Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Смирнова Светлана Евгеньевна

Программа разработана для базового уровня, учебники Агибалова/Донской, Данилов/Косулина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx94.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Интегративная цель изучения курса истории в 6 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об истории средних веков и историческом пути нашей страны в IХ – ХVI вв., его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач, стоящих перед педагогом и учащимися:

 

– усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории средних веков и России IХ – ХVI вв.;

 

– усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

 

– формирование на основе личностно-эмоционального осмысления зарубежной и отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны и человечества в целом, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

 

– гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.

А так же:

-  осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневекового общества, различные формы социального и политического строя в мире и на Руси;

—  показать наиболее яркие личности эпохи и их роль в истории и культуре;

— охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая   форма   правления,   моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

— раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Формировать у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторические источники;
  • умения читать историческую карту.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон  Российской федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Программа развития ГБОУ СОШ № 348
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга – 2012
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга – 2012

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Программа  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

А. А. Данилов, доктор исторических наук, Л. Г. Косулина, кандидат исторических наук.  История России, М., Просвещение, 2007г.

В. А. Ведюшкин, кандидат исторических наук, История средних веков, М., Просвещение, 2007г.

Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа по истории России  в целом соответствует программе Данилова-Косулиной (в теме «Русь удельная» - 1 час, в теме «Московская Русь», объединены темы «Образование единого русского государства» и «Московское государство в 16в.» и добавлено 4 часа. Программа  построена на основе концентрического подхода).

Рабочая программа по истории средних веков в целом соответствует программе Ведюшкина,, несколько уроков перемещены в рамках глав.

Используемые учебники:

1.Учебник -  Агибалова Е.В.,.Донской Г.М «История средних веков» 6 класс, 2012г.

2. Учебник -  Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История  России с древнейших времён до конца 16 века» 6 класс, 2012г.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2012 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение химии в 8 классе составит 70 часов.

1 триместр – 24 часа                                       Проекты, исследования --  Средневековые замки. Модель.

2 триместр – 22 часа                                       Проекты, исследования --  Культура Средневековья. Презентация/ изучение интернет источников.

3 триместр – 24 часа                                       Проекты, исследования – Наш край в далеком прошлом. Учебное исследование.

Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.. На ступени основного общего образования, как и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии рабочей  программы в VI классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Истории средних веков». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике средневекового  общества, а также представление о том, чем отличаются  мир Средневековья от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами  патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Используемые технологии: 

 

  • Технология критического мышления
  • Технология развивающего обучения
  • Игровые технологии
  • Проектная и исследовательская деятельность

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;
  • фронтальный опрос;
  • зачет;
  • индивидуальные разноуровневые задания;

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и проверочные работы) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование,  зачеты.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень)

В результате изучения истории ученик должен знать:

  • даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, выдающихся деятелей средневековой истории;
  • факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
  • периодизацию отечественной и всемирной истории;
  • изученные виды исторических источников;

Должен  уметь:

  • сравнивать исторические явления и события;
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • уметь дискутировать ;
  • анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
  • высказывать собственные суждения;
  • читать карту;
  •  группировать (классифицировать) исторические события явления по указанному признаку.

В ходе учебного процесса должен овладевать компетенциями:

  • коммуникативной ;
  • смыслопоисковой;
  • компетенцией личностного саморазвития;
  • информационно-поисковой;
  • учебно-познавательной;
  • профессионально-трудовой;
  • рефлексивной;

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении  людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России  с древнейших времен  до XV,  а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно -познавательных  задач.

Характеристика 6-х классов.

Рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся 6-х классов.

6 класс – подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

 Познавательная мотивация в классах развита  на различном уровне. Сознательное отношение к учёбе  сформировано не у всех учащихся.

Таким образом, особенности классов заставляют задуматься над решением следующих проблем в этом году:

- Создание условий для адаптации каждого класса/ученика к новым условиям учебной деятельности;

- Изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося класса, их отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

- Формирование хорошей учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся;

Исходя из вышесказанного,  я ставлю перед собой следующие учебно-воспитательные задачи:

- Сохранение доброжелательных взаимоотношений в коллективе класса на основе сотрудничества и взаимопомощи;

-  создание условий для интеллектуального развития учеников.

Содержание учебной программы  по истории средних веков и истории России на 2014– 2015 учебный год

 № п/п

Наименование разделов

Всего часов

Содержание программы

Вводный.

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.  

1.

Становление средневековой Европы (6-11вв)

5

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн  Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

2.

Византийская империя и славяне в 6-11вв.

2

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

3.

Арабы в 6-11вв.

