Рабочая программа по истории России . 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно - тематическое планирование. УМК по курсу и многое другое

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского  района Чувашской Республики»

Рассмотрена

методическим  советом школы

Протокол  № _____от _______________

Утверждена

приказом по школе от ________________________№_________

   ______________     /Г. В. Дементьева/

Рабочая программа

по учебному предмету  «История»  

Класс  9

Базовый уровень

Срок реализации: 2013-2014  учебный год

Составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. «История России. XX – начало XXI вв.» ,  М., Просвещение, 2007

                                                                                                                 Учитель Анисимова М. В.

1. Пояснительная записка

       Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса  Данилова А.А.,  Косулиной  Л.Г. История России . 20 -  начало 21 вв., М., Просвещение, 2007

     В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы

         Содержание настоящей программы является во многом новым. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России       

Цели:

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
  • формирование знаний об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории;
  • обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике;
  • содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

 Данная программа обеспечивает изучение курса истории   России в 20 – начало 21 вв. учащимися  9  класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 54  ч  в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;
  • урок взаимообучения;
  • урок творчества;

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Индивидуальный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания
  • Зачет

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

УМК по истории  России 

  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России 20 – начало 21 вв. Учебник для 9 класса , Москва, «Просвещение», 2009
  • Арасланрва О. В., Поздеев А. В. Поурочные разработки по истории России. 20 – начало 21 вв. Москва, «ВАКО», 2009
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории Отечества 20 – начало . Москва, «ВАКО», 2009

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 54  часа, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса (54 ч.)

ТЕМА 1  Россия в начале XX в. ( 7 ч)

Российское общество на рубеже XIX—XX вв. Территория Российской империи. Административное деление и управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Изменения в социальной структуре общества. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Социально-экономическое развитие России. Уровень  социально-экономического  развития.   Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая промышленность, химическая промышленность и др.). Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально-экономической модернизации России. Влияние мирового экономического кризиса начала XX в. на экономическую жизнь России.

Внутренняя политика Николая II в 1894—1904 гг. Личность Николая П. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти: С. Ю. Витте и В. К. Плеве. Рост влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале XX в. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского.

Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса, антисемитизм. Национальные движения.

Внешняя политика России в 1894—1914 гг. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX—XX вв. Мирные инициативы России. Гаагская конференция (1899). Дальневосточная политика Николая II. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия и Антанта.                                                    

Общественно-политические движения в начале XX в. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Радикализация общественного движения.

Организационное оформление политических тече-Ний, начало формирования российской  многопартийности. Образование партии социалистов-революционеров (ПСР). В. М. Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В. И. Ленин и Ю. О. Мартов. Первая общероссийская либеральная организация «Союз освобождения». П. Б. Струве и П. Н. Милюков. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Начало первой российской революции. 1905 год. Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз союзов». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных либеральных политических партий.

Декабрьское вооруженное восстание.

Политические реформы 1906—1907 гг. «Основные законы» 1906 г. Выборы в I и II Государственную ду-| му. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность фракций, законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движение 1906—1907 гг. и его значение. Кресть-; янские наказы. Волнения в армии. Назначение П. А. Столыпина на пост премьер-министра. Роспуска II Государственной думы — окончание революции. Результаты первой российской революции.

Социально-экономическое развитие России в 1907— 1914 гг. Реформы П. А. Столыпина. Создание частно-! владельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины. Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Промышленный подъем. Появление новых отраслей промышленности (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции. Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменение в облике городов, в составе и численности их населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие).

Политическая жизнь России в 1907—1914 гг. Влияние изменений в социально-экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия. Убийство П. А. Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е. Ф. Азеф и Р. В. Малиновский. Нарастание революционных настроений в 1912— 1914 гг. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

Серебряный век русской культуры (начало XX в.). Развитие системы образования и рост грамотности населения. Научные открытия русских ученых всемирно-исторического значения. Развитие reorpacjJfo-ческой науки. История и общественные науки.

Влияние общественно-политической жизни страны на русскую литературу. Различия во взглядах На общественную роль литературы. Общественная деятельность Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко. А. М. Горький. Серебряный век русской литературы. А. А. Блок, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, А. И. Куприн. Новые литературные направления. Вклад русской литературы начала XX в. в мировую культуру. Архитектура. Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев. Развитие живописи. Реализм и новые направления в русской живописи: модерн, символизм, авангард. Художественные общества и выставки. «Мир искусства». Вклад русской живописи начала XX в. в мировую художественную культуру. И. Е. Репин. М. А. Врубель. К. С. Петров-Водкин. Р. Р. Фальк. М. Шагал. Новые тенденции в развитии русского музыкального и театрального искусства. Творчество А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина. С. П. Дягилев. А. П. Павлова. Драматический театр в новых общественно-политических условиях. В. Ф. Комиссаржевская, М. Н. Ермолова. Появление русского кинематографа.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч.)

ТЕМА 2  Россия в 1917 – 1927 гг. (8ч)

Россия в первой мировой войне. Россия в системе международных отношений накануне первой мировой войны. Вступление России в войну. Патриотический подъем в начале войны. Внутриполитическая ситуация и позиция различных партий.

Перестройка социально-экономической системы. Рост военного производства. Победы и поражения на. фронтах. Роль Восточного фронта в войне. Социально-экономический кризис и рост антивоенных настроений к концу 1916 г. Показатели политического кризиса к 1917 г. («чехарда министров», оценка в обществе деятельности Г. Е. Распутина). «Прогрессивный блок». Политичеекая и экономическая ситуация в России в начале 1917 г.

Начало революции 1917 г. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде. Отречение Николая II, падение монархии. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Двоевластие в центре, в провинции, в армии. Основные политические силы (либералы, умеренные социалисты, радикалы), их программы, лидеры и предлагаемые варианты развития страны.

Кризис государственной власти весной—осенью 1917 г. Апрельский кризис Временного правительства. Создание правительственной коалиции. А. Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Неудачное наступление русской армии в июне 1917 г. Обострение национального вопроса. Июльский кризис. Государственное совещание. Курс большевиков на вооруженный захват власти. Выступление генерала Корнилова. Провозглашение России республикой. Процесс большевизации Советов. Демократическое совещание, Временный совет республики. Идея однородного социалистического правительства. Церковный собор и его решения.

