Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса
материал по истории по теме

жукова наталья анатольевна

 

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса». Программа определяет новую модель образовательного процесса, которая заключается в признании высокой ценности таланта. Наиболее существенными ресурсами признаются мотивация, интерес, склонности обучающихся в лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.77 КБ
Файл vystuplenie_pr.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Внедрение научно-исследовательской деятельности  как современной формы организации учебно-педагогического процесса

__1 слайд_____________________________________________________

Коренные преобразования в обществе требуют воспитания социокультурной элиты, которая будет определять перспективы развития государства. Необходимо не только выявить способности учеников на  олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках и конкурсах, но и реализовывать современные цели образования через научно-исследовательский подход к проблеме активизации форм и методов работ с одаренными детьми.

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса». Программа определяет новую модель образовательного процесса, которая заключается в признании высокой ценности таланта. Наиболее существенными ресурсами признаются мотивация, интерес, склонности обучающихся в лицее.

Изучение мнения педагогов лицея, позволило установить, что внедрение инициативы активизации творческого потенциала учеников, дало возможность повысить качество образования, обеспечило ученику возможность выбора деятельности, родителям -  увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.

Каждый учитель, который ориентируется в своей работе на проектную деятельность в форме  научного исследования, в первую очередь выстраивает  конструктивное пространство возможной реализации творческих замыслов учеников.

 _2 слайд_____________________________________________________

Мое образовательное пространство, сфера применения моих педагогических идей и отражение совместного с учениками творчества, определяется  ежегодно, сохраняя проверенное сотрудничество и приобретая новые структурные элементы. В этом учебном году выглядит так:  

1.Досуг – ДАНЮИ, научно-практические конференции

2. Управление образования– краеведческая конференция

3.ДГТУ – научно-практические конференции

4.Администрация Красносулинского района – «Банк проектов будущих специалистов»

5.Методический клуб «1-е сентября» - «Фестиваль исследовательских и творческих работ»

6.РАО – Конкурс старшеклассников «Идеи Лихачева и современность»

7.Интернет-конкурс – «Лучший ученик 2012 года»

8.Социальная сеть работников образования.

 Определив пространство деятельности, я вычерчиваю пути индивидуальной реализации учеников. Это важный момент, так как Различные конкурсы и фестивали имеют возрастной ценз, а начинать заниматься исследовательской работой с учениками я начинаю с 12-летнего возраста, т.е. 6-7 класс.

 3слайд ______________________________________________________

Логично, в виду специфики предмета, который я преподаю, выстроить формы исследовательской работы следующим образом:

 проект

Проблемное эссе                                Научно-исследовательская работа

                                                на выбранную или заданную тему        

Классический вариант научно-исследовательской работы учащихся давно определен и апробирован. Существует четкий алгоритм работы, этапы, структура. И по сути интересным моментом в этой форме организации проектной деятельности является, конечно,  содержание, т.е. проблема. Научить ребенка критически мыслить, определять проблематику как исторических событий, так и повседневных явлений, это значит вооружить навыком работы с проблемой и с точки зрения научного познания.

На мой взгляд, наибольший интерес на сегодняшний день представляет и у учителей, и у учеников овладение навыками написания проблемного эссе. Более того и основная масса конкурсных работ и формы обучения и контроля на социально-гуманитарных факультетов в ВУЗАХ, требуют умения владения навыком изложения и исследования проблемы в виде эссе.

Как же должен быть организован образовательный процесс, чтобы научно-исследовательская деятельность  ученикам служила показателем их результативной учебной деятельности и удовольствие от процесса познания?

 4 слайд_____________________________________________________

Изначально определяю основы будущей совместной  творческой деятельности. Что хочет ученик? Что хочет учитель? И становится ясно, что мы в основном существуем в разных галактиках.

Понятно, что учитель – это вечный двигатель идей и вечного оптимизма и вытягивать ученика на свой уровень без предварительной кропотливой работы нереально. Но и, безусловно, уровень ученика не устраивает учителя. Как решать извечные вопросы «золотой середины»

 5 слайд______________________________________

Я в своей деятельности использую систему, которую условно назвала «3 И» - интересно, интерактивно, информационно».

