Рабочая программа по истории России 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Почуева Ольга Николаевна

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений МО РФ 2006г. и  авторской программы «История России 6-9 кл». А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6kl_ist.ros_.docx56.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений МО РФ 2006г. и  авторской программы «История России 6-9 кл». А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.                 Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 6 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А. А.,Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в.: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в.: Рабочая тетрадь для 6 кл.общеобразоват. учреждений; Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России с древнейших времен до конца XVI в.: Поурочные разработки.                                                                 Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического

материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.                                                         Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.  Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Тематический план

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение в курс «История России»

1

2

Русь древняя

9

3

Политическая раздробленность на Руси

9

4

Русь Московская

13

5

Итоговое повторение

2

Содержание курса

Введение. Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупней-

шие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Лю-

бечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги,

прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII—XIII в.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро -

суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героичес-

кая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ор-

дены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы С ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.

Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства.

Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV — начале XVI в.

Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV — начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале                XVI в.

Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины  и

Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Итоговое повторение и обобщение

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Основные виды учебной деятельности школьников: самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, в т.ч.:

  • работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.);
  • работа с текстами источников (историческими документами);
  • работа с иллюстрациями;
  • работа с историческими картами и схемами;
  • подготовка докладов с использованием дополнительных материалов;
  • работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций).

Формы проверки и оценки результатов обучения:

  • устный опрос;
  • контрольное и проверочное тестирование;
  • практические работы;
  • исторический диктант;
  • творческие работы (доклад, реферат).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения истории учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события; выдающихся деятелей отечественной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

уметь:

  • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
  • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно - следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
  • давать оценку отдельным явлениям культуры;
  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
  • составлять характеристику исторических деятелей;
  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Критерии выставления оценок

Нормы оценки знаний требуют учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний, умений, навыков. В развернутых, кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также письменных работах, оцениваются знания, умения и навыки по пятибалльной системе.

Оценка «пять» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания (9-11 классы), доказательны; применяются умения необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление другого ученика.

Оценка «четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение ответа недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.

Оценка «три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), несистематизированное. Ответ содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.

Оценка «два» - главное содержание материала не раскрыто.

Литература, используемая в процессе реализации программы

Основная:

1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник. М.: Просвещение, 2008

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2012

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2008

Дополнительная:

1. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси / Ю. Г. Алексеев. —Новосибирск, 1991.

Борисов Н. С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV в.) / Н. С. Борисов. — М., 1999.

2.Быт и нравы русского народа в XVI — XVII столетиях /Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. — Смоленск, 2002.

3. Введение христианства на Руси. — М., 1987.Вернадский Г. В. Монголы и Русь / Г. В. Вернадский. —Тверь; М., 1999.


Календарно - тематическое планирование курса  «История России»

№п\п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы минимального содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дом. задание

Дата

проведения

Введение

1

Введение.

1

Вводный урок

Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Основные понятия: историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика.

Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона. Знать хронологические рамки, основные события, персоналии изучаемого периода, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю.

Введение, стр 4-6

Тема 1. Русь Древняя

2

Восточные славяне.

1

Комбин. урок

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение.  Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Понятия: союзы племен, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение.

Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения  и взаимовлияние друг на друга.

П.1, 2 стр.7 –19, вопр. и докум. Стр.

13-14, 19,

вопросы к документам,стр.15

3

Соседи восточных славян

1

Урок-беседа.

Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Понятия: род, родовая община, присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, соседская община, вече, язычество.

Иметь представление об основных занятиях славян, быте. Нравах. Верованиях. Обычаях. Об особенностях их общественного строя и управления (вечевая организация.

Знать происхождение слова «Русь».

П.2, стр. 8-12. вопросы стр. 13.

4

Формирование Древнерусского государства

1

Комб.урок

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и киев. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманнский вопрос.

Понятия: государство, дружина, князь, варяги. Воевода.

Знать понятие государство.

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения древнерусских земель в единое государство. Знать этапы становления древнерусского государства и особенности управления. Хронологические рамки периода. Знать о призвании варягов.

Схема «Основные признаки государства»

П.3, стр.19-27, вопросы стр. 27, работа с документомс. 28

5

Первые русские князья

1

Урок-исследование

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Понятия: погосты, уроки, полюдье, реформа.

