Рабочая программа по истории России . 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно - тематическое планирование. УМК по курсу и многое другое

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского  района Чувашской Республики»

Рассмотрена

методическим  советом школы

Протокол  № _____от _______________

Утверждена

приказом по школе от ________________________№_________

    _____________      /Г. В. Дементьева/

Рабочая программа

по учебному предмету «История»

Класс  8

Базовый уровень

Срок реализации: 2013-2014  учебный год

Составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. «История России. XIX в.» ,  М., Просвещение, 2007

                                                      Учитель Анисимова М. В.

1. Пояснительная записка

       Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основногообщего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. История России . 19  в. , М., Просвещение, 2007

     В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы

         Содержание настоящей программы является во многом новым. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России       

Цели:

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
  • формирование знаний об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории;
  • обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике;
  • содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

 Данная программа обеспечивает изучение курса истории   России в 19 в. учащимися  8  класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 44 ч  в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;
  • урок взаимообучения;
  • урок творчества;

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Индивидуальный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания
  • Зачет

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

УМК по истории  России 

  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России.19в. Учебник для 8 класса , Москва, «Просвещение», 2008
  • Соловьев К. А. , Серов Б. Н., Поурочные разработки по истории России. 19 в. Москва, «ВАКО», 2006
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории России.19 в. В 2-х частях, Москва, «ВАКО», 2009

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 44 часа, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса (44 ч.)

Введение  (1 ч)

Основные вехи истории страны к концу XVIII в.

ТЕМА1  Россия в первой половине XIX в. (18 ч)

Россия на рубеже XVIII—XIX вв. Территория империи. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества. Особенности российской политической системы. Уровень социально-экономического развития страны и его соотношение с уровнем развития западноевропейских стран. Проблемы модернизации страны в начале XIX в.

Внутренняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Личность и политические взгляды царя. Проекты реформ Негласного комитета. Попытки решения крестьянского вопроса. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа органов государственного управления. Законодательные проекты М. М. Сперанского. Мероприятия по развитию просвещения.

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Участие России в антинаполеоновских коалициях и войнах с Францией. Тильзитский мир и его последствия. Русско-шведская война, присоединение Финляндии к России. Включение восточногрузинских земель в состав России. Войны с Ираном и Турцией, присоединение Закавказья и Молдавии к России.

Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. Отступление русской армии. Оборона Смоленска. М. И. Кутузов. Бородинская битва и ее значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Партизанское движение. Народный характер войны. Изгнание армии Наполеона из России.

Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Заграничный поход русской армии. Смерть М. И. Кутузова. Победы над Наполеоном. Россия на Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу. Восточный вопрос.

Внутренняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Влияние Отечественной войны на внутриполитическую ситуацию в стране. Замыслы либеральных реформ (проект освобождения крепостных крестьян, проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» Н. Н. Новосильцева) и их судьба. Польская конституция. Консервативные начала в государственной деятельности А. А. Аракчеева. Организация военных поселений. Восстания военных поселян. Итоги внутренней политики Александра I.

Общественные движения первой четверти XIX в. Причины возникновения тайных дворянских организаций. Северное и Южное общества. «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля: либеральные и радикальные тенденции в декабризме. Восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка. Влияние выступления декабристов на русское общество.

Социально-экономическое развитие России. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны. Углубление кризиса крепостнической системы и отставание России от промыш-ленно развитых стран. Экономический кризис 1812— 1815 гг. Старые проблемы и новые явления в российской деревне. Помещичье хозяйство. Отмена крепостного права в Прибалтике. Положение крестьянского хозяйства. Облик городов, их население и роль в экономической жизни страны. Начало промышленного переворота в России. Развитие транспорта, строительство железных дорог. Рост внутренней торговли. Ярмарки. Внешняя торговля России.

Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление полицейского контроля над общественной жизнью. Реформы в период правления Николая I. Кодификация законодательства (подготовка «Свода законов Российской империи» М. М. Сперанским). Комитеты по разработке проекта крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина. Причины ограниченности реформаторских начинаний.

