Конспект урока "Бунташный век"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Класс 10. Тема: "Бунташный" век.

Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о при­чинах восстаний и войны под предводительством Степана Разина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок Бунташный век29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 10. Тема: "Бунташный" век.

Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о причинах восстаний и войны под предводительством Степана Разина.

Внутрипредметные связи:

1649-1650 гг. - ирландская экспедиция О.Кромвеля; 1653 г. - разгром Кромвелем "Долгого" парламента; 1672 г. - Вильгельм III Оранский стал наследным правителем (штатгальтером) в Нидерландах;

1674 г. - Ян Собесский избран польским королём; 1688 г. - "Славная" революция в Англии;

1640-1688 гг. - великий курфюст Фридрих Вильгельм в Пруссии.

План урока: 1. "Соляной" бунт. 2. "Медный" бунт. 3. Донское казачество. 4. Восстание Степана Разина. 5. Его причины, ход, социальный состав. 6. Причины поражения восстания, его последствия.

Основные понятия: "медный" бунт, "соляной бунт", "прелестные" письма.

Важнейшие даты: 1648 г. - "соляной" бунт; 1662 г. - "медный" бунт; 1668 г. - поход в Персию (Иран) казаков Степана Разина; 1670-1671 гг. -восстание Ст. Разина.

Выдающиеся личности: Степан Разин, Василий Ус.

Оборудование урока: карта "Россия в XVII в.".

Рекомендуемая организация урока

      Закрепление пройденного материала.

Провести самостоятельную работу на знание терминов.

1 вариант: раскол, ярмарка, «заповедные лета», ясак, крепостное право.

2 вариант : старообрядчество, мануфактура, «урочные лета», тягло, казачество.

Общие рекомендации: первые два пункта плана можно задать ученикам на дом (эти бунты хорошо разобраны в тексте учебника), а в центре внимания данного урока должно находится восстание под предводительством Степана Разина. Последовательность событий можно рассмотреть при помощи карты. Обязательно необходимо разобраться в причинах восстания, социальном составе участников. При этом можно кратко остановиться на положении казачества в России (повторив уже известные сведения из предыдущих уроков или заслушав доклад на тему: "Казаки и казачество в XVII в."). Очень важно убедительно показать причинно-следственную связь между "Соборным Уложением" 1649 г. и вызванных ими изменений в положении социальных низов.

1-2. (7 мин.). Обратите внимание на то, что "соляной" бунт в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г., при этом событиями воспользовались в первую очередь дворянство (поместное) и посадская верхушка - не случайно восстание началось в Москве. Подчеркните и поведение царя, который в 1648 г. почти не сопротивлялся требованиям восставших, и как изменилась его хитрая и жесткая политика в отношении бунтовщиков в "медном" бунте (подавление восставших). См. дополнительные материалы.

Это свидетельствует о возросшей царской власти, об эффективности проводимых реформ и об уверенности самодержца. Напомните их материалов предыдущих уроков (о финансовой политике государства), что необходимость постоянного пополнения опустевшей казны, а также кровопролитные и долгие войны, которые велись в правление государя Алексея Михайловича вызывало стремление увеличить сборы иногда даже незаконными методами. Так, правительство пыталось увеличить общую сумму доходов путем включения в состав тяглого населения новых категорий общества, не несущих государева тягла: введение налогов на торговлю и ремесла, уменьшение жалованья "приборным" служилым людям. А "медный" бунт был вызван реальной инфляцией (вызванной финансовым кризисом, связанным с затяжной русско-польской войной (1654-1667) и русско-шведской войной (1656-1658). Чтобы выплатить жалованье солдатам, правительство начало выпуск медных денег взамен серебряных (идея окольничего Ф.М.Ртищева). Медные деньги стали обесцениваться и началась инфляция).