2

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

4.

Феодалы и крестьяне

2

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

5.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

6.

Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы

2

Образование двух ветвей христианства ¬– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов.

7.

Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15вв)

6

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

8.

Славянские государства и Византия в 14-15вв.

2

Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Падение Византии. Османская империя. Культурное наследие Византии.

9.

Культура Западной Европы в Средние века

2

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

10.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

11.

Повторение и закрепление

1

12.

Русь Древняя.

9

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

13.

Русь Удельная в 12-13вв.

9

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

14.

Московская Русь

17

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

15.

Повторение и обобщение

2

Резерв

2

Всего: 31+39/ 70

37+2

Календарно-тематический план

 

Тема урока

 

Содержание образования, основные понятия

Можно вставить краткое содержание

Планируемый результата и уровень освоения, учебно -познавательная компетенция

Виды контроля

Дата проведения

примечание

по плану

факт.

Раннее  средневековье (30 часов)

Европа в 5-13 вв  ( 6 часов)

1.Вводный урок

Основные понятия:- «Средние века», письменные и вещественные источники

Называть хронологические рамки периода Средневековья

Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам

Фронтальный опрос

ММС

2. Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8вв.

Основные понятия:

Великое переселение народов, варвары, германцы государство .Франки.  

Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.

Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал  в виде схемы «Управление государством у франков»

Устный опрос,

тест

ММС

3. Христианская церковь в раннее средневековье

Уметь:

- объяснять основные понятия;

-называть характерные черты политического устройства франкской империи;

Устный взаимоконтроль (в парах), выполнение заданий в п.т.

ММС

4. Возникновение и распад империи Карла Великого

империя Феодальная раздробленность,

империя

Уметь:

- объяснять основные понятия;

-сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Устный взаимоконтроль - пересказ, п.т.

ММС

5.Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Норманны. Викинги. Христианская церковь

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- показывать ан карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи

-сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов;

-определять роль церковной  власти и власти короля в раннефеодальном обществе.

Составление схемы, индивид. Задания, работа в группе

ММС

6.Англия в раннее средневековье.

Устный опрос, п.т.

ММС

7.Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

8.Культура Византии.

9. Образование славянских государств.

Василевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- называть существенный признаки политического устройства Византии;

- сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого;

- высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана

Взаимоконтроль,п.т. Творческое ДЗ

ММпроверка

ПТ, работа в группах

ММС

10. Возникновение ислама.

Арабский халифат и его распад.

11.Культура стран халифата.

Арабы, халиф, халифат, завоевания арабов

Уметь:

- объяснять основные понятия;

Показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата;

-называть основные события в истории халифата ;

-объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата;

Охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру

Составление плана ответ, карта

Работа в группе, доп. Мат.

ММС

12. Средневековая деревня и ее обитатели.

Оброк, барщина, повинности, крестьянская община, сеньор

Уметь:

- объяснять основные понятия;

-- описывать образ жизни крестьян  на основе текста и иллюстраций;

- раскрывать особенности культуры разных слоев общества;

- составлять  рассказ «День феодала», включив в него описание различных слоев жизни данного сословия

П.т., твор. ДЗ

ММС

13.В рыцарском замке.

Рыцарь, турнир, герб, замок рыцарская литература, герб, замок, рыцарская культура

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстраций;

- раскрывать особенности рыцарской культуры;

- составлять кодекс рыцарской чести

Твор. ДЗ,

Проект - замок

ММС

14. Повторительно-обобщающий урок: «Европа в период раннего средневековья»

Пров. работа

ММС

15-16. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в средние века.

Ремесло, город, горожане, ремесло, цех

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- описывать средневековый город;

- показывать на карте места появления первых средневековых городов;

-анализировать фрагменты  исторического документа

Заочная экскурсия

ММС

17.

Горожане и их образ жизни.

Коммуна, бюргер, мэр, бургомистр, ратуша

Уметь:

- объяснять основные понятия;

-описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов

Рассказ от первого лица

ММС

18.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Индульгенция, еретик католическая и христианская церковь, анафема. Хождение в Каноссу

Уметь:

- объяснять основные понятия;

Называть существенные черты религиозных учений воззрений людей в данную эпоху4

-называть причины существования двух Христианских церквей;

- раскрывать роль церкви в средневековом обществе;

 Излагать суждения о связи средневековой церкви с современностью

ПТ, рассказ по плану

ММС

19. Крестовые походы.

 Крестоносцы, духовно- рыцарские ордена

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- показывать на исторической карте направления Крестовых походов;

- называть их участников;

- выявлять причинно-следственные связи на примере участия  различных слоев населения в походах и последствия походов;

- сравнивать цели участников Крестовых походов;

ММС

20.  Как происходило объединение Франции.

