Моё педагогическое кредо
статья по истории (7 класс) по теме

Кулешова Ольга Капитоновна

Главная идея, положенная в основу данной статьи,отражает концепцию моей педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_samoanaliz.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

Главная идея, положенная в основу концепции развития ОУ, в котором я работаю (МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А. Гагарина г. Тамбова), формирование компетентной, физически и духовно-здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.         Стратегическая  цель ОУ – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в образовательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Цели моей профессиональной деятельности непосредственно согласуются как с теми требованиями, которые предъявляются к целям, задачам и содержанию образования в целом, так и с деятельностью образовательного учреждения, в котором я работаю.

Основной целью моей профессиональной  деятельности является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, субъекта собственной жизни, то есть человека, готового сделать выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.

Приоритетными направлениями в работе школы и моей работе являются:

- формирование мета предметных умений и навыков в соответствии с    индивидуальными возможностями личности;

- содействие успешной социализации обучающихся;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

На первый план сегодня выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, умение разрабатывать и проверять гипотезы, работать в группе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Поэтому мы сегодня говорим не о предметных знаниях, умениях и навыках, а о компетенциях, которые складываются в свою очередь из мета предметных умений и навыков. Именно они должны быть сформированы у наших учеников.

Вместе с тем данный подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности обучающихся, педагогической деятельности учителей.

Данное противоречие может быть решено за счет разработки учебных программ, имеющих надпредметный  характер. Но для получения стойкого эффекта этого явно недостаточно. Можно говорить о формировании мета предметных умений и навыков только в том случае, если они будут формироваться в рамках всех учебных предметов.

С этой точки зрения к перспективным направлениям можно отнести применения инновационных методик  и использование новых форм построения учебного процесса. На мой взгляд, приоритетными сегодня являются информационно-коммуникативные образовательные технологии, проектное обучение. Эти технологии объединяет деятельностный подход к учебному процессу на всех его этапах, что и позволяет успешно формировать мета предметные умения и навыки.  

Темой моей научно-методической работы в течение последних лет стала «Формирование навыков самостоятельной учебной исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности в условиях профильного обучения». Изученная мною научная литература и собственный практический опыт легли в основу системы моей педагогической деятельности. Мною разработаны уроки с применением ИКТ, с использованием ресурсов сети Интернет, уроки и мероприятия с использованием материалов музея школы, которым я руковожу третий год..

В современных условиях реализации ПНПО и РКП МО активно осуществляется оптимизация сети ОУ. В данных условиях МАОУ СОШ № 5 стала микрорайонообразующей школой, занимающей центральную позицию в локальном микрорайоне «», которая реализует модель «Базовая школа» (профильное обучение на III ступени обучения) и объединяет в рамках единой программы деятельность базовой школы, реабилитационного центра, социокультурного комплекса и учреждений дополнительного образования.

Активно участвуя в реализации программы развития ОУ, способствую построению модели профильной школы на III ступени обучения, являюсь преподавателем профильных предметов в социально-гуманитарном и социально-экономическом классах.  Планирую учебную и воспитательную работу в соответствии с программой развития и образовательной программой школы, внедряю инновационные формы и методы обучения, современные технологии обучения, повышая свой методический уровень. Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья обучающихся все современные образовательные технологии соотношу со здоровьесбережением. Провожу анализ воспитательной работы, мониторинг уровня сформированных общеучебных умений и навыков, мониторинг адаптации обучающихся при переходе на  III ступень образования, осуществляю анализ и самоанализ уроков, веду диагностическую карту учителя, отслеживаю эффективность уроков.

Работая в социально-гуманитарных и социально-экономических классах, кроме профильных предметов, истории и обществознания, веду элективные предметы, такие как Основа потребительских знаний, Право, Экономика. Данные предметы способствуют формированию ключевых компетенций, а также помогают осуществить системную интеграцию предметов гуманитарного цикла, расширяющих не только общий кругозор обучающихся, но и представления о спектре человеческой деятельности в обществе.

Для эффективного использования времени обучающегося и учителя, и для результативности самого образовательного процесса в своей деятельности я применяю современные образовательные технологии. Наиболее действенным, по моему мнению, является сочетание проблемного обучения и проектной деятельности с использованием ИКТ, которые я применяю как на уроках, так и во внеурочной работе. Данные технологии способствуют формированию мета предметных умений и навыков, включающих в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности, а, значит, и  формированию ключевых компетенций.

