Рабочая программа по истории средних веков 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Новикова Надежда Ивановна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематический план и требования к подготовке учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_istoriya.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

История средних веков. 6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

. охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

. умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

. умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,

так и вещественные и изобразительные; . умения работать с исторической картой;

. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа

3. Содержание изучаемого курса

3.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часов. Из них : Всеобщая история – 23 часа; история России – 45 часов).

История Средних веков

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Введение

1 час

Тема 1.  Западная и центральная Европа в V-VIII вв.

6 часов

Тема 2.  Средневековое европейское общество.

4 часа

Тема 3.  Византия и арабский мир. Крестовые походы.

7 часов

Тема 4.  Государства Европы в XIV-XV вв.

8 часов

Тема 5.  Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)

3 часа

Тема 6.  Культурное наследие Средневековья.

2 часа

Итоговое повторение

1 час

Сумма

32 часа

Программа курса

Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки и периодизация. 1 час

Тема 1.  Западная и центральная Европа в V-VIII вв. 6 часов

Великое переселение народов[1]. Кельты, франки, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Знать/уметь: 

- называть хронологические рамки и периодизацию  периода Средние века,

- называть вещественные и письменные исторические источники, архивы, хроники;

- показывать на исторической карте расселение германцев, территорию Галлии;

 - характеризовать Хлодвига, Карла Великого;

 - объяснять причины и результаты раздробленности.  

Тема 2.  Средневековое европейское общество. 4 часа

Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Экономическое развитие Западной Европы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии.

Знать/уметь: 

- знать понятия: натуральное хозяйство, феодализм, подати, повинности, крепостная зависимость. Коммуны,  города-республики. Товарно-денежные отношения. Миссионеры, католическая церковь. Инквизиция. Ереси.

- называть некоторые отличия православия и католицизма

Тема 3.  Византия и арабский мир. Крестовые походы. 7 часов

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Племена Аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском полуострове.

 Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Знать/уметь: 

- знать понятия: империя, иконоборчество. Бедуины, ислам, Коран, мусульманин, халифат. Зороастризм. Эмиры. Султан. Шейхи, янычары; реконкиста;

- характеризовать исторических деятелей: Юстиниан, Мухаммед;

- показывать на исторической карте Византию, Арабский халифат;

- называть причины и следствия крестовых походов, реконкисты.

Тема 4.  Государства Европы в XIV-XV вв. 8 часов

Образование централизованных государств. Сословно-представи-тельные монархии в Европе.

Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.  Парламент. Священная римская империя.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Ереси. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Знать/уметь: 

- называть характерные и существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе;

- знать понятия: Генеральные штаты, парламент, Великая хартия вольностей, сословно-представительная монархия;

- характеризовать исторических деятелей:  Жанна д Арк. Уот Тайлер. Ян Гус.

- называть хронологические рамки Столетней войны.

Тема 5.  Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.) 3 часа

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.  

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания и нашествие кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский  султанат. Средневековая Япония.

Государства Средней Азии в Средние века. Хорезм. Походы Тимура.

 Происхождение индейцев Америки. Развитие наиболее мощных государств. Загадки культуры и религии

Знать/уметь: 

- знать понятия: брахманизм, буддизм, индуизм. Касты. Ольмеки, майя, ацтеки и инки.

- показывать на исторической карте страны Азии и Америки.

Тема 6.  Культурное наследие Средневековья. 2 часа

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Знать/уметь: 

- знать понятия: университеты, магистры, школяры, ваганты.  Романский, готический стили. Книжная миниатюра;- характеризовать исторических деятелей:  Иоганн Гуттенберг;

- объяснять значение технических изобретений, книгопечатания;  

- анализировать факт изменения взглядов на мир: синтез церковного и научного.

 Итоговое повторение 1 час

Календарно-тематическое планирование. История Средних веков[2]

№ п/п

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид

контроля

Информационное сопровождение

На уроке

Д/з

Место истории средних веков во всемирной истории.

Урок изучения нового материала


Понятие «Средние века».

Место истории средних

веков в истории человечества.

Источники знаний об

истории Средних веков

Называть хронологические рамки «средневековья».