Генеральные штаты, сословная монархия

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события. Связанные с процессом создания государства

Составление опорного конспекта

ММС

21. Что англичане считают началом своих свобод.

Шериф, Генеральные штаты, «щитовые деньги», суд присяжных. Хартия, парламент

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии;

- называть существенные признаки сословно-представительной монархии;

-раскрывать сущность реформ                  ГенрихаПлантагенета; .

Составление опорного конспекта

ММС

22.Столетняя война.

Дофин, национальная независимость, Жанна д Арка

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- показывать на исторической карте ход войны;

- называть имена наиболее известных участников данного события;

- рассказывать о причинах, ходе, и итогах войны;

- анализировать причины, характер войны и последствия;

- высказывать свое суждение о деятельности Жанны д Арка и Карла VII

Рассказ по плану, хар. Личности

ММС

23. Усиление королевской власти в к. XYв. во Франции и Англии.

Централизация, неограниченная власть короля, уния

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- рассказать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Белой и Алой розы;

- показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

- сравнивать процесс объединения в различных странах Европы;

-давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII

Карта,п.т.

ММС

24. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

 25.Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в12-15вв.

26.Повторение и обобщение по теме: «Образование централизованных государств».

Междоусобица, курфюст, города-коммуны

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- показывать на исторической карте  государства Пиренейского п/о, Германию, Италию;

- сравнивать исторические процессы на примерах особенностей развития государств;

Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны

Карта, п.т.,

Составление опорного конспекта

Проверочная работа

ММС

ММС

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV –XV веках. ( 2  часа)

27. Гуситское движение в Чехии.

Сейм, гуситы, гуситские войны, табориты

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- анализировать причины, сущность гуситских войн;

-выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн;

систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем

- давать оценку деятельности руководителям гуситских войн

Опорный конспект в виде схемы,.п.т.

ММС

28.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Славяне, турки-османы, янычары, блокада, церковная уния

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- показывать на исторической карте места проживания славян, турок –османов;

-проследить процесс создания государств у славян и турок-османов;

- рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турок-османов, о последних веках существования Византийской империи;

- выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

Карта,

Рассказ по плану

ММС

29-30. Культура Западной Европы в Средние века.

 

Понятия и факты по изученной теме

Иконопись, пергамент, миниатюра, фреска

Жанр, готика, романский стиль, миниатюра, фреска. Возрождение, Ренессанс

Философия,  астрология, алхимия, каравелла, астролябия, книгопечатание

Систематизация и обобщение изученного материала

объяснять основные понятия;

- показать значение литературы и искусства для Средневековой Европы;

Уметь:

- давать оценку  историческим памятникам эпохи Возрождения

-характеризовать

научные открытия и изобретения  в Позднее Средневековье;

- показывать роль научных открытий  Средневековья для мировой науки

Работа в команде, представление доп. Мат.

ММС

31. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. .

Великий канал, хлопок, рис, восстание Красных повязок, империя, император, пагоды, фарфор, шелк Брахманы, раджи, индуизм,  Майя, ацтеки, инки, пирамида, обсерватория, иероглифы буддизм, Пигмеи, бушмены, маски, негры

Уметь:

- объяснять основные понятия;

 -показывать на исторической карте местоположение Средневековых Китая, Индии, Стран Америки и Африки;

-характеризовать

научные открытия и изобретения этих стран;

- показывать роль научных открытий  для мировой науки;

- характеризовать культурные памятники этих стран;

П.т., карта, доп. Мат.

 

ММС

32. Повторение и обобщение по теме: «Средневековое общество»  

Понятия и факты по  курсу

Пров. работа

История России с древнейших времен до конца  XV1 в.

Глава I. Наша Родина в древности (10 часов)

 Вводный урок.

Русь, Россия, Киевская Русь, славяне

Уметь:

- объяснять основные понятия;

-называть хронологические рамки изучаемого периода;

- соотнести го с веком;

- выявлять типологию исторических источников по истории России

Работа на уроке

ММС

1. Восточные славяне

Родовая община, племя, производящее хозяйство, великое переселение народов, индоевропейцы, Восточные славяне,  происхождение, занятия, быт, верования, язычники, община

Уметь:

- объяснять основные понятия;

-показывать на исторической карте расселение восточных славян;

-территорию России в древности;

- описывать занятия, образ жизни восточных славян;

-анализировать фрагмент исторического документа;

- сравнивать разные точки зрения о происхождении славян.

