Главные вкладки

    Проект "Рассказ ветерана"
    презентация к уроку по краеведению по теме

    Аладышева Татьяна Петровна

     

    История жизни людей старшего поколения, несомненно, заслуживает внимания. Жизнь человека не идет в отрыве от судьбы государства, личность вбирает в себя историю страны в многообразных ее выражениях. Интервью с пожилым человеком способно открыть то существенное, что невозможно получить из учебников и книг по истории. 

     

    Этапы проекта

           I.            Постановка цели проекта

        II.            Определение задач проекта

     III.            Выбор методов и средств решения задач проекта

    IV.            Определение видов деятельности участников проекта

       V.            Обсуждение первых результатов деятельности над проектом

    VI.            Работа по классификации собранных материалов

    VII.            Оформление материалов проекта в виде презентации на Диске Google

    VIII.            Открытие доступа к презентации на Диске Google

    Ссылка           https://docs.google.com/a/i-dist.ru/presentation/d...

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Презентация "Рассказ ветерана". 2.71 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    1. Родился 25 июня 1926 года в деревне Красный Яр Теньгушевского района Республики Мордовия. 2. В 1934 году пошел учиться в Красноярскую семилетнюю школу. 3. С 1941 года по1944 год учился в Теньгушевской средней школе. 4. 30 июня 1944 года был призван в армию, направлен служить на Тихоокеанский флот. 5. В 1948 году женился на Надежде Васильевне Шеварихиной. 6. В 1950 году учился в одногодичной школе при Университете марксизма – ленинизма во Владивостоке. 7. В январе 1951 года был принят в члены КПСС. 8. В конце марта 1951 года был демобилизован и вернулся на родину. 9. С 1951 года по 1961 год работал инструктором Теньгушевского районного комитета КПСС. 10. С 1955 года по1957 год учился в школе повышения квалификации работников сельского хозяйства в поселке Ялга МАССР. 11. С 1961 года по 1967 год возглавлял торговый отдел Исполкома Теньгушевского Райпотребсоюза. 12. С 1967 года по 1979 год был председателем колхоза «Ударник» Теньгушевского района. 13. С 1979 года по 1986 год работал директором Теньгушевского хлебозавода. 14. В 1986 году вышел на пенсию. 15. С 1986 года по 1989 год был секретарем партийной организации Теньгушевского сельского совета. 16. В феврале 1996 года был награжден медалью Жукова. 17. В мае 2005 года награжден памятной медалью ЦК КПРФ «60 лет победы в Великой Отечественной войне». 18. В настоящее время находится на пенсии, является ветераном войны, ветераном труда, инвалидом I группы.

    Слайд 3

    Основные вопросы 1. Расскажите о Ваших родителях. ФИО, годы жизни, место рождения, проживания, смерти, образование, род занятий, национальность, состояли ли в ВЛКСМ, КПСС, профсоюзной организации, других общественных организациях. 2. Где и когда Вы родились? Кто Вы по национальности? 3. Как прошло Ваше детство. Яркие воспоминания. Посещали ли Вы детский сад. 4. Школьные годы. Где, когда, сколько Вы учились. Любимые предметы. Любимые учителя. Какие знания, умения и навыки Вам особенно пригодились в жизни? Были ли Вы пионером, комсомольцем? Расскажите об этом. 5. Как сложилась Ваша дальнейшая судьба? Учеба, работа. Были вы членом ВЛКСМ, КПСС, профсоюза. Расскажите об этом. Какая политическая партия Вам сегодня ближе других? 6. Сейчас Вы работаете или на пенсии? Чем Вы занимаетесь на пенсии? Ваше хобби (раньше и теперь). 7. Семья. Расскажите, пожалуйста, когда Вы создали свою семью. Расскажите о супруге. Чем занимаются Ваши дети, внуки. Как формировался Ваш быт (первый холодильник, телевизор и т.п., как получили квартиру, огород; очереди, талоны, спецраспределители)? 8. Ваши любимые писатели, поэты, книги, кинофильмы, песни. Почему Вам нравятся именно эти произведения. Как Вы проводите свой досуг? Какие любимые праздники (раньше и теперь), почему? 9. Считаете ли Вы себя верующим человеком? Ходите ли Вы в церковь?. 10. Каких жизненных принципов, проверенных на Вашем личном опыте, Вы бы посоветовали придерживаться молодежи? Ваши пожелания современной молодежи.

