Обобщение опыта
статья по истории на тему

Пахомова Виктория Георгиевна

Обобщён опыт на заседании районного методического объединения "О роли истории или как воспитать человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

   «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района

                                                           

                                                                             Районный конкурс «Педагог-2014»

                                ДОКЛАД    

  (выступление на методическом объединении)

на тему:      Размышления о роли истории

                        или как воспитать человека

                                                    Пахомовой Виктории Георгиевны,

                                                                  учителя истории и обществознания

                                                                  первой  квалификационной категории

                                                       Февраль, 2014г.

                                                                    «Папа, объясни мне, зачем нужна история?»

                                                                     (это первая фраза книги известного французского

                                                                       учёного Марка Блока «Апология истории,

                                                                        или Ремесло историка»)

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий.

 Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить  человека действовать (в том числе и совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Но как добиться этого? Как сделать ученика активным субъектом учебной деятельности?

Каждому учителю известно, что педагогика не может существовать без цели. Причём цели достижимой и, можно так сказать, высокой. Когда в последний раз учительству и обществу в нашей стране была очевидна именно такая – достижимая и высокая –цель образования? Тогда ли, когда, когда ставилась задача вырастить достойных граждан Отечества? Или когда хотели воспитать всесторонне развитую личность? Или сегодня все, независимо от деклараций, считают, что цель школы – подготовить в ВУЗ? В первом случае – цель высокая  и в общем, достижимая, во втором – цель высока, но в принципе недостижима, а в третьем случае – цель не отличается ни высокими помыслами, ни практической возможностью её достижения.

   Не претендуя на всеобъемлющие ответы на глобальные вопросы, скажу: «Не поискать ли пути к поиску личностного смысла учения для каждого ученика в нашем предмете? А  высокая педагогическая цель, при этом реально достижимая и наполненная личностным смыслом для каждого ученика это не что иное, как формирование умения строить свою собственную биографию как осознанный проект с его последующей реализацией.   Ведь история  - это биография человечества, и в ней нет ничего, кроме биографии живых, правда, прежде нас живших людей.

Каждый год на первом уроке истории в сентябре я задаю учащимся вопросы, которые с любой точки зрения нельзя назвать отвлечёнными: « Что такое история? И зачем нужно изучать историю?» С годами ответы учеников становятся полнее, осмысленнее: «История – совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохранившееся в памяти людей». Но ведь эта история непосредственно доступна нам лишь в своих материальных, вещественных  проявлениях: археологических находках, музейных экспонатах, памятниках архитектуры. Все остальные сведения мы получаем из исторических источников  (интерпретации), которые также обозначаются словом «история».  Но эта история неизбежно субъективна, предполагает преломление объективной реальности в сознании авторов письменных текстов? Вижу недоумение на лицах детей? Значит, заинтересовала…

   Сложнее со вторым вопросом: «Зачем  нужно изучать «эту историю», если, как говорил Л.Н. Гумилёв, её «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать?». Дети дают достаточно  распространенные и наиболее честные ответы: «Потому что это интересно», «Стыдно не знать историю своей Родины». Но почему  менее стыдно  не знать историю Испании и совсем не стыдно не знать историю королевства Непал. Кстати, до сих пор не выяснено, что более стыдно – не знать даты Бородинской битвы или отчество собственной бабушки. Есть ещё один ответ, который сформулировали старшеклассники, вспомнив слова древних: «История – учительница жизни». Звучит очень убедительно: изучаем ошибки прошлого и за версту обходим их в настоящем. Подобный тезис следовало бы признать безусловно правильным, если бы … опыт истории, который со всей очевидностью свидетельствует об обратном.  Как ни странно, но человечество, изучая ошибки прошлого, с удручающим постоянством повторяет их. Стоит лишь напомнить о двух мировых войнах как самых кровопролитных войнах в истории человечества.  Значит, история не даёт положительного опыта? История учит тому, как не надо делать? В. Ключевский говорил: «История учит только тому, что она ни чему не учит». А как же воспитательная идея истории? Как же герои, на примере жизни которых мы воспитываем? А это уже философия истории.

   Здесь приведён лишь простой пример, как можно приобщить школьников к обсуждению проблем отечественной и мировой истории, научить понимать закономерности, чувствовать историю.

