4 класс ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование (история) на тему

Муллахметова Разина Расуловна

            Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  М.Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4 класс ОРКСЕ25.57 КБ

Предварительный просмотр:

                             по основы религиозных культур и светской этики                                                                                    

 Класс 4

  Учитель    Муллахметова Разина Расулоана

  Количество  часов:

  Всего 34 часов;  в  неделю 1 часа.

 

  Административных  контрольных  уроков  2 ч.

            Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  М.Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики

                                                                                                      

Учебник 4-5 класс: Студеникин М.Т Основы духовно-нравственной культуры народов России . Основы светской этики. М.:Русское слово , 2012.

                Дополнительная литература:

  1. М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 4 класс. М. «Русское слово». 2012.
  2. А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М. «Русское слово».2011.
  3. М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 5 класс. М. «Русское слово». 2012.
  4. А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. М. «Русское слово».2012.

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Пояснительная записка

            Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  М.Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики

                                              Общая характеристика учебного предмета

     В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

  Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Задачи:

  • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

 

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

 Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы религиозных культур и светской этики», рассчитана на 34 часа.

 Результаты освоения курса «Основы светской этики»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

*формирование семейных ценностей;

*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

*развитие навыков сотрудничества

Предметные результаты

*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;

* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

*осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

*умение осуществлять информационный поиск.

    К концу обучения  по данному курсу школьник должен

 *приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

*получить опыт самостоятельного общественного действия..

Содержание курса

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 

Содержание учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол

часов

Дата проведения

Приме

чание

п

ф

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека иобщества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

1

Введение в предмет Россия –Родина моя

1

2

Этика и этикет

1

3

Вежли        вость

1

4

Добро и зло

1

5

Дружба и порядочность

1

6

Честность, искренность,репутация, закон

1

7

Гордость и гордыня

1

8

Обычаи и обряды русского народа

1

9

Терпение и труд

1

10

Семья

1

11

Семейные традиции

1

12

Сердце матери

1

13

Правила         твоей         жизни

1

14

Празд-ники народов         России

1

15

Защитники Отечества

1

16

Творческие  работы учащихся

1

17

Итоговый урок

1

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.

 Часть 2. (12 часов ) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

19

Нравственный поступок

1

20

Золотое правило нравственности

1

21

Стыд, вина и извинение

1

22

Честь и достоинство

1

23

Совесть

1

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

1

25

Джентльмен и леди

1

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

27

Этикет

1

28

Праздники

1

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

31

Подготовка творческих проектов

1

32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

1

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

1

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...

Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...

Рабочие программы по обществознанию 5-11 класс и и ОРКСЭ 4 класс

рабочие программы по обществознанию 5-11 классы по учебнику Боголюбова Л.Н....