Некрасов - певец русской жизни
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Великий русский поэт Н.А. Некрасов оставил неизгладимый след в русской литературе и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_-urok.docx29.19 КБ
Office presentation icon nekrasov.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока        Н.А. Некрасов – певец русской жизни

Форма урока: историко-литературный альманах

Цель урока: рассмотреть произведения Некрасова с точки зрения историзма

Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.

Эпиграф к уроку:

“В нашем Отечестве

роль писателя есть,

прежде всего, роль учителя и,

 по возможности, заступника

за безгласных и приниженных”.

Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому

Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.

1 ведущий:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Выступление группы “биографов “А ты, поэт! избранник неба…”

2 ведущий:

Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.

Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Ученик

Я лиру посвятил народу своему.

 Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

 Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Я видел красный день: в России нет раба!

«Волга»

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

…………………………….

Бог весть что сделалось со мной?

Я не узнал реки родной:

С трудом ступает на песок

Моя нога: он так глубок;

Уж не манит на острова

Их ярко-свежая трава,

Прибрежных птиц знакомый крик

Зловещ, пронзителен и дик,

И говор тех же милых волн

Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

Железная дорога

Стыдно робеть, закрываться перчаткою.

Ты уж не маленький!.. Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе».

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Все курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. «Допусти»,— говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!»

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: суди его Бог!

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Крестьянские дети

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:

— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Учитель. Какова крестьянская доля, описанная в стихотворения? Каково отношение автора к герою произведения?

1 ведущий:

Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.

“Вчерашний день, часу в шестом…”

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Учитель. О чем говорится в стихотворении? Какой вам представляется муза поэта? (Женщина - крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).

                   

 Женская доля

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Века протекали — все к счастью стремилось,

Всё в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только Бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

И все мы согласны, что тип измельчал

Красивой и мощной славянки.

Случайная жертва судьбы!

Ты глухо, незримо страдала,

Ты свету кровавой борьбы

И жалоб своих не вверяла, —

Но мне ты их скажешь, мой друг!

Ты с детства со мною знакома.

Ты вся — воплощенный испуг,

Ты вся — вековая истома!

Тот сердца в груди не носил,

Кто слез над тобою не лил!

“Русские женщины”.

1 ведущий: Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).

Первоначально поэма была названа “Декабристки”.

2 ведущий: Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.

Историческая справка – выступление группы “историков”:

Сообщение о восстании декабристов 1825 года  “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” - портреты и имена декабристов). Рассказ о судьбе жен декабристов (слайд № 19: “А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской “Послание в Сибирь”)

Послание в Сибирь

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

 

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

 

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

2 ведущий. В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”

Княгиня (входит в станционный дом)

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Губернатор

   Пришел я - встретить вас.

Княгиня

Велите ж дать мне лошадей!

Губернатор

   Прошу помедлить час.

Дорога наша так дурна,

   Вам нужно отдохнуть...

Княгиня

Благодарю вас! Я сильна...

   Уж недалек мой путь...

Губернатор

Все ж будет верст до восьмисот,

   А главная беда:

Дорога хуже тут пойдет,

   Опасная езда!..

Два слова нужно вам сказать

   По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать,

   Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

   По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

   Признательность к нему,

К услугам дочери его

   Готов я... весь я ваш...

Княгиня

Но мне не нужно ничего!

   Готов ли экипаж?

Губернатор

Покуда я не прикажу,

   Его не подадут...

Княгиня

Так прикажите ж! Я прошу...

Губернатор

   Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана бумага...

   

Княгиня

Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?

Губернатор

   Да-с, было бы верней.

Княгиня

Да кто ж прислал вам и о чем

   Бумагу? что же - там

Шутили, что ли, над отцом?

   Он все? устроил сам!

Губернатор

Нет... не решусь я утверждать...

   Но путь еще далек...

Княгиня

Так что же даром и болтать!

   Готов ли мой возок?

Губернатор

Под караулом казаков

   С оружием в руках,

Этапом водим мы воров

   И каторжных в цепях,

Они дорогою шалят,

   Того гляди сбегут,

Так их канатом прикрутят

   Друг к другу - и ведут.

Трудненек путь! Да вот-с каков:

   Отправится пятьсот,

А до нерчинских рудников

   И трети не дойдет!

Они как мухи мрут в пути,

   Особенно зимой...

И вам, княгиня, так идти? ..

   Вернитесь-ка домой!

Княгиня

О нет! я этого ждала...

   Но вы, но вы... злодей!..

Неделя целая прошла...

   Нет сердца у людей!

Зачем бы разом не сказать?..

   Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать -

   Иду! мне все равно!..

Губернатор

- Нет! вы поедете!.. - вскричал

Нежданно старый генерал,

   Закрыв рукой глаза. -

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

   Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

   Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

   Преграды ставить вам!

И разве их не ставил я?

   Я делал вс?, что мог,

Перед царем душа моя

   Чиста, свидетель бог!

Острожным жестким сухарем

   И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

   Этапного пути

Я вас старался напугать.

   Не испугались вы!

И хоть бы мне не удержать

   На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

   Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

    (Отворяя дверь, кричит.)

   Эй! запрягать сейчас!.. -

Беседа:

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?

1 ведущий. Работая над 2-й частью поэмы “Русские женщины”, Н.А. Некрасов узнал, что у его давнего знакомого

М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н. Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.

“Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории”).

Учитель. Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

- Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

- Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

- Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

- Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

5. Итог урока.

Учитель

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.

Слайд “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте!

Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ!

Домашнее задание.        Написать небольшой рассказ-рассуждение о героинях поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины” с точки зрения их подвига.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-лекции "С.В.Рахманинов - певец русской души"

Сценарий концерта - лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "С.В.Рахманинов - певец русской души" В концерте принимали участие концертный хор ДШИ "Юность", педагоги ДШИ "Юность"...

Некрасов - певец русской жизни

Великий русский поэт Н.А. Некрасов оставил неизгладимый след в русской литературе и истории...

Иван Шишкин – певец русского леса

    Я люблю творчество этого художника и хотела бы приобщить к нему других, предложив экскурсию по галерее этого замечательного художника – это и было  целью моей...

Презентация: А.С.Пушкин-певец русской природы. Стихотворение "Зимнее утро".

Презентация: А.С.Пушкин-певец русской природы. Стихотворение "Зимнее утро".  6 класс....

Методическая разработка урока "ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ. ТЮТЧЕВ ― ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методичес­ких материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторо­го времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждени­ях, в учебн...

Певец русского леса- Шишкин И. И.

Мероприятие посвящено Шишкину И. И....

Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.

Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию ан...