    Слайд 4

    1. Расскажите о Ваших родителях. ФИО, годы жизни, место рождения, проживания, смерти, образование, род занятий, национальность, состояли ли в ВЛКСМ, КПСС, профсоюзной организации, других общественных организациях. Мой отец Васин Никифор Федорович родился в 1895 году в русской многодетной крестьянской семье в Тамбовской губернии, в селе Красный Яр. Дед, Федор Семенович, был плотником, делал колеса, сани, всю домашнюю утварь. В детстве отец окончил земскую школу. Он играл на гармошке, хорошо пел. Любил песню «Ревела буря» о Ермаке. Отец был депутатом сессии ВЦИКа. 16 ноября 1926 года он вместе с другими крестьянами сфотографировался с «всесоюзным старостой» Калининым Михаилом Ивановичем. Эту фотографию, как ценную реликвию, хранила в своем доме моя тетка, Васина Анастасия Васильевна, знающая только буквы алфавита, но очень твердо уверяющая, что ее свекор на фотографии с важным человеком из Кремля. Откуда было знать в то время, в небольшой деревне, кто такой Калинин? Отец принимал активное участие в организации колхоза в селе Красный Яр, который был создан в 1931 году. Он был первым председателем этого колхоза, Это был колхоз имени Ворошилова. Две его сестры были колхозницами. Брат Иван, в колхоз не входил вплоть до середины 50-х годов. В семье у нас было 6 детей. Две мои сестры умерли в детском возрасте. Отец умер в 1935 году, оставив на попечение матери нас, четверых детей. Мать, Акулина Федоровна, родилась в 1897 году в крестьянской семье, проживающей в д. Телимерки Теньгушевской волости Темниковского уезда Тамбовской губернии. Всю жизнь она работала, не покладая рук. После создания колхоза в Красном Яре Акулина Федоровна держала в своем доме колхозные ясли для детей колхозников. Во время Великой Отечественной войны колхоз для детей выделял бесплатно молоко, пшено, картошку. И сейчас еще 70 - летние люди. В политических, общественных и профсоюзных организациях моя мать, как и другие деревенские женщины, не состояла.

    Слайд 5

    2. Где и когда Вы родились? Кто Вы по национальности? Я родился в деревне Красный Яр 25 июня 1926 года. По национальности я русский. 3 . Как прошло Ваше детство. Яркие воспоминания. Посещали ли Вы детский сад. С ранних лет мне приходилось работать в колхозе вместе с братьями и сестрами за трудодни. На них в семье можно было прожить с большим трудом. В 1935 году умер отец, за главу семьи остался дед Никифор Федорович, которого все называли «батюня». Он помогал матери поднимать на ноги нас, четверых детей. «Батюня» умер в 1937 году. Все работали не покладая рук. На приусадебном участке выращивали овощи. Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось пятнадцать лет. Из села отцы, и братья уходили на фронт, матери наспех собирали им котомки с продуктами и всем селом провожали новобранцев за околицу. Село мгновенно опустело. Остались в нем лишь женщины, ребятишки и старики. Для тех, кому минуло немногим больше десяти лет, началась трудовая биография. Утром, когда только вставало солнце, слышался стук отбойных молотков. Это ребятишки учились пробивать косы. Мальчишки косили траву, женщины и девочки ворошили скошенные ряды травы и сгребали в копны. Работали все дружно, в обед немного отдыхали. После сенокоса начинали уборку хлебов. На нее выходила все село. В ход шли серпы, жатки, лобогрейки. Девочки вязали снопы, складывали их в крестцы. Убирали зерно так, чтобы ни один колосок не остался в поле. За день нарабатывались так, что еле домой доходили. А в ночь, на быках зерно вывозили в Барашево для сдачи государству. Мальчишки взваливали мешки с зерном на свои неокрепшие спины и по трапу вносили их в товарные вагоны. Много бед и лишений довелось пережить в годы военного лихолетья. Что ни день, то похоронка, слезы, плач и рыдания. Трудились, не досыпали, не доедали, а из зерна не хлеб пекли, а кашу варили, и она казалась слаще манной. Работы хватало и зимой. Возили сено и солому с лугов к фермам и конюшням. Тягловой силой были лошади и быки. Заготавливали корм и для личного скота. Все понимали, что так было надо, и никто не жаловался, жизнь сама учила переносить трудности. Чем могли, помогали фронту: сушили картошку, собирали посылки, девочки и женщины вязали носки, варежки, шили кисеты. Все ждали и приближали победу.

