Уроки истории с использованием личностно-ориентированной технологии
план-конспект урока (история) на тему

Рудь Наталья Васильевна

Уроки истории новых типов с использованием личностно-ориентированной технологии: уроки настроения, уроки актуализации знаний, уроки жизнетворчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Судьба России

                                              Урок настроения

                                                   9 «А» класс

                          МОУ «СОШ №73» Кировского района

                   муниципального образования «Город Саратов»

                                                                                        14 октября 2009 г.

                                                   Учитель истории Рудь Наталья Васильевна

Урок проведен на областном семинаре учителей истории высшей категории «Творческая мастерская передового инновационного опыта учителей-победителей ПНПО»

Цели урока: 

- создать атмосферу российской жизни начала XX века, способствующую приобщению учащихся к судьбе своей страны в переломную эпоху, пробуждению переживаний, направленных на их личный смысл жизни;

- продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение;

- на примере событий российской истории начала XX века воспитывать патриотизм и нравственную культуру учащихся.

Оборудование урока:

- компьютерная презентация урока;

- аудиозапись Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова;

- стенд с вышивками «Наши прабабушки умели, а мы…»;

- настольная лампа, телефонный аппарат;

- выставка книг по истории России начала XX века.

Оформление доски.

                                     Эпиграфы к уроку: Двадцатый век…

                                                                      Сулит нам, раздувая вены,

                                                                      Все разрушая рубежи,

                                                                      Неслыханные перемены,

                                                                      Невиданные мятежи…

                                                                                                 А.Блок

Время было интересное. Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно…

                                                                                                 З. Гиппиус

Подборка репродукций картин русских художников конца XIX – начала XX вв.

                                             

                                                     Ход урока

1. Микромодуль художественного образа

Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.

На экране – фотографии и репродукции картин, отображающие важные события начала XX века.

На фоне музыки учитель читает отрывок из поэмы А.Блока «Возмездие»:

Двадцатый век… Ещё бездомней              И отвращение от жизни,

Ещё страшнее жизни мгла                          И к ней безумная любовь,

(Ещё чернее и огромней                             И страсть, и ненависть к отчизне…

Тень Люциферова крыла).                          И чёрная, земная кровь

Пожары дымные заката                              Сулит нам, раздувая вены,

(Пророчества о нашем дне),                       Все разрушая рубежи,

Кометы грозной и хвостатой                      Неслыханные перемены,

Ужасный призрак в вышине,                      Невиданные мятежи…

Безжалостный конец Мессины                   Что ж, человек? – За рёвом стали,

(Стихийных сил не превозмочь),                В огне, в пороховом дыму,

И неустанный рёв машины,                         Какие огненные дали

Кующей гибель день и ночь,                       Открылись взору твоему?

Сознанье страшное обмана                          О чём - машин немолчный скрежет?          

Всех прежних малых дум и вер,                  Зачем – пропеллер, воя, режет

И первый взлёт аэроплана                            Туман холодный – и пустой?

В пустыню неизвестных сфер…

Учитель:

- Какие чувства вызвали у вас эти строки, музыка и изображения на экране?

- Связаны ли они между собой?

- Какие события вы узнали?

- Перед вами – чёрно-белые фотографии начала XX века. В каких цветах вы бы изобразили увиденное сейчас? Почему?

Красный цвет  символизирует энергию, жизненную силу, нервную активность, волю к победе.

Коричневый – потери, дискомфорт, болезнь.

Чёрный – отказ, полное отречение, неприятие, протест.

Серый – пассивность, уход от проблем, усталость.

Музыка С.Рахманинова, отрывок из поэмы А.Блока, фотохроника – всё это переносит нас на сто лет назад – в Россию начала XX века.

Объявление темы и постановка целей урока.

2. Микромодуль личностно-смыслового мышления.

Обсуждение первого эпиграфа к уроку (слова А.Блока)

- Как вы понимаете смысл слов А.Блока?

- Какие разрушения, перемены, мятежи имеет в виду поэт?

- Связывают ли эти строки нас, жителей XXI века с той эпохой?

- Нужно ли думать сегодня о судьбе своей страны, или достаточно всё делать только на благо себе?

- Может ли нам в этом помочь наука история? Как?

3. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни.

