Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Смирнова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа базового уровня (2 часа) для учебников Сороко-Цюпа/Сороко-Цюпа и Данилова, Косулиной, Бранта. Сжата, насколько позволили учебники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx106.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

(9 класс)

 

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цель: Курс ставит своей целью дать школьникам знания об истории новейшего времени, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие   общества, различные формы социального и политического строя в мире и в России.
  • показать наиболее яркие личности Новейшего  времени и их роль в истории и культуре России и мира;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждое из государств  оставило позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторические источники, умения смотреть вперед;
  • умения читать историческую карту.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон  Российской федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Программа развития ГБОУ СОШ № 348
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга – 2012
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга – 2012-2013

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Программа  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

ИСТОРИ НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. XX — НАЧАЛО XXI в. 9 класс (35 ч). Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, кандидат исторических наук; О. Ю. Стрелова, доктор педагогических наук

ИСТОРИЯ РОССИИ. 6—9 классы. Авторы: А. А. Данилов, доктор исторических наук, Л. Г. Косулина, кандидат исторических наук.

Программа по истории (9 класс) скорректирована на основе примерных программ по истории (Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008) в связи с переходом на Базисный учебный план 2004 года, согласно которому на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (25 часов - Всеобщая история, 44 часа - история России, 1час – интегрированное повторение).

Скорректированная программа включает следующие разделы по Всеобщей истории:

Мир в п.п. 20века.

Мир во вт. Пол. 20в.

Скорректированная программа включает следующие разделы по Отечественной истории:

Россия на рубеже 19 – 20 вв.

Великая российская революция 1917 – 1921 гг.

СССР на пути строительства нового общества.

Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

СССР в 1945 – 1953 гг.

СССР в 1953 – середине 60-х гг.

СССР в середине – 60-х – середине 80-хгг

Перестройка в СССР (1985 – 1991).

Интегрированный раздел:

Россия  и мир в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

Освоение программы курса «Новейшей истории зарубежных стран. ХХ – начало XXI века» при этом обеспечивается:

 - за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении 1 темы  - сокращение 4 часа;

- за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении 2 темы:  сжатой обобщающей характеристики стран Западной Европы,  США, стран Восточной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки во вт пол 20в.; за счет интегрированных уроков по темам « Вторая мировая война», «Холодная война»,  «Международные отношения». «Культура»  - сокращение учебного времени - 3 часа,

- за счет интегрированного изучения нескольких тем в период Второй мировой войны и  послевоенный период.

   

  Освоение программы курса «Истории России. ХХ – начало XXI века» при этом обеспечивается:

- за счет обобщенной характеристики развития России на рубеже ХХ века – сокращение рабочего времени на 4 часа;

- за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении раздела «Россия в годы революции и гражданской войны» - сокращение учебного времени на 3 часа;

- за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении раздела «Россия в 1930-е гг.» - сокращение учебного времени на 2 часа;

- за счет интегрирования  учебного материала при изучении раздела «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.» - сокращение учебного времени на 1 час;

- за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении раздела «СССР в 1953- середине 60-х гг.» - сокращение учебного времени на 1  час;

- за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении раздела «СССР в середине – середине 80-х гг.» - сокращение учебного времени на 2 часа;

- за счет доминантного свертывания учебного материала при изучении раздела «Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.» - сокращение учебного времени на 3 часа.

Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.

   Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

 Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса Новейшей истории XX- начале XXI века в 9 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В цели курса входят:  освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XX- начале XXI  века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XX- начале XXI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XX- начале XXI века. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.

Используемые учебники:

История России

Учебник:  История России. XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт  – изд. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая тетрадь:  История России XX век: 9 класс, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в 2-х частях –  8-е изд. – М. Просвещение, 2009.

Поурочные разработки по истории России (ХХ - начало XXI века) к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю.Брандта: 9 класс / О.В. Арасланова, А.В Поздеев -  М.: ВАКО, 2008.

Хрестоматия. История России. ХХ век. / Составители А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2006.

Всеобщая история

Учебник:  Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / О.С, Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история зарубежных стран XX – начала XXI века» 9 класс/ О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, М.: Просвещение. 2009.

Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (XX –  начало XXI века): 9 класс. К учебникам: О.С, Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало XXI века. 9 кл.»,  Л.Н. Алексашкина «Новейшая история. ХХ век. 9 кл.», А.А. Кредера «Новейшая история зарубежных стран. 9 кл.»  / Соловьев К.А. – М.: ВАКО, 2009.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2012 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение истории в 9 классе составит 70 часов.

1 триместр – 24 часа                                      Проекты, исследования – 1 мировая война

2 триместр – 22 часа                                      Проекты, исследования – 2 мировая война

3 триместр – 22 часа                                      Проекты, исследования –  конец 20в. Глазами родителей

Используемые технологии: 

 

  • Технология критического мышления
  • Технология развивающего обучения
  • Игровые технологии
  • Проектная и исследовательская деятельность

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;
  • фронтальный опрос;
  • зачет;
  • индивидуальные разноуровневые задания;

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и проверочные работы) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование,  зачеты.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень)

Должны знать/понимать:

  • даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, выдающихся деятелей, результаты и итоги событий отечественной истории и зарубежной XX- начала XXI вв;
  • факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
  • периодизацию отечественной и всемирной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей  России и стран Западной Европы XX- начала XXI в в;
  • изученные виды исторических источников

Должны уметь:

  • сравнивать исторические явления и события;
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • уметь дискутировать ;
  • анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
  • высказывать собственные суждения;
  • читать историческую и политическую карту;

Группировать (классифицировать) исторические события явления по указанному признаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Сравнивать оценки исторических событий деятелями XX- начала XXI вв, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной ;
  • смыслопоисковой;
  • компетенцией личностного саморазвития;
  • информационно-поисквой;
  • учебно-познавательной;
  • рефлексивной;
  • профессионольно-трудовой.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении  людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России  XX- начала XXI вв., а  также отработки полученных знаний в ходе решения  учебно-познавательных  задач.

  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении  людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

 В данной рабочей программе предусмотрены традиционные   формы контроля знаний учащихся и их умений:

– исторический  диктант;

– тестовое задание ;

– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн,  формула ПОПС.)

- зачет (устный, письменный).

– письменная проверочная работа;

– лабораторная работа;

- карточки - задания

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:

1.Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам  программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических  объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

 2.Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность  исторического  мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется  учащимся  пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.

 3.Исторический  диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко  и требуют  однозначных, не требующих долгого размышления, ответов..

С помощью исторических  диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

– буквенные обозначения  исторических понятий,  явлений, ход  событий;

– определения исторических  явлений, формулировки исторических  законов, формулировки научных фактов.

 Исторический  диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения  исторического  диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

4. Кроссворд -  применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления. Ативизирует  мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5.  Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6.   Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.

Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

7.   Лабораторная работа. Лабораторные работы могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.По способу организации лабораторные работы проводятся  фронтально и группами.Групповые занятия по выполнению лабораторной работы предполагают деления класса на бригады из 4-6 человек. Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме обучающиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы. Фронтальные лабораторные занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для обучающихся всего класса. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.

8.  Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.Содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;
  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;
  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Учебно – методический комплект и дополнительная литература.

 Сорока-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI вв.». Просвещение. 2012 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «История  России  XX – начало XXI вв.».  Просвещение 2012 г.

Данилов А.А., Л.Г. Косулина Рабочая тетрадь по истории России XXв.  9 кл. Выпуск 1-3»

Дополнительная литература:

В.Г. Петрович, Н.М. Петрович   «Уроки истории  Поурочное планирование. История Россия. Зарубежная история  XXв.»  

М.В. Булычев, А.В. Воронежцев. «История Саратовского края с древнейших времен до 1917 года»

Данилов А. А, Пыжиков  А.В. «Дополнительные материалы к учебнику  Данилов А.А., Л.Г. Косулина История России XXв»

Пособие «История Саратовского края XX в.»

К.А. Соловьёв «Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран XX – начало XXI века.

 Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.

 Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «издательство Астрель»: ОАО «ВЗОИ», 2004

 Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.

Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001

Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-пресс»»,2002

 Л.Б.Яковер. Справочник по истории Отечества. - М.: Сфера, 1996

 А.А.Данилов. Справочник школьника: История России. XX век. — М.: Дрофа, 1999.

