Греческие корабли периода греко-персидских войн
статья по истории (5 класс) по теме

верченко маргарита владимировна

 

    Целью данной работы является

исследование афинского морского флота периода греко-персидских войн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grecheskie_korabli_perioda_greko-persidskih_voyn.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Греческие корабли периода греко-персидских войн

   

    В военной истории Греции боевые действия на море сыграли  значительную роль. Афины никогда бы не создали свою морскую империю, не имея флота.

    Целью данной работы является

исследование афинского морского флота периода греко-персидских войн.

Перед автором были поставлены следующие задачи:

1.Установить виды и типы морских судов

2. Выяснить тактику морских сражений

3. Изучить роль морского флота в истории афинского государства периода греко-персидских войн.

   В ранний период  основными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник"). Они были созданы по образцу судов Финикии.

    Пентеконтор представлял собой одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятью десятками весел – по 25 с каждой стороны. Общая  длина около30 м. Ширина пентеконтора приблизительно 4 м, макс.скорость – ок. 9.5 узлов (17.5 км/ч).

    Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта) открытыми судами.  Палуба защищала гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников, способных помочь в бою с неприятельским кораблем.

    Первоначально пентеконтор предназначался  в основном для  "самоперевозки" войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя  на берег, вели войну. Он  являлся   быстроходным войсковым транспортом. (Точно так же как дракары викингов и лодьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники).

    Появление на пентеконторах тарана позволяло топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся  на берег и начнут разорять военные действия.

Для  боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия важными являются  следующие факторы:

– маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля  и стремительный уход из-под ответного удара;

– максимальная  скорость, от которой зависит кинетическая  энергия  корабля  и, соответственно, мощь таранного удара;

– защищенность от неприятельских таранных ударов.

   Чтобы повысить скорость, нужно увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна. Но увеличение числа гребцов удлиняло судно. По расчетам современных специалистов, максимальная длина для судна по технологии того времени не может превышать 35-40м. Иначе корабль просто сломается на волнах.

     Кроме того, удлинение судна приводит к снижению его маневренности и делает его уязвимым для удара неприятеля.

    Греческие и финикийские кораблестроители приняли интересное  решение. Если корабль нельзя  удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Благодаря  этому количество гребцов удалось удвоить, не повышая  сколько-нибудь существенно длины судна. Так появилась бирема.

Бирема

Рис. 2. Ранняя греческая бирема

    Удвоение количества гребцов привело к тому, что повысились требования  к синхронизации движения  весел. Каждый гребец должен был уметь очень четко выдерживать ритм гребли, чтобы бирема не превратилась в сороконожку, запутавшуюся  в собственных ногах-веслах. Вот почему в Античности почти не использовались рабы. Все гребцы были вольнонаемными и они зарабатывали во время войны столько же, сколько профессиональные солдаты – гоплиты.

    Бирему можно признать первым кораблем, специально разработанным и построенным для  уничтожения  морских целей противника. Гребцы биремы практически никогда не были профессиональными воинами (как гоплиты), но являлись вполне профессиональными моряками. Кроме этого, во время  абордажного боя  на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время  как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.

    Благодаря  своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится  очень распространенным типом корабля  Средиземноморья. 

    Позже, с усложнением ведения боевых действий на море была создана  триера – самый массовый, самый типичный корабль классической Античности.

Именно биремы  и триеры участвовали  в Саламинском сражении и одержали победу над персами в 480г.до н.э.

                                                        Триера

Рис. 3. Ранняя греческая триера. Проекции

 

  Согласно историку Фукидиду, первая  триера была построена ок.650 г. до н.э.

    Типовая  греческая  триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (т.о., всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх.

    Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для  их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (греч.аскома).

    Гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). И, наконец, третьего яруса –транитами. Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе – специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой.

    Ритм гребцам задавал флейтист.

    Весла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Дело в том, что если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая  образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя  и входили в нее под разными углами.


Рис. 4. Греческая беспалубная триера со сквозным проходом. Проекции

 

    Длину весел оценивают в 4-4,5 м. Одним веслом  управлял 1 человек. Скорость триеры –  7 – 9 узлов  км/ч

    Греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.

    Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной-двумя  (по некоторым источникам, иногда тремя) съемными мачтами. При попутном ветре они быстро монтировались усилиями матросов.

    Иногда триеры оптимизировались не для  морских сражений, а для  транспортных перевозок.

     Такие триеры назывались гоплитагагос (для пехоты) и гиппагагос (для  лошадей). Принципиально они ничем не отличались от обычных, но имели усиленную палубу , а гиппагагос, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для  лошадей.

    Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей).

    Именно биремы и триеры сыграли главную роль в победе эллинов над огромным флотом персов в Саламинском сражении.

Вооружение

    Греческие корабли VI-V вв. не имели специального бортового вооружения.

Основным оружием бирем и трирем являлся  таран, основным тактическим приемом – таранный удар. Поскольку корабельные корпуса в то время  не имели водонепроницаемых переборок, даже небольшой пробоины хватало, чтобы корабль быстро наполнился  водой и затонул.

    Вторым тактическим приемом был абордажный бой. Каждая  триера во время  боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев, стрелков из лука и пращников. Однако количество их было небольшим. Например, во время  Саламинского сражения  на борту каждой триеры находились 8 гоплитов и 4 стрелка из лука.

 

Рис. 2 и 3. Гоплиты (слева – спартанский, справа – афинский) и скифский лучник

 

    В классический период (V в. до н.э.) флот составлял основу афинской военной мощи и являлся  важным компонентом вооруженных сил других городов и коалиций Эллады.