    Слайд 6

    4. Школьные годы. Где, когда, сколько Вы учились. Любимые предметы. Любимые учителя. Какие знания, умения и навыки Вам особенно пригодились в жизни? Были ли Вы пионером, комсомольцем? Расскажите об этом. Я всегда очень любил учиться. Окончил семилетнюю школу в своем родном селе Красный Яр. Затем учился в Теньгушевской средней школе с. Теньгушева Теньгушевского района. Любимые предметами были математика, литература, история. До сих пор помню учителей Байзерову Наталью Михайловну и Куликова Захара Андреевича. В школе приходилось писать на разлинованных вручную грубых листах бумаги или газеты чернилами из пузырьков. Где их брали учителя, неизвестно. Годы учебы в школе позволили мне получить те навыки, которые необходимы всю жизнь. Это не только умение грамотно писать, но и ясно мыслить, постоянно трудиться, стремиться к повышению образовательного уровня. В красноярской школе был принят в пионеры. Во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи вступил, когда нес службу на Тихоокеанском флоте. Полученные в школе знания пригодились, когда учился в одногодичной школе при Университете марксизма – ленинизма во Владивостоке. В 1950 – ые годы окончил школу повышения квалификации работников сельского хозяйства в поселке Ялга Мордовской Автономной Советской Социалистической республики, курсы руководящих работников в Москве.

    Слайд 7

    5 Как сложилась Ваша дальнейшая судьба? Учеба, работа. Были вы членом ВЛКСМ, КПСС, профсоюза. Расскажите об этом. Какая политическая партия Вам сегодня ближе других? Шел 1944 год. Мне исполнилось восемнадцать лет. Вместе с двоюродным братом Петром Степановичем Васиным меня призвали в армию. Петр был направлен на Северный флот, а я - на Тихоокеанский. Был зачислен в учебный отряд, обучался в школе на острове Русский. После учебы был направлен на корабль «Тбилиси», принадлежащий к классу торпедно-артиллерийских кораблей. В начале службы был рядовым-матросом, потом старшиной. Большую роль в то время играла комсомольская организация. Я считаю, что она была нужна стране. На ее счету было много важных для Родины дел. Меня избрали секретарем бюро комсомольской организации корабля. День Победы над фашистской Германией я встретил на корабле. Радость была неописуемой. Но отношения с Японией были напряженными, поэтому корабль всегда держал готовность №1. Довелось мне встречаться с японцами. Ибо во Владивостоке их было достаточно много. Рисовую кашу они сначала ели палочками, а затем научились есть ее ложками.