  История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. - М.: Дрофа, 2007

Ресурсы Интернета

  1. http://www.history.inc.ru/
  2. http://lichm.narod.ru/
  3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan/index.php
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2d93c4a-5cb4-42b9-a38c-649ca28fd9f4/
  5. http://www.zadachi.org.ru/?n=7937
  6. http://www.dazzle.ru/spec/iir5508.shtml
  7. http://www.5ballov.ru/referats/preview/32170
  8. http://www.krotov.info/history/solovyov/lichmanl.html
  9. http://www.ancient.ru/
  10. http://www.rulers.narod.ru/
  11. http://www.hronos.km.ru/
  12. http://www.hist.msu..ru/ER/Etext/index.html
  13. http://www.hrono.ru – исторический портал
  14. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  15. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  16. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  17. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
  18. http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
  19. http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.

Электронные образовательные ресурсы.

Презентации        (собственные, интернет-коллекция), видео и звуковое сопровождение.

                                

        

Информационно-техническая оснащенность кабинета:

Ноутбук, проектор, колонки, интерактивная доска, выход в школьную сеть и ИНТЕРНЕТ.

Характеристика 9-х  классов.

Рабочая программа составлена с учётом возможностей обучающихся 9-х классов.

9 класс – старший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к самоутверждению, значительного роста энергии школьника во внеурочной деятельности. Однако по сравнению с предыдущим периодом, снижение мотивации остается у отдельных учащихся, у большинства она повышается, растет и учебной активность, трудолюбие, ответственность за результаты своего труда.

 Познавательная мотивация в параллели развита  на различном уровне, от высокого до самого низкого внутри одного класса. Отношение учащихся к учёбе  далеко не всегда сознательное.

Таким образом, характеристика классов заставляет задуматься над решением следующих проблем в этом году:

- Создание условий для адаптации каждого ученика к новым условиям учебной деятельности: очень большой объем основных учебных единиц (ЗУНов), повышенная сложность, рост самостоятельности;

- Изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося класса, их отношений, общения и деятельности в классном коллективе в новом  возрастном периоде;

- Формирование конструкимвной учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся;

Исходя из вышесказанного,  я ставлю перед собой следующие учебно-воспитательные задачи:

- Сохранение доброжелательных взаимоотношений в коллективе класса на основе сотрудничества и взаимопомощи;

-  создание условий для интеллектуального развития учеников, повышения мотивации, роста степени самостоятельности в получении знаний и формировании умений.

Содержание рабочей программы

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Содержание

1.

Новейшая история. Первая половина ХХв.

13

Мир на рубеже веков. Первая мировая война. Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно- политический кризис в Европе в 1939 г.

Вторая мировая война. Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Уроки Второй Мировой войны.

2.

Вторая половина ХХ века.

5

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Мир на рубеже ХХ-XXI вв.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалисткое движение.

Культурное наследие ХХ в.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

3.

Россия на рубеже 19 – 20 вв.

9

 Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. Россия: противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

4.

Великая российская революция 1917 – 1921 гг.

8

Февральская  революция 1917 года в России. Особенности политики  Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

5.

СССР на пути строительства нового общества

8

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг. Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание  СССР. Борьба за власть в 20-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны

5.

Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

6

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг. СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

6.

СССР в 1945 – 1953 гг.

4

Политика СССР в Восточной Европе и причины  «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз  в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20  съезд КПСС и начало «Оттепели». СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы.  Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.  «Великое общество» 1960-х гг. в США.

7.

СССР в 1953 – середине 60-х гг.

3

8.

СССР в середине – 60-х – середине 80-хгг

3

СССР от реформ  к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980гг. 

9.

Перестройка в СССР (1985 – 1991)

3

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

10.

Россия  и мир в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

3+2 интегрир.

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века..Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.

Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Основные элементы содержания

 Контроль

Дата проведения занятия

1

Индустриальное общество в начале 20века.

адекватно понимать информацию:- уметь объяснять и использовать основные понятия;-характеризовать основные направления социально-экономического развития европейских стран в нач. XX в.;- извлекать информацию из различных источников

Новейшая история, модернизация. реформы, революция, индустриальная эпоха, промышленно-технологическая  революция, урбанизация

Работа на уроке

2

Политическое развитие.

Выделять главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале ХХ века.

Знать политические партии и движения начала ХХ века.

Уметь характеризовать партии и политические системы.

Демократия, республика, монархия,либерализм, радикалы, национализм.

