Главные вкладки

    ООН - история и современность
    методическая разработка по истории (10 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Материалы по истории ООН

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ООН - история и современность76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                        Круглый стол

                  «Организация Объединённых наций

                        и миротворческие силы ООН»

          7 декабря 2013 года в ГБОУ СОШ № 1987 был проведён круглый стол в Актовом зале школы по теме «Организация Объединённых Наций и миротворческие силы ООН» для учащихся 8а, 9а, 9б и 10 а классов. Ведущим круглого стола был учитель истории и обществознания В.В. Корпачёв.

         Круглый стол был приурочен к очередной годовщине принятия Всеобщей Декларации прав человека ООН (10 декабря 1948 года). Была рассмотрена история создания ООН в 1945 году, сделаны сообщения по Уставу ООН и структуре этой крупнейшей международной организации: роль Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Генерального секретаря ООН.

         Особое внимание было уделено вопросу о структуре и роли миротворческих сил ООН – так называемых «голубых касок», их функционированию, полномочиям и участию в миротворческих операциях, о роли, которую играет Россия в миротворческих силах ООН.

         Тема круглого стола очень заинтересовала учащихся, которые задали много вопросов по истории и структуре ООН, а также по роли, значению и структуре миротворческих сил ООН.

    ООН – история и современность

           Почему мы решили посвятить наш урок Организации Объединённых Наций? Непосредственный повод к этой конференции – очередная годовщина принятия ООН Всеобщей Декларации прав человека 10 декабря 1948 года.

         В современном мире очень актуальны цели и принципы, на которых построена ООН с момента её создания.

    История ООН

         Создание ООН стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с нацизмом во время Второй мировой войны. Название «Объединённые Нации» было предложено президентом США Ф. Рузвельтом и впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 года, в соответствии с которой представители 26 государств обязались продолжать совместную борьбу с нацистской  Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией.

        Устав ООН («Конституция» ООН) был разработан на учредительной конференции ООН, проходившей в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. Устав вступил в силу 24 октября 1945 года, когда его ратифицировали более половины подписавших его государств. Дата вступления в силу Устава ООН официально является днём основания ООН. Штаб-квартира ООН – Нью-Йорк.

         Главные цели ООН, в соответствии с Уставом ООН, – 1) поддержание международного мира и безопасности; 2) недопущение агрессии и наказание агрессора; 3) содействие в соблюдении фундаментальных прав человека.

    Структура ООН

    1. Совет Безопасности (5 постоянных членов (обладающих правом вето) – Россия, США, Англия, Франция, Китай + 10 непостоянных членов – по 2 от каждой части света, избираемые на 2 года). СБ несёт основную ответственность за поддержание мира и безопасности: 1) вводит международные санкции; 2) направляет миротворческие силы ООН; 3) санкционирует проведение военных операций для наказания агрессора.

    2. Генеральная Ассамблея – входят все страны-члены ООН (ныне – 192). Главный совещательный орган. Резолюции ГА не имеют обязательной, принудительной силы.

    3. Генеральный секретарь ООН – высшее должностное лицо ООН, избирается на 5 лет с правом переизбрания. Возглавляет Секретариат ООН – орган, обеспечивающий повседневную работу ООН.

    4. Международный Суд ООН (15 членов, штаб-квартира – в Гааге) – разрешает споры и разногласия между государствами. Стороной в МС может быть только государство (не отдельный человек).

    5. Экономический и Социальный совет – сотрудничество в экономической и социальной областях.

    6. Специализированные учреждения ООН – ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, МАГАТЭ, ФАО, ВОЗ и другие.

    Генеральная Ассамблея (глава – Председатель ГА ООН)

       Каждый год проходит осенняя сессия ГА ООН – сентябрь – ноябрь

    Совет Безопасности ООН

        Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

        Пять постоянных членов – право вето. Вето – право, означающее то, что тот, кто это право применяет, может заблокировать принятие того или иного решения.

       Право вето в СБ ООН – абсолютное, то есть неотменимое. Например, если 14 членов СБ ООН выступают за решение, а один постоянный член СБ – против, то есть применяет право вето, то решение не принимается.

        СБ ООН может принять решение о военном вмешательстве в случае вооружённого конфликта. Пример: решение (резолюция) СБ ООН в 1990 году о военном ударе по Ираку, захватившему Кувейт. В 2003 году такого решения СБ ООН не было, и США и их союзники начали войну с Ираком без санкции СБ ООН (Россия, Китай и Франция наложили вето).

    Генеральный секретарь ООН

       Высшее должностное лицо ООН. Не избирается из стран – пяти постоянных членов СБ ООН и (как правило) их  союзников по военно-политическим блокам. Нынешний генсек ООН – 8-й с 1946 года: Пан Ги Мун (Южная Корея, род в 1944 году) – с 2007 года.