-показывать на исторической карте расселение восточных славян,

Территорию  России в древности,;

-описывать занятия, образ жизни восточных славян,

Анализировать фрагмент исторического документа;

- сравнивать различные точки зрения о происхождении

К., п.т., рассказ по плану

ММС

3. Соседи восточных славян.

Неравенство, торговля, города, князья, варяги, норманнская теория, государственные центры.

-показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян, путь из «варяг в греки»;

- называть предпосылки образования государства у восточных славян;

-излагать норманнскую теорию  происхождения государства восточных славян;

- сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян;

- систематизировать исторический материал в виде схемы;

- анализировать фрагмент исторического документа;

- проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

Карта,п.т., схема

ММС

4. Формирование Древнерусского государства.

Государство, Русь, варяги, дань, полюдье,  печенеги, погосты, уроки,

-показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян, путь из «варяг в греки»;

- называть предпосылки образования государства у восточных славян;

-излагать норманнскую теорию  происхождения государства восточных славян;

- сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян;

- систематизировать исторический материал в виде схемы;

- анализировать фрагмент исторического документа;

- проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

Схема, анализ документа, поиск инф. В доп. Лит.

 .

ММС

5. Первые киевские князья.

6.. Владимир Святославич. Принятие христианства.

Дань, полюдье, погосты, уроки,

христианство, Крещение, русская Православная церковь

-давать  определение  понятий;- рассказывать о первых русских князьях

рассказывать о главном событии правления кН. Владимира – Крещении Руси;

-характеризовать причины принятия на Руси христианства, последствия этого события;

-выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Работа в группе, хар.лич., доп. Мат.

ММС

ММС

7. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе  Мудром. «Русская Правда»

усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность

-рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого;

-называть основных участников междоусобных войн;

- анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда;

- давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого;

- проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы

Хар. Личности, рассказ по плану

ММС

8.  Быт и нравы Древней Руси.

Быт, особенности местной культуры, самосознание

-описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси

-выявлять особенности местной культуры;

Проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

Сам. Изуч.

9 . Культура Древней Руси.

 

Миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика

-составлять описание памятников древнерусской культуры;

-выявлять особенности древнерусской культуры;

-раскрывать влияние христианства на развитие древнерусской культуры.

Описание по изобраз. Источнику, доп. Мат.

ММС

 10 .Обобщение по теме «Древняя Русь»

 

Называть основные даты, события в истории

Пров. работа

11.  Начало раздробления Древнерусского государства..

Экономические причины распада, политические причины распада,      кочевники, единство, последствия раздробленности

- характеризовать предпосылки политической раздробленности;

- сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия;

-высказывать оценочные суждения о положительных последствиях политической раздробленности

Работа в парах

ММС

12-13. Главные политические центры Руси.

Удел,

аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий

-показывать на исторической карте крупнейшие политические центры;

-описывать занятия образ жизни, нравы населения, отношения между князьями в крупнейших княжествах;

-сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности;

- выявлять особенности развития каждого княжества.

Работа в группах, рассказ по плану

ММС

14. Нашествие с Востока.

Монголо-татары, стан, Золотая Орда

-показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;

- описывать их образ жизни, военную организацию м/т;

- выявлять особенности и цели  м/т государства;

- раскрыть историческое значение борьбы русского народа против  м/т завоевателей;

- излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды.

15.  Борьба русских земель с западными завоевателями

Крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы, Невская битва, Ледовое побоище

-давать объяснение понятиям;

- показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике;

-раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии;

-определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища;

- высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского.

Рассказ с доп. Мат. В парах

 

 ММС

  16-17. Русь и Золотая  Орда.

Баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго

-называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды;

-рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества;

-раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси.

Рассказ по плану

ММС

 18. Русь и Литва

 

19. Культура русских земель в XII – XIII веках.

Литовско-русское государство, русская, белорусская ,  украинская народности, уния,

-характеризовать причины, ход и последствия создания нового государства

-называть причины присоединения  западных русских земель к Литве;

-характеризовать причины создания союза Польши и Литвы, определять последствия этого события

Формулировать причинно-следственные связи, работа в группах

ММС

 20.  Обобщение по теме: «Политическая раздробленность на Руси»

21. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Понятия и факты по теме

Вотчинное землевладение, централизация,, русское государство

уметь пользоваться знаниями , полученными входе изучения темы

- давать определение понятий;

- показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси;

-выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны;

- раскрывать роль церкви рождении Руси

Проверочная работа

ПТ, сам. Работа с текстом учебника

 

ММС

ММС

22-23. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Централизация, поместье, Куликовская битва

- показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы;

-раскрывать историческое значение Куликовской битвы как величайшего события в  русской истории;

-называть причины победы русского народа в Куликовской битве;

- характеризовать причины, которые не  привели к свержению  м/т ига в этот период;

-высказывать и аргументировать свою оценку исторических  событий и личностей в данный период.