Информационно-коммуникативные технологии являются проникающими и поэтому находят достойное место в моей педагогической практике при использовании проектной, исследовательской деятельности и проблемного обучения. ИКТ позволяет осуществить доступ к необходимой информации как на уроке, так и вне его. Применение ИКТ повышает динамику урока, позволяет наглядно представить результаты работы. Мы используем пакет программ Microsoft office для создания презентаций, буклетов. Владение этими технологиями сегодня становится необходимым и для учителя, и для ученика, так как на современном этапе есть смысл говорить о новом коммуникационном пространстве, созданном на уровне технических систем и устройств, о новом информационном обществе.

Новые возможности открываются и при работе в компьютеризованных классах, оснащенных интерактивной доской. Это оборудование и программное обеспечение к нему позволяет на уроке рассмотреть обширный материал, заменяя необходимость писать на доске возможностью работы с заранее подготовленными текстами, что снижает временные затраты при  переходе от одного вида деятельности к другому. У обучающихся и учителя появляется возможность совместно работать в интерактивном режиме с графическими объектами, на созданием информационных ресурсов, создавать интерактивные схемы, анимационные слайды, вносить изменения в конспект урока, любую исследовательскую работу делать наглядной.

Подобное оборудование позволяет организовать фронтальную работу с применением ИКТ. Каждый ученик или малая группа получает индивидуальное задание, которое направлено на решение общей задачи. Сетевое подключение предоставляет возможность перевести на большой экран результаты работы каждой группы. И, затем, используя интерактивную доску, составить общую схему, сделать итоговые выводы. В результате, обучающиеся осознают возможности практического применения полученных знаний.

Для вызова к проблемному общению я использую коммуникативную атаку: новые факты, которые трудно объяснить, рассказ о необычных исторических или общественных событиях, моделирование. Для выполнения данной задачи применяю такие приёмы, как мозговой штурм, визуальное ранжирование, которые помогают обучающимся, опираясь на собственный опыт, обобщить имеющиеся у них знания и мотивировать потребность в проведении исследования. При организации поиска я активизирую деятельность обучающих с помощью опорных схем.

Эти технологии способствуют дифференциации и индивидуализации обучения, когда учитель опирается, прежде всего, на возможности и способности каждого отдельного обучающегося, на его личный опыт, создают условия для формирования личности, готовой к успешной социализации.

В своей работе я опираюсь на самостоятельность обучающихся, на приоритет самостоятельной исследовательской деятельности поискового, творческого характера. Это способствует развитию личности, формированию навыков самообразования, раскрытию творческих способностей учеников, укреплению познавательного интереса.

Реализация мною проблемного обучения и проектной деятельности приводит и к изменению моей позиции на уроке как учителя. Для обучающихся я являюсь не столько носителем готовых знаний, а скорее как организатор познавательной, самостоятельной исследовательской деятельности.

Для создания оптимальных условий сотрудничества, использую метод работы в парах и группах, что позволяет обучающимся обучать, контролировать друг друга, использовать кратчайший путь передачи информации. В процессе работы в статических, динамических, вариационных парах и группах обучающиеся чувствуют себя раскованно, свободно, что дает возможность в сотрудничестве решать разнообразные проблемы, проявляя при этом коммуникативные умения. Возможность попробовать себя в различных ролях: организатора, координатора, исполнителя, готовит обучающихся к принятию социальных ролей.

Одной из непременных составляющих успешного обучения является устойчивый познавательный интерес к предмету ученика. При подготовке к уроку я учитываю индивидуальные склонности обучающихся, особенности восприятия, уровень подготовки, возрастные интересы, имеющийся у них жизненный опыт. Правильно отобранные технологии, методы и приемы работы, формы организации познавательной деятельности, содержание материала способствует поддержанию познавательного интереса на всех этапах урока.

При изучении нового материала целесообразно использовать подготовленные учителем презентации, которые соединяют визуальный ряд, цвет, графику, видео и делает урок ярким, запоминающимся, эмоциональным. Кроме того, подобные презентации полностью соответствуют логике урока, помогают корректировать материал в зависимости от степени подготовленности класса. Использование ИКТ в начале урока помогает актуализировать знания и обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Для этого я создаю слайд-шоу, анимационные ролики, использую аудиофрагменты, найденные в Интернете источники, виртуальные экскурсии.