    Государства-члены ООН

       Первоначальные члены (члены-учредители) ООН – 51 государство (1945 год). Ныне – 192 государства. Все независимые, суверенные, международно признанные государства, субъекты международного права, кроме – частично признанных (Тайвань, Косово, Абхазия, Южная Осетия, Северный Кипр) и самопровозглашённых, никем  не признанных (Приднестровье, Сомалиленд). Также не входит Ватикан (только как наблюдатель).

    Языки ООН

       Официальные – английский, французский, русский, китайский, испанский, арабский. Всего – 6 языков.

       Рабочие – английский (основной) и французский.

    Бюджет ООН

       Наибольший вклад – США (22%), Япония (17%); Россия – 1,2 % (2009 год – 33 млн. долл.).

    Устав ООН

       Первый в истории международных отношений документ, который закрепил обязанности государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

       Преамбула (Введение к Уставу ООН): «Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека».

        Принципы международного сотрудничества, зафиксированные в Уставе ООН:

    1. Суверенное равенство государств-членов ООН;
    2. Разрешение международных споров только мирными средствами;
    3. Отказ от применения силы в международных отношениях;
    4. Невмешательство ООН во внутренние дела государств.

    Декларации и Конвенции ООН

    1. Всеобщая Декларация прав человека – 10 декабря 1948 года.
    2. Договор о нераспространении ядерного оружия – 1968 год.
    3. Конвенция о правах ребёнка – 1989 год.
    4. Киотский протокол о сокращении вредных выбросов в атмосферу – 1997 год.

    Миротворческая миссия ООН

    Решение о миротворческой миссии принимается ГА ООН и СБ ООН. Эти миротворческие операции выражаются в:

    1. Проведение переговоров с конфликтующими сторонами (война между государствами или внутригосударственный конфликт) с целью их примирения;
    2. Проверка соблюдения договорённостей о прекращении огня;
    3. Представление гуманитарной помощи;
    4. Мониторинг ситуации.

    Примеры миротворческих миссий ООН:

    1. Арабо-израильский конфликт 1948 года;
    2. Кипр 1974 года (греки и турки);
    3. Грузия 1993 года (грузино-абхазский конфликт);
    4. Бывшая Югославия;
    5. Сомали.

      Государства предоставляют солдат для миротворческих сил в добровольном порядке. Командование назначается ГА и СБ ООН (как правило, не из представителей 5 постоянных членов СБ ООН).

    Награды ООН

       ООН – лауреат Нобелевской премии мира за 2001 год (совместно с генсеком ООН – тогда Коффи Аннан из Ганы).

    Вооружённые силы ООН по поддержанию мира («голубые каски»)

        Воинские контингенты стран-членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий, если меры косвенного характера оказались недостаточными. Решение о создании и использовании ВС ООН принимает СБ ООН. Руководство ВС ООН осуществляет Военно-штабной комитет ООН. В 1988 году Вооружённые силы ООН были удостоены Нобелевской премии мира.

         Международный день миротворцев ООН установлен ООН в 2003 году – отмечается 29 мая.

        Операции ВС ООН: 1) Кипр – разделение турок и греков – с 1974 года; 2) Ливан – гражданская война с 1978 года.

       Россия в миротворческих операциях (решение об участии России принимает Совет Федерации Федерального Собрания РФ и утверждает Президент РФ):

    1. 1992 год – в бывшей Югославии – 1600 человек (до 2003 года, Босния);
    2. 1999 год – Косово, 1600 человек, до 2003 года;
    3. 2000 год – Сьерра-Леоне, 114 лётчиков;
    4. 2003 год – Либерия, 2004 год – Бурунди, 2005 год – Судан;
    5. 2008 год – Чад (лётчики) и Центрально-Африканская Республика.

    Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

       Создан в 1946 году. Первоначальная цель – помочь детям, пострадавшим во время Второй мировой войны. Штаб – квартира – Нью-Йорк.

      Основные цели: 1) сокращение детской и материнской смертности; 2) обеспечение всеобщего начального образования (главным образом, в бедных странах).

       Представительство ЮНИСЕФ в России – с 1997 года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный интерактивный урок "Республика Марий Эл: история и современность"

    Урок для 10 класса, проведен в форме пресс-конференции, рассчитан на 2 часа. Интегрируемые предметы: история, обществознание, экономика, география, право, использован региональный компонент. Урок подг...

    План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"

    Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....

    Урок "Силикатная промышленность: история и современность"

    Урок с использованием проектно-исследовательской технологии. Сопровождается презентацией. Для самостоятельной работы учащихся на уроке предназначены карты-схемы по отраслям силикатной промышленности. ...

    Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)

    В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея...

    Презентация к уроку "Силикатная промышленность: история и современность"

    Презентация сопровождает урок "Силикатная промышленность: история и современность""...

    Инновационные технологии на уроках истории в современной школе

    Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал  цели, задачи и структуру приведённых методов работы....

    Российские профсоюзы: история и современность.

    Методическая разработка урока по обществознанию для 9,11 классовСсылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2df00595&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%...