Разработки уроков
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Помощь учителю в проведении уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внешняя политика СССР в 20 – 30-е гг.».

Задачи урока.

Учащиеся должны уяснить особенности международного положения и основные направления внешней политики СССР в 20-х – начале 30-х годов.

  • Основные понятия: Коминтерн, Лига Наций, фашизм, система коллективной безопасности.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Полоса признаний Советского государства. Договоры с пограничными странами.
  2. Обострение международного положения СССР во второй половине 20-х гг. Разрыв дипломатических отношений с Великобританией и Китаем.
  3. Упрочение международного положения СССР в первой половине 30-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций.
  4. Борьба за коллективную безопасность.

Объяснение учителя.

  1. Полоса признаний Советского государства. Договоры с пограничными странами.После установления Советской власти Россия оказалась в тяжелых условиях экономической и политической блокады, т.е. в условиях полной изоляции. Исходя из этого и определились основные задачи внешней политики молодого советского государства.

31 марта 1920 г. был подписан советско-эстонский торговый договор – это первый договор Советской России с европейским государством. 16 марта 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглашение, которое означало прежде всего, что Великобритания признала Советское государство де-факто. К тому же это был первый договор, заключенный Советской Россией с капиталистической державой. 6 мая 1921 г. подписала торговое соглашение с Германией.

Аналогичные соглашения были подписаны вскоре с Австрией, Данией, Италией, Норвегией, Чехословакией.

Наряду с экономической была прорвана и политическая блокада. 2 февраля 1920 г. был подписан первый мирный договор между РСФСР и Эстонией. Затем в том же 1920 году – с Литвой, Латвией, Финляндией. Таким образом, был разорван «санитарный кордон», созданный Антантой вокруг Советской России.

Большое значение для укрепления внешнеполитических позиций Советской России имела Генуэзская конференция (апрель – май 1922 г.). На этой конференции советская делегация поставила вопрос о всеобщем разоружении. Однако представители западных государств отказались обсуждать эту проблему. В ходе этой же конференции был подписан раппальский договор между Россией и Германией, который также имел большое значение в прорыве экономической и политической блокады Советской России.

Вывод: в 20-е годы существование Советской России, а затем СССР признали многие государства мира, в том числе ведущие западные страны (в 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Францией). В 1933 году США также признали СССР на официальном уровне. Тем не менее политические контакты между СССР и странами Запада оставались напряженными.

  1. Обострение международного положения СССР во второй половине 20-х гг. Разрыв дипломатических отношений с Великобританией и Китаем.В конце 20-х годов международное положение СССР значительно обострилось. Инициатором антисоветской истерической компании выступила Великобритания. Провокационные налеты были совершены на советские консульства в Китае. Китайцами был спровоцирован конфликт на КВЖД (Китайской восточной железной дороге) и на советско-китайской границе. СССР вынужден был разорвать дипломатические отношения с Великобританией и Китаем.
  2. Упрочение международного положения СССР в первой половине 30-х годов. Вступление СССР в Лигу Наций. В начале 30-х годов целый ряд стран устанавливают дипломатические отношения с СССР (в том числе США, Испания, Румыния, Бельгия, Колумбия, Болгария и др.). Нормализуются отношения с Англией и Китаем (восстановлены дипломатические отношения).

В первой половине 30-х гг. одной из главных задач, стоявших перед советской дипломатией, являлось, как и прежде, укрепление безопасности СССР. В этой связи в 1931 – 1932 гг. был заключен ряд договоров о ненападении (с Турцией, Афганистаном, Ираном, Польшей, Францией, Финляндией, Латвией, Эстонией).

В 1932 г. на международной конференции в Женеве СССР вновь выступил с предложением о всеобщем и полном разоружении (или хотя бы о частичном).

В 1933 г. СССР внёс на рассмотрение Женевской конференции проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора). В результате такую концепцию подписали многие страны, пограничные с СССР.

18 сентября 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и получил постоянное место в Совете Лиги Наций, как одна из великих держав.

  1. Борьба за коллективную безопасность.В 1933 г. после прихода к власти в Германии Гитлера изменилась расстановка политических сил в Европе. Советская дипломатия разработала план создания системы коллективной безопасности, который включал в себя подписание многосторонних и двусторонних договоров о совместных действиях против страны-агрессора.

До 1939 года советская внешняя политика носила антигерманскую направленность– основное внимание уделялось заключению соглашений со странами буржуазной демократии (Англией, Францией, США) и изоляции Германии и Японии.

