. Учить чтению текстов, осуществляя выбор значимой информации.

2. Обучение чтению текстов с предварительно снятыми трудностями.

Обсуждение и оценка различных типов школ

Упр.4 (97)

Упр.4а (слова)

Стр.97

40

41

42

Где находится школа? Предлоги с дательным падежом.

Склонение существительных.

Грамматико-ориентированный урок

3

1. Повторить спряжение возвратных глаголов на примере глагола sich befinden.

2. Повторить правила образования Партицип цвай глаголов с отделяемой и неотделяемой приставками.

3. Учить описанию классной комнаты.

Обобщение знаний о склонении существительных

Упр.1-2 (100)

Памятка

Упр.3а (101)

Упр.4

Упр.5а-в

Упр. 9 (адежи)

Упр.9а

Упр.10

Стр. 43 упр. 1,

 44 упр 1, упр. 2, 3

 раб тетрадь

43

Моя школа

Контроль говорения

Развитие речевых навыков

1

1. Развивать навыки разговорной речи, формировать умения описывать здание школы, решение КЗ «описание школы»

Монологическое высказывание: «Школа»

44

Где находиться....?

Ориентирование в школе. Обучение диалогической речи

Урок развития речевых навыков

1

 Акктивизация ЛЕ

 Учить вести диалоги о своей школе

2. Учить вести диалог-расспрос.

Знакомство со страноведческой информацией.

Упр.3-4

Упр.6

Упр.8 (108)

Упр. 7

Выучить диалог упр 4 стр 107, стр 51 упр 1, раб тетрадь

45

Какие они, школы?

Контроль чтения

Урок контроля

1

Контроль навыков и умений чтения с полным пониманием содержания.

Контроль чтения

Стр.114, упр.9

Подготовка к к/р

46

Контроль письма

Урок контроля

1

Повторение правописания ЛЕ

Контроль усвоения лексического материала по теме

Написать письмо о своей школе

Контроль письма

47

Контроль аудирования

Урок контроля

1

1. Учить воспринимать тексты на слух, построенные на знакомом материале, с опорой на иллюстрации.

2. Контроль аудирования

Контроль аудирования

Упр.2в, стр. 56 упр 5, раб тетрадь

48

Контрольный тест по теме «Немецкие школы. Какие они,»

Урок контроля

1

III четверть

Einheit IV   Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen.(15часов)

49

Чем занимаются наши немецкие друзья в школе? Введение новой лексики

Урок формирования языковых навыков

1

1. Познакомить с целями и задачами блока.

2. Введение и первичное закрепление ЛЕ.

3. Познакомить с явлением субстантивации.

Упр.2а, стр.122

Рифмовка, упр.1а,

Упр. 5а,в,с. (123)

Упр.4, 122

Запись названий школьных предметов

Словарная работа

Выучить рифмовку

Упр.4 (чтение)Стр 57, упр 2

раб тетрадь

50

Который час? Презентация новой лексики

Урок формирования языкового материала

1

1. Расширить словарный запас по подтемам «который час», «расписание»

2. Активизация ЛЕ по теме.

Упр. 7в, (126)

Упр. 6а (122)

Упр. 9 (127)

Спряжение глаголов

Упр. 8а ( 127)-письменно, стр 59 упр 4

раб тетрадь

Упр. 3 (

5152

Где находится..?

Ориентирование в комнате. Предлоги с дательным и винительными падежами

Грамматико-ориентированный урок

2

1. Систематизация знаний об употреблении предлогов с Дат. , Akk.

2. Познакомить с образованием Партицип II legen, stellen, hängen, (sich) setzen.

3. Учить описывать классную комнату,

4. Познакомить с Претеритом сильных и слабых глаголов, учить употреблять в речи.

Знакомство с тремя формами глаголов.

Упр. 1 в (133)

Описание классной комнаты

Игра Wo ist...?