Определять по ленте

времени географические пределы средневекового мира

Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение

понятий урока,

Задание на работу с контурной картой

Учебник

С. 6-10

Тема 1.  Западная и центральная Европа в V-VIII вв.

Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов

Урок изуче-

ния нового

материала



Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев

Сравнивать общество

древних германцев и

общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга


Сравнить

богов древних греков и

богов германцев

§1





Картина

Как возникло Франкское королевство.

Картина

Христианская церковь и королевство франков в 6-8 веках. Империя Карла Великого 

Комбиниро-

ванный

урок

Королевская власть при Хлодвиге Принятие христианства.

Законы франков. Создание империи Карла Великого

Уметь использовать

текст исторического источника при ответе на вопрос

Сравнить

власть короля

и впасть

вождя

§2


Политическая раздробленность.

Урок при-

менения

знаний

(практикум)


Возникновение и рас-

пад империи Карла

Великого



Определять на основе изученного материала

причины и следствия

важнейших исторических событий

В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности

§3






Англия в раннее средневековье

Комбинированный урок

Норманны

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории

§4

Картина

ТТ

Культура Западной Европы в раннее средневековье

Урок применения знаний (практикум)

Представления о мире в Средние века. Королингское Возрождение. Литература

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации

Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе

§5

Картина

Презентация

Тема 2.  Средневековое европейское общество.

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Знать и рыцарство. Вассалитет.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга.

Кодекс рыцарской чести.

Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и

образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала

Составить

рассказ

«День фео-

дала»

§11





Картина

Презентация

Средневековая деревня и ее обитатели. Крестьянская община

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

Феодальные отношения,

натуральное хозяйство.

Жизнь и быт крестьян



Описывать условия и

образ жизни, занятия

средневекового зави-

симого крестьянина



Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба, колона,  зависимого крестьянина»

§12




Картина

Возникновение средневековых городов.

Урок приме-

нения зна-

ний и фор-

мирования

умений

Происхождение городов.

Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-

республики. Зарождение демократических порядков

Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе

Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику

§13



Картина

Борьба городов с сеньорами. Экономическое развитие Западной Европы.

Комбиниро-

ванный

урок



Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан

Рассказывать о возник-

новении ремесленных

цехов и купеческих

гильдий в Средние века

Сравнить натуральное и товарное хозяйство

(общее и

особенное}

§14


Картина

ТТ

Тема 3.  Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя и славянские государства в XII VI -XV веках.  веках.

Урок изучения нового материала

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе \/1-Х! вв.

§6-7

Картина

Культура Византии

Урок применения знаний

Культура Византии

Картина

Образование славянских государств

Урок применения знаний (практикум)

Образование славянских государств

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять

план

Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца)

§8

Племена Аравийского полуострова Возникновение ислама Мухаммед. Арабские завоевания

Урок изучения нового материала

Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны

арабов


Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов.

Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщение о развитии образования. науки, литературы

§9

Картина

Арабский халифат, его распад. Культура стран халифата.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

(практикум)

Образование, литерату-

ра, искусство, медицина





Объяснить причины распада Арабского халифата Рассказывать о развитии культуры в странах

халифата

Сравнить культуру Византийской империи и

стран халифата (выделение общего и особенного)

§10






Картина

Презентация

Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства Католическая церковь. Власть духовная и светская. Ереси 

Урок изуче-

ния нового

материала



Разделение церквей. Германские императоры и церковь.

Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси

Установить

последовательность и длительность событий

§15




Могущество папской власти. Крестовые походы.

Урок изуче-

ния нового

материала

Крестовые походы

и их последствия

Раскрывать причины

и последствия крестовых походов

Определить участников всех крестовых походов

§16



Картина

Тема 4.  Государства Европы в XIV-XV вв. 8 часов

Образование централизованных государств. Сословно-представи-тельные монархии.

Комбиниро-

ванный

урок




Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями.

Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты

Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент

Объяснять причины

усиления королевской

власти во Франции.

Перечислять характер-

ные черты сословной

монархии




Задание на классификацию государственной  власти по указанным признакам. Выявить общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции и Англии

§17

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война.

