Обобщение опыта
статья по истории по теме

В работе представлено обощение опыта по теме Формирование познавательной активности с помощью ИК-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение


Основная идея:

повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование ИКТ

на уроках истории и обществознания.

Цель:

создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

Актуальность опыта

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

  • использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
  • использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
  • использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
  • ИКТ позволяют организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Теоретическая база.

Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно- воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства.

При использовании ИКТ в процессе обучения истории, обществознанию и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «...создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права образования...»
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «...В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые нам пригодятся в будущем...». «...Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего...».

Познавательная активность, как педагогическое явление - двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны - это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности.

Конечный результат - перевод специально-организованной активности ученика в его собственную. Нетрадиционные средства элективные курсы, игротехнологии, информационно-коммуникативные технологии и пр.) активизируют процесс приобретения знаний.

Степень проявления познавательной активности - изменяющийся показатель.

Анализ психолого-педагогических особенностей учащихся каждого уровня познавательной активности и определение основных направлений работы по активизации познавательной активности.

1) Нулевой уровень: пассивность, нет заинтересованности, необходимо давление со стороны учителя.

Психологические факторы - медленное включение в работу, постепенное возрастание активности.

Направления работы: - не предлагать перехода с одного вида деятельности на другой; не перебивать; не задавать неожиданных вопросов; не давать импровизации.

- желательно установить добрые отношения с такими учащимися. Основной прием - «эмоциональные поглаживания»: похвалы, одобрения, обращение по имени, добрый тон, прикосновения во время урока. С. Л. Рубинштейн: «Недоброжелательность сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны»;

проводить минутки «психологической разгрузки» или «эмоциональной подзарядки», используя шутки, загадки и т.п. Таким образом, деятельность учителя направлена на создание эмоциональной атмосферы урока, настраивающей школьников на включение в учебный процесс (состояние комфортности, отсутствие страха, чувство уверенности, готовность и ожидание встречи с данным педагогом, ожидание уроков, которые ведет учитель).

Основная стратегия учителя в работе с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении. Для детей с исполнительно- активным уровнем познания должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций, поскольку они потенциально расположены к новым, более высоким требованиям.

5) Творческий уровень познавательной активности

(по данным американских ученых-психологов - одаренностью

наделены от 5 до 10% людей).

Главная задача не только выделить способных учащихся, но и помочь остальным открыть в себе способности, о которых они не подозревали.

Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчество невозможно без развития образного мышления и воображения.

Основной прием - теоретическое решение изобретательных задач (ТРИЗ).

В качестве творческого тренинга можно предлагать для школьников такие задачи: три слова - круглый, красный, кислый. Нужно за 5 минут придумать не менее 5 предметов и явлений, которым были бы свойственны все три определения.

  1. уровень - начальный (называются готовые, существующие в природе материалы);
  2. уровень - средний (когда предметы подвергаются воздействию человека: леденец);
  3. уровень - высокий (основан на образном восприятии, которое максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению: грустный отличник).

Можно предложить учащимся попробовать свои силы в свободном ассоциировании, написании эссе, создании словесных картин, образном перевоплощении и т.д.

Интересен педагогический прием - «плюс, минус, интересно». Рассмотреть любую проблему: «Как сложилась бы судьба России, если бы декабристы одержали победу на Сенатской площади». Учащиеся должны выделить все возможные позитивные, негативные черты и особенности (интересность) положения.

Подобная деятельность создает психологические предпосылки для перехода ученика на более высокий познавательный уровень.

2) Относительно-активный уровень: заинтересованность в определенных ситуациях, присуща торопливость. Включение учащихся в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкреплено волевыми и интеллектуальными усилиями; охотно выполняются новые виды работы, но при затруднении легко теряют интерес к учению.

Рекомендации: - поддержание эмоционально-интеллектуальной атмосферы на протяжении урока. Внимание «держать» вопросами (5-6 вопросов к новой теме задают дети в конце урока), при этом можно пользоваться планом ответа, опорными сигналами, алгоритмом действия.

Эмоциональный подъем от учебных ситуаций, успех и готовность его упрочить рождает готовность к интеллектуально-волевым усилиям.

f

  3)Исполнительно-активный уровень: подчинение эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий определенной учебной цели; готовность включиться в работу, осознанное восприятие учебной задачи, самостоятельная работа, стабильность, оригинальные пути решения. Проблемы таких учащихся: кажущаяся легкость - результат более ранних усилий ученика, его умения сосредотачиваться, актуализировать умения, выбирать наиболее удачный вариант. В эту группу входят дети, мыслящие «инсайдами» - озарениями, которые не проявляя особой активности, неожиданно демонстрируют высокий уровень знаний.