 6 слайд_____________________________________

Учитывая, что фундаментом исторического образования являются Критическое мышление,  Интеграция, Проблематичность, Анализ, Исследование,  моделирование, реализация системы «З- И» срабатывает, практически идеально.

Используя сущность проектной технологии: Стимулирую  интерес ребят к  определенным  проблемам, предполагающим  владение  определенной суммой  знаний  и  через  проектную деятельность,  предусматривающую решение проблем, показать практическое применение  полученных  знаний.

Информационность в работе с учениками осуществляется через

 изложения теоретического материала   в быстром темпе и крупными блоками;

использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

подробное объяснение   алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

активная взаимопомощь  

урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

парный взаимоконтроль  

Использование интерактивных технологий формирует у учеников не только информационную компетентность, но и навыки успешной подачи наработанного материала и ораторского мастерства.

 7 слайд___________________________________________

В результате чего были созданы  научно-исследовательские проекты «Современное экономическое развитие г. Красный Сулин», Социальный проект, « Чтобы помнили», опубликованные на сайте газеты 1-е сентября, и в сборнике творческих исследовательских работ этого же издания.

Исследовательский проект «Новейшая история: перспективы развития агротуризма в Красносулинском районе» успешно заявлен на краеведческой конференции и после доработки будет представлен  на научно-исследовательской конференции в ДАНЮИ и в ДГТУ.

12 моих учеников зарегистрированы на участие в интернет-конкурсе «Лучший ученик 2012 года», последним туром которого является написание проблемного исследования в виде эссе.

5 учеников 11 класса заявили о своем участии в Конкурсе старшеклассников «Идеи Лихачева и современность». Победители лучшей работы по проблемам нравственности не только награждаются денежными призами, но и имеют льготы при поступлении в Санкт-Петербургский университет.

 8 слайд__________

Таким образом «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло»

Идея научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса выполняет Федеральный Закон РФ «Об образовании», когда в  новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности  9 слайд__________

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внедрение научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса Учитель истории МБОУ лицей №7 Жукова Наталья Анатольевна г. Красный Сулин 2011 год

Слайд 2

РАО конкурс для старшеклассников «Идеи Лихачева и современность» Методический клуб «1-е сентября» Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся» Администрация Красносулинского района «Банк проектов будущих специалистов Социальная сеть работников образования ДГТУ - Научно-практические конференции Управление образования «Краеведческая конференция Интернет – конкурс «Лучший ученик 2012 года» Научно-практическая конференция ДАНЮИ

Слайд 3

формы исследовательской работы научно-Исследовательская работа Проблемное эссе ПРОЕКТ

Слайд 4

Глобальные вопросы лицейского масштаба Что хочет ученик? Что хочет учитель?

Слайд 5

Решение проблемы 3 «И» И нтересно И нформационно И нтерактивно Инновационные технологии

Слайд 6

Фундамент исторического образовательного процесса Критическое мышление Интеграция Проблема Исследование моделирование Анализ

Слайд 8

«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло» В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»)

Слайд 9

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

«Активизация научно-исследовательской работы студентов как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности»

Задачи исследования: Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции студентов, способствующие эффективной познавательной активности в учебно-воспитательном процессе;Сп...

Научно - исследовательская работа "Английские пословицы и идиомы в учебном процессе школьника"

Тезисы Исследовательская работа «Английские идиомы и пословицы в учебном процессе школьника» выполнена ученицей МБОУ СОШ имени М.Н. Костина посёлка Новосёлки Мелекесского района Зубченко Натальей по...

«Внедрение научно-исследовательского проекта на ступени основной школы»

Анализ и обобщение опыта введения проектной деятельности учеников основной школы...

Научно-исследовательская работа "История школьной формы"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 8 класса.Цель работы: выяснить, каковы перспективы возможного возврата формы в российские школы.    Задачи:  - выяснить существов...

Научно-исследовательская работа «Определение основных форм и видов лишайников села Отказного»

Актуальность и значимость  моей работы заключается в  изучении  основных форм и видов лишайников села Отказного.Объект исследования: Лишайники  Цель исследования: выяснить каковы в...