В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимопомощи против возможного агрессора. В том же году был подписан договор с Чехословакией, но по условиям этого договора военную помощь Чехословакии СССР мог оказать только совместно с Францией.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию.

Ведущим направлением в политике официальных западных кругов стала политика «умиротворения агрессора» и направления его против СССР, провозглашенная английским премьер-министром Чемберленом. Вершиной этой политики стал мюнхенский сговор в сентябре 1938 г., по которому Англия и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии. Это позорное обстоятельство окончательно развеяло надежды СССР на создание системы коллективной безопасности.

Напряженной была и ситуация на Дальнем Востоке. Там Советскому Союзу противостояла Япония. В августе 1938 г. произошло крупное столкновение с японскими войсками у озера Хасан (под Владивостоком). Японцы в этом конфликте потерпели сокрушительное поражение и были отброшены, кроме того, это для них явилось серьезным уроком, который запомнился им надолго.

Вывод: к концу 30-х гг. международная обстановка значительно осложнилась. В преддверии большой войны СССР стоял перед выбором новых сложных внешнеполитических ориентиров.

  1. Закрепление изученного и задание на дом.

?! Обобщающая беседа по вопросам:

  • Какие принципы определяли характер советской внешней политики в первые послереволюционные годы?
  • Какие этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 20-е годы можно выделить?
  • Почему именно Германия первой из великих держав признаёт Советскую Россию и становится её основным партнером?
  • Перечислите все мирные инициативы, с которыми Советская Россия, а затем СССР обратились к зарубежным правительствам, начиная с октября 1917 г. Почему ни одна из этих инициатив не получила поддержки?

! Задание:

  1. На контурной карте мира укажите страны, с которыми в 20-е годы наша страна установила дипломатические отношения.
  2. По материалам лекции и учебника выполните опорный конспект (можно задать на дом).

! Работа с основными понятиями, составление таблицы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ПЕРСОНАЛИИ

Коминтерн

Коммунистический (Третий) интернационал - международное объединение коммунистических партий

Лига Наций

Союз, объединение, организация государств (после второй мировой войны ООН (Организация Объединенных Наций)

Фашизм

Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала. Фашистские государства (Италия, Германия, Япония, в первую очередь Германия) развязали вторую мировую войну

  1. Задание на дом.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Модернизация в эпоху Сталина».

Цель урока: составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927 – 1928 гг. и выявит возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; усвоить причины и сущность индустриализации и сплошной коллективизации; проследить их долгосрочные экономические, социальные, политические последствия; понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне; политика раскулачивания; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома».

Основные понятия: индустриализация; коллективизация; пятилетка; «великий перелом»; стахановское движение; социалистическое соревнование; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.

Работа с исторической картой: показать по карте «Народное хозяйство СССР в 1926 – 1940 гг.» районы, где сплошная коллективизация должна осуществиться в первую очередь; найти и показать по карте крупнейшие объекты первой и второй пятилеток.

Работа с историческими источниками: резолюции XV съезда ВКП (б) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» и «О работе в деревне» (декабрь 1927 г.); выступления И.В. Сталина «О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства» (январь 1928 г.); статья Н.И. Бухарина «Заметки экономиста» (30 сентября 1928 г.); статья И.В. Сталина «Год великого перелома» (7 ноября 1929 г.); постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР « О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (5 января 1930 г.); статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-2.

Основные даты: 1927 г. – начало хлебозаготовительного кризиса; декабрь 1929 г. – провозглашение Сталиным окончания нэпа и перехода к политике сплошной коллективизации; 1930 г. – ликвидация в СССР безработицы; 1928 – 1932 гг. – первая пятилетка; 1933 – 1937 гг. – вторая пятилетка; 1932 – 1933 гг. – массовый голод в сельских районах СССР.

Проблема для дискуссии. Варианты преодоления кризиса хлебозаготовок. «Правый уклон»: причины поражения. Источники накопления и метод социалистической индустриализации. Последствия «большого скачка» советской экономики в 30-е гг.

