КВН на тему «Отечественная война 1812 года»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

 

 

Хузина Фануза Мухаметхановна. Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным датам


11.11.2012
 

 

Фамилия, имя, отчество

Хузина Фануза Мухаметхановна

 

Должность

Учитель  истории и обществознания

 I квалификационной категории

Полное наименование учреждения, почтовый адрес, телефон, электронная почта

МБОУ «Старо-Абдуловская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

423882   РТ

Тукаевский муниципальный район

с. Старое Абдулово

ул. Школьная, 6

Тел. 37-06-15

 

Номинация конкурса

«Растим патриотов России».

 

 Методика     организации     и     проведения:   «Уроков  Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным датам.

 

Название и вид методической продукции.

Предназначение

Урок-КВН.

Урок-КВН в 8 классе «Отечественная война 1812 года»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_na_temu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

КВН на тему «Отечественная война 1812 года»

 

Цель урока: Изучение событий  Отечественной войны 1812 г.

Задачи урока: 1. Образовательные: Углубить знания о причинах, ходе и значении Отечественной войны 1812 г. 

Раскрыть общенародный характер войны 1812 г. в истории и литературе.

Показать войну глазами современников- поэтов и писателей XIX века.

2. Воспитательные: Воспитание чувства уважения к памяти предков и к памятникам культуры и искусства.

Развитие чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности.

Формирование способностей к самовыражению.

3. Развивающие: Развитие навыков работы учебником и иллюстративным материалом.

Формировать умение оценивать исторические события.


Обеспечение урока: 

Учебные материалы – учебник (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX век), атлас по истории, настенная историческая карта «Отечественная война 1812 г»
 Наглядные пособия: 
-стенды: «Поэты и писатели Отечественной войны 1812 г», «Памятники архитектуры и скульптуры, посвященные войне 1812г», «Участники партизанского движения в годы Отечественной войны 1812 г»

-репродукции:  «Пожар Москвы 1812 г» гравюра; «Военный совет в Филях» худ. А.Д. Кившенко; «Встреча Кутузова с войсками у Царева Займища» худ. Д.А. Шмаринова; «Денис Давыдов» худ В.П. Лангу; «Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы» худ. В. Верещагин; «Эпизод из войны 1812 года» худ. И. Прянишников; «Переход французов через р. Березину» худ. В. Адам.

 Выставка книг о войне 1812 г. 
Подготовительная работа:
- Формирование команд.
- Приглашение членов жюри.
- Разработка правил и системы оценивания конкурсов.
- Подготовка призов.
- Ознакомление команд с условиями конкурсов.

Структура урока

I Организационный момент.

II Мотивация Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово.
Здравствуйте ребята, сегодня я вас приветствую не на обычном уроке, а на КВНе, посвященной Отечественной войне 1812 года. Для участия вы разделились на 2 команды..                         

Конкурсы:
« Приветствие».
«Разминка».

«Картинная галерея»

«Восстанови цепочку»

«История в лицах» - конкурс капитанов.
«Исторические квадраты».

« История родного края».

«Литературное путешествие».  
«Конкурс болельщиков».
«Ожившие страницы истории».
Система оценки конкурсов – 5 баллов

1 конкурс. Приветствие команд.

Первый конкурс приветствие и представление команд. Вам дается 3 минуты на подготовку, хотелось бы, чтобы название команды было связано с историей. Высшая оценка 5 баллов.

Оценивается:
- внешний вид;
- слаженность выступления;
- название команды;
- текст приветствия;

2 конкурс. Разминка.

А теперь переходим ко второму конкурсу Разминка. Команды соревнуются в том, кто правильнее и быстрее ответит на вопросы. За каждый верный ответ один балл. Оценивается количество правильных ответов.