Карта,п.т.,

Рассказ с доп. Мат.

 

ММС

24-25.Московское княжество и его соседи  в конце 14 – середине 15 века.

Понятия и факты по теме

-уметь пользоваться знаниями , полученными входе изучения темы

ПТ, карта, таблица

ММС

 26. Создание единого русского государства. Свержение  ордынского ига.

Централизованное государство, поместье, ремесло, торговля, междоусобная война, феодальная война

- показывать ан исторической карте процесс объединения русских земель

-характеризовать причины, ход и последствия феодальной войны;

- называть причины победы Василия Темного в борьбе за власть

Анализ войны по алгоритму

ММС

27. Московское государство в конце .  XVв.- нач. XVIв.

    28. Церковь и государство в к.15-.н.16в.

«собирание земель»,  ликвидация ордынского владычества,  объединение земель. Великокняжеская власть, Боярская дума, Судебник, Юрьев день

-давать определение понятий;

- систематизировать материал в виде конспекта урока;

- выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях»

- характеризовать первый общероссийский свод законов – Судебник

Анализ деятельности историч. Личности по алгоритму с помощью конспекта

ММС

ММС

29-30. Реформы Избранной Рады.

31-32. Внешняя политика Ивана IV

33.Опричнина.

«знатные люди», князья, бояре, ограничение свободы, помещики, горожане,  казачество

-характеризовать быт, занятия различных слоев российского государства,

- характеризовать причины дальнейшего закрепощения крестьян;

-показывать процесс зарождения как сословия казачества.

Составление конспекта,

анализ по плану

рассказ по плану

ММС

ММС

ММС

ММС

34-35.  Русская культура в XIV- XVI вв.

 36. Быт в XIV- XVвв.

Особенности культуры, общественная мысль, летописание, литература, живопись,

-раскрывать развития особенности культуры  в период формирования централизованного государства;

- выявлять влияние исторических событий на развитие русской культуры;

-показывать как идеи русских писателе, философов оказывали влияние на завершение процесса объединения русских земель

Подготовка сообщений с доп. Мат., презентации

ММС

37. Обобщение по теме: «Русь Московская»

Понятия и факты по теме

-уметь пользоваться знаниями , полученными входе изучения темы

Требования к уровню подготовки учащихся. (2 вариант ?)

1.Хронологические знания и умения:

 1.1 знать и  называть хронологические рамки истории средневековья;

 1.2 знать и называть этапы  и даты основных событий Средневековья;

 1.3оперировать историческими датами, выявлять синхронность и

       диахронность событий и явлений:

2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

 2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;

 2.2 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;

 2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов  (торговые и культурные связи);

 2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;

 2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

 2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;

 2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;

 2.8  представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

 2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья

 2.10.  знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

 3. Работа с исторической картой и другими источниками:

 3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.

 3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

 3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;

 3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.     Анализ, сравнение, оценки:

 4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;

 4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);

 4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);

 4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценка за письменные ответы (тестирование)

При наличии в письменной работе 2-х и более заданий оценка ставится:

«5» - 100 – 90% выполненных заданий

«4» - 89 – 70% выполненных заданий

«3» - 69 – 50% выполненных заданий

«2» - менее 50% выполненных заданий

«1» - работа не выполнена

Контрольно-измерительные материалы.

Материалы для входного контроля.

1 вариант.   Часть А.

А1. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

 А) корова           Б) лошадь         В) собака

А2.Что называется религией?

 А) вера человека в сверхъестественные существа   Б) наука о сотворении мира 

 В) наука о появлении человека

А3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?

А) скотоводство             Б) охота         В) обработка металлов

А4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

 А) объединение Южного и Северного царств    Б) союз богов неба и земли   В) царство мертвых и царство живых

А5.  Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных   Б) из пальмовых листьев    В) из тростника

А6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

 А) амулет   Б) саркофаг    В) мумии

А 7. Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил   Б) Тигр    В) Ефрат

А 8. Что называется полисом?

  А) город-государство в Древней Греции  Б) город в Древней Греции  В) название органа управления городом

А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки?

 А) египтяне   Б) израильтяне   В) финикийцы

А 10. Где находится Индия?

 А) на западе Азии   Б) на юге Азии   В) на востоке Азии

А 11. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

 А) Тиберий Гракх     Б)  Катон            В) Сципион

А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

 А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.

