Повторно-обобщающий урок "Русь в 12-15 веках"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Краснова Ольга Владимировна

Повторно-обобщающий урок "Русь 12-15".  На уроке отрабатывается умение учеников работать с источниками и повторяются основные события периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorno-obobshchayushchiy_urok_rus_12-15_v.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРНО ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

“ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВУ”

Преподаватель цикла гуманитарных       дисциплин, Краснова  О.В.

ЦЕЛИ:

  1. повторить материал политической истории и этапы развития Руси с 12 по 15 век
  2. закончить формирование  представлений об этапах исторического развития в 12-15веках
  3. закрепить умение работы с источниками (получение максимальной информации из него)
  4. определять тип источника по форме его записи и стилистическим особенностям
  5. формирование целостного представления об историческом процессе

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. документы, отобранные из “Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца 18 века, пособие для учителя”, М., 1989г.

             Точное указание см. “ПРИЛОЖЕНИЕ №1”

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

  1.  тема урока
  2. подготовлена таблица, которую учащиеся будут заполнять в ходе урока (окончательное оформление таблицы см. в “ПРИЛОЖЕНИИ №2”)

ХОД УРОКА:

  1. оглашение темы урока
  2. постановка задачи перед учениками (повторение политической истории, работа с источниками, заполнение таблицы, подведение итогов)
  3. раздаются материалы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1), заранее подготовленные
  4. учитель предлагает учащимся прочесть документ №1 и совместно с учащимися, задавая наводящие вопросы, работая на доске, заполняет таблицу
  5. подобным образом разбираются документы  №2,3,4
  6. к доске вызываются  пятеро учащихся, которым предлагается поработать с документами №5,6,7,8,9
  7. пока идет работа на доске, учащиеся в парах работают с документом №5 и заполняют таблицу по этому документу
  8. обсуждение результатов работы в тетрадях и на доске по документу №5, учитель показывает, как комментировать записи на доске
  9. учащимся предлагается прочесть документ № 6, обдумать прочитанное и сделать соответствующие записи в тетради
  10. одному учащемуся предлагается прокомментировать работу на доске, выполненную по документу №6, выявить все достоинства и недостатки, совместно с учащимися, автору работы на доске выставляется отметка, учитель оценивает работу комментатора
  11.  подобным образом разбираются документы № 7,8,9
  12. после заполнения таблицы итоги подводятся в итоговой беседе

ИТОГОВАЯ БЕСЕДА:

  1. Какой самый популярный источник по истории Руси 12-15 веков (летопись)

всегда ли точен этот источник ?, что влияло на автора ?, как избежать ошибок в   оценке событий спустя столько лет ?

  1. Какие этапы Русь прошла с 12-15 века (проследить последовательность и закономерность исторического процесса)
  2. Если окинуть взглядом русскую историю данного этапа, какие проблемы стояли перед Русью в 12-15 веках. (Проблема раздробленности, которая порождала и невозможность борьбы с Золотой Ордой)
  3. Каким образом изменилась территория Руси с 12 к 15 веку? (Галицко-волынское княжество входило в состав Великого Княжества Литовского),

Чем вызван подобный раздел земель? (нашествие прервало связи между землями бывшей Киевской Руси, и привело постепенно к формированию русской народности)

  1. О каких важных станицах русской истории 12-15 веков мы сегодня не поговорили ?

На самоподготовке вам предлагается составить летописный отрывок, описывающий одно из этих событий. Главная задача постараться выдержать стиль летописи. Отрывок должен содержать не менее 5 предложений.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ДОКУМЕНТ №1

В  .1........ году. Пошел .2.......... воевать новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мсту. А к Святославу послал .2..........., повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел  и захватил голядь, вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему .2............. со словами: ”Приди ко мне, брат, в  Москву”. Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной...” (перевод)

        голядь- литовское племя, обитавшее по реке Протве

Полное собрание русских летописей, т.1

ДОКУМЕНТ №2

В спальню вскочили двое окаянных и схватились с князем, и князь одного свалил под себя. Они же, подумав, что это поврежден князь, поранили своего сообщника. А потом узнали князя и упорно боролись с ним, потому что он был силен, рубили его мечами и саблями и наносили раны копьями....Он был убит в субботу ночью. (перевод)

Полное собрание русских летописей, т.1

ДОКУМЕНТ №3

Целуй, князь, крест ко всему .1......................на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. .1.................... тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Без .2................. тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать. (перевод)

Собрание государственных грамот и договоров из Государственной коллегии иностранных дел., М., 1813

ДОКУМЕНТ №4

От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицу, сороцицу забыле.

