Раабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной  программе  при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_klass_2014.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

Курс  истории  на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая  историю  на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение  истории  позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе в ходе изучения  истории  происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной  программе  при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

В цели курса входит:

-Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

-Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

-Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные формы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий- буддизма и христианства);

аскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов в древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

- умения дискутировать и отстаивать свои взгляды;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко- географических объектов;

- умения анализировать исторический источник;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова.

Планирование составлено с учетом достижения определенных результатов обучения, которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту и целям изучения истории.

                                 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

уметь

определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

группировать исторические явления и события по заданному признаку;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

   Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

       Метапредметные результаты изучения истории  выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

    Предметные результаты изучения истории учащимися 5 классов включают:

  · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;                                                                                                · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;                                                                                                                · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;                                · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

   Формы контроля:

словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.

                             Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа для 5-9 классов полностью соответствует требованиям «Обязательного минимуму содержания основных образовательных программ» В базисном учебном плане на изучение истории в 5 классе отведено 68 часов.

Количество часов:

Всего 68; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ 1;

Административных контрольных работ 1.

                         Тематическое планирование по дисциплине                                                                                «История Древнего мира»

№ п/п

    Наименование   разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Контрольная работа, ч.

1

Введение. Что изучает история?

1

1

2

 Первобытное общество

7

6

1

3

 Древний Восток

20

17

3

4

 Древняя Греция и эллинистический мир

21

18

3

5

 Древний Рим

19

17

1

1

               Итого

68

59

          8

1

                                   Содержание учебного предмета                                                                                        «История древнего мира»

Введение. Что изучает история? (1 час)

Первобытное общество (7 часов)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.        Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.                                                         Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.                                                                                                         Тестирование на тему: «Жизнь первобытных людей»

Древний Восток (20 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.                                                                                 Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.                                                                 Культурное наследие Древнего Востока.                                                                                 Тестирование на тему: «Древний Египет», «Древний Восток».

Древняя Греция и эллинистический мир (21 час)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.                        Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.                                         Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.                                         Тестирование на тему: «Древняя Греция»

Древний Рим (16 часов)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.                                                                                                                        Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.                                                                 Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.                                                                Контрольная работа на тему: «Древний Рим»

                         

                          Календарно-тематическое планирование

№ п/п

   Наименование   разделов и тем

   Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

 Дата проведения

       занятия

Планируемая

Фактическая

  1.

 Введение. Что изучаеи история?                                          

 вводный

     1

  беседа

2.09

 1

 Жизнь первобытных людей

    7

1.1

 Древнейшие люди

комбинированный

    1

   беседа

5.09

1.2

Родовые общины охотников и собирателей

комбинированный

    1

устный  опрос

9.09

1.3

Возникновение искусства и религиозных верований

урок-практикум

    1

решение творческих задач

12.09

1.4

Возникновение земледелия и скотоводства

комбинированный

    1

беседа

16.09

1.5

Появление неравенства и знати

комбинированный

    1

беседа

19.09

1.6

Жизнь первобытных людей

урок закрепления знаний

    1

тест

23.09

1.7

Счет лет в истории

урок изучения нового материала

    1

устный  опрос

26.09

 2

      Древний Восток

  20

2.1

Государство на берегах Нила

комбинированный

  1

беседа

30.03

2.2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

комбинированный

  1

индивидуальная работа по карточкам

3.10

2.3

Жизнь египетского вельможи

урок-игра

   1

 блиц-опрос

7.10

2.4

Военные походы фараонов

комбинированный

   1

беседа

10.10

2.5

Религия древних египтян

комбинированный

    1

устный  опрос

14.10

2.6

Искусство Древнего Египта

урок-семинар

    1

поиск информации

17.10

2.8

Древний Египет

урок-контроля

    1

Тест

21.10

2.9

Древнее Двуречье

комбинированный

    1

беседа

24.10

2.10

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

комбинированный

    1

индивидуальная работа по карточкам

28.10

2.11

Финикийские мореплаватели

комбинированный

    1

творческая работа

31.10

2.12

Библейские задания

комбинированный

    1

беседа

11.11

2.13

Царство Давида и Соломона

комбинированный

    1

работа по карточкам

14.11

2.14

Ассирийская держава

комбинированный

    1

беседа

18.11

2.15

Персидская держава «Царя царей»