А 13. Кого римляне называли «варварами»?

 А) племена, не знающие латинского или греческого языка     Б) жестоких императоров 

 В) всех, кто проживал вне города Рима

А 14. Кто управлял родовой общиной? 

 А) цари   Б) жрецы   В) старейшины

А 15. Где зародилось конфуцианство?

А) Китай   Б) Ассирия   В) Финикия

А 16. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а)  египтяне;  б)  вавилоняне; в) евреи;  г) филистимляне.

А 17.  Расцвет Израильского царства связан с именем:

а)  Саула;                        б)  Давида;                      в) Соломона;              г) Креза.

А 18. Служители богов в Древнем Египте

 А) фараоны   Б) жрецы   В) вельможи

А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

 А) Израиль   Б) Ассирия   В) Финикия

А 20.  Как назывался совет знати в Афинах?

А) ареопаг   Б) демос   В) полис

А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?

 А) рабов   Б) оливковое масло   В) хлеб

А 22. Чем занимались спартанцы?

 А) ремеслом   Б) военным делом   В) земледелием

А 23. Что означает греческое слово демократия?

 А) «власть народа»   Б) «власть знати»   В) «власть тирана»

А 24. Сколько архонтов в ареопаге ?

А) 5   Б) 9   В) 2

А 25.  Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

А)  консулы   Б) императоры   В) народные трибуны

Часть В.

В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:

1.  Палестина.                           а)  храм в Иерусалиме;

2.  Египет.                                 б)  пирамида фараона Хеопса;

                                                   в)  аллея сфинксов;

                                                    г)  царский дворец Соломона.

1

2

В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили  и отплыли в Египет...»:

а) Палестина;                                     б) Лидия;                         в) Финикия;

В 3. Приведите в соответствие:

а) человеческое стадо

1) древнейшие занятия людей

б) вождь

2) древнейший коллектив людей

в) собирательство и охота

3) глава племени во время войны

а

б

в

В 4. Приведите в соответствие:

а) Зевс

1) владычествует на море

б) Посейдон

2) владычествует на небе

в) Аид

3) владычествует в царстве мёртвых

а

б

в

Часть С.

Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».

— Что давал огонь первобытным людям?  

2 вариант. Часть А.

А1.Орудие труда, при  помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

А) гарпун          Б) лук            В) рубило

А2.Кто управлял родовой общиной?

 А) цари        Б) жрецы        В) старейшины

А3. Как называется  правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

 А) демократия   Б) диктатура   В) республика

А4. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

 А) амулет   Б) саркофаг    В) мумии

А5. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

 А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.

А6. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных   Б) из пальмовых листьев    В) из тростника

А7. Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил   Б) Тигр    В) Ефрат

А8. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож   Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы

А9. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

А) Междуречье   Б) Египет   В) Финикия
А10. Что обозначает понятие «колония»?
А) поселения финикийцев в других странах   Б) свободная территория   В) город-порт
А11.
Народ, почитавший одного бога Яхве:

а)  египтяне;                    б)  вавилоняне;               в) евреи;             г) филистимляне.

А 12. Какими морями омывается территория Греции?

  А) Ионическим и Эгейским морями   Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями

А 13. Что называется полисом?

  А) город-государство в Древней Греции  Б) город в Древней Греции  В) название органа управления городом

А 14. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?

 А) Октавиана Августа        Б) Цезаря      В) Нерона

А. 15. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

 А) Рем         Б) Ромул         В) Нумитор

А 16. В годы своего правления Цезарь:

 А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов;  Б) раздал жреческие должности простым гражданам; В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген;  Г) отменил привилегии сенаторов. 

А 17. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели: 

 А) установить царскую власть; Б) установить империю;  В) восстановить республику; Г) утвердить демократию. 

А 18. В честь военных побед полководцев в Риме возводились: 

А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки. 

А 19. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

 А) Тиберий  Гракх     Б)  Катон            В) Сципион

А 20.  Кто такие колоны? 

 А) рабы   Б) воины   В) земледельцы

А 21.  Как называется  правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия   Б) диктатура   В) республика

А 22. Расцвет Израильского царства связан с именем:

а)  Саула;                        б)  Давида;                      в) Соломона;              г) Креза.

А 23. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

 А) Израиль   Б) Ассирия   В) Финикия

А 24. Страна Двуречье расположена между реками:

а) Тигр и Евфрат;           б) Нил и Тигр;               в) Иордан и Евфрат;             г) Евфрат и Нил.

А 25.  Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

А)  консулы   Б) императоры   В) народные трибуны

Часть В.