модернизация, эшелоны развития капитализма, империализм, Антанта, Тройственный

Работа в четверках, взаимоконтроль

3

"Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны.

Излагать причины, ход. Последствия и итоги Первой мировой войны;-показывать на карте основные исторические события;Характеризовать итоги и последствия Первой мировой войны.Составлять конспект урока. - характеризовать      последствия войны;- показывать на карте территориальные изменения после войны;

ДЗ, беседа

4

Первая мировая война. 1914-1918гг.

блицкриг, аннексия, позиционная война, контрибуция

Анализ по алгоритму, сообщения

5

Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны: революции и распад империй.

Характеризуют социально-экономическое и политическое положение стран после окончания войны; анализируют условия Версальского мирного договора и дают оценку его экономическим условиям; уясняют причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы. Знакомятся с причинами подъёма революционного движения в послевоенные годы; уясняют причины, характер, итоги и последствия революций в Странах Европы и Азии;

«14 пунктов», репарации, мандат, демилитаризационная зона, третейский суд, «21 Мировая революция, пацифизм, центризм, Веймарская республика, Киминтерн,условие».

Лабор. работа

6

Капиталистический мир в 20х годах 20 века.

Особенности экономического восстановления 20-х годов. Международные отношения.

Знать особенности экономического развития стран Европы и США после I мировой войны. Выявить новые тенденции в развитии европейских стран и США, давать им оценку

Работа на уроке, сообщения

7

Мировой экономический кризис 1929-1933г.

Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса

экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.

Активная лекция (беседа)

8

США: "новый курс" Ф.Рузвельта.

Знать особенности экономического развития США в 30-е годы. Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта

«Новый курс»

Конспект

9

Демократические страны Европы в 30-е гг.; Великобритания, Франция.

Знать особенности экономического развития европейских государств и программы реформистских движений

Работа в парах, взаимоконтроль

10

Тоталитарные режимы в30-е гг. Италия. Германия. Испания.

Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма

Основные понятия: тоталитаризм, фашизм, милитаризм.

Таблица, конспект лекции

11

Восток в 20-30е гг. Латинская Америка в п.п. 20в.

Адекватно понимать информацию.

Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока. Объяснить особенности экономического и политического развития Латинской Америки

Основные понятия: экспансия, модернизация, реформы.

конспект

12

Культура и искусство п.п. 20в.

 Уметь объяснять субъективные и объективные предпосылки.

Знать основное содержание и последствия «культурной революции».

Знать достижения и противоречия развития советской науки

Основные понятия: «культурная революция», метод социалистического реализма

конспект

13

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Запада. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Выполнять тестовые контрольные задания

Тест (рабочий/проверочный)

14

Государство и российское общество в к. 19-н.20вв.

Характеризовать основные  направления социально- экономического и политического развития.

Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала ХХ в. и многонациональном составе ее населения.

Империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество.

Работа на уроке, конспект, работа с картой

15

Экономическое развитие страны

Иметь представление об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Знать о причинах
и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности.

Знать особенности развития сельского хозяйства в начале ХХ в.

Уметь характеризовать причины низкой рентабельности сельскохозяйственного производства

Знать особенности российского варианта модернизации.

монополия, формы монополий, многоукладная экономика

Анализ карты, фронтальная беседа

16

Общественно-политическое устройство России в 1894-1904гг.

Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале ХХ в. Выделять главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале ХХ века.

Знать политические партии и движения начала ХХ века.

Уметь характеризовать партии и политические системы.

Демократия, республика, монархия,либерализм, радикалы, национализм

Составление таблицы

17

Внешняя политика российского правителества. Русско-японская война 1904-1905гг.

Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале ХХ в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе.

Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране

агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация

Таблица, анализ по алгоритму, сообщения

18

Революция 1905-1907гг. Реформы политического устройства.

Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью.

Уметь характеризовать перспективы развития России
в контексте Витте-Плеве.

Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций.

политическая партия, многопартийность

РСДРП, меньшевики, ПСР, «кровавое воскресенье», манифест, кадеты, эсеры

Составление схемы, таблицы, анализ по алгоритму

19

Экономические реформы.

Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху».

Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.

 Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами Знать причины краха столыпинских реформ.

