История Древнего мира. 5 класс. Урок 5. Первые художники и волшебники.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Данный урок расчитан на образовательную линию Школа 2100. Построен по системе ФГОС.  Учащиеся сами ставят проблему и пытаются решить ее в течении урока. Учитель контролирует процесс, помогая учащимся, правильно ставить цели, задачи. Очень интересно  и продуктивно проходит урок. Ученики вовлечены в учебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 5. Первые художники и «волшебники».

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей,

связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.

Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять исторические особенности формирования религиозных представлений у древнейших людей.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Научить  выражать свои позиции по вопросам религиозных верований, а также умение отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме.

Обязательный минимум содержания: значение религиозных верований и искусства у первобытных людей.

 Основные понятия: душа. Мифы, религия, искусство

План урока:

  1. Постановка проблемы урока.

Проблема урока: Что значили для людей первые рисунки?

II. Поиск решения проблемы:

1. Представления и верования первобытных людей.

2. Первобытное искусство.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

–– Открываем с. 28. Читаем диалог

Антошки и Археолога.

– Какие впечатления произвели наскальные рисунки

Фиксирует на доске:

Первобытные люди создавали красивые рисунки.

– Читаем дальше.

– Какие факты привёл Археолог?

Фиксирует на доске:

Первобытные люди старались никому не показывать свои рисунки.

– Сравните впечатления Антошки и

факты, приведённые Археологом.

– В чём противоречие, какой возникает вопрос?  

Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 30, сделанные первобытными людьми. Какое ощущение у вас возникает, глядя на них?

– Что нам сегодня предстоит выяснить?

Фиксирует на доске:

Чт пытались выразить первобытные люди создавая произведения искусства?

Высказывают своё мнение.

Читают текст на с. 28 до слов:

« …и мамонтов?»

– Антошка считает, что такие красивые рисунки надо всем показывать.

Читают текст от слов: «А вот это

вряд ли!» и до конца.

– Первобытные люди старались создавать свои рисунки в труднодоступных местах.

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.  1

Регулятивные умения

1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

II. Версии.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

– Кого и как изображали первобытные художники?

Скорее всего, дети могут выдвинуть

такие версии:                   

– Люди верили в волшебную силу

рисунка.

– В рисунках пытались выразить свои представления о мире.

2. Выдвигать версии.

III. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Работа со словарем

– С помощью словаря объясните, что

такое религия, искусство.      

Фиксирует на доске:

Знаем:

Религия – вера.

Искусство – творчество.

– Какой период в истории человеческого общества мы изучаем?

– Что нам надо узнать, чтобы найти

решение проблемы?  

Фиксирует на доске:

Надо узнать:

1) Во что верили первобытные люди?

2) Каким было первобытное искусство?

Индивидуально, самостоятельно

работают со словарём.         1

– Религия – это вера во что-либо.

– Искусство – это творчество, в котором с помощью образов выражены

чувства, представления человека.

– Первобытный мир.

– Во что верили первобытные люди?

– Какое было первобытное искусство?

– Что хотели передать в своём творчестве первобытные люди?     3

Познавательные умения

1. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию.

3. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Представления и верования

первобытных людей.

– Как вы думаете, представления о

мире первобытных людей будут отличаться от взглядов наших современников?

Давайте вспомним, кто же такой первобытный человек?

Мог ли древнейший человек объяснить с научной точки зрения, все то, что его оружало.

– Прочитайте п. 1, с. 28–30, выделите

несколько отличий во взглядах на мир

первобытных и современных людей.

– Сделайте вывод по проблеме.

 Где могли отразить свои верования, представления первобытные люди?

– Используя словарь или текст

учебника, объясните, что называют

мифом.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Указывает на проблему, записанную на доске.

Высказывают своё мнение.

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.    

Примерный ответ:

Люди, у которых отсутствовала письменность, наука.

Нет, ему было недостаточно знаний

  Примерный алгоритм ответа:

– Первобытные люди верили в то, что

у человека есть душа, продолжающая самостоятельное существование

в потустороннем мире после смерти

человека.

Человек ощущал себя частью природы, а животных считал своими предками. Человек верил в сверхъестественные силы, способные творить чудеса.

– В мифах.

– Мифы – это рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями.      

Своё представление о мире первобытные люди отражали в мифах, считая себя частью природы и наделяясверхъестественными силами различные явления природы.

2. Анализировать (в т.ч. выделять главное).

4. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные умения

1. Излагать своё мнение (в монологе), аргументируя его.

2. Первобытное искусство.

– С помощью текста в учебнике на

с. 31–32 оцените: вера ваших первобытных предков в магию, «чудеса» «колдунов» представляется вам смешной и глупой или нет?

– Чтобы справиться с этим заданием, давайте вспомним порядок продуктивного чтения. (См. учебник,

 с. 9.)    

Читают вслух пункт 2, применяя приём «диалог с автором».  

3. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

2. Умение вести диалог.

V. Выражение решения проблемы.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Первобытные люди создавали

произведения искусства, в которых

выражали своё понимание мира, а

также с помощью магии пытались

воздействовать на сверхъестественные силы. 1

VI. Применение знаний.

Работа в парах.

Выделить основные признаки религиозных верований первобытных людей,  построить алгоритм ответа

 Алгоритм ответа

1.Вера в сверхъестественное.

  1. Вера в существование души.
  2. Обожествление сил природы, природных явлений.
  3.  Наличие религиозных обрядов

VII. Домашнее задание.

 - Прочитать параграф 3. Ответить на вопрос 3 письменно

 - На с. 33 ответить на вопросы в начале параграфа в разделе «Вспоминаем, то что знаем».

Высказывают свои предположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

Урок истории Древнего мира. Тема урока: «Финикия»,

1.      Тема урока: «Финикия», Раздел II Древний Восток, глава 3 Древняя Азия2.      Учебник: Т.П. Андриевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История древ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»

Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель  урока: Раскрыть особенности  внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...