Историческое краеведение в Кувшинской школе
материал по истории на тему

 

Историческое краеведение - один из источников обогащения знаний учащихся о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает связи учащихся с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории родного села с историей, жизнью родной страны. Основным принципом исторического краеведения является установление взаимосвязи истории родного края-с историей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческое краеведение в Кувшинской школе

      «Краеведение – основа нравственного воспитания народа»

 (Д.С.Лихачёв)  

Историческое краеведение - один из источников обогащения знаний учащихся о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает связи учащихся с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории родного села с историей, жизнью родной страны. Основным принципом исторического краеведения является установление взаимосвязи истории родного края-с историей страны.

Уроки исторического краеведения нашли отражение в поурочном планировании. После изучения темы один из уроков посвящен родному краю. В 9 классе выделен курс исторического краеведения.

Помимо уроков, которые посвящены краеведению, выделяю на уроке моменты; которые так или иначе посвящены истории нашего края или села. Эти моменты используются на разных этапах урока. Так, на уроке в 7 классе, посвященном предпосылкам реформ Петра 1, отмечаю дату 1682 год и зачитываю   документ   о   строительстве   деревянной   церкви   в   селе Архангельском (Кувшинском) - 1682 год.

Вопрос - Как связаны село Кувшинское и Петр1?

(Наше село было основано в том же году, в котором начал править Петр1, отмечаю, что на строительство храма жертвовали бояре Милославские)).

На уроке в 7 классе «Конец Смуты. Избрание Михаила Романова на царство» даю задание в ЭЗВ (Энциклопедиия земли Вятской) т4 стр.41 найти эпизод, связанный с нашим районом,  Вятской землей и событием государственной важности (пушкарь Пармен Афанасьев из г. Царевосанчурска подписался под уставной грамотой на избрание Михаила Романова на царство).

В 8 классе при закреплении темы «Реформа государственных крестьян» предлагаю ответить на следующие вопросы:

1. В Энциклопедии земли Вятской  т. 8 с. 144 есть такие сведения: Огородничество в Вятской губернии не было развито. Из овощей выращивали капусту, репу, морковь, редьку, свеклу, брюкву, позднее появляются огурцы, лук. В первой половине XIX в. усиленно насаждается властями картофель.

Вопрос. В связи с какими общественными явлениями власти занимались распространением картофеля?

2. Из документа:

... В селе Кувшинском Яранского уезда 1 августа 1839 года было открыто «училище при приходской церкви для первоначального обучения поселянских детей обоего пола». В 1839 году в этом училище был один наставник и 6 человек учеников.

Вопрос. Как связано открытие школы в селе Кувшинском с некоторыми историческими событиями? (реформа управления государственными крестьянами проходила и на территории вятской земли и касалась наших предков).

В 9 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» ребята писали работу «Моя семья в годы войны». Они с большой любовью рассказывали о своих прадедах, которые отдали свои жизни, защищая Родину, о прабабушках, которые молодыми девушками работали в тракторных бригадах, заменяя ушедших на фронт мужчин.

Эти небольшие источники знаний о родном крае сливаются в большую реку знаний о Родине, помогают учащимся осознать, что история маленького села Кувшинское - это часть истории большой Родины.

Так при подготовке краеведческой конференции, посвящённой 330-летию села Кувшинское (2011-2012 уч.г.), учащиеся провели большую исследовательскую работу. Они изучали историю села Кувшинское: время его возникновения, историю учреждений, расположенных на территории села (медицинский пункт, магазины, Дом культуры,  отделение связи, КСХП «Заозерский») .

 Замечательный  проект «Отделение связи в селе Кувшинское» был сделан учениками начальных классов под руководством Акаловой В.В. Интересные работы были представлены учениками 6 и 9  классов: «История учреждений  культуры на Заозерской земле», «Возникновение и развитие колхоза «Заозерский». Собранный школьниками материал стал основой для проведения большого праздника, который состоялся летом 2012 года.

За прошедшее время были проведены исследования по истории окрестных деревень ( Зимнячка, Выселок Александровский, Позиково), истории жизни А.А.Ложкиной – учительницы Кувшинской школы,  кавалера двух орденов Ленина, отдавшей педагогической работе более пятидесяти лет, учащиеся собирали материал о директорах школы.

За исследовательскую работу, посвящённую А.А.Ложкиной,  Чернышова Т. и Мартынова Н. получили Диплом ΙΙΙ степени на районной конференции исследовательских работ «Интеллект будущего» в номинации «Краеведение»(от 21.01. 2009).