Установление власти большевиков (октябрь 1917 — январь 1918 г.). Подготовка большевиками вооруженного восстания. Переход власти в руки большевиков. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Установление новой власти на местах. Комитеты спасения родины и революции. Декларация прав народов России. Ликвидация сословного строя. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсе- , ровского правительства. В. И. Ленин. Л. Д. Троцкий. Я. М. Свердлов. М. А. Спиридонова. Начало переговоров с Германией. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Ш Всероссийский съезд Советов. Декларация прав  трудящегося и эксплуатируемого народа.

Образование национальных государств на окраи-нах бывшей Российской империи.

Установление однопартийной диктатуры РКП(б) в Советском государстве. Большевики во главе госу, дарства. Идеи диктатуры пролетариата и мировой ре, волюции.

Борьба вокруг Брестского мира. IV съезд Советов, распад большевистско-левоэсеровского правительем ва. Борьба за Советы весной 1918 г. Исключение из ВЦИК меньшевиков и правых эсеров. V съезд Советов. Левоэсеровское вооруженное выступление 6 июля 1918 г. и его последствия. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР. Сращивание партийных и государственных органов. Формализация деятельности Советов и профсоюзов. Роль репрессивных органов в жизни Советского государства. Бюрократизация партийных и государственных органов.

«Военный коммунизм». Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Национализация промышленности и банков. Централизация управления экономикой, образование Высшего Совета Народного Хозяйств! (ВСНХ). Введение и отмена рабочего контроля. Введение натуральной оплаты труда. Всеобщая трудовая повинность. Реализация Декрета о земле. Социально-экономические преобразования в деревне. Появление новых  типов хозяйств. Переход к чрезвычайной продовольственной политике. Продотряды. Комбеды. Ужесточение продовольственной политики в 1919 г., введение продовольственной разверстки. Крестьянских  выступления.

Упразднение товарно-денежных отношений. Запрет частной торговли. Карточная система распределения. Репрессии в отношении представителей эксплуататорских классов. Падение уровня  жизни. Контроль за духовной жизнью общества со стороны Советского государства. Преследование инакомыслящих. Внедрение атеистического мировоззрения, разрушение храмов, преследование духовенства. Начало эмиграции деятелей науки и культуры.

Начало гражданской войны в России. Причины и основные этапы гражданской войны. Первые столкновения между новой властью и ее противниками. Создание Красной Армии. Обострение социальных противоречий в стране весной 1918 г. Формирование противоборствующих лагерей: красные и белые. Волнения рабочих. «Демократическая контрреволюция». Мятеж чехословацкого корпуса. Комуч. Красный и белый террор. Расправа с членами дома Романовых. Покушение на В. И. Ленина. Рост крестьянских выступлений. Появление «зеленого» движения.

Красные против белых. Расширение белого движения и иностранная интервенция. Добровольческая армия под командованием А. И. Деникина. Адмирал А. В. Колчак.

Решающие сражения на фронтах гражданской войны, победа красных. М. В. Фрунзе. Первая Конная армия. Советско-польская война. М. Н. Тухачевский. Разгром армии генерала П. Н. Врангеля в Крыму. Завершение гражданской войны. Военные действия в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке. В- К. Блюхер. Установление советской власти и образование советских социалистических республик на окраинах бывшей Российской империи.

Кризис конца 1920 — начала 1921 г. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Экономическая разруха (упадок промышленности, транспортная проблема, расстройство финансов, нехватка товаров первой необходимости). Нарастание крестьянских выступлений. Оппоненты большевиков о путях выхода из кризиса. Кронштадтское восстание. 10  съезд РКП(б). Переход к нэпу.

ТЕМА З  СССР в 1928 – 1938 гг.  (9 ч)

Образование Союза Советских Социалистических Республик. Советские республики после окончания гражданской войны и интервенции — их социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение; предпосылки объединения. Дискуссии по вопросу объединения советских республик. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в условиях диктатуры РКП(б).

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. СССР в системе послевоенных международных отношений. Идейные основы и основные направления внешней политики. Преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства. Заключение политических и экономических соглашений со странами Востока (Ираном, Турцией, Афганистаном, Монголией). Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Полоса признания СССР. Дипломатические конфликты с западными странами. СССР и деятельность Коминтерна. Принцип пролетарского интернационализма. СССР и мировое революционное движение.

Социально-экономическое развитие СССР в годы нэпа. Основные направления нэпа: продналог, частичная денационализация промышленности, привлечение в экономику иностранного капитала, концессии. Проблема многоукладности народного хозяйства.

Перестройка системы управления государственным сектором экономики. Планирование в государственном секторе. Денежная реформа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Расширение торговой сети и сферы услуг-Кооперативное движение. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Рост уровня жизни в городе и деревне. Изменение быта горожан и сельских жителей. Социальная политика государства. Трудности нэпа. Ножницы цен. Безработица. Жилищная проблема. Кризис хлебозаготовок. Переход к нормированному распределению товаров.

Политическая жизнь СССР в 20-е гг. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Продолжение процесса сращивания партийного и государственного аппарата. Группы и течения в коммунистической партии. Резолюция X съезда РКП(б) «О единстве партии». Дискуссии в правящей партии о путях построения социализма, внутрипартийной демократии. Борьба за личную власть в руководстве ВКП(б) в период болезни и после смерти В. И. Ленина. Расправа И. В. Сталина с политическими оппонентами в коммунистической партии. Окончательная ликвидация оппозиционных партий (эсеров, меньшевиков). Начало формирования режима личной власти И. В. Сталина. Курс на построение социализма в одной стране.

Ускоренное строительство социализма в 30-е гг. — модернизация промышленности. Курс на создание плановой экономической системы. Отход от нэпа. Возвращение к чрезвычайным мерам в экономике. Централизация хозяйственной жизни. Разработка и принятие пятилетних планов. Индустриализация. Решение проблемы финансирования. Система ГУЛАГа как дополнительный источник рабочей силы. Стройки первых пятилеток. Военно-промышленный комплекс в экономике. Появление новых отраслей промышленности. Курс на создание закрытой экономической системы. Первые итоги индустриализации, цена успехов.

