рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

рабочая программа по истории Древнего мира к учебнику Вигасина А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.odt27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                                               Согласовано:

 Директор                                                                                                   зам.директора по УВР

МКОУ Лебедевской СОШ                                                                          МКОУ Лебедевской СОШ

______  С.А. Смирнова                                                                             ______ Т.И. Никитина  

«____»_________201__г.                                                                          «___»_________ 201_ г

Приказ №___ от _______

Рабочая  программа

по  истории

для  5  класса

на  2013 - 2014 учебный год

                                              Автор: Карташова С.А.

                                              Учитель  истории  и

                                              обществознания

С. Лебедевка, 2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, программы основного общего образования по истории, программы преподавания п истории Древнего Мира А.А.Вигасина, И.С.Свеницкой М. «Просвещение» 2006 г.

Рабочая программа по истории Древнего мира разработана на основании  следующих нормативных документов:(с изменениями и дополнениями).

  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
  6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

                             

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Вигасин А. А.  История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е  изд. – М.: Просвещение, 2011
  2. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2009.
  3. Атлас по истории древнего мира (с комплектом контурных карт)

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

В календарно- тематическое планирование внесены изменения (по рекомендации - Инструктивно- методического письма 2013 г.) При подготовке календарно-тематического планирования по курсу истории в 5 классе, должны быть учтены 10 часов для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история», предусмотренного Государственным стандартом  (основного) общего образования. Главной задачей этого курса является знакомство с предметом «История», введение в основные понятия и категории предмета, адаптация младших школьников к изучению нового предмета. Данный курс способствует формированию устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета «История» в 5 классе.

 В связи с введением пропедевтического курса (Введение в историю. Майкова А. Н. )  сокращены следующие темы по истории древнего мира -Введение- 2ч.    Жизнь первобытных людей - на  1ч (с 5 ч. до 4 ч.)   Древний Восток – на  3 ч. (с 18 до 15 ч.)     Древняя Греция - на 1 ч.  Древний Рим - на  1 ч. и 2 ч., за счет изменений учебных недель (на 2 ч.).

В рабочую программу внесены изменения, так как в учебном плане МБОУ «Кустовская СОШ», в разделе «Режим работы» указана минимальная продолжительность учебного года учебного года в 5 классе. Она составляет 35 учебных недель, т. е. 70 ч.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

В результате изучения истории ученик 5 класса должен:

умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

умения спорить и отстаивать свои взгляды;

умения анализировать исторический источник;

умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Всего 70 часов; в неделю 2 ча

Формы организации учебного процесса на уроке:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;

Формы контроля ЗУН (ов);

  • Защита проекта
  • устный зачет
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • исторический диктант
  • работа по карте

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории Древнего мира ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события  мира в древности;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

 • пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• спорить и отстаивать свои взгляды;

•  оперировать историческими датами;

• читать карту;

• анализировать исторические источники.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов  мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

С

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО  ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. 

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

Основные понятия

1

2-3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11-12

.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35-36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43-44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

Что изучает история

Что и как изучает история

Лента времени

Моя родословная. Я и мое имя.

История на карте

История в архитектурных памятниках

История вещей и одежды в разные времена.

История письменности

Гербы, флаги, гимны государств.

Россия – многонациональное государство

Жизнь первобытных людей

Становление и развития человеческого общества

Первобытные собиратели и охотники

Возникновение искусства и религии

Первобытные земледельцы и скотоводы

Зарождение производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла.

Родовые общины земледельцев и скотоводов

Древний Восток

Древний Египет

Природа и занятия людей в Древнем Египте. Возникновение единого государства в Египте.

Фараон и его ближайшее окружение

Быт земледельцев и ремесленников

Завоевательные походы фараонов

Религия и искусство Древнего Египта

Школа, литература и наука в Древнем Египте

Западная Азия в древности

Двуречье в древности.

Древневавилонское царство

 Города Финикия

Древние евреи. Библия и Ветхий Завет.

Ассирийская держава

Образование Персидской державы

Индия и Китай в древности

Древняя Индия. Возникновение буддизма.

Государство и общество в Древней Индии

Природа и занятия населения Древнего Китая

Государство в Древнем Китае

Повторительно-обобщающий урок

Древняя Греция

Древнейшая Греция

Природа и население Древней Греции. Критское царство

Микенское царство

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Религиозные верования  греков. Олимпийские боги.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Местоположение и природные условия Аттики

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона.