  1. (8 мин). Переходя к событиям, предварившим восстание, необходимо вспомнить о положении казачества в середине XVII в. Отметьте, что с вхождением в состав России Левобережной Украины, признание Богдана Хмельницкого ит.д. - способствовало не только росту авторитета Сечи и казачества в России. Оно обладало некими льготами и никогда ранее не подчинялось так жестко государству. Кроме того, ужесточение законов в отношении крестьян резко увеличивало число беглых, в частности, на Дон, откуда "выдачи нет". Подчеркните, что восстание казаков было тем более опасно, что они были военным сословием, обладали значительным военным опытом, памятью о событиях недавнего восстания под предводительством Хмельницкого (речь идет о казаках в составе Речи Посполитой), где было создано "государство". Таким образом, казачество было реальной угрозой государственному порядку и власти. Скажите, что запрет на походы в Черное и Азовское моря привел к усилению социальной напряженности в казачьей среде. Голод 1666 г. в результате огромного количества беглого населения стал причиной похода Уса к Москве.
  2. (7 мин.). По карте покажите ход восстания, дайте краткую характеристику самому атаману. Отметьте, что этот поход сделал Разина очень популярной фигурой в народе. Расскажите об итогах восстания: что это, казацкое восстание или крестьянская война. Все же движущую силу восстания и основу войска составляли казаки, а не крестьяне.

5.(5 мин.). Укажите на то, что, хотя в восстании активно участвовали беглые крестьяне, посадские люди, мелкое духовенство, бурлаки, работные люди, а также представители волжских народов, но тем не менее главной движущей его силой были казаки. У руководства также стояли казаки. Целью восставших было уничтожение бояр-"изменников" и думных людей, воевод, приказных. См. дополнительные материалы. Таким образом, главными лозунгами восстания были социальные. Подчеркните, что одной из причин неудачи были разногласия в планах и интересах разных групп казачества - более зажиточного и бедного.

6. (5 мин). Причины поражения восстания, как и любого другого народного восстания, связаны с недостаточно четкой выработкой программы восстания, в отсутствии единства интересов различных его групп. В целом восстание показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения, оно знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, на стремление государства лишить привилегий слободских и "черных" людей, а также купцов, духовенство и другие сословия. Резюмируя материал данного урока, отметьте, что в народных восстаниях XVII в. целом, по словам Ключевского, "вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением: ни тени не то что благоговения, а и простой вежливости и не только к правительству, но и к самому носителю верховной власти". Подчеркните особенности социального протеста в России.

Домашнее задание по теме: § 34 учебника.

Дополнительный материал для преподавателя

  1. "Прелестные" письма - от слова прельщать; призывы бунтовщиков в России.
  2. Монетная реформа 1654-1663 гг. До 1654 г. российский рынок обслуживался только одним денежным номиналом - серебряной копейкой. Такая система не годилась ни для крупных расчётов, ни для мелких платежей. Существовала острая необходимость во внедрении более крупной и более мелкой денежных единиц. Кроме того, важно было унифицировать российскую денежную систему с украинской после воссоединения Украины с Россией. Ввиду этих обстоятельств правительством была начата реформа, в ходе которой в обращение ввели серебряный рубль, полуполтины и медные полтины. Стоимость одного рубля приравнивалась к 1 европейскому талеру (28-29 г.). Более того, рубли чаще всего чеканили на талерах, с которых предварительно сбивали изображение (отчего он терял в весе). Полуполтины чеканились на разрубленных на 4 части талерах, с которых также предварительно сбивалось изображение, таким образом, монеты изначально были неполноценными. Такая чеканка была делом сложным, медные полтины народ брать не хотел, поэтому реформа проходила с трудом. В 1655 году появляются новые монеты - "ефимки с признаком".
  3. 'О целях С. Разина. Разин ставит вопрос шире простого разбоя. Он хочет "вывести", уничтожить всех сильных и богатых, имеет дело не с единицами, а с целыми классами. Разинцы ставят пред собою задачу коренного социального переворота, и даже хотят упрочить результаты своих действий. Они не только "выведут", уничтожат богатых и сильных, но и помешают им появиться вновь. На развалинах сложившегося государственного строя они хотят водворить равноправие. Все московское государство рисуется им как бы колоссальной сечью Запорожской - с "кругами", выборным "старшиною", делением на десятки, сотни, тысячи. Конечно, могут быть и жить вместе и богатые и "степенные казаки", и голытьба - "голутвен-ные", но в "кругу", при решении важных дел, "всяк всякому равен".
  4. Этот соблазн еще более усиливался, когда во главе движения становился такой истинно народный герой, как Стенька Разин. Все было понятно в нем для народа. На мрачном фоне крепостного царства ... атаман воровских казаков сразу принял такие гигантские размеры, что сам Илья Муромец уступил ему первое место и пошел в "атамановы помощнички", как пелось в песнях...

