Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов по немецкому языку как второму иностранному.
рабочая программа по немецкому языку (7 класс) на тему

Владелина Гульнара Анверовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов по немецкому языку как второму иностранному. Программа рассчитана на 2 года, предусматривает допонильные знания, умения и навыки для учащихся. Общеинтеллектуалное направленность. В программе представлены цель и задачи, пояснительная записка, содержание программы, а также тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательноеучреждение

 гимназия № 524

Московского  района

Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО:

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

Заседание МО

протокол

№ ___от _____

Педагогический совет

протокол

№ ____от_______

Директор

ГБОУ гимназия №524

_______Н.М. Лучкова

приказ № ______

от ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Говорим по-немецки»

направление «общеинтеллектуальное»

для 7-8-x  классов

(срок реализации – 1год)

Составитель:

Владелина Гульнара Анверовна

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для 5-7 классов, а также для 8-9 классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016-2017 учебном году).
  3. Приказ МОиН РФ № 1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 187».
  4. Приказ МОиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 187».
  5. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.
  6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
  7.  Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб

     (утверждено КО СПб 17.08.2015г. № 4112-р).

  1. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ гимназия № 524 Московского района Санкт-Петербурга.
  2.  Учебный план ГБОУ гимназия № 524 на 2017-2018 учебный год.
  3. Письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

Актуальность программы

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях общения. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, а также развитие культуры презентации.

Для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, – достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.

На наш взгляд, основные трудности в формировании речевой коммуникативной компетенции учащихся сводятся к следующему:

  • у учащихся нет мотивов, которые подтолкнули бы их к осуществлению речевых высказываний;
  • они нередко плохо ориентируются в теме, по которой необходимо высказаться;
  • школьники не владеют структурой речевого высказывания;
  • не хватает запаса слов, с помощью которых можно строить речевое высказывание.

Активизация учебно-речевой деятельности обучающихся на мотивационно-побудительном этапе связана с вызовом мотива говорения. Человек говорит тогда, когда испытывает потребность выразить свою мысль, то есть испытывает потребность вербального осмысления окружающей действительности, которая, находя себя в предмете говорения – мысли, становится коммуникативно-познавательным мотивом.

Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении немецкому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дискуссии, круглые столы, дебаты, конференции, ролевые игры.

Курс "Говорим по-немецки" организован с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи учащихся в процессе дискуссий на немецком языке.

Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.

Задачей учителя во время дискуссии является направление и помощь процессу обмена информацией через:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • поощрение творчества участников.

Цель и задачи

Цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и немецкоязычной культур в процессе формирования способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке.

Задачами программы являются:

  • формирование мировоззрения, эстетических и нравственных принципов учащихся;формирование навыка межкультурной коммуникации;
  • развитие умения учащихся взаимодействовать в группах, парах, свободно выражать свое мнение и обосновывать его;
  • совершенствование навыков разговорной речи;
  • развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
  • воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе.

Отличительные особенности

В преподавании учебного материала в рамках программы используются индивидуальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.

Форма и режим занятий

Поскольку результатом обучения является формирование навыков и умений пользоваться языком как средством общения, то ведущим является принцип коммуникативной направленности. Принцип осознанного владения иностранным языком предполагает осознание языковых средств в их системе и коммуникативных функций. Для того, чтобы достичь более высоких результатов в осознанном понимании и умении пользоваться языком как средством общения, мы используем различные способы обучения диалогической речи:

  • использование диалога-образца;
  • основа пошагового составления диалога;
  • ведение диалога посредством искусственного создания ситуаций общения.

Обучению собственно диалогу предшествует большая предварительная работа со словами, тренировочными упражнениями, заучиванием готовых речевых структур, языковых штампов, фрагментов и целых диалогов.

Самым эффективным методом научить составлять диалог и постепенно развивать и закреплять знания на начальном этапе, на наш взгляд, является пошаговый метод, включение в работу тематических "реплик-клише". Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, коммуникативной деятельности. Все ситуации обыгрываются в парах, затем в группах, переходя плавно в полилоги. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера-собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения. Лексический материал, осваиваемый в процессе работы над диалогами, прочно входит в активный запас речи учащихся.

Тема бесед и диалогов обычно доводится до сведения учащихся заранее (но интересны и "спонтанные диалоги" – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.

Участники дискуссии придерживаются правил:

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к обсуждению.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием факторов и убедительных аргументов.

Управление речевым общением осуществляется с помощью соответствующей речевой ситуации и речевым поступком собеседника "сигналов-индикаторов управления" устно-речевой коммуникации. Коммуникативно-лингвистическое содержание этих сигналов и индикаторов представлено различными коммуникативными типами вопросов: наводящими; выясняющими, уточняющими; встречными, прерывающими, опережающими, провокационными; переспросами; приказаниями; требованиями; просьбами и другие.

Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия немецкой речи осваивается и грамматика.