Коллективизация сельского хозяйства. Причины, цели и способы проведения коллективизации. Репрессии в отношении крестьян. Политика ликвидации кулачества как класса. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Результаты и последствия сплошной коллективизации.

Оформление политической системы СССР в 30-е гг. Формирование тоталитарного режима. Сосредоточение рычагов государственного управления в руках Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И. В. Сталиным. Окончательная ликвидация оппозиционных настроений в партии. Массовые репрессии. Политические судебные процессы. Возрастание роли НКВД в системе органов, государственной власти. ГУЛАГ. Последствия репрессивной политики. Преобразование органов государственной власти. Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера Конституции и социально-политических реалий советского общества. Общественные организации в СССР как проводники партийной политики. Национальная политика. Фактическое превращение СССР в унитарное государство.

Духовная жизнь СССР, культура 20—30-х гг. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация в 20-е гг. Борьба с религиозным мировоззрением и инакомыслящими. H3J менения в системе образования. Классовый подход" при приеме в высшие учебные заведения. Отражение событий революции и гражданской войны в литературе. Пролеткульт. Эмиграция деятелей науки и культуры из СССР. Развитие школьного и среднегв профессионального образования в условиях эконН мической модернизации. Расширение сети высший учебных заведений. Формирование советской интеллигенции. Создание системы идеологического конН роля за духовной жизнью общества. Развитие науки и техники. Открытия советских ученых. Советские изобретатели и конструкторы. Наука под идеологическим давлением. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в исторической и других общественных науках.

Социалистический реализм как официальное художественное направление. Искусство и литература на службе политическому режиму. Репрессии против творческой интеллигенции и проявление оппозиционных настроений. Архитектура и искусство. Социалистический реализм в изобразительном искусстве: достижения и потери. Театр и кинематограф как орудие идеологии.

Внешняя политика СССР в 30-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности в Европе. М. М. Литвинов. Вступление СССР в Лигу Наций. Советско-французский договор о взаимопомощи. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Советская помощь республиканцам в период гражданской войны в Испании.

Дальневосточная, политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Помощь СССР Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан. Изменение приоритетов советской внешней политики после подписания. Мюнхенского соглашения. В. М. Молотов. Сближение с Германией. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

ТЕМА 4  СССР во второй мировой войне (7 ч)

СССР на начальном этапе второй мировой войны.

Внешняя политика СССР в условиях начала войны. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Расширние экономического и политическо. го сотрудничества с Германией. Советско-финская война 1939—1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций. Результаты советско-финской войны. Расширение территории СССР в 1940 г. Присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Образование советских республик в Прибалтике и их вступление в состав СССР. Советско-японский конфликт в районе реки Хал-хин-Гол. Договор о ненападении с Японией. Меры государства по укреплению военной мощи. Ужесточение трудовой дисциплины. Рост военного производства. Разработка новых видов вооружений. Перевооружение армии.

Начало Великой Отечественной войны. Периодизация Великой Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны. Начало войны. Патриотический подъем в стране. "Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941—1942 гг. Советские полководцы Г. К. Жуков, А. М. Василевский, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Б. М. Шапошников. Герои Московской битвы. Военное и политическое значение битвы за Москву. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Немецкое наступление в 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы воюющих сторон. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Партизанское движение: территория, численность. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией. Крупнейшие партизанские соединения. С. А. Ковпак. Образование антигитлеровской коалиции. Начало военных поставок по ленд-лизу. Итоги начального периода войны.

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Людские и экономические потери СССР в первые месяцы войны. Падение уровня Жизни населения. Карточная система. Моральное состояние общества. Неоправданность надежд германского командования на внутреннюю нестабильность советского режима. Народный характер Великой Отечественной войны — главная политическая предпосылка коренного перелома.

Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Рост военного производства как фактор, обусловивший победу СССР в войне. Труд женщин и детей. Сельское хозяйство в годы войны. Сплочение советского народа перед лицом общего врага. Вклад ученых и деятелей культуры в победу. Национальные отношения в СССР в годы войны. Православная церковь в годы войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом — начало коренного перелома. Массовый героизм советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы под Сталинградом. Наступление Красной Армии зимой 1942 — весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках Фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

СССР на завершающем этапе второй мировой вой-ны. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Oперации советских войск зимой — весной 1944 г.: наступление в районе Ленинграда, Корсунь-Шевченковская и Ясско-Кишиневская операции, освобождение Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии — операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Освобождение стран Восточной Европы. Крымская (Ялтинская) конференция. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.  Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги второй мировой войны.

ТЕМА 5  СССР в  1945-1953 гг. (4 ч)

Внешняя политика СССР в 1945—1953 гг.: начало «холодной войны». Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Положение СССР на международной арене после второй мировой войны. СССР и Организация Объединенных Наций. Территориальные приобретения СССР. Основные направления внешней политики СССР. Начало «холодной войны».

Поддержка Советским Союзом коммунистического движения в европейских странах. Приход к власти коммунистов в Восточной Европе, образование социалистического лагеря во главе с СССР. Разрыв отношений между СССР и Югославией. Начало орга-З низационного оформления советского блока, образов вание СЭВ. Берлинский кризис 1949 г., раскол Германии. Создание атомного оружия в СССР, начало гонки термоядерных вооружений. Складываний биполярного мира. Корейская война. Советская помощь Северной Корее. Осознание необходимости поиска путей к нормализации отношений между СССР и США.

Социально-экономическое развитие СССР в 1945— 1953 гг. Экономические последствия войны. Восстановление экономики. Отказ СССР от участия в новых международных экономических структурах (Банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т. п.). Широкомасштабное использование труда заключенных. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Надежды на перемены аграрной политики. Восстановление путей сообщения, развитие транспорта. Торговля. «Черный рынок». Отмена карточной системы. Итоги экономического развития СССР в первые послевоенные годы.

Политическое развитие СССР в 1945—1953 гг. Изменения в советской политической системе. Рост демократических настроений в обществе. Изменения в государственных и партийных структурах. Ужесточение политического режима. Национальная политика, репрессированные народы.

