Индивидуальный перспективный план по самообразованию на тему "Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Исакова Елена Николаевна

Содержание работы:

  • Общие понятия о дизайне
  • Цели
  • Задачи
  • Мотивация
  • Направленность
  • Новизна
  • Актуальность
  • Целесообразность
  • Перспективный план-таблица (на 5 лет обучения)
  • Заключение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_dizaynu.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Дивеевская СОШ

Дивеевского района





Индивидуальный перспективный план по самообразованию

педагога дополнительного образования

на тему «Обучение основам дизайна

детей младшего и среднего школьного возраста»


Подготовил: педагог

дополнительного образования

Исакова Елена Николаевна







с. Дивеево

2016 г.

Каждый ребенок - художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

        

В наше время инновационных  технологий, современных художественных направлений и креативных  течений в мире  искусства большое значение должно уделяться храму умственного, культурно-нравственного и эстетического воспитания маленького человека. Именно школа, является таким храмом, где происходит формирование личности ребёнка, формируется его отношение к миру, к людям окружающим его. Ребенок учится видеть себя в этом мире, оценивать свою пользу для окружающих, учится быть общительным, учится отстаивать свою позицию в коллективе. Но дети, в отличие от взрослых, не всегда могут выразить свои чувства и эмоции какими-то  подходящими словами. В таких случаях детские психологи советуют родителям только одно – дать детям в руки лист и краски и оставить их наедине с собой. Дать возможность  ребёнку, как художнику ,  выплеснуть  на чистый лист свои переживания. При этом оставляя за ним право решить, какую палитру красок он для себя выбирает.

 Пабло Пикассо сказал когда-то: «Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует».

Именно через цвет, какие-то хаотичные мазки кистью по листу бумаги и зарождается творческое начало в любом маленьком человеке. Через цвет, пятна и линии ребенок «разговаривает» с окружающим миром, пытаясь заявить о себе, показывая всем, что он личность. Со временем у маленькой личности появляется свой художественный стиль, почерк. 

Задача педагогов  – помочь ребенку адаптироваться в большом,  сложном, стремительном «водовороте» жизни и сохранить целостность своего внутреннего мира. Другими словами: найти себя в этом мире, свой стиль. Но все это – в будущем, а сейчас маленький художник только стоит на первой ступени миропознания и каких-то уникальных открытий в мире искусства: живописи, композиции, скульптуры, архитектуры и др.. Педагог в этом случае, выступает «проводником» между ребенком и искусством , помогает своему воспитаннику различными техническими средствами выразить себя в разных направлениях искусства. Помогает найти свой стиль.

Хочется обратиться к словам дизайнера Анны Винтур: « Создай  свой собственный стиль. Пусть он будет уникальным для тебя и недосягаемым для других»

Мой  индивидуальный план самообразования: «Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста» включает в себя:

Задачи:

- выявить сущность понятия «Детское изобразительное творчество» и раскрыть его виды в условиях развития современного мира;

- изучить оригинальность в изобразительном творчестве детей, помочь ребенку сохранить свой « почерк», индивидуальность художественной подачи;

- изучить возможность обучения детей младшего и среднего школьного возраста элементам дизайна в рамках дополнительного образования;

-раскрыть в каждом начинающем юном художнике задатки будущего дизайнера, через выполнение практической работы в материале (пластилине, глине, картоне и т.п.) с сохранением функциональных особенностей предмета.

- разработать оригинальную программу по обучению детей элементам дизайна, направленную на креативность изобразительного детского творчества.

Цели:

- построить учебные занятий таким образом, чтобы в них чередовались разные виды дизайна  , такие как: графический дизайн, декоративно- пространственный дизайн , ландшафтный дизайн,  фитодизайн,  дизайн интерьера;

- донести  до детей значения словосочетания «дизайн-деятельность»,в чем ее смысл и практическая направленность;

- организовать в школе дизайн-кружок, создать соответствующую обстановку в интерьере, которая будет располагать детей к  дизайн-творчеству;

- обеспечить базу дизайн-кружка необходимым наглядным  материалом: предметами дизайнерского искусства , журналами, подборкой книг и медиатекой по дизайну,необходимым набором технических средств , инструментов и материалов для организации детского творчества по дизайну.

Необходимость обучения «Основам  детского дизайна» в современной школе.

Обращаясь к теме нашего исследования мы столкнулись с проблемой полного отсутствия научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в школьных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Школьное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет.

Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки у ребенка, конечно должен взрослый: научить маленького человека  видеть и замечать вокруг себя красоту огромного мира , обращать свое внимание на происходящее вокруг тебя в мире, даже на незначительные мелочи ; деревья, людей, небо, солнце, дождь, ветер, птиц, лужи под ногами и многое другое, чего в обычной жизни не каждый замечает.

Наша задача - научить детей любить этот мир ,эту природу , красоту линий, форм и красок. Научить понимать искусство, хорошо разбираться в его направлениях. Педагог доп. образования по изобразительному искусству должен не только научить детей основам композиции, рисунка и живописи. Он обязательно должен познакомить детей с корнями и традициями русских народных ремесел, откуда черпает свое начало многовековая история декоративно-прикладного искусства. Сегодня, современные тенденции диктуют всему мировому искусству новые правила и формы существования. Современный педагог стоит на новой ступени художественного подхода к привычным вещам.

То, что вчера  в нашем быту гармонично уживалось с другими вещами, сегодня требует модернизации и нового стиля. Научить видоизменять уже существующие предметы , сохраняя при этом их практическое назначение, украшать и декорировать по-новому старые предметы быта  строить и творить, дерзать - именно этого от современных педагогов требуется на занятиях по дизайну.  

Детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который эффективно влияет и способствует многогранному  развитию изобразительного творчества у детей.

Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь, конечно, важна поддержка и участие родителей, их активное взаимодействие с педагогом дополнительного образования.

Одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между педагогом и учеником.

Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае искусством дизайна. При чуткой  поддержке взрослых ребенок начнет правильно  понимать и разбираться в искусстве, в его направлениях и многогранности. Постепенно к ребенку придет понимание того, что в таком  огромном мире искусства, он как « песчинка в океане», но ведь из таких малых « песчинок» и создавался этот «океан». Педагогу предстоит непростая задача в работе с детьми в новом для них напавлении. На занятиях по дизайну дети будут находиться в постоянном творческом поиске. Они окунутся в мир привычных форм и предметов, и будут эксперементировать с ними, видоизменяя их ,что-то добавляя от себя.

Думайте о содержании, которое вы хотите вложить в создаваемый предмет, и лишь потом придет форма. У вещи будет свой дух. А дух, в отличие от формы, скопировать сложно

Энрико Тонуччи

Каждый человек-индивидуальность. Каждая индивидуальность имеет свой стиль. А   поскольку изобразительное творчество – это всегда выражение индивидуальности, поэтому    к  каждому ребенку необходим особый творческий подход. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

Непременным условием при организации занятий в дизайн-кружке  должна быть атмосфера  раскрепощённости, творческой свободы. То есть  стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя непринужденно, комфортно и могут с удовольствием заниматься любимым творчеством.

Важнейшим условием развития дизайн-творчества является комплексное и системное использование педагогом методов и приемов наглядного и практического ознакомления по данному направлению в искусстве.

Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка.

Другое условие – обязательное бережное отношение к  результату детского творчества. Здесь можно сказать про такие  явления, когда детские работы убираются подальше, или даже выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Но в данной обучающей  программе  рассказывается именно о нужности и функциональности детских работ, об использовании их в качестве украшения интерьера ,поэтому  мы должны практически применять их  воплощённые в материал дизайнерские идей  в  оформлении класса, фойе школы, уголка отдыха, актового зала в качестве украшения лестничных маршей и пришкольных площадок.

Безусловно, что  материальное обеспечение изобразительной деятельности школьника в первую очередь зависит непосредственно от педагога дополнительного образования. Оборудование, учебно-образовательная база, а так же необходимое  техническое оснащение дизайн-кружка в школе является главным начальным условием для плодотворной творческой работы детей и качественного усвоения нового материала в изучении нового  перспективного  направления в изобразительном искусстве – основы дизайна.


Направленность программы художественно - эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их в изменённом авторском виде в процессе создания новых предметов домашнего интерьера.

Актуальность данной образовательной программы, современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции развития дополнительного образования детей (Министерство образования РФ от 04.09.2014г № 1726-р). Преимущества дополнительного образования по сравнению с другими видами образования: предоставление выбора, вариативность содержания и форм, доступность знаний и информации, адаптивность к изменениям (запросам), открытость.

Важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, которые формируют у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность, предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся). Формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами в кружке дизайна как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима. Учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.

Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта (например, создание коллекции дизайнерской посуды).

Целью данной перспективной программы является формирование личностных качеств детей, ориентируясь на свободное развитие маленького человека в рамках данного проекта, на творческую инициативу каждого ребёнка. Способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Направление самообразования:

№п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечание

(заполняется в процессе реализации плана)

Теоретический этап

1.

Изучение методической литературы по данной теме.

В течение года

2.

Изучение статей в журналах:

«ARTeacher»,

«Курьер российской академической науки и высшей школы»,

«Начальная школа»

Периодически

Практический этап

3.

Изучение опыта педагогов – дизайнеров, педагогов дополнительного образования.

Регулярно

4.

Изучение методики преподавания дизайна для детей в интернете

Регулярно

5.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

6.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет

Ежемесячно

7.

Оказывать педагогическую поддержку ученикам испытывающим трудности:

Создавать индивидуальные подходы

Регулярно

8.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

По плану

9.

Совершенствовать свои знания в области дизайна и педагогики

Регулярно

10.

Повышать уровень эрудиции, общей культуры (посещение спектаклей, картинных галерей и т.д.)

Регулярно

11.

Обогатить личную библиотеку новыми книгами о дизайне, методической литературой, журналами.

Ежемесячно

12.

Изучение преподавания дополнительного образования в зарубежных странах

Постоянно

13.

Ведение «Портфолио»


ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Формирование у учащихся ключевых навыков, обретение собственного стиля художественной подач:

- ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни;

- учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, умения подходить к любой своей деятельности творчески, индивидуально;

- информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать новую информацию для создания своего стиля;

- коммуникативные компетенции - уметь заявить о себе через свое искусство, , участвовать в выставках, показах, конкурсах, презентациях;

- компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности


Заключение

Для достижения поставленной цели педагог доп. образования должен изучить теоретические и методические возможности дизайнерского образования в современной школе.            

Педагог должен постоянно находиться в курсе всех новостей о проходящих в области за ее пределами дизайнерских выставках, о новых тенденциях в искусстве, о новых дизайнерских разработках и современных материалах.

Рассмотреть все вопросы, касающиеся этого направления: История  возникновения дизайн-    деятельности, ее виды и отрасли ее применения, ее функциональная роль в жизни современного человека .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"

Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...

Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Сценарий мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста "Символы России".

Сценарий исторического экскурса по государственным символам России. В познавательно-игровой форме позволит закрепить знания детей  младшего и среднего школьного возраста гимна, герба и флага Росс...

Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...