Казакова У. и Ефимова О. в 2012 году приняли участие в конференции «Юные исследователи Вятского края» с работой «История деревни Позиково».

Собранный краеведческий материал вместе с учениками я оформляю, и он   находит своё место  в школьном музее, который  играет  большую роль в краеведческой работе. Школьный музей основан в 1962 году.

На базе школьного музея проводятся встречи, внеклассные мероприятия. Так, 1 сентября,  в День знаний, в музее традиционно проводится  экскурсия, посвящённая семье сельских  учителей Ложкиных. В музее проводятся экскурсии, посвящённые красным датам календаря: годовщинам, связанным с победами Красной (Советской) Армии в Великой Отечественной войне. При музее создан кружок экскурсоводов,  и ученики сами учатся проводить экскурсии по определённым темам. Используя материалы музея, учащиеся выполняют творческие работы, сами пополняют коллекцию музея.

На вопрос «нужно ли изучать краеведение» мои ученики отвечают так: ... «Изучая краеведение, мы узнаем, кто здесь жил, чем занимались в деревнях и в нашем селе» (Ляпунов Василий, 8 кл.)

— «Изучая историю, узнаем про нашу страну много интересного: хорошего и плохого». (Ульяна Казакова, 9 кл.)

... «Если не будем изучать краеведение, ничего не узнаем о наших предках». (Ольга Ефимова, 9 кл.)

На уроках исторического краеведения формируется опыт творческой деятельности, учащиеся овладевают навыками самостоятельного получения знаний.

Краеведческая работа является одним из направлений воспитательной работы школы (2011-2012 учебный год)

Цели:

1. Формирование в человеке привязанности к родному краю.

2. Воспитание патриотических чувств, исторического сознания и социальной активности.

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково–исследовательской деятельности;
  2. сохранение исторической памяти;
  3. воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и народов, населяющих его.

Результат:

  1. выполнение группового  исследования родного края -

изучение истории деревни Позиково Санчурского района

  1. участие в районной научно – исследовательской конференции «Юные исследователи Вятского края»
  2. подготовка к 330-летию села Кувшинское:

-создание Клуба интересных встреч:

организация и проведение встреч с медицинскими работниками, с работниками культуры, работниками почты, продавцами, учителями, работниками КСХП «Заозерский»;

  1. систематизация и оформление материалов по результатам встреч;
  2. проведение краеведческой конференции «Село родное»;
  3. работа в школьном музее: ремонт, обновление экспозиции;
  4. подготовка экскурсоводов.

 Подведение итогов проводится в разной форме. «Ремёсла и промыслы родного края» - краеведческая конференция, 2010 г.

«Что в имени тебе моем?» - творческий отчет, 2011г. «Вспомним, товарищ» - встреча, посвященная  Дню Победы.

Подготовка к этим мероприятиям развивает у учащихся навыки исследовательской и коллективной работы, творческие способности. Как учитель стараюсь провести мысль: Я, моё село - частица Родины.

О музее имени В.И.Ленина

Музей имени В.И.Ленина основан в 1962 году на базе кружка технического творчества.

 В 1952 году ЦК ВЛКСМ кинул клич: «Школьники! Помогите созданию учебных пособий!»   Учитель физики Виктор Владимирович Ложкин  - инвалид Великой Отечественной войны – вместе с учениками начали изготовлять учебные пособия не только для уроков физики, но и для уроков истории и географии. Было изготовлено много макетов, посвящённых жизни и деятельности В.И.Ленина, истории нашей страны. За 10лет накопилось  очень много материала. Школьники вели переписку с соратниками В.И.Ленина, участниками Великой Отечественной войны. Брат Виктора Владимировича, тоже учитель нашей школы, Владимир Владимирович каждое лето отправлялся по местам боёв и привозил оттуда реликвии.

В 1962 году на колхозном собрании было решено предоставить школьному музею здание. В музее два зала. Один посвящён жизни и деятельности В.И.Ленина. Там представлены макеты зданий, так или иначе, связанных с жизнью деятельностью В.И.Ленина. Это макеты домов в Симбирске, в Шушенском, макет Смольного, Красной площади, Петропавловской крепости и т.д.