Приступая к подготовке занятий в 5 классе по курсу «История древнего мира», я снова перечитала «Параллельные жизнеописания» Плутарха. Дело в том, что герои Плутарха-древние политики и полководцы: Ликург, Солон, Перикл, Лисандр, Александр Великий, Помпей, Цезарь – оаказывались каждый раз в ситуации трудного  и ответственного выбора – выбора, от разумности и моральной правоты которого зависила их собственная жизнь, успех или неудача великого дела.  И неожиданно мне открылась истина: история в изложении Плутарха  предстаёт как живое творение живых людей, как открытый всем возможностям драматический поиск собственной судьбы. И  рассказанная таким образом история  удовлетворяет важнейшую потребность подростка – учиться быть соавтором своей судьбы, становиться свободным человеком. Вероятно, поэтому можно утверждать, что изучение истории, хотя бы отчасти, «по образам Плутарха,  не по законам Гегеля», как драмы людей, находившихся в поворотных моментах их собственной жизни, выбиравших свой неизведанный путь в будущее, должно приводить к формированию самостоятельности подростка в проектировании своего собственного будущего. Из этих или подобных им размышлений  возник замысел новой расстановки акцентов в преподавании истории, целью которого погружать учеников в грозовую атмосферу «принятия судьбоносного решения» той или иной исторической личностью.

Чем продиктован педагогический смысл такого рода подхода?

  1. Интеллектуальными и нравственными потребностями подростка в приобретении опыта серьёзных жизненных решений;
  2. Возможностями самого предмета;
  3. Практическим отсутствием в традиционном преподавании специальных уроков, посвящённых именно роли личности в истории.

  Таким образом, основная задача учителя не допустить снижения интереса, с которым пришёл ребёнок на урок. Он должен построить учебный процесс таким образом, чтобы школьник стремился получить знания, успешно осваивал учебный материал. Одним из способов успешного обучения может стать проблемное  обучение.

          Реализация проблемного обучения предполагает выполнение следующих целей:

  • привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
  • поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
  • обнажить перед школьниками  противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений, навыков.
  • Помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего  затруднения, побуждать учащихся к активной поисковой деятельности;
  • Учить искать направления поиска, наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения.

Существуют различные варианты, которые стараюсь активно использовать. Так:

        1.Предлагаю учебный материал, а учащиеся должны самостоятельно раскрыть определенные стороны его сущности: объяснить причины событий, итоги, последствия, особенно неоднозначные, сделать вывод;

        2. Знакомлю учащихся с различными мнениями, а учащиеся должны обоснованно доказать правильность того или иного мнения;

        3. Предлагаю рассмотреть историческое противоречие (конфликт) и найти самостоятельно пути его разрешения.

Большинство уроков сопровождаю записью на доске проблемы, которую учащимся предстоит решить, причем стараюсь не закладывать в сознание учащихся готовые знания, являюсь координатором их самостоятельной мыслительной деятельности. Так, давая урок по теме: «Отмена крепостного права в России», рассказываю ученикам лишь о ходе крестьянской реформы, предварительно ставлю перед учащимися задачу выделить и записать в тетрадях ее крепостнические и буржуазные черты (в ходе объяснения на это даются лишь косвенные указания). При этом стараюсь показать учащимся проблему закрепощения крестьян в русской историографии: какие точки зрения существуют у разных историков, каковы этапы этого многовекового процесса, кто несёт ответственность из исторических личностей.

Проблемы, которые ставлю на уроках, находятся в логическом соответствии друг с другом и подчинены решению задач по формированию знаний, умений и навыков, которые определены государственным стандартом. Постановка частных проблем призвана помочь решению более общих - раскрывать факторы, влияющие на формирование цивилизаций и их эволюцию, характеризовать этнические процессы, показывать изменения в образе жизни людей, своеобразие экономического и политического положения государств на данном отрезке исторического времени, выявить особенности развития Российской цивилизации в сравнении с ходом всемирной истории.

Использование проблемного метода обучения призвано формировать у учащихся научное мышление, дать представление о том, что историческая наука практически не имеет единственно правильных результатов исследования любого вопроса, причем деятельность самих учащихся в будущем может помочь приблизиться к истине, по меньшей мере в частном аспекте, касающемся того или иного события или явления.

Поскольку мышление начинается при столкновении человека с проблемой, основу познавательной деятельности составляет несколько этапов:

  1. Возникновение и создание проблемной ситуации;
  2. Осознание сущности затруднения, постановка проблемы;
  3. Нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснованию гипотез;
  4. Доказательство гипотезы, поверка правильности решения.

Познавательная деятельность учащихся будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации они самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса.