Янин В.Л., Я послал тебе бересту, М., 1965г.

ДОКУМЕНТ №5

Была измена среди нечестивых бояр .1....................... Они сговорились с князем Александром, двоюродным братом Даниила, убить Даниила и передать его землю...Приехав в Галич, Даниил послал к брату своему Васильку: “Иди ты против Александра”, Александр же убежал в Перемышль к своим советникам... (перевод)

                                                 Полное собрание русских летописей, т.1

ДОКУМЕНТ №6

“Услышав весть о них, русские и кипчаки, успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар...и... усердно стали преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам 12 дней, но потом обратились на русских и кипчаков... для последних это было совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от татар, будучи уверены в своем превосходстве над ними.” (перевод)

        Кипчаки- половцы

Отрывок из труда арабского историка Ибн-эль-Асира, 13 век

ДОКУМЕНТ №7

“В лето 1........... Того лета татары взяли Перемышль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли, и, захватив много людей  и имущества ушли. Того же лета взяли татары Чернигов и город сожгли и людей перебили и монастыри пограбили...”

Извлечение из Лаврентьевской летописи (перевод)

ДОКУМЕНТ №8

“И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных...  Когда бились они с шестого часа до девятого,  проливалась, как дождевая туча, кровь обоих - русских сыновей и поганых... А 1.................. , в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: “Великий бог христианский и велика сила его...”. И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде...”

Полное собрание русских летописей, т.2

ДОКУМЕНТ №9

“ В лето 1........   Той же зимой князь великий 2............Васильевич разгневался на князя тверского Михаила Борисовича, который начал дружбу держать с литовским королем Андреем и советы с ним творить и просил выдать за него свою внучку. И за это князь великий послал на него своих воевод со множеством воинов. И попленили всю их землю, и взяли 2 города и сожгли; после того тверской владыка (епископ) с боярами добили челом и смирились...

Памятники русского права., М., 1955г.

№ док

 историческая эпоха

     вид источника

 пропущенные     слова

                                     выводы

1

феодальная раздробленность

Ростово - Суздальское кн.

летопись

1.   1147

2.   Юрий Долгор.

  1. Первое упоминание о Москве
  2. борьба между княжествами

2

феодальная раздробленность

Владимиро-Суздальское кн.

летопись

-

  1. борьба внутри княжеств
  2. убийство Андрея Боголюбского

3

феодальная раздробленность

Новгородская земля

договорная грамота

1.  Новгород

2.   посадник

  1. особая система управления в Новгороде
  2. существовал договор города и князя
  3. четкий перечень прав и обязанностей князя

4

феодальная раздробленность

Новгородская земля

берестяная грамота

-

  1. грамотность на бытовом уровне
  2. очень высокий уровень образования в городе

5

феодальная раздробленность

Галицко - Волынская кн.

летопись

1.  галицких

  1. борьба за власть шала во всех княжествах

6

нашествие татаро-монгол на Русь

труд средневекового историка

-

  1. описание битвы на Калке 1223год
  2. первое столкновение русского войска с татаро-монг

7

нашествие татаро-монгол на Русь

летопись

1.  1239г

  1. 2 -й поход Батыя на Русь
  2. разрушение юго-запада Руси

8

Борьба с Золотой Ордой

летопись

1.   Мамай

  1. Ход сражения
  2.  представление средневекового человека о причинах победы

9

создание единого государства

летопись

1.  1485

2.   Иван3

  1. утрата политической самостоятельности княжествами
  2. присоединение к Москве воспринимается как законное наказание за антимосковскую политику

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторно обобщающий урок « Античный период истории Кубани».

Цель: обобщить все знания полученные на уроках кубановедения           по истории в античный период её развития...

Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций. Углубляют свои представления о юридической  ответственности за совершение правонарушен...

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»

Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»

Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева....

Повторно-обобщающий урок "Древний Египет"

Повторительный урок содержит методические рекомендации для учителя, дополнительные задания для учащихся в работе по группам, иллюстрации....