кооперация, отруб, хутор

Сам. работа

20

Политическая жизнь в 1907-1914гг.

Знать причины, этапы и итоги революции 1905–1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвертой Государственной думы.

Знать причины нарастания революционных настроений

Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракция

Взаимоконтроль

21

Духовная жизнь Серебряного века

Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века».

Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве

Знать основные персоналии данного периода

Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религиозная философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм

Сообщения, таблица, твор. задания

22

РОссия в Первой мировой войне.

Знать причины втягивания России в мировую войну.

Уметь анализировать отношения партий к войне.

Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте в 1914–

1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти-

Основные понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пораженство, пацифизм

Анализ по алгоритму, сообщения

23

Свержение монархии в России.

Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю
и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции

Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание

Конспект, ответы на вопросы

24

Россия весной и летом 1917г.

Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы.

Уметь показать своеобразие и противоречия развития

политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков

Основные понятия: коалиционное правительство, Корниловский «мятеж», кризис власти

Таблица, работа на уроке

25

Октябрьская революция.

Знать причины

победы леворадикальных сил осенью
1917 г., иметь пред-
ставление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками.

Знать содержание декретов о мире, о земле

Основные понятия: аннексия, декрет, контрибуция

Выполнение анализа по алгоритму

26

Формирование советской государственности.

Знать причины
и суть изменения взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции
и революционной войны.

Уметь показать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г.

Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

Основные понятия: диктатура пролетариата, коалиционное советское правительство, национализация, сепаратный мир, рабочий контроль, чрезвычайная продовольственная политика, Учредительное собрание

Составление плана

27

Начало гражданской войны.

Знать причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, характеризовать эволюцию взглядов
Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения.

Уметь определять социальный состав Белого движения

Основные понятия: Гражданская война

Выполнение анализа по алгоритму.

Сравнительная таблица.

28

На фронтах гражданской войны.

Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции.

Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров

в Гражданской войне.

Знать специфику войны советской России с Польшей.

Знать результаты Гражданской войны

Основные понятия: красный и белый террор, «Демократическая контрреволюция», интервенция

Анализ карты.

29

Экономическая политика красных и белых.

Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения.

Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг.

Знать основные положения политики военного коммунизма

Основные понятия: военный коммунизм, продразверстка «Малая» Гражданская война

Сравнительная характеристика.

30

Перход к НЭПу.

Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа. Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927–28 гг.

Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчет, концессия,
ГОЭЛРО

Чтение схемы. Работа на уроке.

31

Образование СССР.

Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны.

Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг.

Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация

Работа на уроке.

32

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг.

Знать причины сближения советской России с Германией.

Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг.

Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений
со странами Востока, причины создания и суть политики Коминтерна  

Основные понятия: мировая революция, «полоса признания»

Составление таблицы

33

ПОлитическое развитие  в 20-е гг. Политическая система в 30-е гг.

Знать содержание резолюции Х съезда РКП (б) «О единстве партии».

Уметь характеризовать основные противоречия нэпа: несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жестокого авторитарного режима, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина

Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм

Составление тезисного плана

34

Духовная жизнь СССР в 20-е гг.- 30-е гг.

Иметь представление о причинах идеологического наступления на культуру, о перестройке народного образования.

Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интеллигенции, власти
и церкви. Знать достижения
и потери русской культуры в 1920-е гг. Иметь представление о сущности политической системы
в СССР в 1930-е гг.

Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства
и общества.

Знать примеры репрессивной политики Сталина.

Уметь анализировать ее последствия Уметь объяснять субъективные и объективные предпосылки.

Знать основное содержание и последствия «культурной революции».

Знать достижения и противоречия развития советской науки

Основные понятия: теория пролетарской культуры, «сменовеховство» Основные понятия: «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, культ личности, командно-административная экономика Основные понятия: «культурная революция», метод социалистического реализма

Подготовка сообщений

35

Социалистическая индустриализация.

Знать цели, задачи
и особенности индустриализации
в СССР.

Уметь анализировать экономические, социальные и политические последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей
в годы первых пятилеток

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское  движение, форсированная индустриализация

Составление анализа по алгоритму

36

Коллективизация сельского хозяйства.

Знать причины и сущность перехода
к политике сплошной коллективизации, цели и задачи «нового курса в деревне».

Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты коллективизации

Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации сельского хозяйства. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание

Составление анализа по алгоритму

37

Внешняя политика в 30-е гг.

Знать причины

и сущность изменения внешней политики. Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики руководства

Знать причины

и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг.

Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства

в системе международных отношений.

Знать факты и причины сближения СССР с Германией

Основные понятия:

Лига Наций, система коллективной безопасности

Составление таблицы

38

Междунароные отношения 30-х

Знать причины

и сущность изменения внешней политики. Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики руководства

Знать причины

и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг.

Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства

в системе международных отношений.

Знать факты и причины сближения СССР с Германией

39

Вторая мировая война. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Знакомятся с масштабами второй мировой войны, особенностями тактики и стратегии; сравнивают военно-экономический потенциал стран; раскрывают причины успехов Германии.

Блицкриг, «странная война», «новый порядок», коллаборационизм, квислинги, холокост.

Составление таблицы, анализ по алгоритму

Интегр.

40

Начало Великой отечественной войны

Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и ее народами накануне Великой Отечественной войны.

Знать содержание
и суть советско-германского договора о ненападении и секретных протоколов к нему.

Знать причины и итоги войны с Финляндией.

Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост» Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией.

Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах Великой Отечественной войны.

Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

Знать ход военных действий конца

1941 г.

Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда

Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война» Основные понятия: Великая Отечественная война, блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар

Продолжение работы.

Работа на уроке.

41

Партизанское движение и тыл в годы войны

Иметь представление о вкладе многонационального народа СССР в победу над фашизмом.

Уметь анализировать межнациональные отношения и национальную политику СССР в годы войны.

Знать о национальных движениях в годы войны и способах их подавления, иметь представление о морально-политическом единстве советского общества в годы войны

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения
в годы войны. Националистические организации. Национальная

политика советского руководства в годы войны. Депортация.

Основные понятия: национальная политика, депортация, национализм

Сообщения,

Работа в группах

42

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г., иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г.

Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны.

Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы.

Уметь анализировать причины размаха партизанского и подпольного движения

Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим

Анализ сра ажения  по алгоритму

43

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства. Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Уметь анализировать события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: сражения на Курско-Орловском направлении.

Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны

Основные понятия: эвакуация, заводы-дублеры Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, тотальная война

Анализ сражения по алгоритму

Интегр.

44

СССР на завершающем этапе вт. мир. Войны

Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной Армии в 1944 г.

Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций. Знать историческое значение победы советского народа
в Великой Отечественной войне конференций.

Основные понятия: демилитаризация, денацификация

Составление таблицы

45

Послевоенное мирное урегулирование. Холодная война. Военно-политические блоки. Внешняя политика СССР.

Знакомятся с основными положениями соглашений стран Антанты на конференциях; анализируют положение Германии после войны; уясняют причины создания и сущность ООН.Знакомятся  с причинами начала «холодной войны»; Знать истоки и сущность «холодной
войны».

Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами.

Знать причины обострения отношений СССР и США раскрывают социально-экономическое и политическое положение стран Европы и Азии после войны; уясняют причины и последствия краха колониальной системы и вовлечения бывших колониальных стран в «холодную войну».

На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны»

Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики.

Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

Знать причины
и ход развития Венгерского и Карибского кризисов, их последствия

Демилитаризация, ООН, право «вето». «Холодная война», доктрина Трумэна, «план Маршалла», НАТО, ОВД, СЭВ, социалистический лагерь, биполярный мир, деколонизация, самоопределение, Карибский кризис.

Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные последствия.

Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис

Составление плана ответа

Интегр.

46

Восстановление разрушенной войной экономики.

Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период.

Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей ее реформирования.

Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики СССР

Составление опорного конспекта

47

Общественная жизнь после окончания Великой Отечественной войны (обзор)

Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период.

Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики.

Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, о характере научных дискуссий, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры.

Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства

Основные понятия: «железный занавес», космополитизм

Конспект

48

Изменения политической системы.

Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина.

Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю.

Знать основные идеи доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС

Основные понятия: ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное государство

Составление схемы

49

Экономика СССР в 1953-1964гг.

Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране.

Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики.

Знать примеры новаций 1953–64 гг.

Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953–1964 гг.

Основные понятия: дефицитная экономика, диспропорции, репарации, репатриация, ВПК.

Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, предприятия группы Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряженность

Взаимоконтроль, рабвота в  группе

50

"Оттепель" в духовной жизни

Иметь представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни.

Знать и уметь характеризовать конкретные примеры развития науки и техники.

Уметь анализировать достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры, доминирование социалистического реализма в произведениях искусства

Основные понятия: «оттепель», формализм, политехническая школа

Представление доп. материала

51

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности, о достижении военно-стратегического паритета между Востоком

и Западом, о периодах нарастания
и спада напряженности

Основные понятия: разрядка международной напряженности, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева

Фронтальный опрос

52

Экономика страны в 60-80-е гг.

Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х.

Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г.
и причины неудач
ее осуществления.

Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере

Основные понятия: теневая экономика,  продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы

Подготовка интервью с родственниками

53

Консервация политического режима. Общественная жизнь в середине 60-х- сер. 80-х гг.

Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущева
в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения Конституции СССР 1977 г. Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических
и политических структур.

Знать причины зарождения диссидентского движения

Основные понятия: ресталинизация, номенклатура, диссидентское движение, неосталинизм Основные понятия: теория конвергенции, советский народ, концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидент

Составление конспекта

54

Внешняя политика СССР в сер. 60-х-сер. 80-х гг. Политика разрядки.

Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.

Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности, о достижении военно-стратегического паритета

между Востоком

и Западом, о пери-
одах нарастания
и спада напряженности.

 Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления.

Излагать приводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать свое суждение

Основные понятия: разрядка международной напряженности, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева

Составление плана ответа, работа в группах

55

Реформы политической системы: цели, этапы, итоги. Политика гласности: достижения  и издержки.

 Проводить поиск информации об изменениях в сфере культуры и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Давать оценку итогов политики гласности в годы перестройки

гласность

Интервью с родственниками, план ответа

56

Экономические реформы 1985-1991гг. РОссийская экономика на пути к рынку.

Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и эконо мическом курсе правительства Черномырдина.

Уметь характеризовать состояние экономики России
в 1998 г-

 Основные понятия: приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты, валютный коридор, макроэкономическая стабилизация, «шоковая терапия», ваучер, дефолт

Умение работать с историческим документом

57

Политическая и духовная жизнь РОссии в 1992-1999гг.

Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г., от советской модели организации власти.

Знать изменения

в национальной политике, анализировать причины.

Знать развитие событий первой чеченской войны, факты складывания многопартийного устройства парламента РФ

власти средств массовой информации.

Знать конкретные примеры развития литературы и искусства 1990-х гг.

Основные понятия: концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика идеологическое многообразие, традиционные религии,

Основные понятия: правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, разделение властей

Представление доп. материала

58

Строительство обновленной Федерации. Политическое развитие в нач. 21 в.

Иметь представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР.

Уметь анализировать национальную политику государства в 1990-е гг.

Знать содержание положений Федеративного договора и Конституции 1993 г. о принципах федеративного устройства РФ.

Знать о развитии
и мерах преодоления сепаратистских настроений внутри страны- характеризовать основные направления нац. политики РФ;

- характеризовать этапы, ход и последствия чеченской войны;

- определять ее последствия для современного российского общества

Основные понятия: Федеративный договор, суверенитет, федерация

Конспект урока

59

Геополитическое положение  и внешняя политика России в к.20 - н.21вв.

Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса.

Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России со странами СНГ и Запада

Основные понятия: «прозрачные границы», многополярная система

Работа в группах

60

Россия на путях к инновационному развитию.

Знать причины неизбежной корректировки внутренней и внешней политики России на современном этапе, анализировать политику Путина как политику обеспечения гражданского согласия и единства общества.

Знать государственные символы Российской Федерации

Основные понятия: единое законодательное пространство, социально-политическая стабильность, федеральный округ

Работа с документами

61

Завершение эпохи индустриального общества. Кризисы 70-80х гг. Становление постиндустриального общества.

Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального

Конспект, фронтальный опрос

62

Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество.

Идейно-политические движения и партии,, особенности политического развития

Причины развития новых социальных движений, феминизм, этническое и экологическое движения, пацифизм и антимилитаризм

Пацифизм, антимилитаризм, социальные движения

План ответа

63

Развитые страны мира во вт. Пол. XXв.

США, Великобритания, Франция.