Учитель:

Обратите внимание на эти предметы, которые переносят нас в начало XX века: электрическую лампу, телефонный аппарат, фотографию.

- Каким образом они связаны с той эпохой? Что ещё было изобретено в начале XX века? (автомобиль, самолёт, вертолёт, танк, теплоход, радио и т.д.) Тогда же техническое описание получила шариковая ручка.

- Творческое задание. Напишите небольшое сочинение, обращенное к вашим прабабушкам или прадедушкам, которые жили в то время. Расскажите им о том, что вас больше всего тревожит в жизни современной России (работа выполняется на фоне Второго концерта Рахманинова)

- Зачитываются несколько работ.

- Как вы думаете, развлечения ваших прабабушек были в чём-то похожи на ваши? (обращение к стенду с вышивками «Наши прабабушки умели, а мы…»)

4. Микромодуль событийного действия.

Учитель:

На протяжении изучения темы «Россия в 1900 – 1916 гг» вы выполняли задание: определяли достижения и проблемы российского общества в этот период. Вы смотрели на Россию начала XX века глазами людей XXI века. Это задание выполнялось индивидуально каждым. Сегодня вы обсудите в группах результаты своего исследования, определите, к каким общим выводам вы пришли. Итак, перед нами задача: определить, что мы возьмём из начала XX века в век XXI, а что оставим.

- Обсуждение группами достижений и проблем России начала XX века в области экономики, социальных отношений, политики, духовной культуры.

5. Микромодуль-проповедь.

Учитель:

Давайте обобщим: что общего вы увидели между Россией начала XX века и Россией начала XXI века?

- Обсуждение второго эпиграфа (слова З.Гиппиус)

Заключение:

Мы живём на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям  всё труднее осознавать, осмысливать происходящее. Наверно, наши мысли и чувства сродни духовным исканиям людей, живших на рубеже веков столетие назад. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная необходимость жить по-новому в меняющемся мире порождали не столько желание во всем идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед их неизбежностью. Это то, что сближает нас с нашими предками, жившими сто лет назад.

Знакомство с выставкой книг по истории России начала XX века.

Итоги урока:

Домашнее задание: подготовка к тестированию по теме «Россия в 1900 – 1916 гг»

Оценки за работу на уроке.                                                                                    



Предварительный просмотр:

                 Великая реформа?.. Великая реформа!

                        Урок актуализации знаний

          8 «А» класс  МОУ «СОШ №73» г. Саратова

Личностно-ориентированная технология урока истории

                                                                Учитель истории Рудь Н.В.

Урок проведен в рамках областного семинара «Творческая мастерская инновационно-педагогического опыта учителей-победителей ПНПО (история, обществознание)» 23.11.2011 г.

Цели урока:

- обобщить знания учащихся по теме «Крестьянская реформа 1861 г.», нацелив их на рефлексию личностно-смысловых отношений к проблемам России середины XIX в.;

- продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, работать с историческими источниками;

- воспитывать уважение к историческому прошлому, поддерживать представление о равенстве всех людей, уважение чужих прав и свобод, толерантности, компромиссного решения в любой ситуации.

Оборудование урока:

- компьютерная презентация урока;

- портреты Павла I, Александра I, Николая I, Александра II;

- репродукция картины Г.Мясоедова «Чтение Положения 1861 г.»

Оформление доски:

- тема урока;

- эпиграфы к уроку

«Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» А.И.Герцен

«Порвалась цепь великая,                       «1861 год породил 1905» В.И.Ленин

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..» Н.А.Некрасов

- портреты Павла I, Александра I, Николая I, Александра II.

Подготовка к уроку:

Заранее класс делится на 5 групп. Каждая группа получает задание изучить материал учебника,  дополнительную литературу и подготовить выступление по определенной теме. На уроке класс рассаживается по группам.

Задания группам. Предложить вариант решения крестьянского вопроса от имени: помещиков-крепостников (1 группа); либералов (2 группа); представителей революционного лагеря (3 группа); правительства (4 группа); экспертов, оценивающих правильность проектов и правительственный выбор (5 группа).

                                       

                                         Ход урока

Вступительное слово учителя: Начало этому процессу положил ПавелI, подхватил его Александр I, продолжил Николай I и завершил Александр II.

