Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Чеботарева Людмила Александровна

Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения (ФГОС) 2010г., учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г.. 

Содержит 

1.Тема. Содержание исторического материала.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

  1. уровень предъявления учебного материала;
  2. понятийный аппарат;
  3. умения и навыки.

3.Формы уроков.

4. Формы контроля.

5. Контроль реализации программы:

     - тематический;

     - срезовый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание примерной рабочей программы по истории России,                 6 класс.

  1. Пояснительная записка:

-нормативные документы;

-учебно-методическое обеспечение;

-цели изучения курса;

-компоненты;

   -структура рабочей программы.

2.  Рабочая программа:

     -тема 1 Введение;

     -тема 2 Восточные славяне в древности. Киевская Русь;

     -тема 3 Период раздробленности на Руси;

     -тема 4 Русь под игом;

     -тема 5 Объединение Руси.

3.  Тематический и срезовый контроль к темам:

          (Организация учебной деятельности учащихся.)

     -тема 2 Киевская Русь;

     -тема 3 Период раздробленности;

     -тема 4 Русь под игом;

     -тема 5 Объединение Руси.

4.  Сценарий урока истории России в 6 классе по теме «Русские князья и Золотая Орда».  

 

Примерная  рабочая  программа  по  истории  России.

  1. класс.

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
  3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации/Концепция модернизации образовательной политики Российской Федерации.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (стандарты 2-го поколения,2010г.)
  5. Программы для общеобразовательных школ.  2010-2012г.
  6. Региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории. (История Донского края).

 

Учебно-методическое обеспечение.

М Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.-.:Просвещение,2012.

Цели изучения  курса.

Общеучебные:           

                                 - компетенции:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
  • определение структуры объекта познания, поиск, выделение значимых функциональных связей.

                                        -умения:

  • различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
  • проводить информационно-смысловой анализ текста;

осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные:       

                                      - компетенции:

  • воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  •  освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными  традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

                                              -умения:

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • работать с исторической картой;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России, всеобщей и региональной истории.

                                    Компоненты.

Региональный:

  • умение определять синхронность событий региональной и российской истории;
  • умение соотносить историю своей семьи с региональной историей;
  • умение объяснять уклад жизни своего города, нормы социального поведения;
  • умение участвовать в решении проблем местного сообщества.

Школьный:

  • умение вступать в диалог культур, проявляя толерантность к представителям другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • умение осознанно выбрать модель поведения в конкретной ситуации;
  •         использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми других культур.

 

Структура рабочей программы.

1.Тема. Содержание исторического материала.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

  1. уровень предъявления учебного материала;
  2. понятийный аппарат;
  3. умения и навыки.

3.Формы уроков.

4. Формы контроля.

5. Контроль реализации программы:

     - тематический;

     - срезовый.


Рабочая программа

Тема 1. Введение.

1.Содержание исторического материала.

История России – часть всемирной истории.

Исторические источники.

Вспомогательные исторические дисциплины.

Языковые семьи.

Различия и их причины в заселении территории Евразии.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

Знать пространственно-временное расположение древнейших историко-культурных регионов.

Представлять характер взаимодействия человека с природой в первобытную эпоху.

Знать о влиянии  географических и экологических факторов на развитие человека.                                                                                                                      

б) понятийный аппарат:                      

-история Отечества, сын Отечества;

-исторические источники;

-письменные и материальные исторические источники;

-вспомогательные исторические дисциплины;

-языковые семьи, языковые группы.

в) умения и навыки:

- правильная работа с картой;

- извлекать из карты сведения о процессах истории;

- пользоваться легендой карты.

3. Формы уроков.

-коллективные формы работы;

-практикум: - графическая работа с картой;

                     - составление генеалогического древа семьи;

- беседы: эвристическая, обучающая, развивающая, повторительно-обобщающая и др.;

- комбинированный урок  и др..

4. Формы контроля.

-фронтальный опрос – экспресс-опрос;

-проверка практических заданий;

-работа с картой;

-устные и письменные индивидуальные ответы.

Тема 2. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.

1. Содержание исторического материала:

Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII в.в..

Занятия и общественный строй восточных славян. Киевская Русь в Х в..

Отношения Киевской Руси с соседями в Х в..

Принятие христианства на Руси.

Политическая жизнь Киевской Руси в Х-1-й половине Х1 в..

Общественные отношения на Руси в Х-Х11 в.в..

2. Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-характеризовать эволюцию трудовой деятельности человека на последних стадиях эпохи первобытности;

-иметь представления о собирательстве, земледелии, скотоводстве, образе жизни восточно-славянских племен, о расселении восточных славян.

-понимать роль географических и этно-социальных факторов в развитии восточно-славянской цивилизации;

-иметь представления об эволюции трудовой деятельности людей, характере экономических отношений в Киевской Руси;

-понимать характер и особенности социальных движений в древне-русском государстве;

-знать основные факты образования и развития Киевской Руси;

-представлять социальную структуру Киевской Руси;

-знать основные и этапы и особенности формирования древнерусской государственности;

-знать наиболее значительные политические события, выдающихся государственных и политических деятелей Киевской Руси;

-иметь представления о религиозных верованиях восточных славян, определить влияние православия на культурную и духовную жизнь Киевской Руси;

-знать хронологию основных событий истории Древней Руси.

б) понятийный аппарат:

-народность

-раннее государство

-структура общества

-князь, боярство, дружина, община (вервь)

-зависимое население

-язычество (политеизм)

-православное христианство (монотеизм)

-религия

-натуральное хозяйство

-землевладение (общинное, вотчина, удел)

-вече

в) умения и навыки:

-работа с исторической картой – читать, использовать как источник знаний;

-определять хронологию событий, соотносить события с веком, эпохой;

-проводить синхронный и диахронный анализ;

-изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

-составлять простой и развернутый план рассказа;

-определять причины и значения исторических событий, процессов;

-давать характеристику исторических личностей.

3. Формы уроков:

-лекция;

-урок-экскурсия;

-исследование;

-практикум;

-проблемные задания;

-комбинированный урок  и др..

4.Формы контроля.

-текущая проверка знаний;

-уплотненный опрос, комбинированный,

вспомогательный, предварительный;

-викторина-тест;

-тематический (рубежный) контроль;

-срезовый контроль (устный, письменный).

Тема 3. Период раздробленности на Руси.

1.Содержание исторического материала.

Княжеские усобицы во 2-ой половине XI-XII в.в..

Переход Руси к политической раздробленности.

Северо-Восточная Русь в XII в..

Юго-Западная Русь в XII-XIII в.в..

Новгородская земля.

Русские земли накануне монгольского вторжения.

Культура Руси в XII-XIII в.в..

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-знать периодизацию и хронологические рамки развития государственности на Руси, хронологию основных событий истории Удельной Руси;

-представлять взаимодействие Руси с другими государствами, взаимоотношения с миром кочевников, знать основные события этих взаимоотношений, оценивать их значение;

- иметь представление об историко-географическом положении Удельной Руси;

- представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в Удельной Руси;

- представлять социальную структуру, ее изменения в Удельной Руси;

- знать наиболее значимые политические события, общественных и государственных деятелей Удельной Руси, наиболее значимые социальные движения, их эволюцию и особенности в разных районах Удельной Руси;

- знать основные достижения культуры Руси, ее крупнейших представителей, оценивать ее место в мировой культуре;

- характеризовать черты духовной жизни и быта, труда различных социальных групп и слоев, динамику их развития в средневековом русском обществе.

б) понятийный аппарат:

-формы правления;

-княжеские усобицы;

-политическая раздробленность;

-международные отношения;

-право;

-обычное право;

-закон, сборник законов;

-очередной порядок наследования престола;

-культура.

в) умения и навыки:

-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;

-анализировать и обобщать исторические явления, определять их сущность и причины, оценивать их значение (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций);

-давать характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей;

-изучать текст, ориентируясь на поставленные вопросы;

-на конкретных примерах раскрывать характерные черты быта, обычаев средневековой Руси.

3.Формы уроков:

-комбинированный урок;

-повторительно-обобщающий урок;

-урок изучения нового материала;

-урок проверки и учета знаний;

-урок-практикум;

-урок-решение проблемного задания;

-урок-игра;

-урок дополнительного знания.

4. Формы контроля:

-текущий (фронтальный, уплотненный, комбинированный);

-вспомогательный (викторина, тест);

-срезовый (устный, письменный);

-тематический контроль.

Тема 4. Русь под игом.

  1. Содержание исторического материала:

-образование монгольской державы;

-битва на Калке;

-нашествие Батыя;

-отражение удара с Запада;

-Русь под властью монголов.