1.     Какова была численность французской армии  на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)

2.     В каком городе планировали встретиться русские армии, чтобы дать бой французам? (Витебск)

3.     Какую реку пришлось форсировать французам? (Неман)

4.     Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

5.     Что такое редут? (земляное укрепление) 

6.     Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

7.     Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

8.     Почему французскую армию называли «дву на десять языков»? (очень много завоеванных народов)

9.     В каком городе скончался Кутузов? (Бунцлау, Пруссия)

10.                       Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

11.                       Какова была численность русской армии к началу войны? (Приб. 200 тыс.чел)

12.                       В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)

13.                       Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

14.                       Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)

15.                       Что такое фураж? (корм для лошадей)

16.                       В какой войне Михаил Кутузов потерял глаз?  (Русско-турецкой 1787-1791 г.г.)

17.                       Какая встреча Александра и Наполеона показала неизбежность войны? (Тильзитское свидание)

18.                       Назовите лидера партизанского движения? (Давыдов)

19.                       Как называлась система международного устройства после Отечественной войны 1812г.(Венская)

20.                       Командующий русскими войсками в начале войны (Барклай де Толли)

 

3. Конкурс «Картинная галерея.»
О том или ином времени жизни людей, нам говорят исторические памятники. Памятники архитектуры, картины, репродукции  являются значимой частью исторических памятников любого города, государства. Им и посвящен третий конкурс нашего КВНа.
Прошу выйти представителей команд для участия в конкурсе ( выбирают репродукции ). В конкурсе учитывается уверенность при ответе, знание материала,  историчность описания, грамотность речи, эмоциональность изложения работа с иллюстрацией.


4. Конкурс «Восстанови цепочку».
Оценивается  правильность  ответов и быстрота команд.

В цепочке событий Отечественной войны 1812 года пропущены звенья:

Отступление русских армий от  границы – соединение русских армий - ……? – совет в Филях.....?- Тарутинский маневр- ……? - Изгнание Наполеона.

5. Конкурс капитанов.  «История в лицах».

Оценивается: уверенность ответов участников, количество правильных ответов.

1.«Если неприятель займет Москву, то расплывется  в ней, как губка  в воде, и я буду действовать, как захочу»                  ( Кутузов в августе 1812года)

2.     «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой». (Наполеон)

 

3.                 Воспитанный под барабаном

      Наш царь лихим был капитаном,

       Под Аустерлицем он бежал

В двенадцатом году дрожал.       (Пушкин об Александре I)

4.     «Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, я поражу ее в сердце
».  (Наполеон)

5.      «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...»   (В. Г. Белинский)

6.     «Новая Россия начинается с 1812 года».    (А. И. Герцен.)

 

6 конкурс. «Исторические квадраты».

Нельзя представить историю без дат и связанных с ними событий. Задание команд состоит в том, чтоб за одну минуту указать как можно больше верных дат на предлагаемые исторические события.
Команды приглашаются к таблице с перечнем событий.

 

Начало Отечественной войны

Смоленское сражение

Численность русских и французских войск

Назначение Кутузова главнокомандующим

Бородинская битва

Совет в Филях

Тарутинский маневр

Сражение под Малоярославцем

Манифест об  изгнании врага из России

Заграничный поход

Смерть Кутузова

«Битва народов»

Венский конгресс

Священный союз

Битва под Аустерлицем

Сражение под Ватерлоо

Смерть Наполеона

Правление Александра Павловича.

7 конкурс. « Родной край».

Вопросы командам, ответы на которых помогут узнать,  насколько хорошо вы знаете историю родного края.

1. Командир ополчения, который награжден золотой шпагой с надписью «За отвагу»

( Н.И. Чичагов)

2. Женщина- офицер, участник войны 1812 года, воевавшая под именем корнета Александра Александрова(Н.А.Дурова)

3. Кто такой ратник? (рядовой ополчения)

4. «Записки кавалерист-девицы»- так называется книга, посвященная войне 1812года.  Кто является  автором?(Н.А.Дурова)

 

8 конкурс. «Литературное путешествие».

