статья
статья по немецкому языку (9 класс)

Шубенкова Юлия Михайловна

ЭОР в формировании социокультурной компетенции обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.М. Шубенкова

Опыт работы с электронными  образовательными ресурсами  в обучении немецкому языку с целью формирования социокультурный компетенции  обучающихся 

В соответствии с требованиями ФГОС к освоению основной образовательной программы результатами освоения предметной области «Иностранные языки»  является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции» [1]. В ходе исследований, проведёнными учеными лингвистами и методистами, а также исходя из бытовой повседневной практики иноязычной коммуникации становится ясно, что коммуникативная компетенция не представляется возможной без социокультурной компетенции, включающей с себя как фактологические знания о странах изучаемого языка, так и правила речевого общения, вербального и невербального поведения, ценностного и толерантного отношения к иным культурам. 

Социокультурные знания и умения включены в результаты освоения основной образовательной программы по учебным предметам «Иностранный язык. Второй иностранный язык» как «способность понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала», «использовать социокультурные реалии при создании письменных и устных высказываний» [2]. Задания по контролю сформированиями  социокультурной компетенции включены с контрольно-измерительные материалы ГИА. Исходя из вышеперечисленного можно утверждать, что социокультурные знания и умения - требования времени, а значит формированию социокультурной компетенции на уроках иностранного языка следует уделять должное внимание. Безусловно,  современные УМК по иностранным языкам содержат упражнения, направленные на формирования социокультурных знаний. Однако, исходя из факта «язык - отражение картины мира», а современный мир динамичен и постоянно наполняется новыми реалиями, материалы УМК представляется возможным  дополнять и расширять, не в последнюю очередь, за счёт возможностей интернет-среды. 

В повседневной педагогической практике на уроках немецкого языка в гимназии используются как готовые электронно-образовательные ресурсы (интерактивные упражнения, веб-квесты), так и самостоятельно разработанные педагогами-практичками интерактивные упражнения.

Среди доступных в сети интернет ресурсов мы активно используем страноведческие материалы серии. Deutschlandlabor (https://www.dw.com/de/deutsch-lernen/das-deutschlandlabor/s-32379) ,

представленные на портале  Deutsche Welle для изучающих немецкий язык. Преимущества использования данной серии видеофильмов мы видим в следующем:

- аутентичность;

-наглядность;

-соответствие тем видеофрагментов  темам школьной образовательной программы;

-наличие интерактивных упражнений после видеофильма;

-доступность;

-новизна;

-дифференциация упражнений по принципу от «простого к сложному»;

-дифференциация упражнений от рецептивных до репродуктивных;

-доступный интерфейс. 

Работа над видеорядом строится по следующему алгоритму:

на этапе  ознакомления

1.Выбор темы в соответствии с изучаемой темой из образовательной программы;

2. просмотр видеофильма.

На этапе закрепление

1. Выполнение к интерактивных упражнений к  фильму.

На этапе применения изученного материала

4. Включение изученного материала  в задания по формированию письменной и устной речи (написание письма другу, монолог-распрос)

В ходе наблюдения, анализа достижений обучающихся следует отметить повышение мотивации, расширение лексического запаса, развитие навыков формирования устного и письменного высказывания.

В  предлагаемом  мною    опыте  апробации  пересмотр  существующих  положений  технологии работы с ЭОР выразился  в  том, что  сделан акцент на использование авторских ЭОР, которые дополняются в зависимости от целей и задач урока.

Так, для тренировки реплик-клише, необходимых для написания личного письма, используя технические возможности ресурса Learning-Apps, мы создали упражнения для закрепления лексических единиц-клише. Следует отметить, что владение репликами-клише при написании личного письма, а также при создании устного высказывания также можно отнести к  социокультурным знаниям, которые обеспечивают корректную коммуникацию и позволяют избегать коммуникативных сбоев в межличностном и межкультурном общении.

Работа над закреплением реплик-клише строится следующим образом:

на этапе закрепления материала обучающимся предлагается выполнить упражнение, ставив нужные реплики в текст (https://learningapps.org/display?v=pkwv73bnj18). Правильный ответ маркируется зеленым цветом. По завершению работы обучающийся получает отметку своей работы, в случае неправильного ответа задание можно повторить.

Результатами данной работы является повышение мотивации обучающихся и как следствие повышение качества знаний, расширение социокультурных компетенций обучающихся. Полученный опыт позволяет сделать вывод, что ЭОР в обучении иностранному языку  представляют широкие возможности для  развития познавательного интереса обучающихся, формирования социокультурных знаний и умений, которые являются неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -  М.: Просвещение, 2015
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования -  М.: Просвещение, 2015
  3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н.  Новый словарь методических терминов и  понятий (теория и практика обучения языкам.-М.: ИКАР.
  4. Андронова О.С. Формирование универсальных учебных действий   в     образовательном процессе как средство реализации ФГОС // Интернет-издание Открытый урок    https://openclass.ru
  5. Barkowski Hans. Deutsch als fremde Sprache. - München: Klett-     Langenscheidt, 2014 – 324 S.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шубенкова Юлия Михайловна, учитель немецкого языка Опыт работы с электронными образовательными ресурсами с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся (немецкий язык) Шубенкова Юлия Михайловна, учитель немецкого языка Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия № 5

Слайд 2

Теоретико-методологическая база ФГОС ООО, СОО : Результатами освоения предметной области «Иностранные языки» является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции» Социокультурная компетенция - «способность понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала», «использовать социокультурные реалии при создании письменных и устных высказываний»

Слайд 3

ЭЛЕКТРОНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ( ЭОР) – ИНСТРУМЕНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ МАТЕРИАЛА ЯЗЫК – ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА ДИНАМИКА, ИЗМЕНЕНИЯ ЭОР – ДОПОЛНЯЮТ МАТЕРИАЛЫ УМК

Слайд 4

ЭЛЕКТРОНННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – средство презентации материала СОЗДАНИЕ АВТОРСКИХ ЭЛЕКТРОНННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Слайд 5

РЕСУРС НА ПЛАТФОРМЕ DEUTSCHE WELLE DEUTSCHLANDLABOR НОВИЗНА АУТЕНТИЧНОСТЬ СООТВЕТСВИЕ ТЕМ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ТЕМАМ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ УДОБНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Das Der

Слайд 6

АВТОРСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПЛАТФОРМА LEARNING APPS СОЗДАН БАНК УПРАЖНЕНИЙ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСТУПНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ВОЗМОЖНОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ И ДОПОЛНЕНИЯ МАТЕРИАЛА ИНТЕРАКТИВНОСТЬ НАЛИЧИЕ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Слайд 7

РЕСУРС НА ПЛАТФОРМЕ DEUTSCHE WELLE DEUTSCHLANDLABOR НОВИЗНА АУТЕНТИЧНОСТЬ СООТВЕТСТВИЕ ТЕМ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ТЕМАМ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УДОБНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Das Der

Слайд 8

Анализ и оценка ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ, РАСШИРЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПОВЫШЕНИЕ УРО В НЯ САМО С ТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Слайд 9

Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2015 Примерная основная образовательная программа основного общего образования - М.: Просвещение, 2015 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.-М.: ИКАР. Андронова О.С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС // Интернет-издание Открытый урок https://openclass.ru Barkowski Hans. Deutsch als fremde Sprache. - München: Klett- Langenscheidt, 2014 – 324 S.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....