О чем идет речь? Вспомним, что было сделано каждым из этих царей для решения крестьянского вопроса (беседа)

 В отличие от своего отца, Николая I, Александр был довольно хорошо подготовлен к управлению государством. Он вступил на престол в возрасте 37 лет. Это примерно возраст ваших родителей. Что характерно для людей этого возраста? Имея немалый жизненный опыт, желание и силы что-то изменить, стремление к чему-то новому, но с учетом итогов прошлого, Александр II стал инициатором освобождения крестьян. В историю он вошел как царь-освободитель.

 Целями нашего урока являются повторение, обобщение и углубление знаний по теме «Крестьянская реформа 1861 г.» В течение урока вы должны будете определить свое личное отношение к данной реформе. Чем является это событие для каждого из вас?

 Итак, тема нашего урока (слайд №1): «Великая реформа?..» или «Великая реформа!» Эпиграфами к уроку будут три разных по смыслу оценки реформы (зачитываются эпиграфы) К теме и эпиграфам мы вернемся в конце урока и вы поставите ? или ! в теме.

 Работа на уроке будет проходить в группах, которые получили домашнее задание предложить варианты решения крестьянского вопроса от имени помещиков-крепостников (1 группа), либералов (2 группа), представителей революционного лагеря (3 группа), правительства (4 группа), экспертов, оценивающих данные проекты (5 группа). Перед вами стояла сложная задача: не только изучить материал, но и пропустить его через свою душу, представить себя в определенной роли, окунувшись в атмосферу российской жизни середины XIX века.

 Задания:  Назовите все причины отмены крепостного права.

                   Определите цели реформы 1861 г. (слайд №2)

                   Определите, о каких личностях идет речь?

А) «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Кому принадлежат эти слова? (Александру II - слайд №3)

Б) О ком речь? Близкий к Александру II человек, не обладал ни крестьянами, ни землей, не имел своекорыстных интересов, собрал большое количество специальных журналов и статей по крестьянскому вопросу, первый председатель Редакционных комиссий. (Я.И.Ростовцев – слайд №4)

В) Министр юстиции, известный крепостническими взглядами, несмотря на все противодействие реформе, не смог значительно повлиять на деятельность Редакционных комиссий (В.Н.Панин – слайд №5)

Г) Один из самых образованных и талантливых деятелей той эпохи, председатель Земского отдела, «правая рука» Ростовцева и «главный двигатель» реформы (Н.И.Милютин – слайд №6)

Выступления групп (слайд №7).

Задания по репродукции картины Г.Мясоедова «Чтение Положения

1861 г.» (слайд №8):

- Где и когда происходят изображаемые события?

- Кто изображен на картине?

- Предположите, кто читает Манифест вслух?

- Предположите, о чем думают изображенные люди?

Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа по раздаточному материалу:

В каком году – рассчитывай,                Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай,                    Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке                     Из смежных деревень -

Сошлись семь мужиков;                        Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных                     Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии,                           Неурожайка тож.

- Определите время, когда могло произойти действие поэмы.

- Как называлась губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?

- Почему автор дал такие названия?

Задание: Назовите все значимые следствия реформы (положительные и отрицательные).

Исторический диктант. Работа по раздаточному материалу.

О чем или о ком идет речь?

1) Неуплаченные в срок налоги, сборы (недоимки).

2) Комитеты в губерниях для подготовки проектов крестьянской реформы (губернские дворянские комитеты).

3) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп (временнообязанный).

4) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (мировые посредники)

5) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной сделки (уставная грамота)

6) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (отрезки)

7) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет (государственная ссуда)

8) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика (временнообязанный)

9) ¼ от нормы надела, которую крестьянин получал бесплатно (дарственный надел)

10) Преобразование в какой-либо сфере государства (реформа).

Подведение итогов урока.

Обсуждение эпиграфов и темы урока.

Домашнее задание. Составить свой собственный проект отмены крепостного права.

В каком году – рассчитывай,                Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай,                    Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке                     Из смежных деревень -

Сошлись семь мужиков;                        Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных                     Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии,                           Неурожайка тож.

В каком году – рассчитывай,                Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай,                    Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке                     Из смежных деревень -

Сошлись семь мужиков;                        Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных                     Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии,                           Неурожайка тож.