    Слайд 8

    В 1948 году при Доме офицеров Тихоокеанского флота во Владивостоке я окончил одногодичную школу марксизма – ленинизма. Занимался общественной работой: избирался депутатом городского совета Владивостока, три года был заседателем трибунала военного тихоокеанского флота, руководил художественной самодеятельностью корабля. На корабле работал свой духовой оркестр, а корабль был шефом ткацкой фабрики и медицинского института, поэтому приходилось часто выезжать на предприятия города Владивостока. Выступали в краевой приморской филармонии. Уже тогда исполняли цыганские песни и танцы (они были запрещены в то время). Как мог, я старался помочь своей семье в Красном Яре, где жила моя мать Акулина Федоровна со снохой и тремя внуками (6 лет, 3 лет и 11-ти месяцев). Семья находилась в бедственном положении. Посылал посылки с тканью для платья племяннице, учебными принадлежностями и другими вещами. «Сколько же было радости в сельской школе от коробочки с перьями «Звездочка», которыми тогда писали и которые были дефицитом в селе в то время. Всем школьникам раздавали эти перья, ведь в коробочке их было целых сто штук»,- рассказывала мне позже племянница. Во время отпуска обеспечивал семью колодником на зиму (колодник- это черный дуб, который добывали со дна Мокши и озер). В то время колодник использовался в качестве дров для топки печей.

    Слайд 9

    В январе 1951 года, неся службу на корабле «Тбилиси», был принят в члены КПСС. Всего семь лет прослужил я на Тихоокеанском флоте. В конце марта 1951 года я демобилизовался и вернулся на родину. Работал в Теньгушеве инструктором РК КПСС, возглавлял торговый отдел Исполкома Теньгушевского Райпотребсоюза, был председателем колхоза «Ударник», директором Теньгушевского хлебозавода. Окончил двухгодичную школу повышения квалификации руководящих работников сельского хозяйства в поселке Ялга. Я помню первых секретарей РК КПСС – это П.П. Жичкин, А.Н. Дадонов, Н.Л. Сыркин, после отделения района от Темниковского - М.Н. Канаев, Шувалов, Журавлев, Н.И. Меркушкин. Это были грамотные, эрудированные люди. В стране происходили большие события. В нашем районе строили много квартир для рабочих и колхозников, увеличивалось поголовье скота на фермах, работал кирпичный завод, фабрика сувениров. При Н.И. Меркушкине внедрялся хозрасчет в сельском хозяйстве. Я до сих пор остаюсь членом КПСС. В чем-то согласен с ее лидерами, в чем-то нет. Политику нынешнего президента, Дмитрия Анатольевича Медведева: «Не отступим, ни на Кавказе, ни в экономике, ни в борьбе с коррупцией», - поддерживаю полностью. С интересом знакомлюсь с содержанием «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» и «Послания Главы Республики Мордовия Государственному собранию». Мне нравится тандем руководителей страны: президента Дмитрия Анатольевича Медведева и премьер-министра Владимира Владимировича Путина. Они умело справляются с финансовым кризисом, поразившим мир.

    Слайд 10

    6. Сейчас Вы работаете или на пенсии? Чем Вы занимаетесь на пенсии? Ваше хобби (раньше и теперь). В 1986 году я вышел на пенсию. Находясь на пенсии, работал секретарем партийной организации Теньгушевского сельского совета. Был активным участником художественной самодеятельности. Это и было моим основным хобби. В настоящее время круг моих занятий ограничен. В 2003 году мне ампутировали ногу. В июле 2004 года поставлен электрокардиостимулятор. По дому передвигаюсь на инвалидной коляске. Я являюсь ветераном войны, Государство выделило мне машину «Ока». Пенсию получаю вполне достаточную, почти четырнадцать тысяч рублей, что позволяет нам с супругой жить ни в чем не нуждаясь, не обращаясь за помощью к детям и внукам. По-прежнему люблю читать, интересуюсь информацией политического характера, выписываю центральную и местную периодику.

