Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Сырых Сергей Михайлович

 

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, примерной  программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений , авторской программы А. А.  Данилова, Л.Г. Косулиной

« История России 6-9 классы»-М.: Просвещение ,2006, авторской программы «Новая история 7-8 класс» под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М. Ванюшкиной.-М.: Просвещение, 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_7klass_gotovaya.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, примерной  программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений , авторской программы А. А.  Данилова, Л.Г. Косулиной

« История России 6-9 классы»-М.: Просвещение ,2006, авторской программы «Новая история 7-8 класс» под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М. Ванюшкиной.-М.: Просвещение, 2006.

Программы «История Новое время. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» А.В.Ревякин и др. – М.: Просвещение,2008,

Юдовская А.Я.Поурочные разработки по новой истории: 7кл. Пособие для учителя/А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2004

Учебник «История. Новое время. 7 класс»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/А.Я. Юдовская. –М.: Просвещение, 2005.;

Учебник Данилов А.А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  –М.: Просвещение, 2008.

История России: с середины XVI до конца XVIII века. Атлас. 7 класс, -М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

          Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан-дарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государст-венных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Она способствует реализации единой концепции исторического образования.  

Цели

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место предмета в учебном плане

          Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX  классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
          С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

          Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

требования к уровню подготовки семиклассников

В результате изучения истории ученик 7 класса должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры;

       выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  1. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  2. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  3. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  4. объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  5. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  1. использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Владеть компетенциями

      ¤    коммуникативной;

      ¤    смысло-поисковой;

      ¤    личностного саморазвития;

      ¤    информационно-поисковой;

      ¤    рефлексивной;

      ¤   учебно-познавательной.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

«История» 7 класс рассчитан на 68 часов / 2часа в неделю

Тема раздела

Кол-во часов

Раздел: I

История нового времени

Введение.  

26

1

2

 Европа в конце XV-начале XVIIвв. 

12

3

 Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-XVIII в.

8

4

Страны Востока в XVI-XVIII в.

3

5

Международные отношения середины XVII-XVIII в

2

Раздел:II

ИСТОРИЯ РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

42

6

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

4

7

Россия в XVII в.

8

8

Русская культура XVII в.

2

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

12

11

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

4

12

Россия во второй половине XVIII в.

10

13

Русская культура второй половины XVIII в.

2

ИТОГО:               68ч

Основное содержание предмета

«история» 7 класс, рассчитано на 68 часов.

История нового времени(26 ч)

Введение.  (1 ч)

   Европа в конце средневековья

   Понятие, периодизация и хронологические рамки Нового времени. Источники по истории Нового времени.

Европа в конце XV-начале XVII в.(12 ч)

   Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет.

   Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI-начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

   Европейская культура XVI-XVIII в. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира) ; выдающиеся ученые и изобретатели.

   Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры (барокко, классицизм) . становление театра.

   Абсолютные монархии Англия, Франция, монархия Габсбургов в  XVI-начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе.

    Реформация и контрреформация. Начало Реформации; М.Лютер. развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

   Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

   Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-XVIII в.(8 ч)

   Английская революция XVII века: причины, участники, этапы. Провозглашение республики. О.Кромвель. Итоги и значение.

   Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало промышленного переворота. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде.

    Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки. Развитие естественных наук. Отражение идеалов Просвещения в художественной литературе.

   Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование США. «Отцы-основатели».

   Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Страны Востока в XVI-XVIII в.(3 ч)

   Османская империя: от могущества к упадку.

 Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.

 Империя Цин в Китае.

 Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

Международные отношения середины XVII-XVIII в.(2 ч)

     Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.(42ч)

Россия на рубеже XVI- XVII вв.(4ч)

    Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

    Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

    Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия в XVII в(8ч)

      Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

    Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

 Россия в первой половине XVIII века. (12ч)

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков.

 Россия во второй половине XVIII века. (14 ч)

        Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

       Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

      Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

       Россия во второй половине XVIII в. (10 ч)

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. 