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-проследить эволюцию деятельности человека в скотоводческом и земледельческом обществах, выяснить характерные черты образа жизни, мышления, быта, нравов, социальной психологии различных слоев и групп общества, их изменения;

-иметь представления о характере взаимоотношений разных типов культур, борьбе русского народа за независимость, противостоянии Руси кочевникам, агрессии с Запада, монголо-татарскому нашествию;

-знать хронологию основных событий, выдающихся политических и государственных деятелей Руси и Золотой Орды;

-иметь представление об историко-географическом положении и взаимодействии Руси и Золотой Орды.

б) понятийный аппарат:

-формы государственного устройства;

-завоевания «народа-войска»;

-орда;

-иго;

-хан;

-ярлык, выход (дань), баскаки;

-упадок хозяйства.

в) умения и навыки:

-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;

-составлять развернутые характеристики исторических процессов, исторических деятелей;

-формулировать собственное мнение;

-выявлять причинно-следственные связи в данном историческом процессе, времени;

-сравнивать факты, события;

-анализировать социально-экономические изменения в требуемый исторический период.

3. Формы уроков:

-комбинированный урок;

-урок-исследование;

-урок-решение проблемных заданий;

-игра, викторина;

-коллективные формы работы.

4.Формы контроля:

-текущий (фронтальный, уплотненный, комбинированный);

-вспомогательный (викторина, тест, игровые формы контроля);

-срезовый (устный, письменный);

-тематический;

-рейтинговая форма контроля.

Тема 5. Объединение Руси.

  1. Содержание исторического материала:

-возвышение Москвы;

-княжение Дмитрия Донского;

-Литва и Русь в конце XIV-XV в.в.;

-феодальная война второй четверти XV в.;

-эпоха Ивана III;

-Русское государство в конце XV-XVI в.в.

-религиозная и общественно-политическая мысль на Руси в XIV-XV в.в.;

-культура Руси XIII-XV в.в..

2.Уровень обязательной подготовки учащихся:

а) уровень предъявления учебного материала:

-знать периодизацию и хронологические границы истории Руси VIII-XV в.в.;

-иметь представление об историко-географическом положении Московской Руси, о характере взаимодействия человека и природы;

-представлять сущность и своеобразие поземельных отношений Московской Руси, развитие материального производства, его эволюцию, своеобразие социально-экономического развития Руси в эпоху образования централизованного государства;

-уяснить характер этнических процессов, историю становления русской нации;

-знать основные факты становления и развития русского государства, формы политической власти, выдающихся общественных и политических деятелей;

-понимать характер и особенности социальных движений в период становления Московской Руси;

-представлять социальную структуру, ее изменения в период становления Московского государства;

-знать основные достижения культуры, ее основных представителей, оценивать ее место в мировой культуре;

-выявить значение древней и средневековой русской истории для последующего развития русского государства.

б) понятийный аппарат:

-этапы формирования русской государственности;

-централизованное государство;

-формирование института крепостного права;

-многоукладность хозяйства;

-абсолютная власть;

-монархия;

-феодальная война;

-феодальное общество;

-исторические особенности развития культуры;

-сословия;

-поместная система;

-самодержавие;

-местничество;

-дворяне.

в) умения и навыки:

-соотносить однотипные и (или) одновременные процессы отечественной и зарубежной истории;

-извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории;

-словесно описывать исторические события;

-уметь работать с текстом (учебным, научным, научно-публицистическим);

-устанавливать последовательность исторических событий;

-выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе;

-сравнивать факты, события;

-анализировать социально-экономические изменения;

-составлять развернутые исторические характеристики (сравнительные характеристики исторических процессов, деятелей, памятников культуры);

-формулировать собственное мнение.

3.Формы уроков:

-исследование;

-практикум;

-проблемный урок;

-урок опережающего знания;

-семинар;

-игра, путешествие;

-комбинированные уроки.

4.Формы контроля:

-текущий контроль (фронтальный, уплотненный, комбинированный, тестовый, выборочный, разноуровневый);

-вспомогательный (викторина, кроссворд, тест);

-срезовый (устный, письменный, разноуровневый);

-тематический (письменный, разноуровневый);

-рейтинговая форма контроля.

         Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме

                                   “Киевская Русь”.

                           

                              Тематический  контроль.

                                         А – вариант

Какие важнейшие изменения произошли в славянском обществе к X- XI векам по сравнению с VI- VIII веками?

Ответить по таблице:

     Линии сравнения

      VI- VIII века

        X- XII века

1. Организация общества

2. Религия

3. Землевладение

4.Структура общества

                                        В – вариант.

На какие категории делилось население Киевской Руси в X- XII веках?

Какие формы зависимости населения существовали в это время?

                                        С –  вариант.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

 В чём значение этого события?