Комбиниро-

ванный

урок

Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны

Излагать причины

Столетней войны.

Сравнивать армии анг-

личан и французов,

оценивать их боеспо-

собность

Установить

последова-

тельность и

длительность

Столетней

войны

§19





Крестьянские восстания.

Комбиниро-

ванный

урок


Крестьянские восстания

в Англии и Франции.

Восстание в Лондоне


Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений

Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии

и Франции

§20

Картина

Усиление королевской власти в конце XV в.

во Франции

и в Англии



Комбиниро-

ванный

урок

Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой

розы. Установление сильной центральной власти в Англии.

Последствия превращения Англии и Франции

в централизованные

государства

Объяснять причины ук-

репления централизо-

ванного государства во

Франции. Объяснять,

какую роль сыграна

война Алой и Белой

розы в становлении и

укреплении централи-

зованного государства

е Англии

Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии

§21

ТТ

Германские государства в 12-15 веках. Расцвет итальянских городов

Комбиниро-

ванный

урок

Германские государства

в Х11-ХУ вв.

Расцвет римских

городов


Уметь анализировать,

сравнивать изученный

материал, выделять

общее и особенное

Почему в Германии в отличие от Франции и Англии

не возникло централизованного государства

§23-24





Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Урок изуче-

ния нового

материала




Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в Х1У-ХУ вв. Раскол в католической церкви

Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском

полуострове. Объяснять понятие

«реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия

Сравнить

английский

парламент,

Генеральные

штаты

и Кортес

§22

Картина

Гуситское движение в Чехии.

Урок изуче-

ния нового

материала

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным.

Рассказать о ходе и ре-

зультатах гуситского

движения

Подготовить

характеристи-

ку Яна Гуса

и Яна Жижки

§25

Картина

КТ

Османская империя.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

Завоевание сельджу-

ков и османов.

Падение Византии.

Османская империя

Уметь работать с тек-

стом учебника

Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя

§26

Картина

Презентация

Тема 5.  Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.) 3часа

Средневековое общество в Индии

Урок изуче-

ния нового

материала





Особенности экономического и политического развития Индии.

Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические

формы

Раскрывать политиче-

ское устройство индий-

ских княжеств до втор-

жения мусульман;

значение индийской

культуры

Задание на выявление последовательности событий. Объяснить  влияния индийской культуры на мировую историю и культуру

§32

Средневековый

Китай






Урок изуче-

ния нового

материала





Китай Борьба с кочевниками.

Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая.

Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость

Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн.

Объяснять причины колониальных вторжения в Китай. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости

Задание на

работу с кар-

той восстаний

и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской куль

туры

§31


Картина

Доколумбовы цивилизации Америки.

Комбиниро-

ванный

урок


Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки,

объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев

Сравнивать

политическое

и общественное устройство

у инков, майя,

ацтеков

§33










Картина

Тема 6.  Культурное наследие Средневековья. 2 часа

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

Средневековая наука. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись

Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять

ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи

Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Воз-

рождения

§27-28

Картина

Презентация

Научные открытия и изобретения

Урок применения

знаний и

формирова-

ния умений


Технические открытия и изобретения Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья

Уметь работать с различными источниками

информации

Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия?

§30




Картина

История средних веков – «темное время»? Урок-повторение.

Повторительно-

обобщающий урок

Систематизировать

и обобщить материал

по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

Выполнение

тестов, написание эссе

Презентация

ИТ

4. Ресурсное обеспечение.

4.1 Основная литература.

  1. ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ Л. Н. Алексашкиной – М.: «Дрофа», 2006
  2. УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССОВ – ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Е. В. Агибалова, Г. М. Донской – М.: Просвещение, 2008
  3. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Е. А. Крючковой – М.: Просвещение, 2007
  4. Максимов И. И, Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007

4.2 Дополнительная (методическая) литература

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (в 2 частях) М. Л. Несмеловой – М.: Владос – Пресс, 2001

4.3 Медиаресурсы

Всеобщая история 6 класс (КОРДИАС)


[1] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

[2] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6

Рабочая программа составлена  в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования  МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...