    Слайд 11

    7. Семья. Расскажите, пожалуйста, когда Вы создали свою семью. Расскажите о супруге. Чем занимаются Ваши дети, внуки. Как формировался Ваш быт (первый холодильник, телевизор и т.п., как получили квартиру, огород; очереди, талоны, спецраспределители)? Супругу зовут Надежда Васильевна. Вместе мы уже 60 лет. Родилась Надежда Васильевна 10 июня 1926 года. В 1942 году с работы в колхозе «Парижская коммуна» началась трудовая биография Надежды Васильевны. 25 ноября 1948 году мы поженились. В то время моя супруга работала на Теньгушевском скотоприемном пункте. В 50-ые годы Надежда Васильевна была продавцом Теньгушевского книготорга, буфетчицей столовой, бухгалтером в различных организациях районного центра. Затем много лет проработала контролером Краснослободского энергосбыта. Получила звание «Ударник коммунистического труда». У нас четыре сына, восемь внуков, семь правнуков. Все сыновья имеют высшее образование. Старший сын Юрий - инженер-механик, Михаил и Василий – строители с инженерным образованием, Александр – военный. Две внучки – экономисты, одна – педагог. Двое из внуков, как и старший сын – инженеры-механики. Все они достойные люди. Вся наша жизнь связана с родным селом. Когда наша семья была создана, в плане организации быта были трудности. В 50 – 60 – ые годы в стране ощущался острый дефицит предметов первой необходимости. В 1963 году в Красный Яр было проведено электричество, в конце 60 – ых годов мы купили свой первый телевизор, в начале 70 – ых – холодильник. Сейчас, конечно, мы пользуемся современной бытовой техникой.

    Слайд 12

    8. Ваши любимые писатели, поэты, книги, кинофильмы, песни. Почему Вам нравятся именно эти произведения. Как Вы проводите свой досуг? Какие любимые праздники (раньше и теперь), почему? Очень люблю читать. От государства получаю две пенсии - военную и трудовую, поэтому могу позволить себе выписывать книги почтой. Любимые писатели: Толстой Лев Николаевич, Чехов Антон Павлович, Горький Максим, Шукшин Василий. Поэты: Лермонтов, Пушкин, Есенин. Мне нравятся все их произведения, потому что они созвучны нашей действительности. Читаю газеты, постоянный подписчик на «Аргументы и факты». «Российская газета» полагается мне бесплатно. Конечно, выписываю местную прессу - Теньгушевскую районную газету «Примокшанье». Сейчас читать стал меньше – ухудшилось зрение, возраст берет свое. Сейчас я смотрю телевизор, такие информационно-аналитические программы как «Новости», «Вести», «К барьеру», «Времена». Живу, находясь в курсе современных событий, в чем-то соглашаюсь с позициями авторов программ и мнением известных политиков, на что-то у меня складывается своя точка зрения. Люблю песни о море. Нравятся частушки, поэтому смотрю «Играй, гармонь любимая!». Люблю смотреть старинные фильмы. Любимые праздники: День военно-морского флота, День Победы. 9 мая встречаю и с горечью и с радостью. В праздничные дни меня не забывают. Часто получаю подарки от Главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина. В 2005 году, в год десятилетия Конституции Республики Мордовия, мне подарили фотоальбом «Десять лет созидания. Республика Мордовия». В честь 75-летия республики подарили чайный сервиз. Чаще, конечно, дарят продуктовые наборы к праздничному столу, которые состоят из лучших продуктов, производимых на мордовских кондитерских фабриках и мясокомбинатах. Также получаю подарки как член КПСС. От КПРФ дарили часы, набор фужеров.

    Слайд 13

    9. Считаете ли Вы себя верующим человеком? Ходите ли Вы в церковь? Считаю себя православным христианином. В детстве ходил с бабушкой Аленой в церковь в село Бутаково Нижегородской области. Я полностью поддерживаю заповеди Библии. Я думаю, в советское время моральный кодекс строителя коммунизма был основан именно на них. А воспитывался я, конечно, как человек советский, и большую часть жизни прожил в советском обществе. 10. Каких жизненных принципов, проверенных на Вашем личном опыте, Вы бы посоветовали придерживаться молодежи? Ваши пожелания современной молодежи. Прожив долгую и сложную жизнь, я думаю, что имею право дать несколько советов молодым людям. Советы: учиться, трудиться, уважать старших и делать людям добро, не увлекаться спиртным. Надо любить свою работу. Найти свое место в жизни, проявляя упорство и терпение, развивая таланты.