В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:

1.  Палестина.                           а)  храм в Иерусалиме;

2.  Египет.                                 б)  пирамида фараона Хеопса;

                                                   в)  аллея сфинксов;

                                                    г)  царский дворец Соломона.

1

2

В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили  и отплыли в Египет...»:

а) Палестина;                                     б) Лидия;                         в) Финикия;

В 3. Приведите в соответствие:

а) человеческое стадо

1) древнейшие занятия людей

б) вождь

2) древнейший коллектив людей

в) собирательство и охота

3) глава племени во время войны

а

б

в

В 4. Приведите в соответствие:

а) Зевс

1) владычествует на море

б) Посейдон

2) владычествует на небе

в) Аид

3) владычествует в царстве мёртвых

а

б

в

Часть С.

Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».

— Что давал огонь первобытным людям?  

   Материалы для промежуточного контроля.

   1.Генеральные штаты были созваны:

А) в 1308 г. Б) в 1301 г. В) в 1302 г.

2. Восстание под руководством Уота Тайлера было в:

А) 1337 г. Б) 1358 г. В) 1381 г.

3. Столетняя война была в:

А) 1337 – 1450 г.г. Б) 1337 -1453 г.г. В) 1330 – 1453 г.г.

4. Средними веками называют период в истории человечества:

А) к. V – XV в. Б) V – XVI в. В) сер. V – XV в.

5. Какая дата не имеет отношение к истории славянских государств?

А) 1453 г. Б) 1389 г. В) 800 г.

6.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости – это:

А) турнир; Б) маневры; В) битва.

7. Как назывались города Западной Европы, освободившиеся от власти сеньоров?

А) республики; Б) коммунами; В) полисами.

8. Как называется хозяйство, в котором все необходимое производилось для собственного потребления, а не для продажи?

А) товарное; Б) добывающее; В) натуральное.

9. Как назывался церковный суд?

А) индульгенция; Б) инквизиция; В) реконкиста.

10. Кто не входил в духовенство?

А) миряне; Б) епископы; В) аббаты.

11. Правило Юстиниана не включало в себя:

А) единый закон; Б) единое государство; В) единый язык.

12.К какой ветви славян относятся русские?

А) восточной; Б) южной; В) западной.

13. Как называется хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне?

А) феодальный замок; Б) феодальная вотчина;  В) господский двор.

14. Первый король франков:

А) Карл Великий; Б) Юстиниан; В) Хлодвиг.

15. Человек, критикующий учение церкви:

А) раскольник; Б) сектант; В) еретик.

16. Кому принадлежат слова: «Никто на свете не спасет королевство французское, кроме меня»?

А) Жанне д`Арк; Б) Людовику XI; В) Людовику X

17. Как называются большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?

А) классы; Б) общества; В) сословия.

18. Какая наука учила искусству рассуждать?

А) риторика; Б) грамматика; В) диалектика.

19. Кто из нижеперечисленных не является вассалом?

А) рыцарь; Б) король; В) барон.

20. Кто не является создателем славянской письменности?

А) Кирилл; Б) Мефодий; В) Юстиниан.

21.Найдите ошибку и запишите правильно сословия Франции:

А) I  сословие – дворянство; Б) II сословие – крестьяне и горожане; В) III сословие – духовенство.

22. Соотнесите термины и определения:

А) оброк;                                                1)  повинность в пользу церкви;

Б) барщина;                                            2) доля произведенного урожая, отдаваемая хозяину земли.

      В) десятина.                                            3) работа на поле хозяина;

23. Распределите в I  группу слова, относящиеся к христианству, а во II – к мусульманству.

А) хиджра; Б) Библия; В) Коран; Г) шариат; Д) католичество; Е) инквизиция; Ж) мечеть.

24. Вставьте пропущенное слово:

А) ученик - …?….- мастер.

Б) палата лордов + палата общин = ?

В) умеренные + табориты =?

25. Дайте определение:

А) феодальная раздробленность; Б) цех.

Материалы для итогового контроля.

Вариант 1. Творческая работа. Напиши сочинение на одну из предложенных тем:

1. Что мне дало изучение истории Древней Руси и средних веков в шестом классе?

2.  Каким я представляю средневековую Русь? (Город, село.)

3. Личность из русской истории, наиболее поразившая меня.

4. Самое яркое событие из истории Древней Руси.

5. Если бы у меня была машина времени, какие места и периоды из изученного в 6 классе я бы посетил.

Вариант 2. Творческая работа. Кроссворд на тему «Древняя Русь».

