Разработка урока
методическая разработка по истории по теме

Пашаев Шовлет Новрузбекович

Участие России в первой мировой войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие России в I мировой войне

Цели урока:

  1. выяснить причины, характер, повод  войны, цели воюющих сторон;
  2. охарактеризовать состояние российского общества в годы войны и отношение к войне различных классов и партий;
  3. применение ранее полученных знаний при изучении нового материала;
  4. умение работать с картой, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе.

Ход урока

  1. Организация урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала

План нового материала

  1. Мотивационная беседа. Причины войны
  2. Цели участников I мировой войны
  3. Характер войны
  4. Начало военных действий
  5. Восприятие войны российским обществом
  6. Влияние войны на внутреннее положение России
  7. Окончание и итоги войны

  1. Закрепление нового материала
  2. Итоги урока
  3. Домашнее задание: § 6-7    

   Ответить на вопросы 4,5

   Составить план-конспект


  1. Мотивационная беседа

Войны – величайшие трагедии в истории человечества. Свыше 15 тысяч больших и малых, длительных и скоротечных войн прогремело над нашей планетой за всю историю мировой цивилизации. Первая мировая война по масштабам, жертвам оставила далеко позади все предыдущие войны. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

В процессе работы на уроке нам предстоит узнать:

  1. каковы были причины войны;
  2. каковы были цели и планы участников войны;
  3. как была развязана I мировая война;
  4. как относились к войне различные слои населения и политические партии России;
  5. какие были итоги войны.

Как нам уже известно, в начале ХХ века в Европе завершился процесс формирования двух противостоящих блоков:

  1. Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия.
  2. Антанта – Россия, Англия, Франция.

Прежде чем, выяснить причины войны, давайте вместе подумаем, из-за чего вообще происходят войны? Какие бывают войны? Что такое империалистическая война?

Причины войны:

Противостояние между ведущими империалистическими державами за сферы влияния в мире.

2.   Цели и планы участников I мировой войны

Задание№1:   Работая с п.1 § 6-7, заполните таблицу на стр. 53 – «Цели участников I мировой войны». (Самостоятельная работа)

  1. Характер войны

Задание №2:  Зная цели и планы сторон, работая с п.1 § 6-7 определите характер войны в целом (захватническая, империалистическая, несправедливая). К действиям каких стран нельзя применять эти определения?

  1. Начало военных действий

Поводом к началу I мировой войны послужило убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда, членами сербской националистической организации.

28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия, как союзница Сербии, объявила о начале частичной мобилизации. 29 июля Германия потребовала от России прекратить мобилизацию. Россия на следующий день начала всеобщую мобилизацию. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. 3 августа Германия объявила войну Франции. Таким образом в мире началась большая война.

  1. Восприятие войны российским обществом (Сообщение учащегося)
  2. Влияние войны на внутреннее положение России

Россия в экономическом плане оказалась плохо подготовленной к войне. Россия, наряду с Германией, потеряла больше всех солдат. Непомерные расходы на войну вызвали расстройство финансовой системы. Военные поражения усилили разочарование в царизме. В стране обострились социальные конфликты, росли антивоенные настроения.

Теперь рассмотрим, как относились политические партии к войне:

кадеты – желали победы России, считая, что это даст возможность осуществить внутренние реформы.

октябристы – предлагали заменить Николая II, царевичем Алексеем при регентстве великого князя Михаила.

эсеры – предлагали отложить все революционные выступления до конца войны.

меньшевики – призывали рабочих всех стран бороться за демократический мир.

большевики – выдвинули лозунг поражения России и перерастания войны империалистической в войну гражданскую.

Задание №3:  Работая с учебником, найдите на стр. 50, п.5 § 6-7, причины углубления политического кризиса, которые привели к свержению монархии в России в феврале-марте 1917 г.  

  1. Окончание и итоги войны

После свержения монархии в России, в ходе февральской революции, в стране образовалось двоевластие – власть Временного правительства и Петросовета. Однако ситуация в стране с каждым днём ухудшалась. Истощённая войной Россия, охваченная драматическими событиями, больше не могла продолжать борьбу.

