«Между красными и белыми»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Северский район,
посёлок городского типа Афипский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
посёлка городского типа Афипского
муниципального образования Северский район
«Между красными и белыми»
Тема урока в 9 классе
учителя МБОУ СОШ №6 пгт Афипского Северского района
Тер – Ионесянц Виолетты Вартановны
2012
Темаурока:«Между белыми и красными»
Цель: охарактеризовать «демократическую контрреволюцию», проанализировать отношение крестьянства к красным и белым, движение «зеленых», выяснить причины популярности этого движения.
- Учащиеся учатся выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического деятеля.
Оборудование: 1. Карта «Гражданская война и иностранная интервенция».
2. Документы к § 15.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Опрос. Тестовый опрос.
Изучение нового материала.
Представьте, что вы присутствуете на заседании «круглого стола».
Тема: «Между белыми и красными».
- Предположите, о ком пойдет речь на заседании:
Эсеры Меньшевики; Левые эсеры; Крестьяне и гражданекая война; «зеленые»
Демократическая
Контрреволюция; Крестьяне и красные; Крестьяне и белые
Целью работы нашего «круглого стола» является анализ деятельности, программ и тактики указанных слоев населения.
Познакомившись с § 15, документом к параграфу, охарактеризуйте их. У каждой группы свое задание.
Задание. Слушая участников, в тетради отмечайте достоинства и недостатки деятельности, программ и тактики различных слоев общества в годы войны.
Первая группа получает задание проанализировать пункт «Демократическая контрреволюция» по следующим вопросам и познакомить с ответами других участников.
Когда и почему меньшевики и эсеры решили начать борьбу с большевиками?
Охарактеризуйте основные районы эсеровской борьбы.
Их лозунги. Их анализ.
В чем ошибки демократической контрреволюции:
- по отношению к крестьянам;
-по отношению к рабочим;
-по отношению к буржуазии?
Как отреагировали большевики на создание «демократической контрреволюции»?
-Как сами себя эсеры и меньшевики называли? Почему? Подводятся итоги работы группы: их достоинства и недостатки обсуждаются всеми в классе.
Вторая группа получила задание проанализировать взаимоотношения большевиков и левых эсеров, пользуясь п. 2 § 15, по вопросам:
-Когда и почему левые эсеры вышли из СНК?
Как они отреагировали на экономические мероприятия первых дней Советской власти?
К какому выводу они пришли и какой тактики придерживались?
-Реакция большевиков на деятельность левых эсеров. Подведение итогов работы группы, работа всего класса.
Третья группа, проработав п. 3 § 15, исследует позицию крестьян во время войны по следующим вопросам:
-От кого зависели окончательные итоги гражданской войны? Почему в первые дни крестьяне безоговорочно поддержали Советскую власть?
-Как отреагировали крестьяне на чрезвычайную продовольственную политику?
-Как вели себя крестьяне в первый период гражданской войны? Анализ крестьянских выступлений. Их лозунги.
Отличия недовольства крестьян в тылу у белых. Почему не нашли общий язык? Подведение итогов работы группы.
Четвертая группа анализирует движение «зеленых», махновщину, используя § 19 и документ к параграфу, по вопросам: Почему символом был избран зеленый цвет? Где располагались «зеленые»?
Кто возглавляет движение «зеленых»? Как он действует? Охарактеризуйте силы Н.И. Махно.
Проанализируйте его программу. Почему он так популярен?
Программа Махно: > Социализация земли, фабрик, заводов. >Коренное изменение продовольственной политики. > Свобода слова, печати, собрания. >- «Нет» диктатуре! >- Долой комиссародержавие!
- Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих! Отношение к нему белых и красных.
Заключение. Подводятся итоги задания.
Домашнее задание: § 15, подготовиться к повторительно- обобщающему уроку по теме «Гражданская война и иностранная интервенция».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Политика красных и белых" 9 класс
Тест для контроля данной темы в 9 классе....
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....
Экономическая политика красных и белых.
Разработка урока...
Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».
Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...
Экономическая политика красных и белых
Вашему вниманию предлагается урок истории России 9 класса по теме «Экономическая политика красных и белых ».Цель урока: выявление особенностей экономической политики красных и белых во время Гра...
Экономическая политика "красных" и "белых"
Урок истории 9 класс...
масштаб и мотивы красного и белого террора
Одна из проблем, вставших перед новой властью России после Великой Октябрьской революции....