обобщение опыта работы
презентация по теме

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchenie_opyta_raboty.zip1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Горовая Татьяна Петровна,                                                                 МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк,                                                учитель русского языка и литературы

Обобщение опыта работы по теме                                                               «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»

Слайд № 1.

В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной         стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер  определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».

А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив в декабре 2009 года курсы Елены Александровны, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность  применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.

Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их  мыслительные и творческие способности.   Поэтому они являются  важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти,  мышления, речи. Изучив и обобщив исследования Елены Александровны, я занялась вплотную подготовкой методического пособия по применению данного метода на уроках русского языка. В  его подготовке мне помогали  мои ученики.

Для более эффективного применения данного метода обучения мы следовали трём принципам:

«Принимай»

«Применяй»

«Приспосабливай»

Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

Слайд № 2. В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:

  1. Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  2. Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  4. Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  5. Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  6. Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:

Пишем: 

  1. с удовольствием
  2. быстро
  3. мало

Видим: 

  1. взаимосвязи
  2. структуру изложения материала
  3. логику

Развиваем: 

  1. мышление
  2. память
  3. воображение

Задействуем: 

  1. весь потенциал
  2. творчество

Запоминаем: 

  1. сразу
  2. много
  3. качественно

Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили более 70 интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»), которые представляют собой электронное приложение к созданному мною методическому пособию. Структура и содержание приложения соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и  позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.

Слайды № 3 -12

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

  1. отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
  2. позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
  3. приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
  4. практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и  как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении,  при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании  статей, параграфов, разделов  учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы  по подготовке к ЕГЭ
  1. электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы  

Слайд № 13

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала 
  4.  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  5. подготовка проекта, презентации
  6. аннотирование
  7. конспектирование

Опыт работы по применению  метода интеллект-карт на уроках русского языка был представлен мною:

  1. на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010г)
  2. на XI городских Днях науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010 г.)
  3. на региональном семинаре «Формирование компетенций обучающихся по русскому языку и литературе» (2010г.)
  4. на муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»

Слайд № 14. Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

  1. адаптироваться к условиям ЕГЭ
  2. задействовать оба полушария головного мозга
  3. повышать работоспособность
  1. формировать общеучебные умения и навыки
  2. осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
  3. улучшать все виды памяти
  4. развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  5. формировать  орфографические и пунктуационные навыки
  6. обогащать словарный запас
  7. а главное - повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 66, средний балл на ГИА – 32 балла)

Слайд № 15. Данный метод дает возможность учителю:

  1. повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  2. развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  3. активизировать деятельность
  4. выявлять  причины когнитивных затруднений
  5. корректировать знания  учащихся

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования:

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно -  создавать интеллект-карты».


Библиографический список:

1. Бьюзен Б., Бьюзен Т.  Супермышление [Текст]:  – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

2. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]:  – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]:   – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...