Одним из главных моментов при организации проекта или проблемного урока является постановка проблемы, исследовательской задачи, которую я формулирую в виде вопроса. Причем вопрос строю таким образом, чтобы вызвать интерес у обучающихся, стимулировать их воображение, связать предмет изучения с их собственными идеями и личностным опытом, ориентировать на глубокую, основательную работу с документами, цитатами, терминами и хронологией. Мною ведутся дополнительные занятия для старшеклассников с целью углубленного изучения истории и обществознания.

Благодаря использованию в образовательном процессе проектного обучения, совместно с обучающимися нами создан ряд мультимедийных презентаций, проектов, которые были представлены на школьной научно-практической конференции «Грани творчества», предметных неделях по истории, обществознанию, праву. Мои ученики регулярно участвуют в конкурсах, олимпиадах муниципального уровня по истории, обществознанию, праву и экономике.

Применение нетрадиционных форм работы позволяет добиваться хороших результатов.

 Коллектив ОУ, в котором я работаю, большой. Свои отношения с коллегами оцениваю как доброжелательно-тактичные. Являясь руководителем методического объединения учителей истории и обществознания, а с этого учебного года заведующим школьной кафедрой истории и обществознания, стараюсь помочь коллегам и в работе, и в решении частных проблем. Не только делюсь своим опытом, но и знакомлюсь с опытом коллег, их методическими находками, консультируюсь и оказываю помощь педагогам школы методического и информационного характера.

Я коммуникабелен, принимаю активное участие в жизни школы. С членами нашего коллектива отношения сложились ровные и доброжелательные. Все возникающие проблемы пытаюсь решать конструктивно, спокойно, объективно и доказательно. Стремясь научить ребенка, сам постоянно развиваюсь, стараясь на останавливаться на достигнутом, совершенствую свою профессиональную компетенцию. В 2006-2008 году прошел профессиональную переподготовку по программе: «Профильное обучение на старшей ступени образования (история, обществознание, экономика, право)», в 2009 году курсы повышения квалификации по программе: «Преподавание истории и обществознания в условиях реализации ГОС нового поколения», успешно защитил в октябре  2009 года кандидатскую диссертацию по истории по теме: «Эволюция интернационалистской традиции во внешнеполитической мысли США 1921-1933 гг.» в ТГУ им. Г. Р. Державина.

Большое внимание уделяю вопросам самообразования, слежу за новинками методической литературы, монографиями по психологии, педагогике, изучаю материалы периодической печати.

В профессиональной деятельности испытываю и определенные трудности. Прежде всего, в связи с недостаточной технической оснащенностью рабочего места. Сегодня есть смысл говорить о новом коммуникационном пространстве, созданном на уровне технических устройств и систем, о новом информационном обществе. Компьютер и Интернет становятся сейчас образом жизни. Реальностью является дистанционное обучение, интернет-уроки, сетевое взаимодействие. Это делает необходимым воспитание нового человека, обладающего информационной культурой, которая выражается во владении информационными средствами, освоении систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с информационно-коммуникативными системами, а также владении компьютерной грамотностью, без которого ни о какой успешной социализации говорить вообще нет смысла. И в этой   ситуации особо остро ощущается нехватка скоростных линий интернета и достаточного числа компьютеров, подключенных к глобальной информационной сети.

Современная система образования развивается с необыкновенной скоростью. Каждый день встают новые проблемы. Наиболее актуальной сегодня, по моему мнению, является проблема несоответствия существующей системы оценки качества образования и компетентностного подхода в обучении.

Создание гибкого механизма оценивания уровня сформированности метапредметных умений и навыков, ключевых компетенций становится первостепенной задачей. Решение этой проблемы возможно через анализ образовательных стандартов по предметам, внимательное изучение проекта новых образовательных стандартов, детальное рассмотрение опыта международных систем оценки учебных достижений. Дальнейшее преломление их опыта и составление контрольно-измерительных материалов для каждой параллели.

Таким образом, созданная система оценки индивидуальных учебных достижений, ориентированная на компетентностной подход, позволит более точно корректировать работу с обучающимися, а следовательно, добиваться высокого уровня формирования метапредметных умений и навыков и ключевых компетенций.   Не менее важными проблемами являются проблема отсутствия методики проведения урока с использованием интернет-технологий; противоречие, возникающее между необходимостью построения индивидуальных образовательных траекторий и классно-урочной системой обучения. Решение этих проблем, на мой взгляд, лежит в зоне ближайшего развития образования и продиктовано временем. Данные проблемы могут быть решены в ходе экспериментальной работы ОУ и деятельности творческих групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо: "Я - педагог! Я - человек!" Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? ...