1 этап. Возникновение и создание проблемной ситуации.

         На первом этапе способом задания проблемной ситуации было побуждение учащихся к теретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Учебный проблемный вопрос содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.

        Для подтверждения определения сравним два вопроса – репродуктивный и проблемный, составленные на одну тему:

Репродуктивная постановка вопроса: «Когда княгиня Ольга была канонизирована православной церковью?»

Проблемная постановка вопроса: «Почему княгиня Ольга, закапывавшая живыми и сжигавшая людей в бане, уничтожавшая вместе с жителями столицу древлян город Искоростень, имевшая и многие другие по современным меркам грехи, тем не менее причислена православной церковью к лику святых?»

На этом этапе цель учителя – привлечь учеников к проблеме, возбудить познавательный интерес и другие мотивы деятельности.

        По оформлению и графическому изображению проблемные задачи отличаются некоторым разнообразием: либо текст, либо схема, либо смешанный вариант.

Типизация проблемных задач:

  1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих противоречие.
  2. Задачи на анализ факта, события.
  3. Задачи на оценку деятельности конкретной личности.
  4. Задачи на сопоставление фактов и событий далёкого прошлого и современности.
  5. Задачи на сравнение российских и зарубежных аналогов.

2 этап. Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы.

Цель этого этапа – научить учащихся анализировать проблемную ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему. Анализ проблемной задачи – это этап самостоятельной познавательной деятельности ученика. Хотя почти невозможно определить ход анализа большинства проблемных вопросов и задач, поскольку это сложное психическое явление, но можно проследить за ходом мышления ученика по внешним показателям речевой деятельности, по эмоциональному состоянию. При разработке и разрешению проблемных вопросов перед учащимися неизбежно встает вопрос «Почему?». Осмысливание проблемы приводит ученика к пониманию того, что именно является причиной интеллектуального затруднения. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и представлениями и новыми знаниями, проявившимися в ходе постановки проблемной задачи. И в этих условиях у учащихся возникает удивление («как же так, ведь должно быть по-другому»), это и есть проблемная ситуация.

        Проблемная ситуация обретает  благодатную почву там, где учащиеся обладают минимумом необходимых для решения задачи знаний и имеют хотя бы элементарные навыки мыслить и рассуждать.

3 этап. Решение проблемной ситуации.

        В условиях проблемного обучения начальным звеном на этом этапе выступает выдвижение первоначальной идеи, предположительного хода решения. Как правило, дети сразу же пытаются найти ответ на возникающий вопрос на основе известных им знаний, личного опыта. Если это им не удаётся, они начинают придумывать план решения. Некоторые учащиеся на основе интуитивного мышления могут мысленно забегать вперёд. На основе таких забеганий возникает предположение, гипотеза, которая определяет направление познавательной деятельности учеников.

Процесс доказательства гипотезы осуществляется путём выведения из неё следствий, которые подвергались практической проверке, то есть проверялись с помощью примеров и исторических фактов, сопоставлялись в различных источниках, мнениях исследователей. В ходе такой деятнельности учащиеся учатся анализировать предложенный учебный материал, выделять в нём главные  и второстепенные элементы, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. В большинстве случаев проверка решения проблемы закрепляется путём последующего применения новых знаний в практической деятельности.

Умения работать с проблемными задачами, выявлять ситуации позволяют учащимися самостоятельно ставить вопросы и исследования, находить пути решения. Соответствие теоретических выводов на практике, успешное применение приобретённого знания в решении последующих проблем убеждает учащихся в истинности добытых знаний, что стимулирует в свою очередь активную познавательную деятельность, повышает познавательную мотивацию. В учебно-исследовательских работах моих учеников поднимаются проблемы истории, которые являются спорными для учёных и сегодня: «Проблема закрепощения крестъян в русской истории», «Триумф и трагедия Лжедмитрия 1. Роль самозванца в истории Смуты», «Духовно –рыцарские ордены в истории Католической Европы».

Учебную деятельность стремлюсь организовать так, чтобы побуждать учеников мыслить, рассуждать. Именно в данной ситуации большое значение отвожу организации самостоятельной работы учащихся. Самое главное, в этой работе должна быть строгая система.

В организационном плане она предполагает  следующее:

- включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

- осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, Интернет. Учебник как основной источник знаний наиболее полно используется в V-VIII классах, в старших классах его роль снижается.