Правила составления кроссвордов: использовать только имена существительные в именительном падеже и единственном числе, необходимо составлять лаконичные и правильные вопросы к словам, употребляемым в кроссворде. Норма оценок: «5» — 16 и более слов; «4» —. 12—15 слов; 3» — 9—11 слов.

Вариант 3. Творческая работа учащихся. Составление теста на тему            « Древняя Русь».

Для разнообразия следует подбирать различные вопросы — на знание дат, событий, понятий, исторических личностей и т.д. Тест составляется по всему курсу, изученному в 6 классе. Норма оценок: «5» – 10 вопросов, «4» – 8 вопросов, «3» – 6 вопросов.                                                                               

Схема анализа тестовых заданий

Предмет______________________

Учитель______________________

Класс________________________

Дата проведения_______________

В классе по списку_____________

Писало работу____________ чел. _______%

Справились  без ошибок ________________ чел.  _______%

Допустили ошибки:

Задание 1 ___________ чел. _______%

Задание 2 ___________чел. _______%

Задание 3 ___________чел. _______%

Задание 4 ___________чел. _______%

Задание 5 ___________чел. _______%

Задание 6 ___________чел. _______%

Задание 7 ___________чел. _______%

Задание 8 ___________чел. _______%

Задание 9 ___________чел. _______%

Задание 10 __________чел. _______%

Подпись учителя __________________________

Литература и средства обучения

УМК

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1. Учебник -  Агибалова Е.В.,.Донской Г.М «История средних веков» 6 класс, 2012г.

2. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История  России с древнейших времён до конца 16 века» 6 класс, 2012г.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта по курсу «История».

Литература для учителя (основная и дополнительная);

  • В.Г. Петрович,  Н.М. Петрович  «Уроки истории 6 класс. Поурочное планирование. История Средних веков. История  Древней Руси»
  • Б.Н. Серов,  А.М.Гаркуша  «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XV в.» 2012г.
  • Е.А. Крючкова «Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибалова  «История средних веков». 2012г.
  • История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник. 6 класс / Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М., Просвещение, 2010 г
  • Поурочные разработки по истории России. 6 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л. "История России. С древнейших времен до конца XVI века"/ Симонова Е.В. – М., Просвещение, 2011.
  • История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. / Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М., Просвещение, 2010 г.
  • Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс /  Шаповал В.В. - М., Просвещение, 2008 г.
  • История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс / Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М., Просвещение, 2007 гЛитература для обучающихся  (основная и дополнительная);
  • Данилов А. А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России» 6 кл.
  • История СССР в художественно-исторических образах», сост. Шестаков А. В., «Просвещение», 1988
  • «История Отечества» Преображенский А. А., Рыбаков Б. А., «Просвещение»,2000
  • Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь Рюриковичей: Исторический словарь. М., 2000г.
  • История средних веков: Учебник для студентов исторических факультетов педагогических институтов/ Под ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986
  • История средних веков. В 2 т. Учебник для вузов по специальности «История». / Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. М., 1990
  • Классы и сословия средневекового общества./ Под ред. З.В.Удальцовой. М., 1988
  • Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону, 1995
  • Хейзинг Й. Осень средневековья. М., 1995
  • Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
  • Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);
  • Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;
  • Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
  • Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
  • Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;
  • Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;
  • Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;
  • Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.

Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.       История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2.       Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

3.       Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

4.       Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.

5.       Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

Литература для учеников:

  1. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007
  2. Легенды о Робин Гуде
  3. Скотт В. Ричард Львиное Сердце (Талисман), Айвенго, Квентин Дорвард
  4. Твен М. Янки при дворе короля Артура
  5. Твен М. Принц и нищий
  6. Дюма А. Королева Марго, Три мушкетера, Двадцать лет спустя, Десять лет спустя
  7. Костер Ш. де Легенда об Уленшпигеле
  8. .«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;
  9. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
  10. 3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
  11. 4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
  12. 5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
  13. 6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
  14. 7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
  15. 8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
  16. 9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М.,  «Аванта+», 2000 г.;
  17. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
  18. «Я познаю мир.  Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
  19. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
  20. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;
  21. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.

Материалы на электронных носителях и  ИНТЕРНЕТ – ресурсы;

  • Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
  • БЭНП «История Древнего мира и средних веков».
  • Хрестоматия по истории России IX-XVIвв., 2007г.

Электронные образовательные ресурсы;

  • История России 6 класс. С древнейших времен до XVI в. Электронное приложение. / Данилов А.А. -  М., Просвещение, 2009 г
  • Российская и всеобщая история, 6 класс, 2008г.

ММ презентации

  • Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.
  • Презентации по истории средних веков.

Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:

проектор, ноутбук, интерактивная доска, выход в интернет, школьная сеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...