В каком году – рассчитывай,                Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай,                    Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке                     Из смежных деревень -

Сошлись семь мужиков;                        Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных                     Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии,                           Неурожайка тож.

В каком году – рассчитывай,                Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай,                    Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке                     Из смежных деревень -

Сошлись семь мужиков;                        Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных                     Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии,                           Неурожайка тож.

В каком году – рассчитывай,                Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай,                    Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке                     Из смежных деревень -

Сошлись семь мужиков;                        Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных                     Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии,                           Неурожайка тож.

Исторический диктант. О чем или о ком идет речь?

1) Неуплаченные в срок налоги, сборы.

2) Комитеты в губерниях для подготовки проектов крестьянской реформы.

3) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

4) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками .

5) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной сделки .

6) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

7) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет.

8) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.

9) ¼ от нормы надела, которую крестьянин получал бесплатно.

10) Преобразование в какой-либо сфере государства.

Исторический диктант. О чем или о ком идет речь?

1) Неуплаченные в срок налоги, сборы.

2) Комитеты в губерниях для подготовки проектов крестьянской реформы.

3) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

4) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками .

5) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной сделки .

6) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

7) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет.

8) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.

9) ¼ от нормы надела, которую крестьянин получал бесплатно.

10) Преобразование в какой-либо сфере государства.

Исторический диктант. О чем или о ком идет речь?

1) Неуплаченные в срок налоги, сборы.

2) Комитеты в губерниях для подготовки проектов крестьянской реформы.

3) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

4) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками .

5) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной сделки .

6) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

7) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет.

8) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.

9) ¼ от нормы надела, которую крестьянин получал бесплатно.

10) Преобразование в какой-либо сфере государства.

Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.

1) Помещики отныне теряют (сохраняют) право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо (за установленные) повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны (обязаны) исполнять в пользу помещиков никакие повинности.

3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными (временнообязанными).

4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия ( с согласия) помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же (освободятся от обязанностей к помещикам по выкупной сделке) вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек (сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений) будет открыт новый порядок…

Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.

1) Помещики отныне теряют право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны исполнять в пользу помещиков никакие повинности.

3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными.

4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек будет открыт новый порядок…

Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.

1) Помещики отныне теряют право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны исполнять в пользу помещиков никакие повинности.

3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными.

4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек будет открыт новый порядок…

Помещики – крепостники

  Либералы

Революцио-

неры  

Правитель-ство

 Эксперты



Предварительный просмотр:

                          Россия в 1900 – 1916 гг.

Урок актуализации знаний в 11 «Б» социально-гуманитарном классе

                      МОУ «СОШ № 73» г. Саратова.

   Личностно-ориентированная технология урока истории.

                                                  Учитель истории Рудь Н.В.

Урок проведен на областном семинаре учителей истории высшей категории «Творческая мастерская инновационного педагогического опыта учителей-победителей ПНПО» 24.11.2010 г.

Цели урока:

- обобщить знания, полученные учащимися при изучении темы «Россия в 1900 – 1916 гг.», нацелив их на рефлексию личностно-смысловых отношений к проблемам России начала XX века и современной актуальной действительности;

- продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, работать с историческими источниками;

- на примере событий российской истории начала XX века воспитывать патриотизм и нравственную культуру учащихся.

Оборудование урока:

- компьютерная презентация урока;

- коллаж, выполненный учащимися, на тему «События и личности России начала XX века»;

- выставка книг по теме урока;

- учебники:  В.А.Шестаков «История России XX – начала XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией А.Н.Сахарова. М., Просвещение, 2009 – 2010 г. »;

- распечатки материала из учебников А.А.Данилова, А.В.Филиппова «История России 1900 – 1945 гг. 11 класс. М.,  Просвещение, 2009 г.»; В.С.Измозник, С.Н.Рудник «История России. 11 класс. М., Вентана-Граф, 2009 г.»

Оформление доски:

- тема урока;

- коллаж «События и личности России начала XX века»;

- выставка книг о России начала XX века.

Подготовка к уроку:

В начале изучения темы класс делится на 4 творческих группы. Каждая группа получает долгосрочное задание, по которому отчитывается на данном уроке. На уроке класс рассаживается по группам.