                                  Общий вариант.

1.Каковы были важнейшие занятия восточных славян в VI- VIII веках?

Почему именно эти занятия составили основу славянского хозяйства?

2.Соотнесите события и даты:

Принятие Русью христианства                                 945 г.

Образование Древнерусского государства              879 г.

Смерть Рюрика                                                           988 г.

Восстание древлян против князя Игоря                   IX в.

3.Дайте определения терминам:

           государство –

           вотчина –

           религия –

                                                         Срезовый контроль.

Сравните общественный строй восточных славян и Киевской Руси по таблице:

Линии сравнения

Восточные славяне      

           Киевская Русь

1.организация общества

2. управление

3. структура общества

   

          Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме

                                  «Русь под игом».

                                 

                                 Тематический контроль.   

                                            А - вариант.

1.Какие пути сопротивления избрали русские князья монгольскому нашествию?

В чём преимущества и недостатки этих путей?

2.В чём состояли различия в политике Александра Невского и его брата Андрея по отношению к Орде?

                                            В – вариант.

1.Какие последствия имело монгольское нашествие для политики, хозяйства и культуры Руси?

2.Каково значение Невской битвы и Ледового побоища?

                                            С – вариант.

1.Почему Русь не смогла справиться с монгольским вторжением?

2.Как Орда осуществляла свою власть над Русью?

                                             Общий вариант.

1.Почему Северо-Восточную Русь монголам удалось покорить значительно быстрее, чем Южную и Юго-Западную?

2.Дайте характеристику Александру Невскому.

3.Составьте хронологическую таблицу завоевания Руси монголами:

              Дата

                         Событие

                                           Срезовый контроль.

1.Составьте хронологическую таблицу борьбы Руси за независимость (1237-1382 годы)

            Дата

               Событие

                   Итог

2.Назовите известных вам политических и общественных деятелей Руси и Золотой Орды в период с 1237 по 1382 годы?

3.Когда и при каких обстоятельствах Южная и Юго-Западная Русь освободились от монгольского ига? Каковы последствия этого события?

        

              Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме:

                                      “Объединение Руси”.

                                 Тематический контроль.

                                           А - вариант.

Что представляла собой Московская Русь в конце XV века?

Ответить по плану:

1.Историко-географическое положение.

2.Характер великокняжеской власти.

3.Система управления.

4.Положение отдельных групп населения.

5.Особенности хозяйства.

6.Особенности культуры.

                                               В - вариант.

1.В чём состояли причины феодальной войны второй четверти XV века?

Какое влияние оказал её исход на дальнейшее развитие России?

2.Какие изменения произошли в положении Москвы к концу феодальной войны по сравнению с 20- ми годами XVI века?

                                             С - вариант.

В чём заключались причины соперничества Москвы и Литвы?

Почему Великому княжеству Литовскому и Русскому не удалось стать центром объединения русских земель?

                                              Общий вариант.

1.Каковы были причины объединения русских земель в единое государство?

2.Каковы причины и значение победы Руси в Куликовской битве?                                            

3.Составте хронологическую таблицу: “Объединение Руси”.

                  Дата

                         Событие

4.Назовите даты правления:

                       Дмитрия Донского;

                       Ивана III;

                       Василия III.

5.Дайте определение терминам:

                      - крепостное право;

                      - сословия;

                      - поместная система;

                      - самодержавие.

                             

                               Срезовый контроль.

Охарактеризовать особенности политического строя Руси при:

                     - Дмитрии Донском;

                     - Василии II Тёмном;

                     - Иване III.

               Тематический и срезовый контроль (примерный) по теме:

                       “Период раздробленности на Руси”.

                                     Тематический контроль.

                                                       А – вариант.

Что представляла собой Русь накануне монгольского нашествия?

                                          План ответа:

1.Историко-географическое положение.

2.Характер княжеской власти.

3.Политическое положение Руси, взаимоотношения с другими государствами.

4.Положение отдельных групп населения.

5.Особенности хозяйства.

6.Особенности культуры.

                                                       В – вариант.

Назвать отличия Новгородского политического строя от политического строя Владимиро-Суздальского княжества.

                                                      С – вариант.

Назвать причины перехода Руси к политической раздробленности. Как политическая раздробленность сказалась на внутреннем и внешнем положении Руси?

                                                    Общий вариант.

1.Как изменилась на протяжении XI- XII веков роль Киева?                                  

2.Какие события произошли в: - 1054 г;

                                                       -1097 г;

                                                      -1212 г.?