Формы реализации программы:

  • просмотр короткого ролика-фильма по проблемной тематике;
  • обсуждение в парах;
  • дискуссия в группах;
  • самопрезентация;
  • подготовка творческих работ и проектов;
  • анализ работ, разбор ошибок;
  • итоговое занятие;

Режим занятий:

Обучение рассчитано на 2 часа в неделю на протяжении 1 года.

Ожидаемые результаты

Личностные  результаты обучающихся, формируемые  при  изучения немецкого языка в системе внеурочной деятельности: культуроведческое развитие средствами иностранного языка; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других стран, самообразования, творческого поиска, ориентации в современном поликультурном мире, для расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные:сформированныедействияцелеполагания,включаяспособностьставитьновыеучебныецелиизадачи,планироватьихреализацию,втомчислевовнутреннемплане,осуществлятьвыборэффективныхпутейисредствдостиженияцелей,контролироватьиоцениватьсвоидействиякакпорезультату,такипоспособудействия,вноситьсоответствующиекоррективывихвыполнение;

-  познавательные: развитие стратегийпродуктивного(смыслового)чтенияиработасинформацией; регулярноеобращениевучебномпроцессекиспользованиюобщеучебныхумений,широкогоспектралогическихдействийиопераций, развитие умения научно излагать материал в устной речи согласно поставленной проблеме, приобретение социальных знаний обособенностях культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны, а также особенностях образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.

- коммуникативные: формированиедействийпоорганизацииипланированиюучебногосотрудничествасучителемисверстниками, умений применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения,уменийработатьвгруппеиприобретениюопытатакойработы,практическомуосвоениюморально-этическихипсихологическихпринциповобщенияисотрудничества; практическоеосвоениеумений,составляющихосновукоммуникативнойкомпетентности:ставитьирешатьмногообразныекоммуникативныезадачи;устанавливатьиподдерживатьнеобходимыеконтактысдругимилюдьми;удовлетворительновладеть нормамиитехникой общения; определятьцеликоммуникации,оцениватьситуацию,учитыватьнамеренияиспособыкоммуникациипартнёра,выбиратьадекватныестратегиикоммуникации;развитиеречевойдеятельности,приобретениеопытаиспользованияречевыхсредствдлярегуляцииумственнойдеятельности,приобретение опыта регуляциисобственного речевогоповедения как основыкоммуникативнойкомпетентности.

Предметные результаты изучения немецкого языка в системе внеурочной деятельности:

-умение понимать значение новых лексических единиц, связанных с темой дискуссии;

-умение  выражать свое мнение к обсуждаемым проблемам;

-умениезапрашивать информацию о том, что нравится или не нравится; высказывать своё мнение в вежливой форме, используя неформальный стиль общения;

-умение общаться в условиях официального и неофициального общения в указанной социально-культурной сфере, используя диалог этикетного характера и диалог-расспрос;

-умение использовать грамматические явления в диалогах

-формирование оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета,

-формирование нормы поведения в условиях официального и неофициального общения;

-формирование навыков правильного произношения и интонированности в устной речи;

Формы подведения итогов

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.

В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:

  • самоконтроль
  • защита проектов;
  • школьная конференция.
  • итоговое занятие

Учебно-тематический план программы

1 год обучения (68 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

(теоретические,

практические)

Описание примерного содержания занятий

1

Вводное занятие.

T-1

Диагностика базовых знаний учащихся. Постановка вопросов. Аудирование.

   2

Страноведение. Немецкоговорящие страны.

 П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала.

3

Германия.

П-1

Диалоги, содержащие лексику и грамматику страноведческого характера.

4

Берлин-столица Германии.

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации.

5

Немецкие города.

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме.

6-7

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

8

 П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

9

Покупки.

П-1

Вопрос « Сколько… ?» Введение нового социокультурного материала. Лексические упражнения.

10.

В магазине.

П-1

Диалоги.

11.

П-1

Беседы в группах.  Речевая практика по заданной коммуникативной ситуации.

12.

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме.

13-14.

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

15

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

16

Блюда и напитки.

Т-1

Правила написания приглашения на День Рождения.

17

П-1

Чтение на общее понимание. Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала Диалоги.

18

Меню.

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации

19

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

20-21

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

22

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

23

Человек в прошлом.

П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала

24

П-1

Диалоги. Простое прошедшее время. Употребление в речи.

25

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуникативной ситуации

26

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

27-28

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

29

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

30

Экология.

П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала

31

П-1

Диалоги

32

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации

33

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

  34-35

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

36

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

37

Животные.

П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала

38

П-1

Диалоги

39

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации

40

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

41-42

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

 43

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

 44

Увлечения и хобби.

П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала

45

П-1

Диалоги

46

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации

47

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

48-49

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

50

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

51

Одежда. Внешний вид.

П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала

52

П-1

Диалоги

53

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации

54

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

55-56

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

57

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

58

Развлечения.