Италия. Германия: раскол и объединение.

Знакомятся с основными событиями послевоенной истории развитых стран; характеризуют циклы их политической жизни; оценивают деятельность президентов и правительств.

Знать особенности экономического и политического развития после II мировой войны.

Выявлять новые тенденции

в развитии государств, давать им оценку..

Евроатлантизм, маккартизм, сегрегация, ВПК, «вьетнамский синдром

Сообщения

тест

64

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1995-1999.

Знакомятся с основными событиями послевоенной истории Восточной Европы;  характеризуют социально-экономическую и политическую жизнь стран в 1945-2000 годах, выявляют особенности их развития.

Народная демократия, «социализм с человеческим лицом», «доктрина Брежнева», демократические революции.

Сообщения

тест

65

Страны третьего мира во вт.пол. 20в.

Знакомятся с особенностями социально-экономического и политического развития  стран Латинской Америки 1945-2000 годах. Знакомятся с особенностями социально-экономического и политического развития стран Северной и Южной Африки в 1945-2000 годах.

Латифундия, перонизм, хунта. деколонизация, «год Африки».

презентации

66

Япония. Китай. Индия.

Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока

Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция.

презентации

67

Культура и духовная жизнь во вт. пол 20в. и  на современном этапе.

Знакомятся с основными направлениями и достижениями культурной жизни стран в XX веке.

Представление доп. материала

Интегр.

68

Повторение и закрепление.

-характеризовать основные тенденции в развитии политической, социально-экономической и духовной жизни современной эпохи;

-определять как положительные последствия так и характеризовать нерешенные проблемы

-давать оценку ведущим политическим деятелям современной  России и мира

Знакомятся с основными «глобальными проблемами современности, органами призванными решать данные проблемы.        Глобальные проблемы современности, оружие массового поражения.

тест

Интегр.

Итого – 68 часов

!!!!!!!!!!! На будущее!

Планируемые результаты освоения программы обучающимися

и варианты их оценки

Оценка сформированных  личностных результатов развития учащегося 9 класса

Ф.И.

О.

Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины

Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает  и изучает историю мировых цивилизаций прошлого и современности

Определяет личностный смысл учения, выбирает

дальнейший образовательный маршрут.

Регулирует своё

поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Ответственно относится к своему

здоровью, к окружающей среде,

стремится к сохранению живой природы и социума.

Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой народов мира.

Ориентируется в понимании причин успешности/неуспешности в учёбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка предметных результатов учащегося 9 класса по истории России XX в.

 

Ф.И.О.

Текущая аттестация

 

Итоговая аттестация

 

устный опрос

Письменная

и устная

с/р

Письме

    нная    

к/р

Хронологический, понятийный диктанты

Работа с историческим источником/ документом

тесты

Мини-сочинение (эссе), творч. работа,

Блиц-опрос

презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Оценка метапредметных результатов учащегося

                                                              Регулятивные УУД:

1.   Самостоятельно формулирует задание.

2.  Выбирает для выполнения определённого задания необходимую основную и дополнительную литературу.

3.  Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.

4.  Оценивает результаты собственной деятельности.

5.  Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками.

6.   Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.

7.   Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебник и рабочие тетради по истории России XX в.

8.   Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

9.   Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

                                                                                           10

                                   

                                Лист наблюдений степени сформированности УУД

Регулятивные

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрдничестве с учителем

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Работа по образцу

Самостоятельно разработать алгоритм

                                                      Познавательные УДД:

1. Ориентируется в учебниках.

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.

4. Составляет сложный/ развернутый  план исторического текста.

5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные исторические объекты, факты, события, явления.

6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, мини – сочинений (эссе), таблиц, сообщений.

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

                                                           Коммуникативные УДД:

1. Владеет монологовой и диалоговой формой речи.

2.Читает вслух и про себя тексты учебника, других книг, понимает прочитанное.

3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.

5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.

6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

8. Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

                                Лист наблюдений степени сформированности УУД

Базовый уровень (коммуникативные УУД)

Повышенный уровень

Высказывает мнение

Обосновывает позицию

Задает вопросы другим

Договаривается с другими

Слушает других

Строит алгоритм работы

Может отказаться от своего мнения в пользу группы

Предвосхищает задачу следующего этапа

Оказывает помощь товарищам

Может взять на себя роль лидера группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...