Духовная жизнь советского общества в первые послевоенные годы* Развитие науки и культуры. Надежды на ослабление идеологического контроля за общественной жизнью после войны. Усиление идеологического давления на общество. Подавление оппозиционных настроений. Преследование инакомыслящих. Борьба с западным влиянием в культуре. Репрессии против деятелей науки, литературы и ис-»ч кусства. Идеологизированные научные дискуссии и их влияние на развитие науки. Появление подпольных антисталинских организаций. Новый виток репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. Наследие сталинского политического режима.

ТЕМА 6  СССР в 1953- середине 60 – х  гг. (4 ч)

Изменения в политической системе в 1953—1964 it.

Проблема выбора пути после смерти И. В. Сталина, Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. Начало процесса реабилитации. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Десталинизация. Национальная политика, восстановление прав репрессированных народов. Реорганизация системы государственного управления, предоставление больших прав местным руководителям. Вывод о полной и окончательной победе социализма и о начале строительства коммунизма в СССР. XXII съезд КПСС. Принятие новых программы и устава партии. Попытки демократизации внутрипартийной жизни. Итоги политического реформирования. Рост недовольства политическим курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Заговор и снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л. И. Брежнева.

Перемены в социально-экономической системе в 1953—1964 гг. Дискуссии о путях социально-экономического развития в середине 50-х гг. Промышленное развитие СССР, усиление дисбаланса между легкой и тяжелой промышленностью. Научно-техническая революция и развитие наукоемких отраслей. Создание новых научных центров И научно-исследовательских институтов. Научные И технические успехи СССР в 50—60-е гг.: освоение космического пространства, развитие атомной энергетики, авиа- и судостроения. Приоритет научных разработок для нужд военно-промышленного комплекса. Влияние соперничества СССР и США на развитие научно-технического прогресса. Сельское хозяйство — преобладание экстенсивных методов хозяйствования. Освоение целины: успехи Я неудачи.   Реорганизация   МТС.   Улучшение  жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Нехватка продовольствия, начало закупок хлеба за границей. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство, повышение уровня жизни населения, реформа образования. Рост цен на продукты питания. Противоречивость результатов экономической политики Н. С. Хрущева.

Духовная жизнь страны в середине 50-х начале 60-х гг. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества, «оттепель». Сохранение системы идеологического контроля. Критика советской действительности и ее преследование со стороны властей. Частичное разрушение «железного занавеса». Самосознание и культура молодого поколения («шестидесятников»). Отражение жизни советского общества в произведениях литературы и искусства. А. И. Солженицын. Встречи руководителей ЦК. КПСС с деятелями литературы и искусства. Границы «оттепели». Практика идеологических проработок в отношении деятелей литературы и искусства. Б. Л. Пастернак. Взаимоотношения церкви и государства. Возобновление гонений против церкви. Противоречивость духовной жизни советского общества в 50—60-е гг.

Внешняя политика СССР в 1953—1964 гг. Смена ориентиров советской внешней политики. Поиск диалога со странами Запада. Прекращение корейской войны. Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание Организации Варшавского Договора. Нормализация советско-югославских отношений. Начало кризиса международной системы социализма. Участие советских войск в венгерских событиях.

Суэцкий кризис и отношение к нему СССР. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Визит Н. С. Хрущева в США. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Итоги внешней политики СССР в 50-х — начале 60-х гг.

ТЕМА 7 СССР в середине 60—середине 80-х гг (4 ч)

Политическое развитие СССР. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Возврат к прежним структурам управления. Усиление партийного контроля за деятельностью государственных органов. Развитие системы льгот и привилегий для партийного и государственного аппаратов. Усиление роли армии и органов безопасности. Л. И. Брежнев. Конституция 1977 г. Концепция «развитого социализма». Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Вывод об образовании новой социальной и интернациональной общности — советского народа. Кризисные явления в советской политической системе. Развитие коррупции. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Необходимость реформирования политической системы.

Экономическое развитие СССР в середине 60— 80-х гг. Экономические дискуссии середины 60-х гг., проблема экономического стимулирования производителя. Экономическая реформа 1965 г. Продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства, убыточность большинства колхозов и совхозов. Реформы в промышленности: неэффективные попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Усиление административного управления экономикой. Падение темпов роста производительности труда. Достижения советской науки. Сохранение приоритетности развития научных исследований для нужд военно-промышленного комплекса. Увеличение военных расходов, разрастание военно-промышленного комплекса. Развитие транспорта. Начало активной разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Преобладание вывоза сырья в советском экспорте. Теневая экономика. Необходимость изменения хозяйственного механизма.

Советское общество в 60-х начале 80-х гг. Кризисные явления в экономике И их влияние на социальную политику. Остаточный принцип финансирования социальной сферы и сокращение государственных расходов на жилищное строительство, медицину, образование. Дефицит потребительских товаров. Накопление денежных средств у населения и проблема отложенного спроса. Относительный рост благосостояния населения. Обострение продовольственной проблемы к концу 70-х — началу   80-х гг.

Духовная жизнь советского общества в 60-х — начале 80-х гг. Влияние кризиса советской системы на духовную жизнь общества. Усиление идеологического давления на общество. Рост оппозиционных настроений. Усиление цензуры и борьба с буржуазными веяниями. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и в кинематографе. Официально-охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре.

Внешняя политика СССР в середине 60—80-х гг. Международная обстановка в середине 60-х гг. Отношения СССР со странами Восточной Европы. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Ухудшение отношений с Китаем^^во-оруженные столкновения на советско-китайской границе. Достижение военно-стратегического паритета с Западом. Начало разрядки международной напряженности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Отношения СССР со странами «третьего мира». Противоречия советской внешней политики.

Тема  8  СССР в 1985-1991 гг. (4 ч)

Предыстория и начало перестройки в СССР. Предпосылки коренных преобразований. Экономические эксперименты Ю. В. Андропова. Осознание властью необходимости экономических реформ. М. С. Горбачев. Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС, курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ставка на внеэкономические стимулы. Провозглашение политики перестройки и гласности.

