Игровая методика в обучении немецкому языку детей младшего и среднего школьного возраста
статья по теме

Колола Елена Яковлевна

Данная статья ракрыввает роль игры в обучении немецкому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_nemetskom_kolola555.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

             Игровая методика в обучении немецкому языку       детей младшего и среднего школьного возраста.

      Для успешной карьеры в наши дни необходимо знание одного или двух иностранных    языков.  В наше время информационных технологий, владение иностранными языками становится жизненно важным.  Несомненно, лучше всего знать несколько языков. Говорят,  что  начинать   надо  с  английского,  как общепринятого языка международного общения.

    Я работаю в школе с углубленным изучением  немецкого языка, и наши ученики начинают изучать немецкий  как первый иностранный язык. И, так как в нашей школе  дети  начинают изучать немецкий язык в возрасте  6 лет, приходя к нам в подготовительный лицей,  важной   задачей   для  нас, учителей, является выбор правильной методики обучения, которая позволила бы сделать сложный  процесс обучения детей немецкому языку легким и   интересным занятием. Я, как и каждый преподаватель, делаю всё  для того, что бы сформировать интерес и стремление изучать немецкий язык, обеспечить активное участие на уроке каждого ученика.

   Не смотря на многообразие новейших педагогических технологий в системе образования, которые направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода, я предпочитаю  игровые методы обучения. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Игра так же является одним из методов, который стимулирует учебно-познавательную деятельность и позволяет использовать все уровни усвоения знаний.

    Само собой, игровая методика была и остается  наиболее популярной методикой для обучения маленьких детей. Она позволяет легко усваивать сложные предметы, не надоедает. Действие  игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение,  доставляя  детям радость.  Значение игры невозможно исчерпать. С помощью игр можно развивать наблюдательность, память,  умение принимать самостоятельные решения,  осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть.

   Согласно утверждению выдающегося педагога  Л.В. Занкова, что  каждый учитель должен сохранить детскую активность внутренней психической деятельности, вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету, я считаю, что именно игра позволяет сохранять эту активность.

Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития

нового типа личности, обладающей 5 компетенциями : социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом учебный  материал.  В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере.

    Игра является основной формой обучения младших школьников в начале  изучения иностранного языка. Здесь большую роль играет использование различных наглядных средств: рисунков, картин и фотографий ,а также игрушек, что вносит разнообразие в урок. Игры, которые я использую на уроке , призваны облегчить учащимся процесс овладения немецким языком, снять различного рода сложности ,обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся ,сформировать прочные навыки и умения.

   Я стараюсь планировать занятия так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в основных видах речевой деятельности : говорении и аудировании. Формы работы при этом могут быть самыми разнообразными :диалог  учителя с учащимися ,выполнение просьб ,команд,, рассказ по теме ,чтение наизусть стихотворений, исполнение песенок и другие.

   Большой трудностью  является  постановка правильного произношения ведь многие звуки немецкого языка абсолютно не похожи на звуки родного языка. Многие немецкие звуки учащиеся уподобляют русским или произносят так, как им удобно. Для усвоения учениками правильного произношения я использую метод подражания или имитации. Подражание речи учителя дополняется разнообразной работой по развитию у детей  фонематического слуха,т.е.умений слышать и различать отдельные звуки изучаемого языка, отличать звуки иностранного языка от звуков родного.Помимо освоения звучания целых слов на уроке отрабатывается и артикуляция отдельных звуков,  особенно тех, которые отличаются от звуков родного языка.Часто  в этой работе используется «Сказка о язычке» ,которую младшие школьники очень любят.

   Основной материал языка-это лексика. Как не построить дом без кирпичей, так и не овладеть языком, не усвоив необходимого количества слов. Здесь помогают различные заранее приготовленные  средства наглядности: рисунки, игрушки, реальные предметы. Поскольку у детей младшего школьного возраста развита преимущественно образная память ,средства наглядности  служат не только раскрытию значения слов ,но и его запоминанию.

    Игра может помочь детям освоить знание грамматических структур, а также облегчить им применение этих знаний. Может возникнуть вопрос: что общего имеет игра с грамматикой?  Ведь  грамматику нужно зубрить! Мой опыт показывает, что как раз через игру намного легче усвоить грамматику овладеть необходимыми навыками и успешно их применить.

    Преподаватели иностранных языков уже давно пришли к выводу ,что изучение языка не ограничивается  только изучением грамматики. Коммуникативная методика преподавания иностранных языков предполагает относиться к грамматике не как к самоцели, а как к инструменту , который обеспечивает  полноценный акт общения. Скучное однобокое изучение грамматики ,предполагающее зазубривание грамматических структур и таблиц , заменяется коммуникативной грамматикой. Основная задача  грамматических игр - представить грамматику  в более доступной форме. Игра побуждает к активному действию ,при этом все участвуют в ней в равной степени. Знания ,приобретенные во время игры ,усваиваются лучше.

 И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Используя игру на учебных занятиях, я формирую и развиваю у

моих учеников навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения.

  Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном этапе) отличают:

- более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала;

- наличие мотивов общения;

- отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха, мешающего вступить в общение на чужом  языке, даже при наличии  необходимых

навыков;

- сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др.

  Однако необходимо учитывать, что у учащихся начальной школы еще

недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально - образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д.

  Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство

трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

  Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать

коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста. Это позволяет избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого  и ограниченным языковым опытом .

  Учебная игра должна быть целенаправленной. Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.

Игра имеет две цели:

1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или

нестандартных задач;

2. Игра носит условный характер, что позволяет отвлечься детей  от

реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку.

  Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают.

     Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Использование игр и приёмов драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть одной командой, постоянно помогая  и поддерживая  друг друга. Незнание определённой лексики или грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать все её участники.

   Немаловажное значение игровой метод имеет при проведении контроля  знаний учащихся, особенно в младших классах.                                                                                                                                       Игра заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют, в то время как учитель для себя оценивает знания ребят, делает выводы о том, что они усвоили, над чем ещё придётся поработать.  Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у детей  желание играть и общаться.

  Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению немецкого языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

И в заключение я хотела бы сказать, что  интерес учащихся к занятиям, является одним из условий

хорошей успеваемости. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни.                                                                                                                                                                                                            

Список используемой литературы.

  1. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. Колковой  М.К. СПб: КАРО, 2006г.
  2. Голышкина  И.В., Ефанова З.А. Изучаем английский язык играя. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным  языкам. «Айрис-дидактика». - М.: 2004г.
  4. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. Изд-во НОУ «Интерлингва», 2003 г.
  5. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников. М., 1974г.
  6. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного  стандарта. – М.: Дрофа, 2006г.
  7. festival.1september.ru/articles/212172.

     8)  Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе.             АСТ.Москва, 2006г

             9) Кучерова Е. ,Энглер В.,Волков А. Немецкая грамматика в играх.Москва «Восток-Запад», 2007

               

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"

Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...

Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Сценарий мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста "Символы России".

Сценарий исторического экскурса по государственным символам России. В познавательно-игровой форме позволит закрепить знания детей  младшего и среднего школьного возраста гимна, герба и флага Росс...

Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...

Индивидуальный перспективный план по самообразованию на тему "Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста"

Содержание работы:Общие понятия о дизайнеЦелиЗадачиМотивацияНаправленностьНовизнаАктуальностьЦелесообразностьПерспективный план-таблица (на 5 лет обучения)Заключение...