Если материал прост, учащиеся начинают скучать, постепенно ограничивают себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Проблема активизации познавательной активности таких учащихся достаточно актуальна.

Рекомендации: - использовать приемы, стимулирующие познавательную активность: проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации.

Этапы урока с проблемным заданием:

  1. Постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация (проблемное изложение учителем);
  2. Анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи (выявление известных и неизвестных данных);
  3. Поиск способа решения проблемы (выдвижение гипотез, критика очевидных решений, использование сходных задач, выдвижение гипотез «от противного»;
  4. Проверка результата; при неудовлетворительном ответе - возврат к пунктам 2-3.

(Дидактика - М.Махмутова, А.Матюшкина, Е.Ильича, С.Курганова)

Проблемная задача существенно отличается от учебной прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Проблема всегда многомерна: феодальная раздробленность - благо или зло? Так как на каждом уроке трудно организовать проблемные ситуации, можно предложить создавать для учащихся с исполнительно- активным уровнем особые ролевые ситуации: подключать уч-ся к технологии оценивания устных и письменных ответов учащихся, т.е. брать на себя роль «эксперта». При этом их нужно вооружить критериями оценок, чтобы не возникло существенных разногласий. На ученика можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом урока; «мудреца», который подводит итог урока, «хранителя знаний».

Контрольную работу можно сделать продуктивной, т.е. такой которая помогает определить запас знаний и умений и одновременно является своеобразной формой самообучения. Контрольную работу можно построить по блочному принципу: вся работа состоит из 5 блоков по 3 вопроса (терминологический блок, блок на установление общего компонента в предложенных заданиях, блок «чистого знания»: факты, имена деятелей и пр. и блок вычисления - максимальное число баллов 5x5=25. Разрешено заменить задание или даже блок вопросами на карточке (доске).

В условиях возможности выбора и замены заданий, учащиеся учатся верно оценивать свои способности, ощущают, что даже на контрольной работе они находятся не в роли пассивной жертвы, но сами могут влиять на обстоятельства и добиваться успеха. Для учителя этот прием является своеобразной диагностикой - при замене вопроса выявляются пробелы в знаниях.

Результативность работы

2012-2012 учебный год

Класс

Предмет

Обучаются на

Не аттестованно

Результативность

Качество

Средний балл

5

4

3

2

История России

13

13

3

0

0

100%

89,6%

4,3

10

11

3

0

0

100%

87,5%

9

16

1

0

0

100%

96%

10

8

7

0

0

100%

72%

4

12

9

0

0

100%

64%

10

13

2

0

0

100%

92%

10А

6

6

3

0

0

100%

80%

10Б

16

9

4

0

0

100%

86,4%

11А

9

12

3

0

0

100%

87,5%

11Б

10

14

2

0

0

100%

92,3%

Общество

знание

17

9

3

0

0

100%

89,6%

10

11

3

0

0

100%

87,5%

15

8

1

0

0

100%

95,8%

11

13

1

0

0

100%

96%

12

16

3

0

0

100%

90%

4

19

1

0

0

100%

95.8%

10А

10

14

2

0

0

100%

92,3%

10Б

9

13

3

0

0

100%

88%

11А

7

11

7

0

0

100%

75%

11Б

10

12

3

0

0

100%

88%

 

Подготовлено участников районных олимпиад – 3

Подготовлено участников городских олимпиад – 1

Динамика изменения уровня обученности и среднего балла по истории России, обществознания и всеобщей истории представлены в диаграммах.

Качество обученности

Средний балл

Участие в районных, городских и всероссийских мероприятиях

2011г. – Всероссийский конкурс «Учитель года-2011»

2012г. -  Педагогическая мастерская «Учит и учиться»

2012 г. -  Участие в городском смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященному 200-летию Отечественной войны 1812 г.

2012г. – Научно-практический семинар «Особенности деятельности творческих объединений правовой направленности в системе качественного дополнительного образования детей»

2013г. – Участие в интернет – конкурсе http://educontest.net/ 

Итоги ЕГЭ

Обществознание

Год

Количество сдававших

Количество преодолевших минимальный барьер

Количество детей  набравших от 50до70 баллов

Количество детей  набравших от 80 до100 баллов

2011

30

27

10

0

2013

20

19

15

1

История

Год

Количество сдававших

Количество преодолевших минимальный барьер

Количество детей  набравших от 50до70 баллов

Количество детей  набравших от 80 до100 баллов

2011

8

6

0

0

2013

5

3

1

0

Работы учащихся размещены на сайте support@urfodu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...