Задание первой группе: создать коллаж из портретов и событий начала XX века, в котором через цвета и символы выразить свое понимание их места в данном историческом периоде.

Задание второй группе: изучить план модернизации России П.А.Столыпина и определить, насколько он применим в современной России.

Задание третьей группе: определить похожие проблемы в политической, социально-экономической и культурной жизни России начала XX века и современной России.

Задание четвертой группе: определить спорные вопросы и оценки изучаемого периода.

                                             Ход урока

Вступительное слово учителя: Мы заканчиваем изучение очень важного периода в истории нашей страны. Первые 16 лет XX века были наполнены войнами, революционными событиями, реформами, потрясениями, колоссальными изменениями во всех сферах жизни. Нас от этой эпохи отделяет всего лишь сто лет. На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем не просто обобщить все, что мы изучили, но и дать оценку тем событиям с точки зрения людей XXI века. Наша задача найти то общее, что связывает нас с поколениями, жившими сто лет назад, пропустить это через свой личный жизненный опыт, и  постараться извлечь определенные исторические уроки, которые помогут нам не повторять ошибок наших предков.

Класс разделен на четыре творческих группы, каждая из которых выполняла к сегодняшнему уроку определенное задание, полученное в начале изучения темы. Урок будет проходить в виде дискуссии, в которой могут принять участие как группы, так и каждый в отдельности.

1. Микромодуль образно-символического обобщения темы

Учитель: Давайте составим «линию времени» - назовем по порядку наиболее важные события начала XX века в России, повлиявшие на жизнь страны (ответы учащихся, на экране иллюстрации к событиям).

Учитель: В жизни каждого человека большое значение имеют определенные образы, символы, цвета, ассоциации. Первая творческая группа получила задание образно представить изучаемую эпоху.

Выступление первой группы (о значениях разных цветов по классификации Макса Люшера, защита коллажа).

Учитель: Давайте определим, кому из исторических личностей начала XX века могут принадлежать данные высказывания, и что они имели ввиду. При этом я прошу называть не только фамилию, но и должность, которую данный человек занимал.

Фронтальная беседа с классом по цитатам на экране

- «Как бы не рухнуло…» (Николай II)

- «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»

   (В.К.Плеве – министр внутренних дел)

- «Сердцем я за самодержавие, умом за конституцию. Самодержавию я всем

  обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна конституция»

  (С.Ю.Витте – министр финансов, первый председатель Совмина России)

- «Опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность

  правительственного труда основана на благожелательном отношении к

  общественным и сословным учреждениям и к населению вообще»

  (П.Д.Святополк-Мирский – министр внутренних дел)

- «Сначала – успокоение, а потом реформы!» (П.А.Столыпин – премьер-

  министр России)

- Дайте нам организацию революционеров – и мы перевернем Россию!»

  (В.И.Ленин – лидер большевиков)

- «Интеллигенция и пролетариат без крестьянства бессильны, в союзе с

  крестьянством они могут достигнуть всего» (В.М.Чернов – лидер партии

  социалистов-революционеров)

- «Против участия безответственных людей в решении государственных дел,

  за правительство, ответственное перед народными избранниками» (лозунг

  лидера партии октябристов А.И.Гучкова, выдвинутый в 1912 г.)

- «Что это, господа? Глупость или измена?» (П.Н.Милюков – лидер партии

  кадетов, из речи в Думе в 1916 г.)

Учитель: Итак, первая группа продемонстрировала свое представление об изучаемой нами эпохе. А если изобразить в цвете сегодняшнюю Россию и сравнить с изображением России сто лет назад, что можно сказать?(цветовая гамма такая же, пестрый политический состав, множество различных идей).

2. Микромодуль предметной актуализации знаний.

А)Учитель: Одной из попыток решения российских проблем «сверху» стала

   деятельность П.В.Столыпина. Вторая творческая группа изучала

   программу деятельности Столыпина.

   Выступление второй группы. 

   Учитель: - В чем вы видите актуальность опыта реформирования России в

   кризисные годы начала XX века Столыпиным в наши дни?

   Фронтальная беседа с классом (укрепление власти, международного

   авторитета России, правовой порядок, гражданское общество, частная

   собственность, воспитание патриотизма).

