Исследовательская деятельность на уроках истории.
статья по истории по теме

Ольга Викторовна Кочергина

 

Задачу формирования интереса к истории выдвигает любая из ныне действующих программ. Интерес – это главный двигатель развития личности, социальной группы, государства, этносов, человечества. Интерес проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledov.deyat_.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.

                Задачу формирования интереса к истории выдвигает любая из ныне действующих программ. Интерес – это главный двигатель развития личности, социальной группы, государства, этносов, человечества. Интерес проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

                Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В Концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.

                Проблема «воспитания историей» относится, по- моему, к числу вечных.

                Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

                     Позитивные факторы в историческом образовании.

         В состоянии современного исторического образования имеются позитивные факторы: много учебников по всем курсам истории, оформлены программы по основной и старшей школе, изданы рабочие тетради и атласы в помощь учителю и учащимся, созданы контролирующие и обучающие компьютерные программы по предмету. Нужно отметить и обилие исторической научной и научно-популярной литературы на прилавках магазинов, пополняются фонды школьных и сельских библиотек, ресурсы глобальной сети Интернет. «Всемирная паутина» позволяет изучать труды историков-классиков, заходить на сайты библиотек России и других стран, пользоваться сайтами по историческим темам или историческим курсам. При желании можно совершить виртуальную экскурсию в музей или картинную галерею. Это создает возможности организовать полноценное и разнообразное обучение не только в рамках обязательной программы, но и углублено, в зависимости от желания и познавательных возможностей учащихся. У учителя появились принципиально новые средства обучения: компьютерные учебники, репетиторы, медиаэнциклопедии, виртуальные лаборатории. При хорошей компьютерной базе школы при помощи видеопроектора можно организовать коллективную познавательную деятельность учащихся на уроке, парную или индивидуальную работу. Для ребят, любящих проводить время у компьютера и имеющих интерес к истории можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиаматериалов. Все это расширяет возможность организации научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.

                  Учебное познание есть приобретение уже выработанного человечеством знания. В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, диахронным, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом, методом актуализации.

                Мой собственный опыт и опыт других учителей показывает возможность и эффективность ряда направлений организации учебной научно- исследовательской деятельности.

                                             Работа над рефератом.

                 Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов. Школьники, избравшие этот вид деятельности, получают индивидуальные консультации учителя. В практике нашей школы до введения ЕГЭ защита реферата была одной из форм

 сдачи экзамена по истории наряду с собеседованием, ответами по билетам и тестированием. Но и с введением ЕГЭ, такая форма сдачи экзамена остается популярной у учащихся 9-х классов. Кроме написания рефератов для сдачи экзамена учащиеся работают над рефератами и для участия в научном обществе учащихся. Это труд долгий и кропотливый.

При разработке общих требований к реферированию я опиралась на рекомендации, содержащиеся в книге Е.Е.Вяземского и др. «Историческое образование в современной России». Оттуда была заимствована памятка «Как писать реферат».

         Предполагается следующая структура работы:

  1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

а) ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

б) новые, современные подходы к решению проблемы;

в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;

г) частное несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

д)личные мотивы возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

а) определение проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;

б) критический обзор источников;

в) собственные версии и оценки.

3.Заключение:

а) основные выводы;

б) результаты и личная значимость проделанной работы;

в) перспективы продолжения работы над темой.

          Аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет отметку за письменное оформление реферата и устную защиту. При оценке школьного реферата учитываются следующие показатели:

- определение проблемы и вопроса, подлежащих рассмотрению, наличие плана;

- отбор и анализ источников и литературы;

- последовательность и полнота изложения темы;

- раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей точки зрения;

- наличие и обоснованность выводов;

- стиль, язык изложения;

- оформление работы ( цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

          Каждый экзаменуемый сам выбирает модель защиты: «классическую», «индивидуальную» или творческую. Последняя модель предполагает оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий; демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования; яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата.

           Критериями устной защиты реферата является умение ясно выражать свои мысли в устной форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

           Конечно, реферирование – это один из самых ответственных и трудоемких видов познавательной деятельности.                    

                 

                                             Список литературы:

  1. Лебедев О.Е. О целях образования (ПИиО.2000.№2.С.50-60)
  2. Петров А.В. Особенности учебного познания истории. Учеб. пособие.СПб., 1995.С.29
  3. Гин А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.,1998. С. 28-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...

Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сам...