В другом зале несколько отделов:

1. «Великая Отечественная война». Экспозиция посвящена Брестской крепости, Сталинграду, Севастополю, Ленинграду, партизанскому движению. Все макеты изготовлены руками учеников. В этом отделе есть экспозиция, посвящённая нашим землякам – участникам великой Отечественной войны,  войны в Афганистане и  в Чечне.

2. Арктика и Антарктика. Макеты арктической и антарктической станций, модели дизель-электрохода «Лена». Есть даже чучело пингвина.

3. Освоение космоса. Модели космических кораблей, станций.

4. История. Макеты и модели, связанные с историей нашей страны: Отечественная война 1812 года, Крымская война, русско-японская война.

5. Мой край. Самый молодой отдел. В нём представлены экспонаты, собранные учениками во время походов. Это в основном предметы быта.

6. Из истории школы и музея

7. Семья Ложкиных

После смерти братьев Ложкиных ( 1976год) роль музея несколько принизилась. Хотя руководство школы по мере сил старалось сохранить музей. Но не всё удавалось. Несколько раз музей обворовывали.

В 2012 году село Кувшинское отмечало 330-летие,  и общественность села приняла решение о ремонте музея. Работники культуры, учителя, школьники, выпускники отремонтировали музей. В День села музей распахнул двери перед посетителями. В этот день в школьном музее побывали до 350 человек.

В этом учебном году в музее появился новый экспонат. Это картина, посвящённая Отечественной войне 1812 года «Партизаны ведут пленных французов». Картину изготовили школьники, используя природный материал. В настоящее время она демонстрируется в районном музее.

В 2014 году наша школа будет отмечать 175-летие . В музее  уже представлен материал о директорах школы, учителях, работавших в нашей школе.

                           

               

                             



Предварительный просмотр:

Добрый день!

 Наша встреча посвящена истории нашей местности.

В течение года мы собирали краеведческий материал, мы изучили всё, что собрали юные краеведы до нас, встречались с жителями  села. Каждому классу было дано задание. Сегодня мы послушаем и посмотрим, как  классы выполнили задания.  В этом году нашему селу исполняется 300 лет, и наша задача – выяснить, а какой вклад внесли жители села в историю страны.

Девочки 8 класса собирали материал по истории деревни Позиково. Им слово.

1В. Деревеньки села не сторонятся,

Их, пожалуй, в округе не счесть:

есть и Позиково,

                         Тарасово,

                                          Выселок,

Краснояр , и Зимнячка

                                            здесь есть.

С малолетства названья заучены,

корни их глубоким – глубоки.

История деревни Позиково.

2 В. Среди лесов, дубрав и пашен

Стоит обычное село.

Здесь знаю каждую тропинку,

Здесь мне родиться повезло.

Не утолить вовек мне жажды его озерною водой.

Мне жить его теплом сердечным,

Его неброской красотой.

У. Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию  по нашему селу. Наше село находится в 15 километрах от районного  центра и является центральной усадьбой СХКП„Заозерский”. В селе есть ФАП,  почта, Дом культуры, два магазина, контора СХКП„Заозерский”, библиотека, основная общеобразовательная школа.

3В.О том, каким образом возникло название села Кувшинское, существуют две версии. Одна из них говорит о том, что много лет назад в наших краях поселился человек с фамилией Кувшинский, и в честь него назвали село.

Согласно второй версии, село расположено на берегу озера, по форме очень напоминающее лист  кувшинки, по этой причине и получившее в народе название – Кувшинское.

4в Мы въезжаем в село по улице Приозёрной.

Вот здание почты.

А вот наше озеро.

Краеведы изучили озеро, которое имеет карстовое происхождение. Озеро Кувшинское имеет площадь 19,65 га. Глубина озера в разных местах неодинакова. Южная половина озера более мелкая и в средней части имеет глубину до 20 метров. С удалением на север от середины озера глубина нарастает до 38 м. Самое глубокое место находится в северо-восточной части озера на расстоянии примерно 200 м от северного берега, где при промере оказалась на небольшой площади глубина 41 м. Озеро относится к типу бессточных озёр. В него не впадает и из него не вытекает никакая речка. Питание озеро получает от снеговых, дождевых и грунтовых вод. Грунтовые воды в виде родников бьют со дна во многих местах озера на разной глубине. Родниковая вода освежает и очищает воду в озере.

В озере водится разная рыба.

