"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkr._urok.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Цели урока: 

обобщить и систематизировать ранее полученных знаний;

способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; анализировать и делать выводы;

воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия» таблицы, контурные карты, кроссворд, карточки с заданиями, тесты, фишки.

Ход урока

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок и на этот урок к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Восток”. И наша цель закрепить и систематизировать знания по истории Древнего Востока.

2. Игра-путешествие

Я уже ранее говорила, что урок необычный, и поведем мы его в форме  игры-путешествия. Как обычно в путешествие все едут с хорошим настроением. Я желаю, что бы Вы взяли с собой в путь хорошее настроение, смекалку, свою эрудицию. Поделитесь своей улыбкой друг с другом, с гостями. Итак, в путь.

Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие “Древний Восток” - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделен на две команды, выбраны капитаны команд.

2. Правила игры:

За правильное выполнение задания команда получает 1 фишку.

Команды – соперницы выбираются по жребию и занимают игровые столы.

За 1 место участникам игры ставится отметка «5», за 2 место - «4».

Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:

Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Итак, наш первый пункт “Географический”

? – перечислите страны, которые мы изучали в рамках темы “Древний Восток”? (учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет или записывает на доске названия стран)

Ребята!  «Важную роль при изучении истории играет знание исторической карты и не менее важную роль играет знание дат исторических событий. 

В истории знай даты и года.
И помни: ты без карты никуда.

1.   Контурные карты с указанием рек.  Задание – подписать какие государства располагались в районе этих рек.

2.  Контурные карты без названия географических объектов. Задание – написать название стран и рек.

3. Работа с настенной картой. Задание – учитель показывает страны, учащиеся записывают их название себе в тетрадь (Междуречье, Египет, Палестина, Финикия). Затем можно организовать взаимопроверку.   

После выполнения работы в группах 1 учащийся показывает и комментирует месторасположение стран Египта и Междуречья  , природные условия, основное занятия жителей

Хорошо! Молодцы! Я вижу, вы хорошо знаете географическое положение стан Древнего Востока.

? – Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в долинах рек).

Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.

2). пункт Исторический диктант

- Молодцы ребята! Славно потрудились!
С государствами определились.
А теперь задание новое вас ждет:
Пусть каждый термин свою страну найдет.

А - Египет; Б – Двуречье; В – Финикия.

1. Глина.

16. Величайшие мореплаватели древнего мира.

2. Папирус.

17. Основание колоний

3. Оливковые деревья.

18. Четыре порога в верховьях реки.

4. Города Ур и Урук.

19. Хаммурапи.

5. Шадуфы.

20. Морские пираты.

6. Дар Нила

21. Тутмос III

7. Города Тир и Сидон

22. Изобретатели букв.

8. Бог солнца Шамаш

23. Город Вавилон.

9. Богиня Иштар

24. Бог Амон-Ра

10. Походы в Нубию

25. Богиня Исида.

11. Цари-фараоны

26. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку.

12. Изобретение прозрачного стекла

27. Мумия.

13. Божество Бес

28. Боги Осирис и Сет.

14. Пурпурная краска

29. Иероглифы.

15. Клинопись

30. Первые, в истории, дошедшие до нас законы.

А – 2, 5, 6, 10, 11, 13, 18, 21, 24, 25, 27, 28, 29.

Б – 1, 4, 8, 9, 15, 19, 23, 30.

В – 3, 7, 12, 14, 16, 17, 20, 22, 26. 

Итак, ребята мы повторили с вами географическое положение стран Древнего Востока, чем они занимались, повторили, что у каждой страны есть свои исторические факты, особенности, термины, географические названия, но у каждой страны есть еще и свои исторические деятели. Следующая наша остановка:  

3). Пункт “Исторические деятели”

На карточках имена и страны.

В каких древних странах жили эти люди?

1) КИР

А) Персия

2) ХАММУРАПИ

Б) Египет

3) ХЕОПС

В) Ассирия

4) АШШУРБАНАПАЛ

Г) Вавилон

Конкурс капитанов

Если капитан не знает или затрудняется ответить, команда имеет право оказать помощь.