Народы России в первой половине XIX в. Национальные отношения в Российской империи. Польский вопрос. Польское восстание 1830—1831 гг. Национальная политика самодержавия.

Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Россия и Священный союз. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848—1849 гг. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса.

Кавказская война. Политика России на Кавказе. Основные этапы войны. Государство Шамиля. Мюридизм. Итоги и последствия войны.

Крымская война. Причины и основные этапы. Си-нопское  сражение.   Крымская  кампания.   Оборона-Севастополя.   П. С. Нахимов,   В. А. Корнилов.   Па-рижский мир. Причины поражения России.

Общественные движения 30—50-х гг. Проблемы социально-экономического и политического развития страны и их отражение в сознании образованного общества. Теория официальной народности. С. С. Уваров. Кружки 30-40 гг. XIX в. П. Я. Чаадаев. Зарождение либерального движения. Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин) и славянофилы (К. С. Аксаков, А. С. Хомяков, братья Киреевские) о путях развития России. Возникновение социалистического направления в общественной    мысли    России.    Общинный    социализм

A.  И. Герцена. Вольная русская типография. «Колокол». М. В. Петрашевский.

Наука и образование в первой половине XIX в. Культурный и образовательный уровень разных слоев общества. Структура образования (народные школы, гимназии, институты, университеты) и сословные ограничения. Открытия русских ученых первой половины XIX в., имевшие всемирное значение. Н. И. Лобачевский, Н. И. Зинин, Б. С. Якоби, |B.  Я. Струве, Н. И. Пирогов. Развитие географической науки. Исследование окраинных земель России. Русские путешественники.

Золотой век российской культуры. Литературные направления первой половины XIX в. А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, до. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Формирование русского литературного языка. Архитектурные стили первой половины XIX в.: поздний классицизм (ампир), эклектика. А. Н. Воронихин, О. Монферран, К. И. Росси, К. А. Тон. Скульптура. П. К. Клодт, И. П. Мартос. Живопись. Обращение художников к жизни народа. Зарождение реалистических тенденций в русской живописи. А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, А. А. Иванов, П. А. Федотов. Формирование национальной музыкальной культуры. Творчество М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Театральная жизнь. Малый и Большой театры. М. С. Щепкин.

Перемены в быту основных сословий населения. Городское и сельское жилище. Образ жизни представителей разных сословий. Одежда. Досуг. Пища.

Повторительно-обобщающий урок (1ч.).

ТЕМА 2 Россия во второй половине XIX в. (22 ч)

Кризис империи Николая I. Необходимость модернизации России. Социально-экономические и политические противоречия. Нарастающее отставание России от ведущих западноевропейских стран. Последствия Крымской войны — обострение социально-экономической и общественно-политической ситуации в империи.

Россия накануне преобразований. Подготовка крестьянской реформы. Социально-экономическое развитие России к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Основные задачи модернизации середине XIX в. Личность императора Александра II. Принятие решения об отмене крепостного права «сверху». Проекты отмены крепостного права — борьба либеральных и консервативных сил. Точка зрения социалистов на пути и способы проведения крестьянской реформы. Негласный комитет.

Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Личное освобождение крестьян. Сельские общества и мировые посредники. «Временнообязанные» отношения. «Отрезки». Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест 19 февраля, крестьянские волнения. Современники об отмене крепостного права. Историки о значении реформы 1861 г.

Реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления: земства и городские думы. Судебная реформа, введение суда присяжных. Выдающиеся российские юристы. А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович. Военная реформа, введение всеобщей воинской повинности. Д. А. Милютин. Изменения в системе образования. Новый университетский устав. Смягчение цензурных правил.