Конкурс на знание литературных произведений, посвященных Отечественной войне 1812года.  Вы должны указать о ком или о чем, о каком событии идет речь  в приведенных отрывках. Как называется произведение и кто является автором?

1.     «Над голубым Неманом плыл дым от костров. Передовые части громадной армии ждали сигнала к переправе. Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке, которая тяжело сидела на белом коне. Эта фигурка на холме видна была издали. От нее ждали знака идти на русскую сторону.

Но Наполеон не давал знака. Он разглядывал молодой сосняк и желтые курганы, лежавшие на той стороне. Там не было ни живой души.  Удивительны были и эта тишина и полное отсутствие русской армии. Так не начиналась еще ни одна война. Правда, эта война не была похожа на обычные войны.

Нашествие  (Отрывок из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»).

2. Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфом через плечо и с нагайкой через другое ехал на гнедом иноходце. Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление. Главнокомандующего сопровождала большая свита. Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, и долговязого Беннигсена, назначенного начальником главного штаба, и Ермолова, и Раевского, но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, ехавшего на белой лошади несколько впереди других. Запретив выстраивать войска, Кутузов стал осматривать их на марше. Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился. Солдаты засуетились, начали вытягиваться, чиститься, строиться. Кутузов слегка поморщился, махнул рукой.

 — Не надо, ничего этого не надо,— сказал он.— Я приехал только посмотреть, здоровы ли мои дети? Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе.

 Заметив, что растянувшийся на дороге обоз какого-то генерала мешает проходить пехоте, Кутузов подозвал одного из своих адъютантов и приказал:

 — Отведи, голубчик, эти экипажи в сторонку. Солдату каждый шаг дорог, скорей до места дойдет — больше отдохнет. О солдате более всего попечение иметь надлежит!

 Когда же обоз освободил дорогу, а следовавший за ним полк егерей в стройных рядах и боевом порядке приблизился к главнокомандующему, он, сняв фуражку и приветливо помахав войскам, воскликнул:

 — Как с такими молодцами отступать да отступать! Слова главнокомандующего стали передаваться из уст в уста...

 — Приехал Кутузов бить французов! — эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало».Главнокомандующий Кутузов (Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»).

3. Прошла всем известная первая половина грозного Бородинского боя. Издав накануне воззвание к своим «королям, генералам и солдатам», Наполеон с утра до полудня всеми силами обрушился на центр и на левое крыло русских. Он теснил и поражал отряды Барклая и Багратиона. На смену гибнувших русских полков выдвигались новые русские полки. Даву, Ней и Мюрат атаковали Багратионовы флеши и Семеновские высоты, они переходили из рук в руки. Флеши и Семеновское были взяты. Вице-король повел войска на курганную батарею Раевского. После кровопролитных схваток батарея была взята. На ней, к ужасу русских, взвился французский флаг. Наша линия была прорвана. Кутузов узнал об этом, стоя с Беннигсеном на бугре, в Горках, невдали от той самой избы, где накануне у Милорадовича было совещание. Князь послал к кургану начальника штаба Первой армии генерала Ермолова. Ермолов спас батарею.         Бородинское сражение (Отрывок из романа Г.П.Данилевского «Сожженная Москва»).

4. «В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо. Военный Совет в Филях  (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).

5. Планов фельдмаршала, задумавшего отсюда блокировать Наполеона и, держать под постоянной угрозой пути сообщения с занятыми им областями через Смоленск, заставить его уйти из Москвы, никто еще не знал, но выгоды лагеря расположенного в непосредственной близости к продовольственным складам Калуги и оружейным заводам Тулы, были всех очевидны.

 Из уст в уста передавались слова, сказанные будто Кутузовым:

 — Ну, теперь отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва.

 Население в лагере прибывало не по дням, а по часам...    Тарутинский маневр (Отрывок из повести Н. Рыленкова «На старой Смоленской дороге»).