Экономические реформы: от плановой экономики—к рыночной. Экономическая реформа 1987 г. Развитие арендного подряда в сельском хозяйстве. Противодействие консервативных сил экономической реформе. Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшение жизни населения. Начало инфляционного процесса. Массовые забастовки. Программы перехода к рыночной экономике (программа союзного правительства и программа «500 дней»). Непоследовательный характер экономических реформ в СССР и их неудача. Перемены в духовной жизни в годы перестройки. Особенности политики гласности. Ослабление идеологического контроля за духовной жизнью общества. Критика сталинизма. Возобновление процесса реабилитации жертв политических репрессий. Переоценка исторического прошлого.Отражение в литературе измеений в общественной жизни. Развитие театра и кинематографа. Роль средств массовой информации в изменении Духовных ориентиров советского общества. Борьба консервативных и демократических тенденций в культурной жизни. Реформа советской политической системы. Кадровая революция. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Б. Н. Ельцин. Демократизация внутрипартийной жизни. XIX партийная конференция. Политическая реформа 1988 г. Усиление роли Советов. I Съезд народных депутатов СССР. Развитие начал парламентаризма. Изменения в советской Конституции. Введение поста президента СССР. Появление политических партий и общественно-политических движений. Возрождение многопартийности. Внутрипартийная борьба в КПСС. Основные течения внутри КПСС. Национальная политика. Межнациональные отношения и конфликты. Возникновение национальных движений. Выборы в органы власти союзных республик 1990 г. Новое руководство РСФСР и его курс на радикальные реформы. Отношения между союзными республиками и центром. Развитие центробежных тенденций. Проблема заключения нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

Внешняя политика СССР. «Новое политическое мышление». Изменение концепции и ориентиров советской внешней политики. Провозглашение принципов «нового политического мышления». Начало процесса ядерного разоружения. Подписание Договора о ликвидации ракет средней дальности. Развитие гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Запада. Подписание договора о сокрашении стратегических наступательных вооружений. Отношения со странами «третьего мира». Отказ от вмешательства в региональные конфликты. Вывод советских войск из Афганистана. Отношения со странами Восточной Европы. Отказ от вмешательства во внутренние дела восточноевропейских стран. Приход к власти демократических сил в странах ОВД. Рост антисоветских настроений. Вывод советских войск из стран Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Неоднозначность политического курса М. С. Горбачева. Ослабление внешнеполитических позиций СССР.

ТЕМА 9  Новая Россия. 1991—2013  гг. (5ч)

Экономические реформы в России. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализация цен и ее последствия. Экономические противоречия между центром и регионами. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Падение Промышленного производства. Преобразование колхозов и сохранение различных типов сельских коллективных хозяйств как основных производителей продовольствия. Развитие фермерства. Проблема введения частной собственности на" землю. Изменение социальной структуры российского общества. Социальные последствия экономических реформ. Появление новых социальных групп.

Место России в мировой экономике.

Реформа политической системы. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Основные политические силы. Октябрьские события 1993 г. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Стабилизация политической жизни после 1993 г. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Выборы в Государственную Думу 1995 г. Изменение в расстановке политических сил. Президентские выборы 1996 г. Победа Б. Н. Ельцина.

Российский федерализм и проблема межнациональных отношений. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Подписание Федеративного договора. Заключение двусторонних договоров между центром и субъектами Федерации. Два варианта разрешения противоречий между центром и регионами: урегулирование отношений с Татарстаном, силовое решение в Чечне.

Внешняя политика России. Прекращение «холодной войны». Основные направления внешней политики России. Отношения со странами Запада. Российско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Завершение вывода российских войск из Германии и Прибалтики. Интеграция России в европейские структуры. Принятие России в Совет Европы. Отношения с блоком НАТО. Программа «Партнерство во имя мира». Проблема расширения НАТО на восток. Договор между Россией и НАТО 1997 г. Нормализация российско-китайских отношений. Договор о границе. Развитие экономических и культурных связей с Китаем. Российско-японские отношения, проблема Курильских островов. Военные и экономические связи с Индией. Отношения со странами Ближнего Востока.                                      

Россия и страны СНГ. Роль России в разрешении Региональных конфликтов (Молдавия, Таджикистан, Грузия, Нагорный Карабах). Договор о коллективной безопасности. Экономические связи между Россией и странами СНГ. Российско-украинские отношения. Проблема Черноморского флота. Отношения е Белоруссией. Заключение договора о создании содружества с Белоруссией в апреле 1997 г. Отношения с Прибалтийскими республиками. Проблема границ.

Духовная жизнь российского общества. Влияние социально-экономических и политических преобразований на духовную жизнь общества. Кризис советских духовных ценностей. Развитие плюрализма в духовной сфере. Усиление влияния религии на общественное сознание. Поиск новых духовных приоритетов российского общества. Возрождение национального самосознания и традиций народов России. Культура в новых социально-экономических условиях. Развитие молодежной субкультуры. Массовая культура. Развитие литературы. Театральная жизнь. Кризис российского кинематографа. Восстановление храмов. Музеи. Наука и образование в современной России. Перестройка работы научных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы фундаментальной науки. Включение российской науки в мировой научный процесс. Реформирование высшего и среднего образования. Становление негосударственной системы образования. Развитие национальной школы в республиках.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч )

Основные понятия курса

Государственная Дума, партия, фракция, многопартийность, Советы, двоевластие, советская власть, Учредительное собрание, диктатура пролетариата, гражданская война, «военный коммунизм», однопартийная система, рабочий контроль, колхоз, коллективизация, индустриализация, режим личной власти, тоталитарный режим, массовые репрессии, социалистический реализм, коренной перелом в войне, «холодная война», гонка вооружений, биполярный мир, «железный занавес», разрядка международной напряженности, федерация.

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России 20 – начало 21 вв.; выдающихся деятелей  отечественной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и пвседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России 20 – начало 21 вв. Учебник для 9 класса , Москва, «Просвещение», 2009
  • Арасланрва О. В., Поздеев А. В. Поурочные разработки по истории России. 20 – начало 21 вв. Москва, «ВАКО», 2009
  • Данилов А. А. ,Косулина Л. Г Рабочая тетрадь по истории Отечества 20 – начало . Москва, «ВАКО», 2009
  • Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах, Москва, 2012
  • История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт. – сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • История. 5 – 10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. Н.Н. Ярцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Малышева Т.В. Дидактические игры на уроках истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2005.
  • Малышева Т.В. Открытые уроки истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2006.