Значение реформ 60—70-х гг. Российский путь модернизации. Начало формирования в России основ правового государства и гражданского общества. Развитие капиталистических методов хозяйствования в городе и деревне. Развитие промышленности и транспорта. Изменение социальной структуры. Русские предприниматели. Рост численности городского населения. Община. Расслоение крестьянства. Чересполосица. Аграрное перенаселение. Отходничество. Незавершенность реформ. Сохранение самодержавного политического строя. Своеобразие российской модели общественного развития.

Либеральное движение в 60—70-е гг. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь (общественное значение литературы в новых условиях, радикализация общества, национальные движения). Выступления либералов с предложениями о введении конституции. Зарождение либерального земского движения. С. А. Муромцев, И. И. Петрункевич.

Консервативное общественное движение 60— 70-х гг. Отношение консерваторов к реформам и к власти. М. Н. Катков.

Радикальные общественные движения 60—70-х гг.

Революционно-демократическая идеология. Социализм Н. Г. Чернышевского. Русская революционно-демократическая эмиграция. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи: П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев. Революционно-демократические организации. «Земля и воля» 60-х гг. Появление террористических организаций. Нечаевщина. Хождение в народ и влияние его результатов на развитие революционно-демократического движения. «Чайковцы». «Земля и воля» 70-х гг. «Народная воля» и «Черный передел». Зарождение рабочего движения. Первые рабочие союзы.

Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70—80-х гг. Причины кризиса реформаторского курса. Борьба либеральной и консервативной тенденций во внутренней политике Александра П. Покушения на императора. Борьба правительства с терроризмом. Проекты изменения политической системы России. Конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Внешняя политика Александра П. Основные направления внешней политики. А. М. Горчаков. Российско-германский союз. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Основные итоги внешней политики.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Балканский кризис. Причины и основные этапы войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс. Итоги войны.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Консервативный характер внутренней политики нового царя. «Положение об усиленной охране». Политика консервативной модернизации. Поддержка помещичьих хозяйств. Учреждение Крестьянского и Дворянского банков. Подавление Революционного движения. Усиление правительственного надзора за деятельностью земского и городского самоуправления. Земские начальники.

Социально-экономическое развитие России в 80— 90-е гг. Ускоренное промышленное развитие страны. Завершение промышленного переворота и его последствия. Государственная поддержка тяжелой и военной промышленности. Н. X. Бунге. И. А. Вышнеградский. Строительство новых железных дорог и их значение. Экономический подъем 90-х гг. и деятельность С. Ю. Витте: протекционизм, налоговая политика, денежная реформа. Голод 1891 и 1898 гг. Внешнеторговые связи России. Экспорт российского сырья и продовольствия в европейские страны и экспорт российских промышленных товаров в страны Азии.

Народы России во второй половине XIX в. Национальный вопрос и пути его решения при Александре II. Национальная политика Александра III. Положение народов Средней Азии.

Появление новых течений в общественно-политической жизни в 80—90-е гг. Влияние внутриполитического курса Александра III на общественную жизнь. Новые явления в либеральном земском движении (тактика «малых дел», «третий элемент»). Зарождение нового либерализма в 90-е гг. XIX в. Появление либерального течения в народничестве. Н. К. Михайловский. В. П. Воронцов. Кризис революционного народничества. Формирование неонароднической идеологии. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Социал-демократические кружки начала 90-х гт. XIX в. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Национальные движения на окраинах Российской империи.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления российской дипломатии. Европейская политика. Образование русско-французского союза. Отношения с Англией. Среднеазиатская политика России. Дальневосточная политика России. Русско-китайские отношения. Усиление русско-японских противоречий.

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. Рост потребности в образованных кадрах в условиях начала индустриальной модернизации страны. Система образования в России (земские, церковноприходские и воскресные школы, реальные училища и гимназии, университеты, высшие технические учебные заведения, женские высшие учебные заведения). Просветительские общества, народные библиотеки и рост уровня грамотности населения. Научная жизнь России. Научные общества и учреждения. Научные школы. Открытия и изобретения мирового масштаба, сделанные русскими учеными и изобретателями. Политехнический музей. История и другие общественные науки. С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. Исторический музей. Русские путешественники, географы и этнографы: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай.

Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в. Русская литература второй половины XIX в. Отражение изменений в социально-экономической и политической жизни страны в русской литературе. Реализм. Влияние русской литературы на общественную жизнь страны. Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. П. Чехов. Мировое значение русской литературы второй половины XIX в. Русская реалистическая живопись как явление мировой культуры. Товарищество передвижных художественных выставок. В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, В. И. Суриков, И. Е. Репин. Меценаты. П. М. Третьяков. Музеи. Архитектурные стили второй половины XIX в.: русский стиль, неоготика, неоклассицизм, модерн. В. О. Шервуд, А. Н. Померанцев, Ф. О. Шехтель. Скульптура: М. О. Микешин, А. М. Опекушин, М. М. Антокольский. Музыкальная жизнь страны. Русское музыкальное общество.  Петербургская и Московская консерватории.

Оперное и симфоническое искусство. Развитие национальных традиций в музыке. «Могучая кучка». П. И. Чайковский. Драматическое искусство. Малый театр. П. М. Садовский, М. Н. Ермолова. Возникновение Московского Художественного театра. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. Влияние промышленного переворота на изменения в быту горожан и сельских жителей. Человек и реформы. Новое на транспорте, в средствах связи. Мода. Досуг.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч.).

Итоговое повторение (1ч)

Основные понятия курса

Модернизация, социальная структура, западники, славянофилы, народничество, революционно-демократическое движение, кризис крепостнической системы, бюрократическая система, земство, суд присяжных, терроризм.

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России 19 в.; выдающихся деятелей  отечественной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и пвседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  •  Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России.19в. Учебник для 8 класса , Москва, «Просвещение», 2008
  • Соловьев К. А. , Серов Б. Н., Поурочные разработки по истории России. 19 в. Москва, «ВАКО», 2006
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории России.19 в. В 2-х частях, Москва, «ВАКО», 2009
  • Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах, Москва, 2012
  • История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт. – сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • История. 5 – 10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. Н.Н. Ярцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Малышева Т.В. Дидактические игры на уроках истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2005.
  • Малышева Т.В. Открытые уроки истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2006.

2) Экранно-звуковые пособия

  • ИСТОРИЯ 7 – 8  КЛАССЫ.  НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ №101 – К
  • Энциклопедия истории России, 1862-1917
  • Шедевры рксской живописи

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

  • Образование Киевской Руси

      http://oldru.narod.ru

  • Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России

      http://lants.tellur.ru/history/

  • Аллея славы

       http://glory.rin.ru

  • Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев

        http://www.1941-1945.ru

  • Виртуальный музей декабристов

       http://decemb.hobby.ru

  • Правители России и Советского Союза

              http://www.praviteli.org

  • Династия Романовых

       http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

  1. Российская империя в начале 19 в.
  2. Россия в первой половине 19 века
  3. Россия во второй половине 19 века

6) Картины и таблицы

  1. А. А. Верещагин Отечественная война 1812 г.
  2. Третьяковская галерея.  Выпуск 1
  3. Третьяковская галерея.  Выпуск 2

6. Календарно-тематическое планирование (44 ч.)

Название темы урока

Историческое

время

0борудование

Историческое движение

Персоналии

Термины

Дата проведения

план

факт

    1

Введение. Россия в начале 19 в.

С. 3 – 5

Сентябрь

1 неделя

Тема 1  Россия в первой половине  19 века. (18 ч. )

     2

Внутренняя и внешняя  политика Александра 1 в 1801 – 1825 гг.

1801-1825-правление Александра 1, 11 марта 1801-дворцовый переворот, 1803-реформа народного просвещения, 1803-указ о «вольных хлебопашцах», 1804-отмена крепостного права в Прибалтике  

§ 1, 2

Твердое намерение Александра 1 изменить к лучшему положение в стране

Александр 1,

В. Кочубей,

П. Строганов,

 Н. Новосильцев,

А. Чарторыйский

амнистия, Негласный комитет, либерализм, манифест,

Сентябрь

1 неделя

3

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

1809-«введение к уложению государственных законов»

§ 3

Реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований

М. М. Сперанский

идеология, инстанция, консерватизм

Сентябрь

2 неделя

4

 Отечественная война 1812 года.