Знать хронологические рамки правления первых киевских князей,иметь представление о деятельности Олега, Игоря,Ольги, Святослава. Об их внутренней и внешней политике.

Работа с документами

П. 4 стр.29-35.вопросы и задания стр. 35, работа с документами и вопросы к документам стр. 35-36.

6

Владимир Святославич. Принятие христианства

1

Школьн.  лекция

Борьба за Киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Понятия: православие, митрополит, монахи, монастыри, ислам, иудаизм.

Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия христианства Русью, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории.

П. 5 стр. 36-42, вопросы и задания стр. 42, работа с документами и вопросы к документам стр. 42-43

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комб. урок

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах. «Устав» Мономаха.

Понятия:княжеская власть, усобицы, бояре, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, династические браки, общинная собственность на землю.

Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственнсти на землю и ее формы.

Работа с картой. Составление таблицы «Формы земельной собственности на Руси»

П.6, стр.43-53

.вопросы и задания стр. 53, работа с документами и вопросы к документам стр. 54.

8

Культура Древней Руси

1

Комб. урок

Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество.                Возникновение письменности. Нестор. Летописи. Просвещение. Литература. Зодчество. Художественное оформление архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.              Понятия:культура, патриотизм. Былина, летопись, устав, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность

Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян. Соседних народов и византийских традиций.Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры.

Работа с иллюстра -

циями

П.7, стр. 55-62,

.вопросы и задания стр. 63,

9

Быт и нравы Древней Руси

1

Урок- исследо-вание

Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, Зипун.

Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси. Знать об особенностях жилища и одежды, предметах быта и оружии.

Работа с иллюстрациями учебника. Тест

П.8,стр. 63-71,

работа с документами и вопросы к документам стр. 71-72

10

Повторительно – обобщающий урок

1

Зачет (тестирова-ние, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)

Тема 2. Политическая раздробленность

11

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Комб. урок.

Социально-политические и экономические предпосылки раздробления. Русь и степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель.

Междукняжеские отношения и усобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробления Руси.

Понятия: политическая раздробленность. Удел. Посадник, эксплуатация.

Уметь анализировать причины раздробления Древнерусского государства. Знать события , последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. Любечский съезд князей. Уметь характеризовать

последствия раздробления государства. Знать систему управления в период раздробленности.

П.9. стр. 73-83, вопросы стр. 84,

работа с документами и вопросы к документам стр. 83-84.

12-13

Главные политические центры Руси.

2

Комб. урок

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Территория. Природные и хозяйственные особенности Северо-западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.                           Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Даниил Галицкий.                           Понятия: монархия. Республика. Аристократия, посадник, вече, тысяцкий, владыка.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии.Об особенностях управления в этих землях,политческом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности.

Работа с картой

П.п. 10-11, стр. 84-89.

вопросы стр. 94,

работа с документами и вопросы к документам стр. 95.

14

Нашествие с востока

1

Школьнаялекция

Создание державы Чингисхана. Монгольское завоевание Азии. Сражение на Калке. Вторжение на Русь. Героическая оборона русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Знать причины монгольской экспансии. Даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический характер сопротивления завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси.

Работа с картой

П.12, стр. 96-104. вопросы             с. 104,работа с документами и вопросы к документам стр. 105-106.

15

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комб. урок

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.                   Понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия.

Уметь рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Знать об А. Невском, его роли в русской истории. Знать даты сражений. Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в невской битве и ледовом побоище.

План-схема «Невская битва», «Ледовое побоище»

П.13, стр.106-112.

вопросы стр. 113,

работа с документами и вопросы к документам стр. 113-114

16

Русь и Золотая Орда.

1

Комб. урок.

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Понятия: Золотая Орда, вассалитет. Баскак, ордынское владычество, ярлык, ордынский выход.

Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию , занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси.

Схема «Система управления Золотой Ордой»

П.14, стр.114-119

вопросы стр. 120,

работа с документами и вопросы к документам стр. 120-121

17

Русь и Литва.

1

Школьн. лекция

Формирование Литовско-русского государства. Присоединение западных русских  Земель к Великому княжеству литовскому. Характер литовско-русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Иметь представление  формировании, характере и особенностях Литовско-русского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве.