Упр. 1 в

Упр. 4 (134)

134 , 137 правила

Упр. 5а

 135)

Стр 61 упр 1

раб тетрадь

Упр. 6в ( 136)

53

54

В школе

Претеритум слабых и сильных глаголов

Грамматико-ориентированный урок

2

Систематизация грамматического материала по теме

Основные формы глаголов

Мое расписание

Упр. 9 (138)

Упр. 9 (138)

Упр. 9

письменно

55

В школе

Обучение аудированию

Совершенствование речевых навыков в области аудирования

1

Развивать умения и навыки понимать со слуха иноязычную речь

Стр.141

Упр. 2а (142),стр 65 упр 7 раб тетрадь

56

57

В школе, работа с текстом

Контроль

 чтения

Совершенствование речевых навыков в области чтения

2

1. Учить читать небольшие тексты поэтического характера и мини-комиксы с полным пониманием содержания

2. Учить высказывать свое мнение о прочитанном

Обсуждение прочитанного

Упр. 2 а-с (142) - 143

Упр. 5 (144)

Упр.1 (142)

Упр. 3 (143)

Упр. 2 с (143)

Контроль

 чтения

Упр. 2а – письменно

Повторить основный формы глагола

Упр. 1 (150) – выразит чтение

58

59

Разговор о расписании

Моё расписание

Развитие речевых навыков в устной речи

2

1. Учить вести диалог-расспрос по теме

2. Учить вести рассказ о своем расписании уроков.

3. Учить реагировать на поставленные вопросы, используя этикетные формы  разговора.

4. Учить высказываться о расписании своей мечты.

Упр.2  149

Упр. 7 (153)

( обсуждение)

Упр. 3 (151)

Упр. 3 (150)

Упр. 5 (151)

Упр. 7

Упр.1

Упр. 5

Упр. 6, стр.153

Записать в дневник расписание уроков на немецком языке

Выразит.  чтение диалога (155), упр. 9

60

61

В школе

Контроль говорения

Урок повторения и обобщения

2

1. Контроль навыков и умений восприятия на слух небольших текстов по пройденной теме.

2. Проверка усвоения лексического и грамматического материала по теме.

3. КОНТРОЛЬ ГОВОРЕНИЯ

Упр. 2 (157)

Упр. 3 ( 58)

Упр. 11 (таблица)

Сообщение „Mein Klassenraum“

Упр. 10 (160)

Упр. 1-2 (167)

Упр. 1

(156-157)

Упр. 8 (158)

КОНТРОЛЬ ГОВОРЕНИЯ

Упр. 8 а, в

Упр. 6

Упр. 5  - составить и выучить диалог

62

Урок домашнего чтения

Контроль домашнего чтения

1

1. Развивать технику чтения.

2. Учить работе со словарем

3. Учить пересказу текста

Текст 163, №17

63

Контрольный тест по теме « Что наши немецкие друзья делают в школе»

Урок контроля

1

Einheit V. Ein Tag unseres Lebens. Wie ist er? ( 13 часов)

63

Как начинается утро. Введение нового языкового материала

Урок формирования нового языкового материала

1

1. Расширить словарный запас по теме «Свободное время».

2. первичное закрепление и активизация ЛЕ по теме.

Повторить спряжение возвратных глаголов

Упр. 2 (169)

Упр. 1 (169)

Упр. 5 (170)

Упр. 5 (170)

Упр. 1 в (168)

Новые ЛЕ

Упр. 3 ( 170) – письменно, стр 70 упр 1, 2

64

Свободное время …чем мы занимаемся?

Словарная работа

Урок формирования нового языкового материала

1

1. Активизация ЛЕ по теме.

2. Учить употреблять ЛЕ в высказываниях  по теме.

Упр. 7 (171)

Упр. 6 (171)

Упр. 6-7

Упр. 1д (169)

Словарная работа

Сделать своего человечка и описать его, стр. 75 упр. 2

раб тетрадь

65

Хобби.

Урок формирования языкового материала

1

1. Расширять словарный запас по теме.

2. Учить  употреблять ЛЕ в высказываниях по теме.

3. учить  работе  со словарем

Упр. 10 (174)

Описание человечка

Упр. 9 (172)

Упр. 10

правила

Упр. 9

Упр. 9 с,д

Упр. 14 (171)

66-

67

Падежи немецкого языка

Склонение имён существительных

Грамматико-ориентированный урок

2

1. Повторить временные формы.

2. Познакомить со склонением существительных

Упр. 2 (173)

Упр. 3-4 (179)

Упр. 5-11

Упр. 4 (179)

Стр 183

Тест по грамматике

Упр. 5 стр 179

Стр 73 упр 1

раб тетрадь

68

Этот длинный день. Обучение чтению

Урок совершенствования речевых навыков в чтениии

1

1. Учить читать тексты с полным пониманием содержания, используя словарь, комментарии, сноски.

2. Учить выразительному чтению.

3. Учит ь прогнозировать содержание текста по заголовку.