2) Экранно-звуковые пособия

  • От Кремля до Рейхстага.
  • Россия на рубеже третьего тысячелетия.
  • История России: 20 век (4 CD+ брошюра).
  • Энциклопедия истории России, 1862-1917.
  • ИСТОРИЯ 9  КЛАСС.  НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ №102 – К
  • Шедевры рксской живописи

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

  • Образование Киевской Руси

      http://oldru.narod.ru

  • Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России

      http://lants.tellur.ru/history/

  • Аллея славы

       http://glory.rin.ru

  • Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев

        http://www.1941-1945.ru

  • Виртуальный музей декабристов

       http://decemb.hobby.ru

  • Правители России и Советского Союза

              http://www.praviteli.org

  • Династия Романовых

               http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

  • Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»

       http://www.pobediteli.ru

  • РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия

       http://www.rkka.ru

  • Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне

       http://www.iremember.ru

  • Сталинградская битва

       http://battle.volgadmin.ru

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

  • Российская империя в начале 19 в.
  • Подготовка ВОСР
  • Великая Октябрьская социалистическая революция и триумфальное шествие Советской власти
  • Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
  • Политико – административная карта России
  • Полиическая карта мира
  • Октябрьская революция и гражданская война

6. Календарно – тематическое планирование (54 ч)

Название темы урока

Историческое время

Оборудование

Историческое движение

Персоналии

Термины

Дата проведения

план

факт

ТЕМА 1  Россия в начале XX в. ( 7 ч)

1

Государство и российское общество в конце 19-начале 20 в.

1894-1917- правление Николая 11,

§ 1

Российская империя представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации

Николай 11

автономия, индустриальное общество, меценатство, модернизация

Сентябрь

1 неделя

2.

Экономическое развитие России в начале 20 в.

§ 2

Среднеразвитая аграрно-индустриальная страна с многоукладной экономикой

инвестиция, картель, монополия, синдикат, трест

Сентябрь

1 неделя

3

Общественно-политическое развитие России.

1903 г.-создание РСДРП,

1902-создание партии социалистов-революционеров(эсеров), 1904-«Союз освобождения»

§ 3, 7

В. К. Плеве, С. Ю. Витте, С. В. Зубатов, В. И. Ульянов-Ленин, Л. Мартов, В. М. Чернов, П. Д. Святополк-Мирский

«Зубатовский социализм», программа-минимум, программа-максимум, большевики и меньшевики,

Сентябрь

2 неделя

4

Внешняя политика России. Русско- японская война. Россия в первой мировой войне.

1904-1905-русско-японская война, 23 авг. 1905-Портсмутский мир России и Японии,  1914-1918-первая мировая война,

§ 4, 9

ЦОР

Поражение русской армии и утрата авторитета России

Ульянов-Ленин, Л. Мартов,Г. Е. Распутин,

оборонцы, центристы, пораженцы,

Сентябрь

2 неделя

5

Первая российская революция. Реформы политической системы

1905-1907-первая российская революция, 9 января 1905 г- кровавое воскресенье, начало революции, май 1905-первые Советы рабочих депутатов, июнь 905-восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Октябрь 1905-Вскроссийская октябрьская политическая стачка, 7-19 декабря 1905-декабрьское вооруженное восстание , 17 октября 1905- Манифест Николая 11 «Об усовершенствовании государственного порядка», 27 апреля-8 июля-деятельность 1 Думы, 20 февраля-2 июня 1907-деятельность 11 Думы

§ 5

ЦОР

Первая русская революция не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований

П. Милюков, А. Гучков, Л. Троцкий, В. Ленин,

революция, кадеты, октябристы, Государственная Дума, Крестьянский союз, Советы рабочих депутатов,

Сентябрь

3 неделя

6

Экономические реформы.

1906-1911-столыпинская аграрная реформа,  

§ 6

Проведение столыпинской аграрной реформы

П. А. Столыпин

хутор, отруб, столыпинская аграрная реформа, ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, Крестьянский банк

Сентябрь

3 неделя

7

Серебряный век русской культуры.

§ 8

Сентябрь

4 неделя

8

Контрольно – обобщающий урок

Тесты по 1 разделу

(4 варианта)

Сентябрь

4 неделя

ТЕМА 2  Россия в 1917 – 1927 гг. (8ч)

9

Свержение монархии.

27 февраля 1917-начало Февральской буржуазно-демократической революции, образование Петросовета, 2 марта 1917 – отречение Николая 11 от престола, образование Временного правительства,

§ 10

Падение монархии, установление двоевластия

Николай 11, Н. С. Чхеидже, Г. Е. Львов, А. Гучков, П. Милюков, А. Керенский,

регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Петросовет, Временное правительство,

Октябрь

5 неделя

10

Россия весной и летом 1917 г.

июнь 1917- 1 Всероссийский съезд Советов, 1 сентября 1917-провозглашение России республикой,

§ 11

Широкое недовольство народа. Попытка установления диктатуры закончилась неудачей

коалиционное правительство, Директория,

Октябрь

5 неделя

11

Октябрьская революция

25 октября 1917вооруженное восстание в Петрограде. Свержение временного правительства, 25-26 октября 1917- 11 Всероссийский съезд Советов. Првозглашение России Республикой Советов

§ 12

Революционные настроения в народе. Большевики сумели использовать эту ситуацию для захвата власти

Л. Троцкий(Бронштейн), В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев, Г. В. Плеханов, Л. Б. каменев,

аннексия, контрибуция, Декрет о мире, декрет о власти  и Декрет о земле, Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК),

Октябрь

6 неделя

12

Формирование советской государственности

5-6 января 1918- созыв и разгон Учредительного собрания, 3 марта 1918-Брест-Литовский мир, 10 июля 1918-принятие первой Конституции РСФСР, 5 съезд Советов, 19 февраля 1918-закон о социализации земли,

§ 13

Стремление к установлению однопартийной диктатуры.