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

        Русская культура второй половины XVIII в. (2 ч)

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Контролирующие элементы, заложенные в программе

I.             Хронологические навыки

Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II.           Знание фактов:

Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III.          Работа с источниками:

Читать историческую карту с опорой на легенду;

Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Работа с терминами и понятиями:

Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

Работа с персоналиями:

IV.            Излагать оценки событий  и личностей, приводимых в учебной литературе;

Аргументировать своё отношение  к наиболее значительным личностям в истории.

Литература

Данилов А.А. История России: Конец 16 – 18 век. – М.: Просвещение, 2004.

Юдовская А.Я. и др. Новая история, 1500 – 1800. – М.: Просвещение, 2003.

-Епифанов, П.П.Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в./ П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М.: Просвещение, 1989;

- школьная  энциклопедия в 4 т. /под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2003;

http://www.radioblago.ru/arc/rossiyaskvozveka/History_Archive/Biryukov

  1. http://lesson-history.narod.ru/index.htm

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

От___________________ №______________

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР __________ /К.И. Щекотихина/

История Нового мира(24 ч)


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

Корректировка даты

1

Введение .(1ч)

Европа в конце средневековья

1

Глава I Европа в конце XV-начале XVIIвв.  (12 ч)

Формирование коммуникативной, информационно- поисковой компетенций

2-3

Эпоха великих географических открытий

2

4

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI-XVII в.

1

5

Новые ценности преобразуют общество

1

6

Высокое Возрождение.

1

7

Рождение европейской науки.

1

8

Абсолютизм в Европе.

1

9

Начало Реформации в Европе.

1

10

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

11

Нидерландская революция.

1

12

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

1

13

Повторение .

1

Глава II Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-XVIII в.(8 ч)

14-15

Английская революция XVIIв.

2

16

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в.

1

17

Век Просвещения. Художественная культура эпохи Просвещения.

1

18

Война за независимость и образование США.

1

19

Франция в XVIII в. Начало Великой Французской революции.

1

20

Великая Французская революция.

1

21

Повторение

1

Глава III Страны Востока в XVI-XVIII в.(3 ч)

22

Государства Востока в эпоху раннего нового времени.

1

23-24

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

2

Глава IV Международные отношения середины XVII-XVIII в.(2 ч)

25

Международные отношения середины XVII-XVIII в

1

26

Мир в первый период Нового времени.

1

История России(42 ч)


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

Кор-ка даты

Россия на рубеже XVI- XVII вв.(4ч)

1

Введение

Историческое развитие Российской империи в XVI-XVII в.

1

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

3

Смута

1

4

Окончание Смутного времени

1

Россия в  XVII в(11ч)

5

Новые явления в экономике

1

6

Сословия российского общества

1

7

Соборное уложение 1649 года.

1

8

«Бунтарший век». Городские восстания.

1

9

Самодержавие и церковь в XVII веке.

1

10

Освоение Сибири. Народы Сибири в XVIIв.

1

11-12

Внешняя политика. Русско-турецкие отношения.

2

13

Культура и быт в XVII в.

1

14

Родной край в XVII веке.

1

15

 Повторение и обобщение по теме: Россия в XVIIв.

1

Россия в первой половине XVIII века. (10ч)

16

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

1

17-18

Начало царствования ПетраI
Северная война.

2

19-20

Реформы Петра I

2

21

Народные движения первой четверти XVIII в.

1

22-23

Развитие культуры в петровскую эпоху.

2

24

Цена и последствия реформ ПетраI

1

25

Повторительно-обобщающий урок.

Россия при Петре I

1

Россия в1725-1762 гг. (4 ч)

26

Дворцовые перевороты.

1

27

Внутренняя политика России в 1725-1762 гг .

1

28

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1

29

Наш край в первой половине XVIII в.

1

Российская империя в 1762-1801 гг.(13 ч)

30

Просвещённый абсолютизм Екатерины II

1

31

Внутренняя политика Екатерины II

1

32

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

1

33

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

34-35

Внешняя политика  Екатерины II.

2

36

Россия при ПавлеI.

1

37

Внешняя политика России в конце XVIIIв.

1

38-39

Культура и быт во второй половине XVIII века.

2

40

Родной край в XVIII веке.

1

41-42

Итоговое обобщение : Россия и мир на рубеже XVII- XVIII вв.

2