Спартанский полис

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Олимпийские игры

Греко-персидские войны

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Военный и торговый флот. Гавани Пирея.

Город Афины..

Образование афинян

Возникновение театра. Трагедии и комедии.

Афинская демократия в V в. до н.э.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Возвышение Македонии. Потеря Элладой независимости.

Поход Александра Македонского на Восток

Александрия Египетская – крупнейший культурный центр Восточного Средиземноморья.

Повторительно-обобщающий урок

Древний  Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Природа и население древней Италии

Установление господства Рима над Италией

Устройство Римской республики.

10 ч

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

17ч

6 ч

   1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21ч

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17ч

1

1

1

   3ч

1

1

1

1

1

1

1

  4ч

1

1

1

1

1

1

1

02.09

История, раскопки, Древний мир, история России, этнография, древнейшие люди, исторические источники.

Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э.

Родословная, генеалогическое древо, род, поколение, предки, семья, именины, отчество, прозвище, фамилия.

Историческая карта, стороны света, условные знаки.

Архитектурный памятник, сфинкс, портал, фреска, изба, арка, купол, портик

Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан

Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяная грамота, палеография.

Герб, флаг,гимн, штандарт.

Государство, страна, народ, конституция, закон.

Собирательство, стадо, люди разумные, сородичи, колдовской обряд, религия, душа

Западная Азия, ремесленники, земледелие, скотоводство, мотыга, гончарный круг.

Совет старейшин, старейшина, племя, вождь, дух, идол, жертва, знать, раб, царь

Государство ,оазис, шадуф, каналы, фараон, писец, налоги, амулет, колесницы, храмы, миф, мумия, саркофаг, пирамида, статуя, рельеф, астрономия, Сфинкс, иероглифы, тростник.

Двуречье, клинопись, Вавилония, законы, оливки, колонии, алфавит, буква, Библия,  Ветхий Завет, ростовщик, стеклоделие

Джунгли, хлопчатник, каста, бамбук, конфуцианство, гунны, буддизм, индуизм, компас, бумага, шелк, император.

Эллины, Илиада, ахейцы, дорийцы, мифология, титаны, фрески

Полис, колонии, варвары, колонизация, скифы, демос, знать, ареопаг, гражданин, демократия, атлет, стратег, триера, фаланга, олимпийские игры.

Морской союз, Парфенон, театр, орхестра, скене, комедия, трагедия, акрополь, керамик, агора, палестра, гимнасия, амфора, портик, колона.

Междоусобица, фаланга, осадная башня, музей, Фаросский маяк, Александрийская библиотека.

Ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, право вето, народные трибуны.

Сенат, гладиаторы, амфитеатр, закон, император, меценат, пунические войны.

Диктатор, император, преторианцы, оратор.

Варвары, Иисус, апостолы, христианство, «Евангелие», священник, пантеон, Колизей, Триумфальная арка. колонны.

Учебно–методические средства:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник: Вигасин А. А.  История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е  изд. – М.: Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2009.

Атлас по истории древнего мира

Методическая литература:

  • Годер Г. И.  Поурочные разработки. 5 класс./ М.: Вако,2008
  • Кочергина Л. Л.  История древнего мира. 5 класс: поурочные планы/ Волгоград :Учитель, 2009
  • Петрович В. Г.  Уроки истории 5 класс- М.: ТЦ Сфера, 2007

      Дополнительная литература:

  • Андрюсев Б. Е.  Опорные конспекты по истории древнего мира М.:  Владос, 2007
  • Бранд М. Ю.  Тесты по истории  древнего мира. М.: Дрофа, 2009
  • Крючкина Н. Б. Дидактические игры по истории. М.: ТЦ Сфера,2009

Демонстрационные карты:

1.Рост территорий  и государств в  древности

2.Завоевания Александра Македонского

3.Рост Римского государства в III веке до н.э.

4.Римская империя в III-Iвв. До н.э.

5.Римская империя в IV-Vвв.

Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории

Исторические и культурные центры городов и поселений

Места исторических событий, памятники истории и культуры.

Краеведческие, этнографические, историко-литературные, художественные и другие музеи (в том числе музеи под открытым небом).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...