П-1

Просмотр видеосюжета и выполнение  упражнений на извлечение заданной информации

Введение нового социокультурного материала

59

П-1

Диалоги

60

П-1

Беседы в группах Речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации

61

П-1

Самопрезентация. Индивидуальные выступления по теме

62-63

П-2

Подготовка сообщений по теме с последующей записью на видео и обсуждением.

64

П-1

Итоговое занятие. Анализ лексических, грамматических ошибок, корректировка произношения

65

Итоговое занятие

Т-1

Диагностика ЗУН, приобретённых за год.

66

Подготовка к НПК

П-1

Выступление-презентация.

67

Рефлексия. Подведение итогов.

П-1

68

Резерв.

П-1

План мероприятий

Название и форма мероприятий

Сроки проведения

Ресурсы

Предполагаемый результат

Фамилия и должность ответственного лица

Неделя иностранных языков

Проектная неделя в школе. Защита проектов.

Декабрь 2017

Апрель–Май 2015

7 класс: Конкурс на лучшего чтеца,

8 класс: Игра-викторина « Что? Где? Когда?» по темам программы

Развитие творческих способностей у учеников; актуализация изученного материала, удовлетворения результатами проделанной работы

Владелина Г.А.

Владелина Г.А.

Содержание программы

Основными формами организации работы  является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Программа готовит учеников к участию в общешкольных мероприятиях и защите проектов на изучаемом языке, способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках немецкого языка. Очень большое значение при этом имеет повышение мотивации к самостоятельному поиску и изучению информации, развитию адекватной самооценки знаний, творческому взаимодействию учеников в группах и групп учеников с учителем.

Учебный процесс может быть представлен в виде следующих этапов:

  1. Вводный этап (Формирование положительной мотивации учащихся)
  1. Актуализация прошлого опыта учащихся связанного с темой урока.
  2. Развитие навыков поисковой деятельности и произносительных навыков (географиические названия).
  3. Извлечение информации из видеосюжетов.
  1. Комбинированный когнитивно-коммуникативный этап (Формирование навыков анализа речевых функций на базе текстов для чтения, аудирования, просмотра видеофрагмента)

1)Развитие навыков аудирования с извлечением разноуровневой информации

2) Подготовка к выходу в реальную коммуникацию через персонификацию и коммуникативный контекст

3) Развитие навыков речевого общения

  1. Заключительный этап (Рефлексия проделанной работы)

Запись видеороликов с выступлениями учащихся, оценка проделанной работы

Обязательными элементами каждого занятия являются:

  • Интерактивные упражнения с использованием дидактического материала
  • Смена видов деятельности в целях сохранение интереса и внимания
  • Релаксация, направленная на сохранение психического здоровья детей

Контрольные испытания

     Контроль на начальном этапе проводится в процессе беседы на иностранном языке: понимание информации, составление вопросов, диалогическая  и монологическая речь, произносительные навыки.

     Способами определения результативности программы являются выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии (выполнение творческих и  проектов по социокультурной тематике).

     Итоговой работой является участие группы в школьной научно-практической конференции в составе индивидуальных и групповых проектов.

         

Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия

Новые государственные стандарты по иностранному языку:

2-11 классы.

  • - Программа по немецкому языку 5-9 классы. М., Просвещение, 2005. Райх Б.Л. «Немецкий язык». М., Айрис Пресс, 2001.
  • - Дурова Н.В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно Видеолингафонный курс для детей «Приключения Бипа», М., 2001.
  • - Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2007.
  • - Иностранныеязыки в школе. 2008. №2.
  • - Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. М., 2008.
  • - Радченко О.А., Иванов И.А. «Немецкий язык». М., Росмен, 2006.
  • - Дьячкова Е.В. Немецкие тесты. М., Дрофа, 2003.
  • - Никитенко З.Н., Негневицкая Е.И. Устный вводный курс: книга для учителя. М., Просвещение, 2002. .Д. Программа по иностранным языкам для общеобразовательных школ РФ, М., 2001.
  • - Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М., Академия, 2006.
  • - Сластенин В.А. Педагогика. М., Академия, 2007.
  • - Ушакова О.Д. Грамматика немецкого языка. Справочникшкольника. СПб, Литера, 2008.
  • - Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., Академия, 2007.
  • - Видеопрограмма по грамматике немецкого языка с приложением. Изд. ИНТЕЛЛЕКТ.

Интернет-ресурсы

  1. http://de.org/
  2. http://www.deutschlehrer.org.uk/
  3. http://www.de.org/
  4. www.prosv.ru
  5. www.de.1september.ru
  6. www.ed.gov.ru
  7. www.longman.ru
  8. www.standart.ru
  9. www.fipi.ru

Оборудование

  1. ноутбук;
  2. экран;
  3. проектор.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов

Развитие   интеллектуальных умений. Рабочая программа  по внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов "Креативное рукоделие"

Рабочая программа "Креативное рукоделие" может быть использована учителем технологии при планировании занятий с учащимися. Представленная программа по внеурочной деятельности познакомит учащ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 10-х классов «Педагогика»

Предлагаемый элективный курс «ПедКЛАСС» предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения раскрывает основные направления дея...