6.Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам встать в позицию... — дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Партизаны 1812 года  (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).

7. По указаниям Кутузова били неприятеля не только регулярные части; били его Давыдов, Сеславин, Фигнер, Ожаровский, казаки, легкая кавалерия. Били его крестьянские отряды народных, «неармейских» партизан. Армия завоевателя Европы таяла под могучими ударами русского оружия...

 Наполеон шел по внешней, северной дуге, а Кутузов — по внутренней, южной, более короткой. Естественно, что Кутузов мог в любой точке обогнать Наполеона, не говоря уже о том, что Наполеон был отрезан от южных, нетронутых губерний и вынужден был идти по разоренной дороге...

 Наполеон шел по дороге, усеянной трупами людей и лошадей. Большие плакучие ивы стояли в белом инее. В стороне от дороги, где от павших коней поднимался еще легкий парок, немедленно накапливались кучки солдат, которые лихорадочно рубили тесаками еще живых животных. Они запасались кониной, потому, что есть уже было нечего.

 Чем ближе к Смоленску, тем больше трупов. Снег начал зловеще поскрипывать под ногами отступающих. Бегства еще не было, но Наполеон предвидел панику, когда армия узнает, что в Смоленске отдыха не будет... Французская армия отступает  (Отрывок из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»).

8. Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри ? не вы!           М.Ю.  Лермонтов. «Бородино»

 

9 . Конкурс болельщиков.


Мы подошли к финалу игры. Остается еще один конкурс .  Пока команды готовятся к нему, объявляется конкурс болельщиков.
Участие в этом конкурсе принесет дополнительные баллы командам. Это могут быть номера художественной самодеятельности или верные ответы на вопросы. Каждый ответ или участие принесет 1 балл.

-Второе название Двуречья? (Месопотамия).

- Первый и сразу комом? ( Первый блин комом).

- Мать городов русских? (Киев)

-Отец истории. (Геродот)

- Денежный мешок. (Иван Калита)

- Сплав меди и  свинца (Бронза)

- Третий Рим, четвертому не бывать. (Москва)

-Хождение за три моря. (А. Никитин).

- Какая война началась первого, закончилась второго сентября? ( Вторая Мировая война).

- Шестая нота? (Ля)

- Последний император России? (Николай II)

- Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир).

- Кто провел крещение Руси? (Владимир I).

- Кто стал автором закона о престолонаследии, запрещавшего женщинам наследовать трон России? (Павел I).

- Кто ввел титул государя, герб, название русского государства – Россия? (Иван III).

10 конкурс. Конкурс «Ожившие страницы истории».


Итак, мы подошли к последнему конкурсу КВНа. Он называется «Ожившие страницы истории». Задача команд состоит в том, чтобы загадать загадку сопернику, подготовленной «исторической картинкой». Задача соперника – разгадать ее. Слово предоставляется командам.

Заключительное слово
Итак команда… одержала сегодня победу в нашем историческом КВНе. Капитан команды… Ф.И.О. приглашается для вручения приза.
Болельщики поздравляют команду.
Но соперник был серьезен и опасен. Эти аплодисменты и призы сейчас для команды… , занявшей почетное 2-е место (вручаются призы команде).
Болельщики поздравляют команду.
Поздравляем всех участников игры! Молодцы! Наша встреча подошла к концу. Всем спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Отечественная война 1812 года в русской поэзии"

В настоящее время нередко можно встретить школьника, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся изве...

Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...

Урок - игра в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Цели урока:Образовательные: Способствовать закреплению знаний  у учащихся о причинах, ходе и итогах войны 1812 года, о  значении стратегических решений, принимаемых   командованием...

Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"

конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....

Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"

Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...

Электронная презентация. Кроссворд на тему "Отечественная война 1812 года"

Аннотация  электронной презентацииЯ хочу представить вам кроссворд на тему «Отечественная война 1812года» Отечественная война  1812 года – одна из самых героических страниц истори...