1в. Образование села тесно связано с озером. Старая легенда рассказывает. На месте, где сейчас озеро был дремучий лес. На опушке этого леса стояла маленькая деревенька с марийским населением. Жители деревеньки были язычники. И в наказание за это их постигла тяжёлая участь: деревня и окружающий лес провалились под землю, и котловина была залита водой. Все жители при этом погибли. А на волнах образовавшегося озера всплыла иконка  с изображением лика Архангела Михаила, в честь которого на высоком восточном берегу был построен храм, а вокруг него возникло село, получившее название Архангельское.

2в.В честь найденной иконы Михаила Архангела была построена Архангельская церковь. В музее школы хранится церковная доска, на которой записано следующее: «Сей каменный храм во имя святого Архистратига Михаила, основанный деревянный в 1682 году в царствование великих Государей  Иоанна и Петра Алексеевичей и Государыни Софьи Алексеевны, по благословлению  Адриана,   митрополита Казанского и Свияжского.

… в 1821 году на средства прихожан в царствование императора Александра Павловича по благословлению Гедеона епископа Вятского и Слободского и освящён в лето 1823 года по благословению Вятского же епископа  протоиреем Андреем».

В церкви имелись древние богослужебные книги, жертвованные от боярского Милославского двора, а именно: Евангелие полулистовое, обложенное малиновым бархатом и украшенное посередине и по бокам серебряными чеканными изображениями, печатанное в Москве в 1685 году… На первых листах имелась старинная запись, что они посланы в Архангельскую церковь села  на  вечное поминовение боярина Ивана Михайловича, Матроны и сродников. В церкви имелись и другие богослужебные книги, печатанные до 1800 года. В церкви находилась и чтимая икона Святого Архистратига и божия Михаила, изображенная на камне либо на кости.

Церковь славилась колокольней. Старики рассказывают, что звон был слышен до самого Санчурска. Во время гонений на православие изувеченный храм лишился и колоколов – не осталось ни одного. Говорят, когда большой колокол сбросили – он сильно ушёл в землю. Так же рассказывают: когда начались гонения на православие, с храма упал крест. По одной версии  - в него ударила молния, другие рассказывают, что крест упал с храма сам. Огромный, тяжёлый, он ничего не испортил. Ушёл глубоко в землю. Долгое время крест стоял в церкви, ждал своего часа.

И вот в престольный праздник Ильина дня в 1999 году крест был вознесён на колокольню. Для верующих прихожан, да и для всех жителей села это было целое событие. Церковь, в которой было зернохранилище и хлебопекарня, сегодня вернула свой прежний статус. В церковные праздники здесь проводится богослужение, а прихожане с божьей помощью и на средства верующих восстанавливают церковь, а если повезёт, то надеются найти и вернуть легендарную икону Архангела Михаила.

3 в. До 1930 года в селе было всего четыре дома, в которых жило духовенство. Это были дома священников Беневоленского, Снегирёвых, Упшинского и два здания школы.

5 класс На улице Приозёрной стоит старинное здание, дом священника Изергина. Сейчас в этом доме, который построен в конце 19 века,  находится медпункт.

Заозерский ФАП был основан в начале 30-ых годов. И долгое время был единственным на всю округу.   Здание  медпункта было приспособленным, (в доме когда- то жила просвирня) и долгое  время было единственным на всю округу.  В 50-ые годы медпункт перевели в более просторное здание на берегу озера. В этом доме размещалась амбулатория и родильный дом. Позднее роддом  закрыли, а медпункт до сих пор находится в здании, построенном в 1898 году.
В здании имеется процедурный кабинет, кабинет фельдшера и акушерки, смотровой кабинет.
В Заозерском ФАПе  в разные годы работали
Кетевань  Кузьмовна  Долгушева
Анастасия Ильинична Камаева
Пётр Михайлович и Ольга Степановна Поповы.
Уже много лет наше здоровье охраняют  Алевтина Ивановна Лаптева и Фаина Васильевна Зверева.

4в. Улица Советская – центральная улица села. На ней расположены магазины контора КСХП „Заозерский”, сельский Дом культуры.

Магазины

9 класс. Колхоз «Заозерский» был образован в 1965 году в результате разделения колхоза «Новая жизнь». Первым председателем колхоза был Долганов Александр Ильич, в разные годы хозяйством руководили Субботин Валерий, Кузнецов Анатолий Дмитриевич, Шитов Геннадий Аркадьевич, Шабалин Геннадий Николаевич. С 1994 года во главе хозяйства стоит Камаев Василий Петрович. В настоящее время хозяйство – одно из немногих в районе – развивается. По итогам работы в животноводческой отрасли за 1 квартал 2012 года лидирует СХПК «Заозерский».