        Большое значение в организации урока отвожу использованию различных методов,  приёмов и средств в  изучения истории:

  1. Структурно-логические схемы
  2. Интерактивные карты

Исторические события должны быть локализованы в пространстве. Большую помощь в этом могут оказать атласы, карты, схемы боевых действий и т. д. Для развития картографических умений часто использую такой приём, как «проложи маршрут». Работая с контурными картами учащиеся среднего звена с большим интересом прокладывают маршруты военных и научных экспедиций, разрабатывают торговые пути для купцов. Особенно важным является защита этого маршрута: почему он выбран, обоснование правильности решения.

  1. Картины по русской истории
  2. Работа со статистическим материалом        
  3. Таблицы, которые направленны на систематизацию, сопоставление материала, характеристику этапов того или иного события: по карте «Раздел мира в конце ХIХ - начале XX в.» и по материалам учебника учащиеся составляют таблицу, в которой отмечают особенности развития крупных западных стран. Они определяют, какие из этих стран захватили территории слаборазвитых государств в Африке, Азии, Латинской Америке и т. д., и делают в последней графе таблицы записи, отвечая на вопрос: для чего крупные западные страны захватывали слаборазвитые государства?
  4. Решения изобретательных задач (ТРИЗ). Приемом данного приёма  можно назвать экспертизу, которая позволяет проводить сравнения структуры и функций системы с теоретическим эталоном, обучить учащихся экспертной деятельности.

Этапы обучения:

  • выбор теоретического эталона для сравнительного анализа;
  • выделение существенных признаков экспертируемой системы;
  • сравнение существенных признаков экспертируемой системы с
    существенными признаками теоретического эталона;
  • оценка творческой новизны продукта деятельности.

Пример. Экспертиза государственного устройства России после 1905 г. (9 класс).

Цель работы: дать собственную оценку государственного устройства России после 1905 г. Экспертиза будет проводиться только на основе анализа исторических документов.

Ход экспертизы:

  1. Выбор теоретического эталона для сравнительного анализа.
  2. Выделение существенных признаков экспертируемой системы.
  3. Сравнение  существенных  признаков  экспертируемой  системы  с существенными признаками теоретического эталона.
  4. Оценка творческой новизны продукта деятельности.
  5. Оценка результата.
  6. Оценка нравственных аспектов деятельности и ее результатов.

Такая организация работы позволяет всем школьникам серьезно относиться к изучаемому материалу, прививает интерес к научному поиску, формирует основы исследовательской культуры, которая впоследствии позволяет успешно участвовать в различных конкурсах.

  1. Формировать самостоятельность мышления у учащихся можно при помощи логических заданий. Например, при изучении вопроса о причинах Великих  географических открытий делаю на доске следующие записи:

1. Возросла потребность в золоте и серебре.

2. Богатые европейцы стали снаряжать экспедиции в дальние страны.

3. Феодалы, городские богачи хотели жить в роскоши.

4. Расширилась торговля, усовершенствовались средства транспорта и навигации.

5. Улучшились орудия труда, появился водяной двигатель.

6. Отдельные районы стали специализироваться на производстве разных товаров.

7. 3начительно расширилось ремесленное производство, стали возникать крупные промышленные предприятия.

Затем предлагаю учащимся определить логические связи между перечисленными явлениями.

Для повышения интереса к учебной деятельности, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и навыков самостоятельной работы учащихся использую в качестве приоритетной групповую форму работы (по В.К. Дьяченко).

  • Цели:
  • - обеспечение активности учебного процесса;
  • - достижение высокого уровня усвоения содержания, формирование самостоятельности суждений.
  • Так, например, при изучении темы «Политическое развитие.» (9 класс) в ходе рассмотрения вопроса «Самодержавие или народное представительство» - предлагаю учащимся провести собственное исследование условий проведения модернизации политической системы. Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач:
  • 1-я группа – составить психологический портрет Николая II
  • 2-я группа – провести анализ национальной политики императора
  • 3-я группа – дать   сравнительный   анализ   взглядов   Витте,   Плеве,
  •                       Святополка-Мирского.
  • Исследования учащихся конкретизирую заданиями:    
  • 1-я группа – Анализ п.2 §3 и высказываний С.С.Ольденбурга, С.Ю.Витте, С.П.Мельгунова о последнем императоре;
  • Заслушивается сообщение: психологический портрет императора (сильные и слабые стороны). Учащиеся высказывают своё мнение о способности Николая II справиться с задачей модернизации.
  • 2-я группа – Какой национальный курс проводил Николай II?
  • Нетрадиционное задание:
  • Озвучьте претензии       Финляндии
  •                                Польши                                         к национальной
  •                                еврейского населения                политике России
  •                                народов Кавказа    

     

  • - Выскажите своё мнение о сути подобной политики.
  • - Предположите, каковы её последствия для страны.
  • 3-я группа – Составляется таблица «Пути проведения модернизации»:

 Либералы

С.Ю.Витте

В.К.Плеве

П.Д.Святополк-Мирской

  •         - Чья программа вам кажется предпочтительнее?
  •         - Почему?
  •         - как отреагировал на эти предложения Николай II?