комбинированный

    1

работа по карточкам

21.10

2.16

Природа и люди Древней Индии

комбинированный

    1

устный опрос

25.11

2.17

Индийские касты

комбинированный

    1

беседа

28.11

2.18

Чему учил Китайский мудрец Конфуций

комбинированный

    1

беседа

2.12

2.19

Первый властелин единого Китая

комбинированный

    1

устный  опрос

5.12

2.20

Древний Восток

урок-контроля

    1

  тест

9.12

  3

      Древняя Греция

   21

 3.1

Греки и критяне

урок изучения нового материала

    1

беседа

12.12

3.2

Микены и Троя

комбинированный

    1

беседа

16.12

3.3

Поэма Гомера «Илиада»

комбинированный

    1

беседа

19.12

3.4

Поэма Гомера «Одиссея»

комбинированный

    1

беседа

23.12

3.5

Религия древних греков

комбинированный

    1

Устный опрос

26.12

3.6

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

комбинированный

    1

беседа

30.12

3.7

Зарождение демократии в Афинах

комбинированный

    1

Творческое задание

3.8

Древняя Спарта

урок-семинар

    1

Поиск информации

3.9

Основание греческих колоний

комбинированный

    1

беседа

3.10

Олимпийские игры в древности

комбинированный

    1

историческая игра

3.11

Победа греков над персами в Марафонской битве

комбинированный

    1

решение исторических задач

3.12

Нашествие персидских войск на Элладу

комбинированный

    1

беседа

3.13

В гаванях афинского порта Пирей

комбинированный

    1

беседа

3.14

В городе богини Афины

урок-игра

    1

игра «Жили ли они?»

3.15

В афинских школах и гимнасиях

семинар

    1

поиск информации

3.16

В театре Диониса

комбинированный

    1

беседа

3.17

Афинская демократия при Перикле

комбинированный

    1

беседа

3.18

Города Эллады подчиняются Македонии

комбинированный

    1

письменная работа

3.19

Поход Александра Македонского на Восток

урок-практикум

    1

решение исторических задач

3.20

В древней Александрии Египетской

комбинированный

    1

беседа

3.21

Древняя Греция

урок-контроля

    1

 тест

 4

         Древний Рим

  19

4.1

Древнейший Рим

комбинированный

   1

беседа

4.2

Завоевание Римом Италии

комбинированный

   1

устный опрос

4.3

Устройство Римской республики

комбинированный

   1

устный опрос

4.4

Вторая война Рима с Карфагеном

комбинированный

   1

беседа

4.5

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2 веке до нашей эры

урок-практикум

   1

решение исторических задач

4.6

Рабство в Дремнем Риме

комбинированный

   1

беседа

4.7

Земельный закон братьев Гракхов

комбинированный

   1

беседа

4.8

Восстание Спартака

урок-дискуссия

   1

дискуссия

4.9

Единовластие Цезаря

комбинированный

   1

беседа

4.10

Установление империи в Риме

комбинированный

   1

устный опрос

4.11

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

комбинированный

   1

беседа

4.12

В Риме при императоре Нероне

комбинированный

   1

устный опрос

4.13

Первые христиане и их учения

семинар

   1

поиск информации

4.14

Расцвет Римской империи во 2 –м веке

комбинированный

   1

устный опрос

4.15

«Вечный город» и его жители

комбинированный

   1

устный опрос

4.16

Римская империя при Константине

комбинированный

   1

беседа

4.17

Взятие Рима готами

урок-практикум

   1

решение исторических задач

4.18

Восточная Римская империя при Юстиниане

комбинированный

   1

беседа

4.19

Древний Рим

урок-контроля

   1

контрольная работа

                                    Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор.

                             Учебно-методическое обеспечение

Основная учебно-методическая литература:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2013. – 303 с.

Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Стандарты второго поколения/М.: Просвещение, 2011. – 342 с.;                                Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – 94 с.                                        Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования. Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение»,2011- стр.48;

Дополнительная учебно-методическая литература:                                                Смирнов. Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. - М.: Просвещение, 1998;                                                                                                         Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М., 1999;                      Литвинов.А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. - М., 1998;                      Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;        Крушкол.Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1987;        Майков А.Н.История.Введение в историю/М.2008г    

    CD                                                                                                                Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).                                                                                                «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.

Интернет-ресурсы:                                                                             chinascout.narod.ru,                                                                                                 har.ru, strana-oz.ru,                                                                                         soldiering.ru.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...