   Учитель:  Вопрос ко второй группе: что помешало Столыпину  осуществить

   задуманное?

   Ответ второй группы (нет 20-ти лет мира и покоя, поддержки царя,  

   политических партий, социальной базы)

Б) Учитель: Вступив в XX век, Россия должна была в короткий срок пройти дистанцию большого исторического масштаба: завершить индустриальную модернизацию, обновить социальные и политические отношения, найти достойный ответ на новые внешние угрозы. Но на этом пути образовалось немало внутренних и внешних препятствий.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что, по вашему мнению, мы можем отнести к этим препятствиям? (русско-японская и первая мировая войны, первая русская революция)

- Какие из этих событий непосредственно связаны друг с другом?

- Можно ли оценить итоги первой русской революции как отрицательные для дальнейшего развития России? (нет, главный результат ПРР – введение государственно-правовых институтов и либерально-ориентированных общественных порядков, что могло бы стать началом формирования конституционной монархии в России).

- Какие проблемы в жизни России обострила  Первая мировая война? (отчуждение власти и народа, переход либеральных и более левых партий к радикальным методам борьбы, начало общенационального кризиса).

В) Учитель: Поговорим о проблемах российской жизни начала XX века и начала XXI века. Третья группа рассматривала разные сферы общественной жизни и занималась поиском общих проблем.

Выступление третьей группы 

(экономика: значительное отставание от Запада, рост экономической зависимости от Запада, иностранные инвесторы вкладывают деньги в сырьевые отрасли, экономические кризисы, отсталость сельского хозяйства; социальные отношения: медленные темпы формирования среднего класса, большой разрыв в уровне жизни богатых и бедных, большинство населения – бедные, низкий уровень материального положения бедных, неразвитое гражданское общество;

политические отношения: слабый диалог власти и общества, борьба между либеральными, консервативными, социалистическими силами, спор между западниками и славянофилами о путях развития страны, реальное осуществление прав и свобод населения, коррупция, низкий уровень политической и правовой культуры населения;

культура: низкий культурный уровень населения).

Учитель: Связь между низким уровнем политического сознания народа и самодержавием подметил писатель начала XX века В.Гиляровский:

В России две напасти:

Внизу власть тьмы,

А наверху – тьма власти (на экране)

- Видите ли вы связь с Россией современной?

3. Микромодуль предметной персонификации.

Учитель: Четвертая группа получила задание рассмотреть спорные вопросы изучаемой эпохи. Оценки современников и историков последующих времен не всегда совпадают.

Выступление четвертой группы

( - аграрная реформа Столыпина: 1) Ленин: вела к разорению крестьян,

                                                          насильственному слому общины;

                                                          2) другие: вела к модернизации страны.

                                                        - 1) Зырянов: общая неудача реформы;

                                                           2) Кабанов: реформа прервана войной и

                                                           революцией.

- государственный строй России с октября 1905 г.: 1) конституционная

                                                           монархия;

                                                           2) самодержавие.

- культура «серебряного века»: 1) достижения и творческий подъем;

                                                       2) вела к разрушению общества).

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Завершая сегодняшний разговор о России начала XX века и ее связи с Россией начала XXI века, обратимся к стихотворным строкам советских поэтов ( на экране)

                                    Я на жизнь взираю из-под столика,

                                    Век двадцатый – век необычайный:

                                    Чем он интересней для историка,

                                    Тем для современника печальней.

                                                     Николай Глазков

                                    Есть время одно – это люди,

                                    Живущие рядом сейчас.

                                    Давай к нему бережней будем –

                                    Другого не будет у нас!..

                                                     Наум Коржавин

Как вы думаете, по чему этими словами я решила закончить наш урок?

Выставление оценок за урок (рефлексия)

Домашнее задание: подготовка к тестированию по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Конспект урока истории с использованием информационно-коммуникативных технологий

Урок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым, завершающим по теме «Эпоха Петра I». Целью данного урока является систематизация знаний учащихся по петровской эпохе...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Разработка элементов урока с использованием личностно- ориентированных технологий обучения по одной из тем курсов «История» .

Традиционная педагогическая теория предлагает ученикам готовых эталонные модели поведения, познания, способы решения познавательных задач и т.п. Эти модели являются усредненным педагогическим опытом, ...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...