12 июня 1812 –нашествие Наполеона на Россию, 26    августа 1812- Бородинское сражение, 1 сентября 1812-военный совет в Филях,

§ 4

ИКТ Презент.

«Памятники войны»

Справедливая, освободительная, подлинно народная война

М. И. Кутузов, Наполеон Бонапарт, Д. Давыдов, А. Фигнер, В Кожина, Е. Четвертаков, Г. Курин

ополчение, флеши, партизанская война, инфантерия

Сентябрь

2 неделя

5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813 – 1825 гг.

1813-1814-заграничные походы русской армии, октябрь 1813-битва народов, 1814-венский конгресс, 1815-Священный союз

§ 5

Россия стала ведущей мировой державой

Кутузов, Наполеон

Сентябрь

3 неделя

6

Внутренняя политика Александра 1 в 1812 – 1825 гг.

§ 4

Реформаторские поиски Александра 1 составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований

Н. Н. Новосильцев,

мистицизм, ценз, «Уставная грамота Российской империи», «польский эксперимент»

Сентябрь

3 неделя

7

Социально – экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

§ 7

Начало нового этапа в экономическом развитии страны

А. А. Аракчеев, Александр 1

континентальная блокада, тарифный устав, военные поселения

Сентябрь

4 неделя

8

Общественное движение при Александре 1

1816-Союз спасения, 1818-Союз благоденствия,1821-1822-Северное и Южное общества декабристов

§ 8

П. Пестель, Н. Муравьев, С. Трубецкой и др

тайные общества, масоны

Сентябрь

4 неделя

9

Общественное движение при Александре 1

1816-Союз спасения, 1818-Союз благоденствия,1821-1822-Северное и Южное общества декабристов

П. Пестель, Н. Муравьев, С. Трубецкой и др

тайные общества, масоны

Октябрь

5 неделя

10

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

14 декабря 1825г.-восстание декабристов,

§ 9

Значение выступления декабристов

П. Пестель, Н. Муравьев, С. Трубецкой и др

династический кризис, междуцарствие

Октябрь

5 неделя

11

Внутренняя политика Николая 1.

1825-1855-правление Николая 1, 1832-утверждение Свода законов Российской империи, 1837-1841-реформа государственных крестьян П. Д. Киселева, 1842-указ об «обязанных крестьянах»

§ 10

Укрепление Николаем 1 внутренней политики России

Николай 1, П. Д. Киселев, М. М. Сперанский, А. Х. Бенкендорф

жандармерия, канцелярия, Синод, обер-прокурор, епархия, старцы

Октябрь

6 неделя

12

Социально – экономическое развитие в 20 – 50 –е гг. 19 в.

1839-1843-финасовая реформа Канкрина

§ 11

Жизнь требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России

Е. Ф. Канкрин,

финансовая реформа, промышленный переворот, «капиталистые крестьяне», классы, товарно-денежные отношения, экономический уклад

Октябрь

6 неделя

13

Внешняя политика Николая 1 в 1826 – 1849 гг.

1826-русско-иранская война, 1828-1829-русско-турецкая война, 11817-1864-кавказская война,

§ 12

Попытка решения Восточного вопроса

Николай 1, Шамиль, А. П. Ермолов, К. В. Нессельроде,

«жандарм Европы», восточный вопрос, мюридизм, имам, имамат,

Октябрь

7 неделя

14

Общественное движение в годы правления Николая 1.

§ 13

Широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. В. Буташевич-Петрашевский, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев и др. братья Киреевские, братья Аксаковы и др.

консерваторы и либералы, западники и славянофилы, социалистическое течение,

Октябрь

7 неделя

15

Крымская война  1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя.