Ф. Э. Дзержинский,

компромисс, сепаратный мир, национализация, социализация земли, рабочий контроль, ВСНХ,

Октябрь

6 неделя

13

Начало гражданской войны

1918-1922-гражданская война

§ 14

Политическое противостояние приобрело форму гражданской войны

А. И. Деникин, В. В. Шульгин, П. Н. Краснов, М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов,

гражданская война, Реввоенсовет Республики (РВСР)

Октябрь

7 неделя

14

На фронтах гражданской войны

1918-1922-гражданская война

§ 15

Политическое противостояние приобрело форму гражданской войны

А. И. Деникин, В. В. Шульгин, П. Н. Краснов, М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов, Врангель,

гражданская война, Реввоенсовет Республики (РВСР)

Октябрь

7 неделя

15

Экономическая политика красных и белых

1918-1921 гг- военный коммунизм, 1920-1922- крестьянское восстание Антонова, февраль – март 1922  г. –Кронштадтское восстание,

§ 16

Социально – экономическая политика новой власти в 1918-1922 гг.

Антонов, Тухачевский, М. В. Фрунзе,

Военный коммунизм

Октябрь

8 неделя

16

Экономический и политический кризис начала 20 в.

1920-1922- крестьянское восстание Антонова, февраль – март 1922  г. – Кронштадтское восстание,

§ 17

«Малая гражданская война»,  

Октябрь

8 неделя

ТЕМА З  СССР в 1928 – 1938 гг.  (9 ч) 

17

Переход к НЭПу

март 1921 г. -10 съезд РКП(б), переход к НЭП

§ 18

Россия вернулась на путь рыночной экономики

нэп, продразверстка, продналог, хозрасчет, аренда, концессия

Ноябрь

9 неделя

18

Образование СССР

1922 г., 30 декабря-образование  СССР, 1924, 31 января-принятие на 11 Всероссийском съезде первой Конституции СССР

§ 19

Пробуждение национального самосознания, становление и развитие национальных культур

суверенитет, федерация, автономия

Ноябрь

9 неделя

19

Международное положение и внешняя политика в 20-е.-30-е г.

1918, март-1 конгресс Коминтерна, 1922, апрель-Генуэзская конференция, Рапалльский договор с Германией

§ 20

Двойственный характер внешней политики: установление дип. Отношений с кап. странами, попытка разжечь мировую революцию

полоса признание, дипломатическая изоляция,

Ноябрь

10 неделя

20

Политическое развитие в 20-30-е гг.

1924, 21 января- смерть В. И. Ленина

§ 21

Ужесточение политического режима, складывание однопартийной системы

И. В. Сталин-Джугашвили, Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, Л. Г. Пятаков

саботаж, «Письмо к съезду»,

Ноябрь

10 неделя

21

Духовная жизнь в 20-30-е гг.

1922-высылка из России 160 крупнейших деятелей культуры, 1930-введение всеобщего бесплатного обязательного начального обучения, 1937- переход к обязательному семилетнему обучению

§ 22,26

Противоречивый характер развития советской культуры

представители культуры СССР

анфема, атеизм, конструктивизм, «Философский пароход»,

Ноябрь

11 неделя

22

Социалистическая индустриализация

1925-переход к индустриализации,

1928-1932-первый пятилетний план развития СССР, 1933-1937-второй пятилетний план развития СССР, 1935, август-начало стахановского движения,

§  23

Гигантский рывок в своем развитии

пятилетка, стахановское движение

Ноябрь

11 неделя

23

Коллективизация сельского хозяйства

1929, декабрь-начало перехода к политике ликвидации кулачества как класс

§  24

Коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении только кулаков и среднего крестьянства

коллективизация, формы коллективных хозяйств

Ноябрь

12 неделя

24

Политическая система СССР в 30-е г.

§  25

Утвердился жестокий политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия. массовыми репрессиями

культ личности, репрессии, ГУЛАГ,

Ноябрь

12 неделя

25

Внешняя политика СССР в 30-е г.

1934-принятие СССР в Лигу Наций, 1938, сентябрь-Мюнхенское соглашение о захвате Чехословакии1939-подписан советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол сроком на 10 лет

§  27

СССР не смог создать систему коллективной безопасности

Сталин, Молотов,

пакт о ненападении,

Декабрь

13 неделя

ТЕМА 4  СССР во второй мировой войне (7 ч)

26

СССР накануне Великой Отечественной войны

1939, 1 сентября-начало второй мировой войны. 1939, ноябрь-1940, март- советско-финская война, 1940, декабрь-разработан и подписан план «Барбаросса»

§ 28

ЦОР

СССР удалось отстрочить вступление страны в войну на два года

денонсация, эшелонированный, «зимняя война»

Декабрь

13 неделя

27

Начало Великой Отечественной войны.

1941, 22 июня-начало Вов, 1941, 30 июня-создание ГКО, 1941, 5-6 декабря- начало контрнаступления Красной Армии под Москвой, 1941, 8 сентября- начало блокады Ленинграда, 1943, январь-прорыв блокады Ленинграда,

§ 29

Г. К. Жуков, И. В. Панфилов, В. Г. Клочков,

План «Барбаросса», план «Тайфун», превентивный

Декабрь

14 неделя

28

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

1942, 1 января-Декларация Объединенных наций, 1942, 28 июля- приказ №227 «Ни шагу назад!»

§ 30

Формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Вов и вмв

П. К. Пономаренко, С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров,

план «Ост», «третий рейх»,

Декабрь

14 неделя

29

Советский тыл в Великой Отечественной войне

§ 31

Единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества стали важной предпосылкой коренного перелома

деятели культуры на фронте

местоблюститель, перевод экономики на военный лад,

Декабрь

15 неделя

30

Коренной перелом в ходе войны.

1942, ноябрь-1943, февраль- сталинградская битва, 1943, июль-август-курская битва, 1943, ноябрь-декабрь-Тегеранская конференция

§ 32

Произошел коренной перелом в ходе Вов и вмв

Г. К. Жуков, А. М. Василевский,

коренной перелом

Декабрь

15 неделя

31

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

§ 33

Морально-политическое единство многонационального советского народа

депортация, коллаборационисты

Декабрь

16 неделя

32

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

Наш край в годы войны

1944, 26 марта-выход к государственной границе СССР, 1945, февраль- Крымская (Ялтинская) конференция «большой тройки», 1945, 9 мая-День Победы, 1945, 24 июня-парад Победы на Красной площади в Москве, 1945, июль-август-Потсдамская конференция, 1945, август-сентябрь-советско-японская война, 2 сентября 1945 г. -завершение вмв

§ 34

ИКТ

Презентация «Наши земляки в Вов»

Победа СССР в самой жестокой и самой кровавой войне

«десять сталинских ударов»,

Декабрь

16 неделя

ТЕМА 5  СССР в  1945-1953 гг. (4 ч) 

33

Восстановление экономики

§ 35

Благодаря неустанному труду миллионов советских людей была восстановлена экономика

И. В. Сталин,

военно-промышленный комплекс, национальное богатство, репарация, репатриация

Январь

17 неделя

34

Укрепление тоталитаризма.