Обсуждение прочитанного

Стр 186 упр 4

Стр 76 упр 1

раб тетрадь

69

Друг животных. Обучение чтению

Урок совершенствования речевых навыков в чтениии

1

Стр. 187, №5

Стр 79 упр 1 - 3

70

Распорядок дня

Контроль аудирования

Урок развития речевых навыков в аудировании

1

1. Учить воспринимать тексты на слух,

Обсуждение прослушанного

Стр. 196 - 199

Стр. 196-199

Контроль аудирования

 Стр 197 упр 8

71

72

Распорядок дня

Мой распорядок дня

Контроль устной речи

Урок развития речевых навыков в устной речи

2

1. Учить инсценировать диалоги и вести беседу по аналогии,.

2. Учить беседе о распорядке дня, хобби.

3. Учить групповому обсуждению проблем.

Упр. 2в-д

Упр. 7 (202)

Упр. 9

Упр. 2а

Упр. 4а-в

Упр. 8-9 (203)

Упр. 2 (200)

Упр. 2д – выучить

сообщение о своем хобби

73

Хобби. Повторение и систематизация лексико-грамматического материала

Урок повторения и обобщения

1

1. Привитие любви к культуре и строи страны изучаемого языка.

2. Познакомить  с наиболее популярными увлечениями школьников Германии

Упр. 1стр. 198

Упр. 2, стр. 198

Упр. 1

Урок-презентация  “ Was machen in der Schule deutsche und russische Kinder”

Подготовка к к/р

75

Контроль д/ч

Урок контроля

1

Контроль умений и навыков работы со словарем

Стр. 200,№9

Контроль д/ч

Стр. 203

76

Контрольный тест «Свободное время»

Урок контроля

1

Контрольный тест

Einheit VI. Klassenfahrt durch Deutschland. Ist das nicht toll? 16 часов

77

Предложения к путешествию. Совершенствование речевых навыков в области чтения.

Урок совершенствования речевых навыков в области чтения.

1

1. Учить читать с полным пониманием содержания.

Упр. 2 (206)

Упр. 1 (206)

Упр. 3 (207)

Упр. 1

Новые слова

Упр. 2 – письменно

78

Добро пожаловать в Берлин. Совершенствование  навыков чтения

Урок  совершенствования речевых навыков в области чтения.

1

Познакомить с достопримечательностями Берлина

Упр. 50 обсуждение

Выписать достопримечательности Берлина

Сообщение о Берлине

IV четверть

79

Добро пожаловать в Берлин. Обучение устной речи

Урок совершенствования речевых навыков в области говорения

1

1. Учить запрашивать информацию о достопримечательностях Берлина, обмениваться впечатлениями об увиденном, давать советы, отправляющимся в путешествие.

Достопримечательности Берлина (описание с опорой на иллюстрации)

Стр. 208-210

Словарная работа

Упр. 7 (211)

80

Немецкие города. Совершенствование навыков чтения

Урок  совершенствования речевых навыков в области чтения.

1

1. Учить читать текст с полным понимание содержания с опорой на иллюстрации и сноски

Стр. 212, Упр. 8

Стр. 212 -213, упр. 8, упр. 11а, 214

Упр. 8, упр. 7

Выписывание достопримечательностей город

Упр. 11 с (стр. 216)

81

82

Когда, куда, на чем мы можем поехать?

Систематизация лексики

Урок развития речевых навыков в устной речи

2

1. Активизация ЛЕ по теме,

Упр. 1-2 (218

Упр. 11 -12 (215)

Упр. 4-7, 8

Упр. 10

Упр. 10 (212)

Реки Германии

Упр. 4а – письменно

Упр. 8 с  222)

Упр. 13 а (225)

83

84

Где мы были?

Формирование грамматических навыков

Грамматико-ориентированный урок

2

1Познакомить учащихся с образованием перфект со вспомогательным глаголом sein

Учить употреблять предлоги  с Dat., Akk.

Упр. 4 (227)

Упр. 5-7

Упр. 1 (226)

Упр. 2 - памятка

Упр. 3 (227)

Упр. 4 (227)

Упр. 6

85-86

Как ориентироваться в незнакомом городе?

Развитие речевых навыков устной речи.

2

1. Учить ориентироваться в городе,  используя информацию, извлеченную из вывесок, рекламных табло, дорожных знаков.