Заключительная часть (результаты работы групп; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи).

Учитывая психологические особенности младших, средних, и старших классов, стараюсь создать на уроках благоприятную атмосферу сотрудничества. Считаю, что обучение истории должно проходить на положительном эмоциональном фоне.

В ходе своей профессиональной деятельности стараюсь в себе развивать креативные способности (изготавливаю наглядные пособия, схемы, таблицы, стенды),   перцептивные способности (неудача ученика становится и моей неудачей, которую мы исправляем вместе), коммуникативные способности (как необходимое условие для взаимопонимания).

В своей работе достаточно часто сталкиваюсь с определенными трудностями, которые пытаюсь решить, используя свой педагогический опыт:

Проблема

Варианты решения

Нежелание детей учиться.

Применение метода сотрудничества; нетрадиционные формы работы (игры, составление и решение кроссвордов, ТСО и др.); использование активных форм обучения для повышения познавательного интереса к уроку.

Отказ от чтения.

Чтение интересных отрывков из дополнительной литературы.

Большая перегрузка учащихся.

Основную часть материала рассматриваем на уроке, уменьшая домашнее задание; применение схем, таблиц, опорных конспектов для быстрого и более качественного усвоения материала.

Разный умственный потенциал детей, обучающихся в одном классе.

Применение метода личностной ориентации, индивидуальный подход, разноуровневые задания.

Отсутствие необходимых средств обучения.

Изготовление и оформление учителем и учениками стендов, газет, плакатов, раздаточного материала.

Затруднения в проявлении аналитических способностей.

Применение разных тестов, вопросов, заданий, основанных на обосновании своей точки зрения, необходимости дать оценку событиям, сравнивать что-либо, сделать вывод.

  • На мой взгляд, самое главное на уроках – создание ситуации успеха, чтобы позволить каждой личности ученика раскрыться полностью.
  • Для этого необходимо:
  • 1. Снять страх («Это просто», «Это легко», «Не получится – ничего страшного, поработаешь и обязательно справишься»);
  • 2. Оказывать скрытую помощь («Я полагаю, что лучше бы начать с этого», «Мне кажется, что основное здесь…»);
  • 3. Уметь авансировать личность («У тебя все получится»);
  • 4. Использовать прием персональной исключительности («Именно ты…»);
  • 5. Сделать педагогическую оценку результата («Ты это хорошо сделал», «Вот теперь получилось замечательно»).
  • Различные приемы, методы и формы организации учебной деятельности, используемые мною, обеспечивают высокую степень самостоятельности работы учащегося; позволяют развивать личность ученика, более полно реализовывать ее творческие возможности; дают простор интеллектуальной и нравственной свободе и повышению качества знаний.

Анализ результатов учебной деятельности моих учеников на уроках истории показал, что традиционные методы обучения приводят к формированию у учащихся главным образом внешних мотивов деятельности, если же преимущественно используется проблемное обучение, то это достаточно эффективно влияет на формирование у детей учебно-познавательных мотивов, самооценку и успешность в обучении. А создание ситуации успеха, как известно, позволяет настроить детей на активную работу во время урока, что является одним из факторов здоровьесбережения в учебном процессе.

Но работа учителя с использованием методов проблемного обучения требует систематичности. Только при этом условии учащиеся становятся субъектами исторического познания, включаются в процесс общения, что в конечном счёте помогает им анализировать, спорить, доказывать. Моделируя исторический процесс на основе проблемных вопросов, задач и альтернативных ситуаций, ученики непрерывно творят. Познание превращается в увлекательный бесконечный процесс. При этом дети не столько запоминают, сколько размышляют: они вновь и вновь оказываются в ситуации выбора, принятии решений. Это создаёт условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой ребёнок самостоятельно (и в реальном равноправном сотрудничестве с учителем) не только открывает нечто новое для себя, но и создаёт это новое, творит его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...