3.Назвать даты правления:  - Андрея Боголюбского;

                                               - Ярослава Мудрого.

 4.Как вы понимаете следующие термины: - вотчина;

                                                                          - культура;

                                                                      - политическая раздробленность;

                                                                      - вервь.

                                              Срезовый контроль.

1.Назовите особенности хозяйства:

                  - Новгородской земли;

                  - Северо–Восточной Руси;

                  - Южной и Юго-Западной Руси.

2.Назовите особенности политического строя:

                 - Новгородской земли;

                 - Северо-Восточной Руси;

                 - Южной и Юго-Западной Руси.

Сценарий  урока.

Урок истории России в 6 классе.

         

Тема урока: Русские князья и Золотая Орда.

Учебно-методическое обеспечение.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.- :Просвещение, 2012.

Цели урока:  1. Обучающая:

                        Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и  ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси.

                       2.Развивающая (предметно-практическая):

                       Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы

с помощью специфического отбора материала.

                       3.Воспитательная:

                       Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.

Понятийный аппарат урока:  

-хан;

-Золотая Орда;

-иго;

-упадок хозяйства и культуры;

-зависимость;

-военный союз;

-ярлык, ордынский выход.

Техническое и методическое обеспечение:

-интерактивная доска (набор карт, репродукции, схемы сражений);

-карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;

- сборник древнерусских лирических и эпических произведений «Сердца из крепкого булата» (М.,Патриот,1990г.), с.с.238-242 «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».

Форма урока:         проблемный урок.

Формы контроля на уроке:

-вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная;  ответы: устные, письменные) контроль;

-индивидуальный (устный, письменный) контроль;

-обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.

Формы работы на уроке:

-проблемное изложение материала;

-эвристическая беседа;

-постановка и решение проблемы;

-формирование понятий;

-работа у карты и с картографической информацией;

-обобщение материала.

                       Структура урока:

I. Проверка домашнего задания.

    1.Подготовительная вводная беседа.

    2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый).

    3.Индивидуальный ответ у интерактивной доски:

        -письменный;

        -работа с картой.

    4.Проверка знания понятийного аппарата.

    5. Работа с картой.

    6.Обобщающий вопрос – подготовка к изучению нового материала.

    7. Вывод.

II. Изучение и закрепление  нового материала.

    1.Информативный блок (постановка проблемы).

    2.Практический блок (решение проблемы).

    3.Обобщающий блок (вывод).

III. Оценки за урок.

     Домашнее задание.

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания.

1.Подготовительная вводная беседа.

2.Индивидуальный ответ: (интерактивная доска)

   - выделить из представленного на доске последствия монгольского   нашествия;

   -выделить культурные, социальные, политические последствия.

3.Экспресс-опрос:

  -когда Русь была завоевана монголами (назвать дату);

  -почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?

4. Работа над понятийным аппаратом:

    -что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»;

    -что они называли Золотой Ордой?

    -назовите столицу Золотой Орды;

  -кто такой хан?

5.Работа с картой: (интерактивная доска)

   Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?

6. Обобщающий вопрос (подготовка к изучению нового материала) -

индивидуальный устный ответ на вопросы:

         В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после              

          монгольского нашествия?

          Выделить из написанных на доске последствий монгольского                   завоевания те, что касаются положения русских князей.

  1. Вывод:

Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.

II. Изучение нового материала.  

    Постановка и решение проблемы о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды.

  1. Информативный блок. Постановка проблемы:

 Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?

  • Основные даты темы:

1243-получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение.

1247-гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.

  • Персоналии темы:

- Александр Ярославич Невский

- Ярослав Всеволодович

- Михаил Черниговский

- Батый-хан

  • Основные понятия темы:

- численники;

- баскаки;

- «выход»

- ярлык.

  • Рассказ учителя. (показ репродукций)

План:

- получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.;

- гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.;

- гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г.

( зачитывание отрывка из «Сказания»);

- использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах;

- сбор дани русскими князьями;

- проведение переписи Александром Ярославичем Невским.

  • Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.

  1. 2.   Практический блок-  решение проблемы:

Завершающий вопрос по рассказу учителя:

-   Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?

( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды.  В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая  и  военная  поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для  упорядочения сбора дани.)

- Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить?

( Ответ:  Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды;  второй - военно-союзнические отношения.)

3.  Вывод.

Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз.

 О чем говорят нам  полученные сегодня знания?

( Ответ:  Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.)

  1. Задание на дом.
  2.  Оценки за урок.

                                     

Урок   окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...