Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме

Воронова Ольга Андреевна

Рабочая программа написана с учетом требований предъявляемых к этому документу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_rossii_6_klass.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка. История России 6 класс

Статус документа

        Рабочая программа по истории России  для 6 класса создана на основе  Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г, Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова.

Составитель рабочей программы Воронова О.А., учитель второй квалификационной категории.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
  2. Базисный учебный план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
  4. Стандарт основного общего образования по химии.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  6. Конвенция о правах ребенка  

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

Цели

1. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации.

4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи

1.Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:
  1.  

 

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,  самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы рока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
  2. Повторительно-обобщающий урок.
  3. Урок закрепления изученного материала.
  4. Урок контроля.
  5. Урок-лекция
  6. Урок-презентация
  7. Урок обобщающего контроля .

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

         В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии). 

Интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Игры;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Практические работы;
  5. Проектные работы

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;
  5. Защита презентаций;
  6. Рефлексия

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.  

 

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

компонент)

История России

Всеобщая история

Что изучает история – не менее 10 ч

V-VI классы

140 ч

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25 ч

VII-VIII

классы

140 ч

История России (XVI- начало ХХ вв.) –  не менее 72 ч

История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч

20 ч

IX

класс

70 ч

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч

Новейшая и современная история – не менее 24 ч

10 ч

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».)

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX  классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.         В соответствии с учебным планом   на изучение истории России в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 38  часов.    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля 

  1. вводный;
  2. промежуточный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;
  2. устный.

Формы контроля 

  1. тесты;
  2. зачеты;
  3. устный опрос;
  4. самостоятельные работы.  

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  ( 38 часов)

         

Введение 1 ч.

Знать: что изучает история Отечества, источники знаний о прошлом

         Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, решать познавательные задания

Раздел 1. Русь Древняя. 11 ч.

Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи.  Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности.  Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
  2. даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
  3. имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

 Обучающийся должен уметь.

  1. Соотносить даты с веком;
  2. Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
  3. Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;

Форма контроля: тестирование

Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. 10 ч.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII  веках.

   

 Обучающийся должен знать.

  1. понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;  
  2. даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
  3. имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;

Обучающийся должен уметь.

  1. определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
  2. показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
  3. рассказывать об особенностях развития русских земель;
  4. оперировать терминами;
  5. объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
  6. характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;

Раздел 3. Русь Московская. 15 ч.

      Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.

Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

      Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика.                                                                                    Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-

представительной монархии.

      Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».

 Обучающийся должен знать.

  1. понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник  1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
  2. даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
  3. имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;

Обучающийся должен уметь.

  1. называть причины возвышения Москвы  и образования единого государства;
  2. давать краткую характеристику личностям;
  3. рассказывать об изменениях в управлении государства;
  4. называть предпосылки централизации страны;
  5. оперировать понятиями;
  6. показывать на карте направление походов ИванаIV ;
  7. соотносить с изученными событиями даты;
  8. характеризовать исторические источники.

Итоговое тестирование 1 ч.                  

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

Введение

Русь Древняя.

Политическая раздробленность на Руси.

Русь Московская.

Итоговое тестирование.

Итого

1

11

10

15

1

38

вводный

текущий

текущий

текущий

итоговый/ тестирование

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

             В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

        •    основные этапы и ключевые события мира; выдающихся деятелей

              истории  России;

        •    важнейшие достижения культуры и системы ценностей,

             сформировавшиеся в ходе исторического развития;

        •    изученные виды исторических источников;

             уметь:

        •    соотносить даты событий  истории  России с веком; определять

             последовательность и  длительность важнейших событий  истории России;

        •   использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении  

             различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных

             источников;                                

        •    показывать на исторической карте территории расселения народов, границы  

             государств, города, места значительных исторических событий;

        •    рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая  

             знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание

             исторических событий и памятников культуры на основе текста и

             иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;  

             использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том

             числе сочинений),  рефератов

         •   соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять

             существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать

             исторические  явления  и  события  по  заданному  признаку;                                                                                                                                

             объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять  

             общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

             определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших  

             исторических событий;

         •   объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и  личностям  

               истории России, достижениям  культуры; использовать  

              приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной

              жизни для:

         -   понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений  

             современной жизни;

         -   высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;  

         -   объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

         -   использования знаний об историческом пути и традициях народов России .

        Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Внутрипредметные и межпредметные связи

Виды и формы контроля

Сроки проведения

Примечание

План

Факт

1

Введение. Что изучает история Отечества

1

Вводный

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом

Беседа

Русь Древняя

11

2

Восточные славяне

1

Урок изучения нового материала

Восточные славяне.  Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение

Фронт. опрос

3

Соседи восточных славян

1

Комбинированный

Восточные славяне и их соседи .Занятия, быт, верования, общественный строй

Работа с картой, источниками

4

Формирование Древнерусского государства

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев

Индив. задания

5

Первые киевские князья

1

Комбинированный

Население деревень и городов. Княжеская власть

Фронт. опрос

6

Князь Владимир. Принятие христианства

1

Комбинированный

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Подг. сообщ.

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Фронт. опрос

8

Основные социальные слои населения Руси

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Основные социальные слои населения Руси.

Фронт. опрос, тест

9

Культура Древней Руси

1

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

10

Быт и нравы Древней Руси

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев

Фронт. опрос

11

Русь Древняя  п/о урок

1

Повторительно-обобщающий урок

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Подг. сообщ.

12

Тестирование

1

Урок контроля знаний

Самост. работа

Политическая раздробленность

10

13

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Урок изучения нового материала

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах

Зад. на устан. причинно- следст. связей

14

Главные политические центры Руси

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства..

15

Галицко-Волынское княжество взаимоотношения между боярами и князьями

1

Комбинированный

. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Инд. Зад.

16

Нашествие с Востока

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества

Блиц опрос

17

Борьба русских земель против экспансии Запада

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами

Фронт. опрос

18

Русь и золотая Орда

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Фронт. опос

19

Русь и Литва

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Фронт. опрос

20

Культура русских земель

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры

Подг. сообщ.

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая  Раздробленность на Руси»

1

Повторительно-обобщающий урок

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Фронт. опрос

22

Тестирование по теме «Политическая раздробленность Руси»

1

Урок контроля знаний

Тестирование

Русь Московская XIV-XVI  века

15

23

Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы

Зад. на установл. причинно- следс. связей

24

Москва-центр борьбы с ордынским игом

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.


Фронт. опрос

25

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV вв.

1

Комбинированный

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.


Работа с картой. Фронт. опрос

26

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Выполн. пробл. зад.

27

Московское государство в конце XIV- начале XVI вв., основные социальные слои

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Фронт. опрос

28

Церковь и государство в XIV- начале XVI вв.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Фронт. опрос

29

Русская культура в конце XV- начале XVI вв.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сообщения

30

Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок)

1

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование

31

Иван Грозный. Начало правления. Реформы  избранной рады

1

Комбинированный

Фронт. опрос

32

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный

Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири.

Решение пробл. зад.

33

Ливонская война

1

Комбинированный

Ливонская война. Причины. Итоги

Фронт. опрос

34

Опричнина

1

Комбинированный

Опричнина

Фронт. опрос

35

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV -  XVI вв.

1

Комбинированный

Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья.

Подг. докл.

36

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках. Быт XV-XVI веков

1

Комбинированный

 Зодчество. Строительство шатровых храмов

Подг. сообщ.

37

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительно-обобщающий урок

Исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древне-русские термины

Тестирование

38

Итоговое тестирование

1

Урок контроля знаний

Тестирование

                                                         Литература и средства обучения

                                                     Литература для учителя

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории.- Официальные документы в образовании, 2009

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2008.

3.Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.

4.Таблицы «История России».

                                            Литература для обучающихся

     5.Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты. – М., 1991.

  1. Проверочные тесты

                     Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

 1.  Электронное приложение к учебнику «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века».  УМК «Сферы». Издательство «Просвещение» 2009 г.                                                                                                                          2. Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.

3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.

4.http://ru.wikipedia.org/

     5. Виртуальный каталог икон

      http://wcomega.ru/icons/index.htm

    6. Гербы городов российской Федерации

     http://heraldry.hobby.ru/

    7. Древнерусская литература

     http://www.drevne.ru/

     8. История Древней Руси

     http://rus-hist.on.ufanet.ru/

    9. История России

    http://www.tuad.nsk.ru/~history/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...