1. В каких странах протекают эти реки?

1) ТИГР

А) Египет

2) НИЛ

Б) Междуречье

3) ИОРДАН

Г) Палестина

4) ЕВФРАТ

Е) Междуречье

 

2. В каких древних странах существовали эти города?

1) ИЕРИХОН

А) Египет

2) БИБЛ

Б) Ассирия

3) НИНЕВИЯ

В) Финикия

4) МЕМФИС

Г) Вавилония

5) УР

Д) Палестина

4) Четвертый  “Исторический словарь” Команда в это время выполняет задания конкурса Задание – найдите определения: (На доске вывешиваются основные термины по теме)

1 команда 

2 команда 

Столица Месопотамии (Вавилон).

Рассказ о богах (Миф).

Пленник, человек без прав и свобод (Раб).

Столетие (Век).

Первый человек, согласно Библии (Адам).

Древнееврейский бог (Яхве).

Титул царя Древнего Египта (Фараон).

Частицы полусгнивших растений (Ил).

Автор самых первых законов (Хаммурапи).

         

Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран).

Книга в виде трубочки в Египте (Свиток).

Сплав меди и олова (Бронза).

Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).

Строительный материал в Двуречье (Глина).

Человек, который служил Богам (Жрец).

Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).

Жилище бога (Храм).

Река в Египте (Нил)

Физкультминутка

Приготовились, друзья,
Встали с места. В путь пора.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе весело шагать.
Пять, четыре, три, два, раз,
Хорошо идет наш класс.
Хоть немного мы прошли -
Остановочка в пути.
Руки набок, ноги шире
Повороты: три - четыре.
Раз - налево, два - направо,
Вновь налево, вновь направо.
Утомились - не беда.
Руки выше поднимаем,
Глубже дышим, отдыхаем.
Дальше в путь, друзья, пора,
Продолжается игра!

5). Пятый пункт “Занимательный”   

Задание отгадайте кроссворд

1.Основное удобрение на полях Древнего Египта

2.Одна из рек Индии

3.“Жилище богов”

4.Штурмовое оружие

5. Древняя столица Египта

6. Город Двуречья

7. Гроб, где хранится мумия

8. Подвижная ударная сила

6) пункт “Загадочный

1.        Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно.
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (сфинкс)

2.        В Египте умер человек,
И труп его хранили век.
Тело обрабатывают,
Бинтами замотают.
Назови, что это было,
Долго всем оно служило. (мумия)


3.          Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон).

4.         Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

5.         Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

7). пункт

Мы с вами знаем, что жители Древнего востока поклонялись многочисленным богам. Сейчас вам предстоит определить, кто из богов изображен на картинке.

Каждой команде для определения даются по две картинке с изображением богов.

Бог Солнца - Амон-Ра, Бог пустыни и песчаных бурь-  Сет, Бог  научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб, Осирис – бог и судья в царстве мертвых, Осирис в гробу.

8 «Финишный тест»

1. Материал для письма у жителей Междуречья:

А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов:

А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

4. Египет располагался в:

А) Африке;
Б) Азии;
В) Европе?

5. Знатный, богатый человек:

А) писец;
Б) жрец;
В) вельможа?

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наше путешествие. В течение нашей игры мы постарались вспомнить, обобщить и закрепить полученные знания по истории древнего Востока.

Ребята вам понравился урок? Что было интересного на уроке? Что вызвало трудности?

 Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

А кто больше всех наследил? У кого больше всех следов? Давайте посчитаем ваши результаты и узнаем победителя нашей игры.

9 ) Задание: вписать недостающие буквы и слова в предложенные тексты по теме «Древний Восток»:

1. Столицу Ассирии, город Н - - - - - ю называли «логовищем львов».

Ассирийцы впервые в военном деле стали использовать к - - - - - - у.

Для разрушения вражеской крепости ассирийцы использовали т - - - н.

Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували ……………..