Никольский В. Народные движения в России. XVII век. Стенька Разин и разинщина. СПб., 1911. С. 34-35.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Середина - вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами. Восстания XVII в. по своей организации и структуре достаточно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г. соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. «Чернослободчики» требовали ликвидации «белых слобод» и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы боярских дворов. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных -Морозова, начальника Земского приказа Плещеева и др. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. С помощью стрельцов восстание подавлено. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре-дворяне) и занялся выработкой нового свода законов. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. С 1630-го по 1650 г. произошли восстания в 30 русских городах.

Следующее выступление произошло в 1662 г. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако правительство вынуждено было пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии - заменить их серебряными.

  1. Учитель сообщает: Закрепощение крестьянства, неурожаи, эпидемии, затяжные войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения. Обнищавшие люди все чаще прибегали к испытанному средству - бегству в соседние уезды или на далекие окраины (казачьи области). В казачьих областях сдавних пор вошло в обычай не выдавать явившихся туда беглецов: «С Дона выдачи нет». Однако к середине 60-х гг. XVII в. положение на Дону ухудшилось. Здесь скопилось много беглых, в 1666 г. царь потребовал вернуть с Дона крестьян, бежавших туда из дворцовых сел. В 1666 г. 500 казаков во главе с Василием Усом преприняли поход с Дона через Воронеж на Тулу по направлению к Москве (покажите на карте). Они хотели получить средства к существованию и предложить свои услуги правительству в войне России с Польшей. В отряды вливались новые беглые и посадские люди. Численность отряда вскоре достигла 3000 человек. С большим трудом (с помощью регулярных войск во главе с князем Ю. Н. Борятинским) отряд В. Уса удалось отправить обратно за Дон. Поход Уса - предвестник крестьянской войны С. Разина.
  2. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о восстании Степана Разина в учебнике (§ 35, с. 240-244), кратко законспектировать и ответить на следующие вопросы:
  • Почему казаки объединялись в ватаги, совершали походы на Волгу и Каспий, грабили торговые суда? [В 1667 г. в связи с окончанием войны с Речью По-стюлитой на Дон хлынуло огромное количество беглых, что усилило там голод. В поисках выхода из тяжелого положения они разбойничали.)
  • Какую территорию охватило восстание (попросите ученика показать на карте)? (Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды, Слободскую Украину, Дон.)
  • Кто был основной движущей силой восстания? (Крепостные крестьяне, бурлаки, служилые люди по прибору, представители низшего духовенства, «вольные люди».)
  • Что такое «прелестные письма»? («Прелестные письма» - от слова прельщать; призывы бунтовщиков к местному населению.)
  • Кто был главнокомандующим правительственных войск? (Князь Ю. Л. Долгорукий.)
  • Когда пал последний оплот восставших? (27 ноября 1671 г. пала Астрахань.)
  • Что стало с предводителем восстания? (Степана Разина после пыток казнили на Красной площади.)

4. Учитель сообщает: Причины поражения восстания, как и любого другого народного восстания, связаны с недостаточно четкой выработкой программы восстания, в отсутствии единства интересов различных его групп. В целом восстание показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения, оно знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, на стремление государства лишить привилегий слободских и «черных» людей, а также купцов, духовенство и другие сословия.

III. Итог урока

Восстания не принесли крестьянам облегчения их положения, напротив, помещики продолжали увеличивать повинности в свою пользу. Тем не менее, крестьянская война под предводительством Степана Разина оставила заметный след в истории России.

Домашнее задание

  1. § 35, работа с контурными картами.
  2. Подготовить небольшие рефераты о Степане Разине или о жизни казачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...