Работа с картой

П.15. стр.121-127

вопросы стр. 127,

18

Культура русских земель

1

Урок-исслед.

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Иметь представление об особенностях русской художественной культуры. Знать о выдающихся достижениях русской культуры 12-13 веков в литературе, изобразительном искусстве.

П. 16, стр. 127-136,вопросы стр. 136,

работа с документами и вопросы к документам стр. 136-138

19

Повторительно – обобщающий урок

1

Зачет (тестирова-ние, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)

Тема 3. Русь Московская

20

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси.

1

Урок-беседа

Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси. Политическое устройство Северо -Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь в борьбе за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне.

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей.

П.17, стр. 139-146, вопросы стр. 146.

21

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

Комб. урок

Правление Ивана Калиты. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.                       Понятия: национальное самосознание, тактика, маневр.

Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа.

Карта-схема «Куликовская битва»

П.18, с. 147-156,

вопросы            с. 155,

работа с документами и вопросы к документам стр. 155-156

22

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века.

1

Комб. урок.

ВасилийI . Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Иметь преставление о внутренней и внешней политике Василия 1.Знать два принципа престолонаследия. Знать причины распада Золотой Орды , причины сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение.

Работа с картой

П.19, стр. 156-164,

вопросы стр. 164,

работа с документами и вопросы к документам стр. 164-166

23

Cозданиe единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комб. урок

Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества.

Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Понятия: стояние на Угре. Суверенитет.

Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 году явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства.

Работа с картой

П.20, стр. 166-173,

вопросы стр. 173,

24

Московское государство в конце XV - начале XVI вв., основные социальные слои

1

Комб.урок

Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально- крепостнической системы.

Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия 3.иметь представление  о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти. Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сферах.

Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян.

Карта, схема, устный опрос

П.21, стр. 174-181,

вопросы стр. 182,

работа с документами и вопросы к документам стр. 182-183

25

Церковь и государство  в конце 15 – начале 16 века.

1

Школьн. лекция

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».

Понятия:  ересь, монастырь, стригольники, иосифляне, нестяжатели.

Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать мнастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий Рим».

Исторический диктант

П.22, стр. 183-190,

вопросы стр. 191,

работа с документами и вопросы к документам стр. 191-192

26

Реформы Избранной рады

1

Школьн. лекция

Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550года. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Понятия: сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, Церковный собор, заповедные лета.

Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана Грозного 1550года.

Знать значение первого Земского собора.

Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной  монархии.

П.23, стр. 192-201,

вопросы стр. 201,

работа с документами и вопросы к документам стр. 201

27

Внешняя политика Ивана IV

1

Комб.урок

Московское государство и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война.

Понятия: Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая

Уметь составлять главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно – следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями.

Хронологическая таблица «Внешняя политика Ивана IV»

П. 24, хронологи-ческая таблица, карта, сообщения

28

Опричнина

1

Комб.урок

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60 х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана Грозного на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины.

Понятия: опричнина, деспотизм,  террор, земщина, заповедные лета.

Знать причины, характер, основные этапы, результаты и последствия опричнины.

П.25 стр. 214-220, вопросы стр. 221, работа с документами стр. 221

30

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.

1

Комб. урок.

Особенности развития русской культуры XIV – XVI вв. Дата начала российского книгопечатания  и значение этого события, имена первых книгопечатников, основные достижения устного народного творчества и русской литературы XIV – XVI вв.

Знать достижения русского просвещения, устного народного творчества, литературы XIV – XVI вв.

Сообщения по темам

П.26, стр. 231,243  вопросы стр. 231,243 работа с документами и вопросы к документам стр. 231-232,243,раз-работка творческих проектов

«Русская культура 15-16 веков»

31

Архитектура и живопись в XIV – XV вв.

1

Комб. урок.

Особенности русской архитектуры и выдающиеся произведения русского зодчества XIV – XV вв. Церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Знать о выдающихся достижениях  русской архитектуры и живописи

П.27

32

Быт  XV- XVI вв.

1

Комб.урок

Структура русских городов и образ жизни горожан; образ жизни сельского населения; описание русской избы; особенности русского костюма

П.28

33

Повторительно – обобщающий урок  по теме «Русь Московская»

1

С.91-93 раб.тетр.

34-35

Повторительно – обобщающий урок  по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI в

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...