Попытки Временного правительства поднять солдат на «революционную войну», цели которой им были непонятны, не увенчались успехом. Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране привело к захвату власти большевиками в октябре 1917 г.

3 марта 1918 г. правительство большевиков заключив сепаратный Брестский мирный договор с Германией вышло из войны. Но об этих событиях более подробно поговорим на следующих уроках.

Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 г. с подписанием перемирия между Германией и государствами Антанты. Победу в I мировой войне одержали государства Антанты – Англия, Франция, США и др. её члены.

  1. Закрепление нового материала (заполнить пропуски в схеме)

  1. Итоги урока

  1. Домашнее задание: § 6-7

     Ответить на вопросы 4,5

     Составить план-конспект



  1. Восприятие войны российским обществом (Сообщение учащегося)

Начавшаяся для России под лозунгом защиты славянских православных братьев и называвшаяся даже Второй Отечественной, война поначалу вызвала в стране патриотический подъём. Повсюду слышались патриотические призывы и угрозы в адрес противников. Тысячи добровольцев стекались к призывным пунктам. Почти совершенно прекратились забастовки.

Позже, однако, стало ясно, что царское правительство, также как и другие участники войны, преследовало корыстные цели. Уже в конце 1915 г. оживилось забастовочное движение. Началось антивоенное движение, которое нарушило идею единения народа с царём.


Задание к теме: «Участие России в I мировой войне»

Антанта

Причины войны

Тройственный союз

1.

2.

3.

4.

1.

2.

1.

2.

3.

4.

повод

I мировая война

Окончание войны

(Дата)

Выход России из войны

(Дата)


Контрольно-проверочные задания по теме:

«Россия в системе мирового рынка и международных союзов»

I вариант

  1. Что лежало в основе нового промышленного подъёма в России после буржуазной революции 1905-1907 гг.

а)   реформы С.Ю.Витте

б)   реформы П.А.Столыпина

в)   реформы Николая II

  1. В чём были причины технико-экономического отставания России от передовых стран Запада?

  1. Назовите главную внешнеполитическую задачу царского правительства.

  1. Укажите основные причины поражения России в русско-японской войне:

а)   слабая подготовка русских войск;

б)   слабость коммуникаций;

в)   экономическое отставание;

г)   ошибки командования.

  1. Какой регион в начале XX в. получил название «пороховой погреб» Европы:

а)   Ближний Восток;

б)   Балканы;

в)   Германия и Австро-Венгрия?

  1. Укажите основную причину сближения Англии и России в начале XX в.:

      а)   усиление критики милитаризма в Европе;

      б)   усиление зависимости Англии от поставок сырья и хлеба из России;

в)   общие интересы на Ближнем Востоке.


Контрольно-проверочные задания по теме:

«Россия в системе мирового рынка и международных союзов»

II вариант

  1. В период промышленного подъёма в России возникло производство:

а)   автомобильное

б)   железнодорожное

в)   авиационное

г)   кораблестроение

  1. В каких странах и почему, российский капитал пытался укрепить свои позиции?
  2. В чём были причины начала русско-японской войны 1904-1905 гг.

  1. По условиям Портсмутского мирного договора Россия передала Японии:

а)   Южный Сахалин;

б)   Приморский край;

в)   Порт-Артур;

г)   Китайско-Восточную железную дорогу.

  1. С какой балканской страной накануне войны Россия считала себя связанной узами дружбы более чем с другими?

а)   с Сербией;

б)   с Грецией;

в)   с Болгарией?

  1. Укажите основную причину сближения Франции и России в начале XX в.:

а)   общие интересы на Балканах и Ближнем Востоке;

б)   Франция опасалась новой войны с Германией и в случае войны заставить  

      Германию воевать на два фронта;

в)   Противоречия между Россией и Австро-Венгрией на Балканах – верного союзника

      Германии.

 

 



Предварительный просмотр:

Цели и планы участников I мировой войны.

Державы основные участницы войны

В какой союз входили

Цели и планы вступления в войну

Германия

Австро-Венгрия

Италия

Османская империя

Россия

Англия

Франция

Япония


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...