Противоречия политической системы.

1948-«ленинградское дело», 1953-«Дело врачей»,

§ 36

ИКТ

Новый тур сталинских репрессий

«Железный занавес», клерикальный, космополитизм, номенклатура.

Январь

17 неделя

35

Идеология и культура.

§ 38

представители науки и техники данного периода

кибернетика

Январь

18 неделя

36

Начало холодной войны.

Ужесточение внешней политики.

1949- образование СЭВ, 1955-образование ОВД,

1949, май-создание ФРГ,

1949, октябрь-создание ГДР, 1949, апрель-создание НАТО

§ 39

ЦОР

Главным уроком отношений Восток-Запад стало осознание того, что «холодная война» в любой момент может перерасти в «горячую»

«холодная война», «доктрина Трумэна», «план Маршалла»,

Январь

18 неделя

ТЕМА 6  СССР в 1953- середине 60 – х  гг. (4 ч)

37

Изменение политической системы.

1953, 5 марта- смерть Сталина, 1956, февраль-20 съезд КПСС,

1964, октябрь- Пленум ЦК КПСС, смещение Хрущева

§ 39

Тоталитарный политический режим лишь дал трещину и продолжал свое существование в слегка измененном виде

Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев,

десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм

Январь

19 неделя

38

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

1961, 12 апреля-полет Гагарина в космос,

§ 40

ИКТ

Необходимость радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования

Г. Маленков,

 Н. С. Хрущев

предприятия группы «А», предприятия группы «Б»

Январь

19 неделя

39

«Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования.

§ 41

представители науки и техники данного периода

политехническая школа,

Февраль

20 неделя

40

Мирное сосуществование: успехи и противоречия.

§  42

Усиление регионального противостояния СССР и США

мораторий, «Третий мир»,

Февраль

20 неделя

ТЕМА 7 СССР в середине 60—середине 80-х гг (4 ч)

41

Консервация политического режима.

1964, октябрь-1982, ноябрь-Л. И. Брежнев Генеральный секретарь ЦК КПСС, 1977, 7 октября-принятие Конституции СССР

§ 43

ИКТ

Разрыв между конституционными нормами и реальной жизнью

Л. И. Брежнев

диссидент, коррупция, «теневая экономика»

Февраль

21 неделя

42

Экономика «развитого социализма».

1965, сентябрь-начало реформы в промышленности

§ 44

«развитой социализм»,

Февраль

21 неделя

43

Общественная жизнь в середине 60-80-х гг.

§ 45

Углубление противоречий между властью и обществом

А. И. Солженицын,

. Д. Сахаров

Февраль

22 неделя

44

Внешняя политика СССР: от разрядки к конфронтации.

1975-Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1979-1989- Афганская война,

§ 46

кризис советской социалистической системы

интеграция, суверенитет, «доктрина Брежнева». арабо-израильский конфликт

Февраль

22 неделя

Тема  8  СССР в 1985-1991 гг. (4 ч)

45

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.

1984, февраль - умер Ю. В. Андропов, 1985, март - умер К. У. Черненко, 1985, март – 1991, декабрь – М. С. Горбачев – Генеральный секретарь ЦК КПСС, 1988 – 19 партийная конференция, 1989 – выборы 1 съезда народных депутатов СССР, 1991, август – провал ГКЧП. Распад СССР

§ 47

Распад СССР

Ю. В. Андропов,

К. У. Черненко,

М. С. Горбачев

перестройка, «кадровая революция», разделение властей, ГКЧП

Февраль

23 неделя

46

Экономические реформы: традиции и новаторство.

1987 – начало экономической реформы,

§ 48

С. Шаталин, Г. Явлинский, Е. Гайдар,

ускорение, программа «500 дней», приватизация, инфляция, «малая приватизация», «шоковая терапия»,

Февраль

23 неделя

47

Политика «гласности: достижения и издержки

§ 49

Гласность во многом определила необратимый характер перемен

представители науки и культуры

гласность, реабилитация, издержки гласности, «белые пятна истории»,  

Март

24 неделя

48

Внешняя политика СССР. «Новое мышление»

1991 – распад  ОВД и СЭВ, 1989, 15 февраля окончательный вывод советских войск из Афганистана

§ 50

Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных  концепций

«новое политическое мышление», разоружение, распад МСС, биполярная система международных отношений

Март

24 неделя

Тема 9 Новая Россия. 1991-2013 гг. (5 ч.)

49

Российская экономика на пути к рынку

§  51

Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Кириенко, Е. Примаков, С. Степашин, В. Путин

валютный коридор, ваучер, конвертируемая валюта, либерализация цен, «шоковая терапия», рыночная экономика

Март

25 неделя

50

Политическая система современной России.

1993, 12 декабря – принятие Конституции РФ, 1996, 3 июля – победа Б. Ельцина на президентских выборах, 1999, 31 декабря – отставка Б. Ельцина, 2000, 26 марта – избрание президентом В. Путина

§ 52

Принцип разделения власти, многопартийность, всеобщие, равные, прямые, тайные выборы, парламентаризм

Б. Н. Ельцин,

 В. В. Путин

судебная инстанция, референдум, фракция, электорат

Март

25 неделя

51

Духовная жизнь России

§ 53

Создание условий для возрождения духовности России

представители современной науки и техники

концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика

Март

26 неделя

52

Строительство обновленной Федерации

31 марта1992 – подписание нового Федеративного договора, 1994, 10 декабря – ввод федеральных войск в Чечню,

§ 54

Сохранение территориальной целостности России по-прежнему одна из острых задач

федеративный договор, чеченский кризис,

Март

26 неделя

53

Новые задачи внешней политики России

§ 55-56

Постоянная корректировка внешнеполитического курса

концепция внешней политики, «большая восьмерка», страны АТР,

Апрель

27 неделя

54

Итоговое тестовое повторение.

Апрель

27 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...