Для выяснения причин и сущности кризиса хлебозаготовок учитель может начертить на доске схему:

Нарастание «ножниц между заготовительными (государственными) и рыночными ценами на зерно, дефицит промышленных товаров массового спроса

Кризис в отношениях с Англией, начало частичной мобилизации резервистов, нарастание в обществе слухов о возможной войне, ажиотаж на товарном рынке

Значительное сокращение хлебозаготовок, хлебного экспорта, импорта зарубежного оборудования для нужд индустриализации, нарастание угрозы голода в крупных городах

Чрезвычайные меры правительства по изъятию хлеба у крестьянства

Сокращение посевных площадей, массовый забой скота крестьянами. Введение в городах «заборных книжек» (продовольственных карточек)

После обсуждения схемы учащиеся отвечают на вопросы: чем можно объяснить в первую очередь причины хлебозаготовительного кризиса? Какие последствия вызвали попытки Сталина преодолеть кризис?

Важный для понимания вопрос о сущности альтернативы Сталина и альтернативы Бухарина целесообразно представить в виде таблицы.

Сущность политического подхода

Позиция Сталина

Позиция Бухарина

Оценка кризиса

Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить потребности растущей промышленности. Кризис носит также классовый характер, так как «эксплуататор-кулак» сознательно тормозит социалистические перемены в стране.

Кризис в первую очередь вызван ошибками в экономической политике руководства партии и страны, так как именно она привела к отсутствию резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, серьезному разрыву цен на зерновые и технические культуры.

Пути преодоления

Следует форсировать индустриализацию, для чего необходимо провести сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств. Лишь колхозы смогут обеспечить дешевым хлебом города, а также создадут возможности для увеличения хлебного экспорта. Они должны стать надежным каналом перекачки ресурсов на нужды индустриализации из деревни. В то же время будет обеспечено уничтожение кулачества – «последнего класса» и тем самым обеспечен полный партийно-государственный контроль над крестьянством.

Не замедляя темпов индустриализации, увеличить выпуск промтоваров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков (т.е. выйти из кризиса, не прибегая к чрезвычайным мерам по отношению к крестьянству, за счет использования главным образом экономических рычагов, включая закупки хлеба за границей и развитие кооперативных форм в деревне).

По материалам таблицы следует задать ученикам вопрос: какая точка зрения вам кажется более верной и почему?

Материал по индустриализации можно представить в виде таблицы.

Цели

Результаты

Последствия

Развитие новых отраслей промышленности

Развитие новых отраслей промышленности

Стимулирования экстенсивного развития экономики («вширь»)

Ликвидация технико-экономической отсталости страны

Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

Укрепление обороноспособности страны, создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства

Достижение экономической независимости

Достижение экономической независимости

Создание автаркичнойэкономики

Создание мощного военно-промышленного комплекса

Создание мощного военно-промышленного комплекса

Замедление развития производства предметов потребления

Подведение технической базы под сельское хозяйство

Подведение технической базы под сельское хозяйство

Формирование политики сплошной коллективизации

Аналогичным образом можно представить и материал по коллективизации.

Цели

Результаты

Последствия

Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации

Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации

Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села

Ликвидация кулачества как класса

Ликвидация кулачества как класса

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Огосударствление сельскохозяйственного производства

Полное огосударствление экономики

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства

Ликвидация «аграрного перенаселения»

Значительное сокращение численности сельского населения

Массовый «исход» крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе

Для закрепления материала может быть предложено заполнение учащимися таблицы «Первые пятилетки»:

Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

Основные задачи

Крупнейшие стройки

Итоги

По материалу урока могут быть заданы вопросы:

Первый уровень. Какими обстоятельствами вызван хлебозаготовительный кризис 1927 г.? Какими причинами объяснил возникший кризис Н.И. Бухарин и какой он предложил выход из кризиса? В чем видел причины кризиса Сталин и какова его программа действий? Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили победу сталинского курса? Каковы цели индустриализации и в чем ее особенности? Каковы итоги индустриализации? В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны? Каковы причины провозглашения массовой коллективизации? Каковы итоги политики сплошной коллективизации? Каковы причины массового голода в 1932 – 1933 гг.?

Второй уровень. Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса существовали в конце 20-х гг. в партии? Почему проблема индустриализации стала в конце 20-х гг. не только основной экономической, но и политической задачей? Какую вы видите связь между форсированной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства? Каковы социально-экономические последствия индустриализации? Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием? В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации? Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?

Третий уровень. Известно, что проблема индустриализации стояла перед Россией еще в начале века. Определите общее и особенное в решении этой задачи в начале века и в 30-е гг. Существовала ли взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг., и курсом Сталина на форсированную индустриализацию страны? В чем вы видите принципиальное отличие индустриализации в СССР от аналогичных процессов в США и Западной Европе? Как, на ваш взгляд, могла бы развиваться советская деревня в случае реализации бухаринской альтернативы?

Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...