1853-1856-крымская война, оборона Севастополя, парижский мир

§ 14,

ИКТ

поражение России в войне

П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, А. М. Горчаков

восточный вопрос

Октябрь

8 неделя

16

Образование и наука

§ 15

культурный подъем России

выдающиеся ученые данного периода.

классицизм, петербургский классицизм, московский классицизм, барокко, академизм

Октябрь

8 неделя

17

Русские первооткрыватели путешественники.

§ 16

культурный подъем России

выдающиеся ученые данного периода.

Ноябрь

9 неделя

18

Художественная культура

§ 17

ЦОР

культурный подъем России

выдающиеся писатели, ученые данного перода.

классицизм, петербургский классицизм, московский классицизм, барокко, академизм

Ноябрь

9 неделя

19

Быт и обычаи

Наш край в первой половине 19 в.

§ 18

Ноябрь

10 неделя

20

Контрольно – обобщающий урок.

Ноябрь

10 неделя

ТЕМА 2   Россия во второй половине XIX в. (22 ч)

21

Накануне отмены крепостного права в России.

1855-1881-правление Александра 11

§ 19

Неизбежность отмены крепостного права была очевидна всем

Александр 11, Д. А. Оболенский, великий князь Константин Николаевич, В. Жуковский, К. Кавелин, Н. Чернышевский, Н Добролюбов

недоимки, политический режим, оттепель

Ноябрь

11 неделя

22

Крестьянская  реформа 1861 г

19 февраля-манифест об отмене крепостного права

§ 20

Осуществление отмены крепостного права. Общественная борьба вокруг реформы

Я. И. Ростовцев, Н. А. Милюков,

выкуп. «временнообязанное отношение, выкупная сделка, Уставная грамота, мировые посредники, сельский сход, сельский староста, круговая порука

Ноябрь

11 неделя

23

Либеральные реформы  60 – 70 гг. 19 в.

1864-земская, судебная  реформы, реформа народного просвещения, 1870- городская реформа, 1874-военная реформа,

§ 21-22

Осуществление либеральных реформ, борьба вокруг них

Д. А. Милютин

земство, мировой суд, земские управы, городская дума, апелляция,

Ноябрь

12неделя

24

Либеральные реформы  60 – 70 гг. 19 в.

1864-земская, судебная  реформы, реформа народного просвещения, 1870- городская реформа, 1874-военная реформа,

§ 21-22

Осуществление либеральных реформ, борьба вокруг них

Д. А. Милютин

волнослушатель, гражданское общество, конституционное правление, нигилизм, правовое государство. террор

Ноябрь

12 неделя

25

Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права

§ 23

особенности модернизации России, многоукладность ее экономики, проведение промышленного переворота, особенности российского капитализма

П. Губонин, М. Путилов

«Железнодорожная горячка», гражданские права, концессия, кредит, пошлина, стачка, товарное производство

Декабрь

13 неделя

26

Общественное движение: консерваторы и либералы

§ 24

Либеральные, консервативные и революционные тенденции в обществе

Н. Серно-Соловьевич, Д. Каракозов

консерваторы и либералы

Декабрь

13 неделя

27

Зарождение революционного народничества и его идеология

1876-1879-«Земля и воля»

§ 25

Оформление организаций, идеологии и тактики народничества

М. Бакунин, П. Ткачев, Л. Лавров, С. Нечаев, Н. Чайковский, П. Кропоткин

бунтарское, пропагандистское, заговорщическое течения

Декабрь

14 неделя

28

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.19 в.

1874-1875-хождение в народ» народников, 1876-«Земля и воля» народников, 1875-Южнороссийский союз рабочих, 1878-Северный союз русских рабочих, 1879-раскол «Земли и воли», 1марта 1881-убийство Александра 11

§ 26

Стремившиеся к переустройству жизни на основе» общинного социализма» революционеры-народники не сумели претворить свою программу в жизнь

Н. Чернышевский, Н. Ишутин, С. Нечаев, Н. Чайковский,

Декабрь

14 неделя

29

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.19 в.