2. Учить решать КЗ « расспросить как пройти куда-либо, проехать куда-либо

Упр. 2а

Упр. 3-4

Упр. 1 а ( 231)

Упр. 1 ( 231)

Упр. 4 ( 233)

Упр. 3 – составить свой диалог и выучить

87

Немецкие города

Обучение аудированию

Урок развития речевых навыков в аудировании

1

1. Учить восприятию на слух небольших текстов типа «объявление», «сводка погоды»

Упр. 1-2 ( 236)

88

89

Классная поездка

Повторение и обобщение

Урок совершенствования речевых навыков

2

1. Систематизация ЛЕ по тематическому принципу на основе логических связей.

2. Закрепление перфект со вспомогательным глаголом sein.

3. Контроль навыков  и умений  чтения с пониманием основного содержания.

4.Познакомить со страноведческой информацией.

Упр. 1 (236)

Упр. 8 а-с

Упр. 3 (236)

Упр. 4-6

Упр. 1-2 (242)

Упр. 2

Упр. 7б (240)

Урок-презентация « Unsere Klassenfahrt nach Deutschland”

Упр. 5 (239)

Упр. 8 в-с  - письменно

90-91

Виртуальная экскурсия по городам Германии. Работа над проектом. Защита проекта

Урок совершенствования речевых навыков

2

 

92

Контрольный тест по теме « Классная поездка по Германии»

Урок контроля

1

Einheit VII. Am Ende des Schuljahres  - ein lustiger Karneval (12часов)

93

Карнавал

Обучение чтению

Урок совершенствования речевых навыков в области чтения

1

1. Учить чтению текстов с полным пониманием содержания, с опорой на иллюстрации

 

Упр. 1-2

( 244)

Упр. 1-2 (253)

.

Выучит ь стихотворение

94

Литературный карнавал

Предъявление лексики по теме «Одежда»

Урок формирования языкового материала

1

1. Расширить словарный запас по теме «Одежда»

2. Тренировать в употреблении новой лексики по теме

Упр. 5с ( 245)

Упр. 5а-в

Новая лексика

Упр. 7 в (246)

Упр. 9а (248)

95

Сказочные герои

Обучение диалогической речи.

Урок развития речевых навыков в устной речи

1

1. Обучение диалогической речи

Упр. 1а  (251)

Упр. 8а – чтение

( 248)

96

97

98

99

Мой карнавал

 Одежда сказочных героев

Мой внешний вид

Подготовка и проведение

Урок-карнавал

Урок развития речевых навыков с использованием ИКТ

4

1. Учить читать сказку с полным понимание м содержания.

2. На примере сказки развивать Н и У монологической речи.

3. Начать подготовку к инсценированию сказки.

4. Развивать творческие способности учащихся

Упр. 1д  ( 251)

Упр. 4 а

Упр. 6 а

Урок -презентация

100

 101

102

Итоговое тестирование

Урок контроля

3

103

Резервный урок

104

Резервный урок

105

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку к УМК: «Немецкий язык, контакты » Г.И. Воронина, И.В. Карелина для 10 класса общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по немецкому языку к УМК: «Немецкий язык, контакты » Г.И. Воронина, И.В. Карелина для 10 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального...

Рабочая программа по немецкому языку для 11 класса к учебнику Г. И. Ворониной «Немецкий язык. Контакты»

Рабочая программа  и КТП по немецкому языку для 11 класса к учебнику Г.И.Ворониной "Немецкий язык. Контакты"....

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса к учебнику "Немецкий язык. 6 класс" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.М.Санниковой

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса к учебнику "Немецкий язык" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.М.Санниковой составлена на основе федерального компонента  государственного стандарта...

Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса к учебнику "Немецкий язык" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Н.А.Артёмовой

Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса к учебнику " Немецкий язык" И.Л.Бим, Л.В Садомовой,Н.А.Артёмовой создана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образован...

Рабочая программа по немецкому языку. Класс 5. М.М. Аверин.

Данная РП составлена с учётом ФГОС по учебнику М.М. Аверина "Горизонты 5" (немецкий язык как второй иностранный)....

Рабочая программа по немецкому языку. Класс 5. И. Бим

Данная РП составлена с учётом ФГОС....

Рабочие программы по немецкому языку 5-9 классы, 7-9 классы, 9 класс. УМК "Горизонты", Немецкий язык. Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Збранкова М.

Рабочие программы предназначены для учителей, преподающих немецкий язык как второй иностранный (1 час в неделю) по УМК "Немецкий язык" серия "Горизонты" авторов М.М. Аверина и др....