    Слайд 14

    История жизни людей старшего поколения, несомненно, заслуживает внимания. Жизнь человека не идет в отрыве от судьбы государства, личность вбирает в себя историю страны в многообразных ее выражениях. Интервью с пожилым человеком способно открыть то существенное, что невозможно получить из учебников и книг по истории. Интервью с Иваном Никифоровичем Васиным показывает, что в его судьбе прослеживается и отражается история и судьба страны. Конечно, кто-то может сказать, что нельзя судить об истории России на основе рассказа семейной истории одного человека. Позволю себе не согласиться с этим мнением. Я думаю, что данное интервью позволит ярче и эмоциональнее отнестись к известным страницам истории России. Судьба И.Н. Васина связана с XX веком. XX век – одно из самых сложнейших столетий в истории нашей страны. Сложности, противоречия эпохи нашли отражение в судьбе Ивана Никифоровича. Иван Никифорович представляется мне яркой самостоятельной личностью. Его жизнь, как и многих других людей минувшего века, не была легкой и простой. Он и его семья пережили тяжелое время становления колхозов в 30 – ые годы, когда приходилось много работать, а жить впроголодь, Великую Отечественную войну, тяжелое послевоенное время, так называемую «эпоху застоя», перестройку. С детских лет Ивану Никифоровичу приходилось много работать. В биографии И.Н. Васина не мало ярких страниц: участие в Великой Отечественной войне, несение военной службы на Тихоокеанском флоте, работа на руководящих партийных и государственных должностях. Мы видим перед собой деятельного, организованного и работоспособного человека. И в молодости, и став пожилым человеком, Иван Никифорович не оставляет своих увлечений. Обладая музыкальным талантом, он постоянный и активный участник художественной самодеятельности. Интервью показало нам И.Н. Васина как прекрасного семьянина, создавшего прочную семью, в которой было воспитано четверо сыновей, каждый из которых, несмотря на сложные времена, нашел применение своим силам. Слушая И.Н. Васина, я как будто соприкоснулась с ожившей историей нашего государства в XX веке. Затронули мое сердце воспоминания Ивана Никифоровича о трагическом времени Великой Отечественной войны, когда и в тылу, даже в таком маленьком селе как Красный Яр, тяжелым трудом женщин, стариков и подростков ковалась победа над врагом.

    Слайд 15

    И.Н. Васин (справа) с другом во время службы на Тихоокеанском флоте. 9 марта 1946 г.

    Слайд 16

    И.Н. Васин – активный участник художественной самодеятельности. 1951 г

    Слайд 17

    Надежда Васильевна (слева) с подругой. 1948 г. Супруга И.Н. Васина Надежда Васильевна. 1947 г.

    Слайд 18

    Вручение И.Н. Васину памятной медали ЦК КПРФ. 2005 г .

    Слайд 19

    Презентация подготовлена членами кружка «Юный политолог» под руководством учителя истории и обществознания Аладышевой Т.П., как результат исследовательского проекта «Рассказ ветерана» 2012 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План урока природоведения по теме "Ветер и почва"

    дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;               ...

    Урок:"Ветер"

    Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию...

    Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

    Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

    конспект урока по теме Ветер в 6 классе

    Изучение новой темы, использование стихов....

    Математическое путешествие по следам ветерана

    Дәресләрдә, класстан тыш чараларда Интернеттан файдалану, дәресләрне компьютер презентацияләреннән файдаланып үткәрү укучыларның белем алу процессын кызыклы, мавыктыргыч итү юлларының кайберләре...

    Ветер.

    Презентация к уроку в 6 классе....

    Урок по теме "Атмосферное давление и ветер"

    Урок из курса географии 6 кл. с использованием электронного учебника. Урок комбинированного типа. Большое внимание на данном уроке уделялось составлению схем причинно-следственных связей, а также были...


     

    Комментарии

    Аладышева Татьяна Петровна

    Презентация создана на Диске Google, там размещена.

    Представлен интересный краеведческий материал. Татьяна Петровна и участники проекта проделали огромную серьёзную работу. Патриотическое воспитание детей ведётся не на словах, а на деле.