1874-1875-хождение в народ» народников, 1876-«Земля и воля» народников, 1875-Южнороссийский союз рабочих, 1878-Северный союз русских рабочих, 1879-раскол «Земли и воли», 1марта 1881-убийство Александра 11

§ 26

Стремившиеся к переустройству жизни на основе» общинного социализма» революционеры-народники не сумели претворить свою программу в жизнь

Н. Чернышевский, Н. Ишутин, С. Нечаев, Н. Чайковский

Декабрь

15 неделя

30

Внешняя политика Александра 2.

1873-Союз трех императоров», 1864-завершение Кавказской войны, 1858-Айгунский договор, 1860-Пекинский договор с Китаем, 1867-продажа Аляски Америке

Активный характер внешней политики

А. М. Горчаков, А. И. Барятинский, М. Г. Черняев, М. Д Соболев, К. П. Кауфман

Декабрь

15 неделя

31

Русско–турецкая война  1877 – 1878 гг.

1877-1878-русско-турецкая война,

§ 28

ЦОР

Победа в войне, она продемонстрировала действенность военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире

М. Д. Скобелев, Н. Г. Столетов,

Сан-Стефанский мирный договор, берлинский конгресс

Декабрь

16 неделя

32

Внутренняя политика Александра 3

1881-1894-правление Александра 111, 1881-«Положене о мерах к охранению…», 1889-Положение о земских участковых начальниках»

§ 29-30

Противоречивые тенденции в развитии русской деревни. Контрреформы Александра 111

Александр 111, К. П. Победоносцев, Н. П. Игнатьев, 1882-создан Крестьянский банк,

инспектор, крамола, реакция, сектанты, циркуляр, черты оседлости

Декабрь

16 неделя

33

Внутренняя политика Александра 3

1881-1894-правление Александра 111, 1881-«Положене о мерах к охранению…», 1889-Положение о земских участковых начальниках

§ 29-30

Противоречивые тенденции в развитии русской деревни. Контрреформы Александра 111

Александр 111, К. П. Победоносцев, Н. П. Игнатьев, 1882-создан Крестьянский банк,

инспектор, крамола, реакция, сектанты, циркуляр, черты оседлости

Январь

17 неделя

34

Экономическое развитие в годы правления Александра 3.

§ 31

Активная экономическая политика

Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю Витте,

акциз, акция, винная монополия, биржа, косвенные налоги

Январь

17 неделя

35

Положение основных слоев общества

§ 32-33

Ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку

меценатство, станица

Январь

18 неделя

36

Положение основных слоев общества

§ 32-33

Ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку

меценатство, станица

Январь

18 неделя

37

Общественное движение в 80-90 гг. 19 в.

§ 34

Перегруппировка общественно-политических сил России

Н. М. Катков, П. П. Шувалов,

Январь

19 неделя

38

Внешняя политика Александра 3

§ 35

Несмотря на крупные провалы российской дипломатии на Балканах, Россия сохранила свою роль великой державы

М. Горчаков

Мобилизация, сепаратный мир

Январь

19 неделя

39

Просвещение  и наука.                            

§ 36

ЦОР

культурный подъем России                        

выдающиеся писатели, ученые данного перода

гуманитарные науки, естественные науки,

Февраль

20 неделя

40

Литература и изобразительное искусство.

§ 37

ЦОР

культурный подъем России

выдающиеся писатели, ученые данного перода

Февраль

20 неделя

41

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

§ 38

ЦОР

культурный подъем России

выдающиеся писатели, ученые данного перода

Февраль

21 неделя

42

Быт: новые черты в жизни города и деревни

§ 39

Произошли значительные изменения в образе жизни населения

урбанизация

Февраль

21 неделя

43

Урок обобщения.

Наш край во второй половине 19 в.

Февраль

22 неделя

44

Контрольно – обобщающий урок

Февраль

22 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...