Воины были вооружены мечами, топориками из твёрдого металла - ………….

2. Египет – так называлась страна, которая располагалась…………………………

Первой столицей Египетского царства стал город …………………………..

Царей Древнего Египта называют ……………………

Вырезанная из камня фигура льва с головой человека……………..

Войсками фараонов были завоёваны в Африке – богатая золотом Н - - - - - - я. Города финикийцев были расположены на берегах ………… моря.

«Финишный тест»

1. Материал для письма у жителей Междуречья:

А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов:

А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

4. Египет располагался в:

А) Африке;
Б) Азии;
В) Европе?

5. Знатный, богатый человек:

А) писец;
Б) жрец;
В) вельможа?

В каких древних странах эти люди?

1) КИР                                

 жили


 А) Персия

2) ХАММУРАПИ

 Б) Египет

3) ХЕОПС

 В) Ассирия

4) АШШУРБАНАПАЛ

 Г) Вавилон

1. В каких странах протекают эти реки?

1) ТИГР

         А) Египет

2) НИЛ

         Б) Междуречье

3) ИОРДАН

         Г) Палестина

4) ЕВФРАТ

         Е) Междуречье

2. В каких древних странах существовали эти города?

1) ИЕРИХОН

   А) Египет

2) БИБЛ

   Б) Ассирия

3) НИНЕВИЯ

   В) Финикия

4) МЕМФИС

   Г) Палестина

Столица Междуречья

Приспособление для разрушения крепостных стен.

Рассказ о богах

Книга в виде трубочки в Египте.

 

Пленник, человек без прав и свобод.

Сплав меди и олова.

Столетие

Гробница древнеегипетских царей.

Первый человек, согласно Библии  

Строительный материал в Двуречье.

Автор самых первых

законов.         

Частицы полусгнивших растений

Человек, который служил Богам

Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами.

Древнееврейский бог.

Жилище бога.

Титул царя Древнего Египта

Река в Египте

Вавилон.

Храм

Свиток

Фараон.

Мумия

Хаммурапи

Ил.

Яхве

Бронза

Адам

Глина

Раб

Пирамида

Таран

Жрец

Век.

Миф

Нил

1.Основное удобрение на полях Древнего Египта

2.Одна из рек Индии

3.“Жилище богов”

4.Штурмовое оружие

5. Древняя столица Египта

6. Город Двуречья

7. Гроб, где хранится мумия

8. Подвижная ударная сила

1. Глина.

16. Величайшие мореплаватели древнего мира.

2. Папирус.

17. Основание колоний

3. Оливковые деревья.

18. Четыре порога в верховьях реки.

4. Города Ур и Урук.

19. Хаммурапи.

5. Шадуфы.

20. Морские пираты.

6. Дар Нила

21. Тутмос III

7. Города Тир и Сидон

22. Изобретатели букв.

8. Бог солнца Шамаш

23. Город Вавилон.

9. Богиня Иштар

24. Бог Амон-Ра

10. Походы в Нубию

25. Богиня Исида.

11. Цари-фараоны

26. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку.

12. Изобретение прозрачного стекла

27. Мумия.

13. Божество Бес

28. Боги Осирис и Сет.

14. Пурпурная краска

29. Иероглифы.

15. Клинопись

30. Первые в истории дошедшие до нас законы.

Междуречье

Египет

Персидская держава

Ассирийская держава


Финикия




Палестина

Египет

Двуречье

Финикия

Египет

Двуречье

Финикия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний ...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Знатоки Древнейшей Греции (повторительно-обобщающий урок-эстафета)

5 класс делится на 3 команды по рядам и получает опережающее задание: подготовить визитную карточку команды. урок проходит в форме эстафеты "Историческая зарядка": 1) вставить пропущенные буквы в терм...

Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок.

В конкурсе-игре участвуют все ученики класса. Класс разделён на 5 команд.На каждый вопрос отвечает не менее 3 человек. Выслушав ответы, учитель не комментирует их, а только просит каждого из отвечающи...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...