    Военный флот Афин насчитывал до 400 триер. Военные корабли строились на государственных верфях. Однако их оснащение, ремонт и наем гребцов производили за свой счет богатые афиняне – поочередно. Они же, как правило, становились и триерархами – капитанами кораблей.    

    Практически командование осуществлял, конечно, профессиональный моряк – келейст, помощник триерарха. По окончании военного похода триеру возвращали для  хранения  на базу военного флота в Пирее, а команду распускали.

    С развитием флота было связано появление новой категории афинских граждан – моряков. По своему имущественному положению они были не очень богатыми людьми и вне морской службы не имели источников постоянного дохода. В мирные периоды, когда спрос на квалифицированных моряков падал, они занимались случайными заработками, мелочной торговлей, нанимались  батраками к богатым землевладельцам. "Списанные на берег" моряки населяли районы городской бедноты в Пирее и Афинах. Вместе с тем, это были люди, от которых зависело военное могущество Афин. Они сознавали себя  не только полноправными гражданами, но и вершителями судеб афинского народа.

    Интересно, что неквалифицированный рабочий зарабатывал примерно пол-драхмы в день, а гребцы на кораблях и гоплиты во время  военной кампании получали по 2 драхмы ежедневно. За месяц военной компании простой гребец мог обеспечить себя  провиантом на целый год.

Тактика

 

    Поскольку наиболее эффективным оружием греческих боевых кораблей являлся таран, а вспомогательным, но также достаточно действенным средством вооруженной борьбы – абордажный бой, тактика боевых действий на море может быть сведена к следующим правилам:

1. В первую очередь стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход. Особо успешен такой маневр будет в том случае, если атакующий корабль по меньшей мере не уступает по размерам кораблю противника, а еще лучше – превосходит его. В противном случае есть риск, что атакующему кораблю не хватит кинетической энергии, а прочность его корпуса в носовой части окажется недостаточна. Атакующий (предположим, пентеконтор) сам рискует стать жертвой нападения на крупный корабль (предположим, триеру), поскольку получит повреждения большие, чем атакуемый, застрянет в обломках весел и, таким образом, утратит ход, а его команда будет эффективно поражена различными метательными снарядами с высокого борта неприятельского корабля.

2. Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, надо сломать ему весла. Для этого следует двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу супостата. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего – уцелеют. После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

    Подобный тактический маневр в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"). Тактическая ситуация, именовавшаяся periplus ("обход", "обплыв"), складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.

 

Рис. 4 . Diekplus (слева) и periplus (справа)

 

3. Наконец, следует стремиться к концентрации и массированию сил – особенно в том случае, если противник располагает качественным преимуществом, скажем, в ситуации столкновения унирем и бирем с триерами. Ясно, что корабли меньшей "ярусности" могут повысить свои шансы на победу в первую очередь за счет массового применения приема diekplus в сочетании, например, с абордажной атакой, в которой принимают участие по две-три униремы и биремы против каждой триеры.

Таким образом  исход боевых действий на море решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки экипажей – гребцов, кормчих, парусной команды – и морской пехоты (epibatai).

    Однако, кое-что зависело и от эскадренных боевых порядков. На переходе флот обычно следовал в строю кильватерной колонны за флагманом. Перестроение в строй фронта производилось в предвидении столкновения с противником.

 

Рис. 5. Кильватерная колонна, строй фронта и двойной строй фронта

 

    При этом корабли стремились выстроить не в один, а в два-три ряда со взаимным смещением на полпозиции. Это делалось для того, чтобы, во-первых, затруднить противнику проведение маневра diekplus (очевидно, что, даже сломав весла какому-либо из кораблей первого ряда и начав описывать циркуляцию, неприятельский корабль неизбежно подставлял борт под таранный удар кораблей второго ряда). И, во-вторых, чтобы воспрепятствовать выходу части вражеских кораблей в тыл своего флота, что грозило созданием локального двух- и даже трехкратного численного перевеса противника в схватках между отдельными кораблями и группами кораблей.

    Наконец, существовало специальное круговое построение, отвечавшее глухой обороне. Оно именовалось "еж" и применялось в тех случаях, когда требовалось защитить слабые корабли с ценным грузом или уклониться от линейного сражения с численно превосходящим противником.

 

Рис. 6 . "Еж"

Выводы:

1.Афинский флот был создан с учетом технических достижений их предшественников- финикийцев и приспособлен для целей ведения войны с персами.

2.В афинском флоте использовались судна различного типа и назначения в зависимости от боевой задачи.

3.С появлением флота появилась новая категория граждан Афин – моряки.

4.Успехи греческого флота связаны с ростом воинского мастерства в использовании кораблей в морских сражениях.

5.Создание морского флота сыграло решающую роль в становлении морской империи Афин.

6.Изучение истории создания и развития  древнегреческого флота помогает лучше изучить период греко-персидских войн и понять внутренние причины великих морских побед греков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Греческий флот периода греко-персидских войн

Состав и особенности флота периода греко-персидских войн...

Урок по ФГОС история 5 кл. Греко-персидские войны

Урок Греко-персидские войны оформлен со спецификой новых стандартов, содержит подборки законов для групповой работы, снабжен технологической картой урока. Позволяет реализовать основные компетенции и ...

Греко-персидские войны

Презентация для обучающихся 5 класса по теме "Греко-персидские войны" с анимационной картой , задания с использованием макроса DragAndDrop хронологического ,кроссворда.Ссылка http://pedsovet.org/...

Урок истории в 5 классе "Греко-персидские войны"

Урок построен с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока с применением ИКТ по истории Древнего мира "Греко-персидские войны"

Предлагаемый материал можно использовать в готовом виде, поскольку прилагается и презентация. Учитель может внести  свои коррективы, с учетом  особенностей класса....

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...