Второе рождение переживало село в 70-80-ые гг.20 века. 1970-ые  годы началась современная застройка села . Появляются дома на улице Советской, Садовой, Полевой. Строятся современное здание  Кувшинской школы, здание правления колхоза «Заозерский», деревянное здание  детского сада.  Позднее появляются современные каменные здания  детского сада  «Солнышко», Дома культуры и спортивного зала.

К сожалению, годы перестройки не прошли мимо нашего села. В 90-ые гг. из-за нехватки финансирования был закрыт детский сад и спортзал. Эти здания не удалось сохранить, хотя в здание детского сада пытались приспособить под квартиры, и одна квартира в здании существует.

6 класс. СДК

 Вот перед нами здание СДК. Не всегда сельский клуб располагался в этом здании. Поначалу клуб находился в старом здании конторы. При Г.А. Шитове методом комсомольской стройки было построено современное здание СДК. Колхоз выделил материал, построил здание, а молодёжь в свободное от работы время занимались отделкой помещения.

Много лет отдала работе в сельском клубе Горохова Лидия Васильевна. Организовывала агитбригады, которые  выступали на фермах и в поле. А смотровые концерты! По 30 человек пело в хоре, концерты были в два отделения. В селе долго вспоминали спектакль «Про Федота – стрельца», очень любили сельчане проводы зимы, в которых участвовали все организации, которые  выступали каждая со своим номером: были и цыгане, и купцы, и кузнецы. Вместе с Лидией Васильевной работала Унжакова Мария Николаевна, Шинбуева Людмила Алексеевна.

Есть на селе такие люди, которые выбрали своей профессией, организацию досуга своих земляков. Это работники культуры.  В нашем Доме культуры работают увлеченные люди. Это Камаева Лидия Ивановна – директор Заозерского СДК. Организатор и вдохновитель многих дел.  Унжакова Елена Фёдоровна. Без её задушевного голоса не обходится ни один концерт.  Детинова Любовь Владимировна – комическая актриса и талантливый фотограф.  Много лет отдала работе в сельской библиотеке Швецова Ангелина Игоревна.

Встреча с работниками культуры.

1в.Рядом с церковью есть сквер, который был заложен к 30-летию Победы. В этом сквере находится памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник был открыт к 30-летию Победы. Солдат с автоматом  в руках стоит на пьедестале. По обе стороны от памятника  -  списки погибших.

2в. А это дом, в котором жили учителя Ложкины. В 1960 году был открыт школьный музей, основанный учителями Кувшинской школы Виктором Владимировичем и Владимиром Владимировичем Ложкиными.

  1.  В селе Кувшинском  Яранского уезда 1 августа 1839 года было открыто «училище при приходской церкви для первоначального обучения поселянских детей обоего пола». В 1839 году в этом училище был один наставник и 6 человек учеников.
  2. 9 января 1847 года в селе Кувшинском была открыта церковно-приходская школа. Период обучения в школе ограничивался октябрём-апрелем. Школа была одноклассная, училось в ней 21 мальчик и 4 девочки, помещалась школа в доме церковно-приходского попечительства. Заведовал школой священник Александр Сушков, который одновременно преподавал Закон божий. Остальные предметы преподавала Анна Огородникова – дочь дьякона, имевшая звание народной учительницы.
  3. Земская школа в селе Кувшинском (Архангельском) была открыта а 1897 году. В 1897-1898 учебном году в школе обучалось 125 человек
  4.   С 1955 года из  школы было выпущено 750 человек. Наши выпускники работают в сельском хозяйстве, многие стали учителями, врачами, военными.

Учителя нашей школы имеют большой педагогический стаж. Если сложить все годы, отданные нашими  учителями школе, то получим 263 года.

Согласно опросу  было выяснено, что

любимый цвет учителей – цвет красной пасты;

дневной километраж – 10-15 километров;

место тусовки  - учительская;

настроение – бодрое;

характер – стойкий;

возраст – зрелый, вечно молодой.

Предлагаем нашим учителям побыть в роли учеников, а ученикам задавать вопросы.

Школа, учителя, пресс-конференция (отвечают учителя)

Наша виртуальная экскурсия подошла к концу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Историческому краеведению

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Система исторического краеведения в современной школе

Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе с использованием местного материала...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...

Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"

На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием д...