цикл уроков "История бала в России"
проект по истории (5 класс) на тему

Уварова Елена Валерьевна

Цикл уроков "История бала в России" был проведен в декабре 2013 года в рамках подготовки общешкольного проекта "Бал". Уроки разработаны для учеников 5,6,8,9,11 классов. Основу урока составлет работа с документами, иллюстрациями, рабочими листами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл уроков  «ИСТОРИЯ БАЛА»

Цели цикла:

  1. Образовательные – создание целостной картины бала как явления в культурной жизни России 18-19 веков; сообщение ключевых знаний об особенностях поведения на балу в разные исторические эпохи;
  2. Воспитательные – воспитание уважения к истории и культуре своего народа, освоение правил этикета;
  3.  Развивающие – формирование умений работы с историческими документами и иллюстративным материалом, развитие коммуникативных способностей.

Используемые материалы:

  • тексты документов (Указы  Петра I  "Об ассамблеях" , " О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем", стихотворения А.С.Пушкина, Е.Баратынского, «Война и мир» Л.Н.Толстого)
  • иллюстрации сцен бала
  • рабочие листы для учеников
  • презентация «Петербургский бал 18 века»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕТЕРБУРГСКИЙ БАЛ В 18 ВЕКЕ

Слайд 2

Петровские ассамблеи Балы-ассамблеи были учреждены Петром Первым в 1718 году

Слайд 3

Петровские ассамблеи На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным увеселением были танцы.

Слайд 4

Танцы на ассамблеях Танцевали Англез Менуэт Гросфатер Контрданс

Слайд 5

Бальный зал

Слайд 6

Елизаветинские балы При Елизавете Петровне балы стали настоящим зрелищем Каждый дворянин был обязан посещать балы

Слайд 7

Елизаветинские балы «Зала была огромная, и зараз танцевали до двадцати менуэтов, что производило довольно странную, но в то же время приятную для глаз картину».

Слайд 8

Балы при Екатерине Великой Великолепные залы освещались тысячами восковых свечей, украшались зеркалами.

Слайд 9

Екатерининские балы



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал 2.jpg


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал 6.jpg


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал 8.jpg


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал 9.jpg


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал 10.jpg


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал11.jpg


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал1.jpg

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Расскажи, что ты знаешь о том, что делают на балу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие ты знаешь правила поведения на балу?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Что означают слова, перечисленные ниже:

а) ассамблея

б) этикет

в) кавалер

г) язык веера

д) светское общество

4. Составь рассказ по картинке

H:\История Бала\бал 14.jpg



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1. Прочитай текст и ответь на вопросы

Указ  Петра I    "Об ассамблеях"  от 25 ноября  1718  года

"Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.

1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.

2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.

3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые".

4. Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.

5. Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь не дерзает под штрафом великого орла (большой кубок с вином), но только по приезде и отъезде почтить поклоном должно».

Вопросы:

1. Что такое ассамблея в объяснении Петра I? _______________________________________________________________________________________

2. Какие правила проведения ассамблей он вводит?

_______________________________________________________________________________________

2. Ознакомься с текстом указа Петра I " О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем". Какие из перечисленных правил актуальны и сегодня? Попробуй сформулировать их современным языком. Как ты думаешь, каким образом относились к этим правилам те, кому они были адресованы?

3. Как ты понимаешь слова:

а) ассамблея

б) гостей потчевать

в) церемонии делать

г) особа знатная

д) дамы и кавалеры

е) полонез, менуэт, англез

ж) бальный этикет

з) элегантность

4. Как ты думаешь, какие элементы бала сохранились в современной общественной жизни? Поясни свое мнение примерами


О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

 

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

 3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

 5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

 7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

 9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

 11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "БАЛ"

УЧЕНИКА   ___    КЛАССА ________________________________________________________

1.  Рассмотри фото крупнейших бальных залов Петербурга. Попробуй определить характерные черты их убранства.

1)

2)

3)

2.  Прочитай воспоминания современников о балах 19 века в Петербурге, рассмотри картинки и попробуй сформулировать требования к внешнему виду дам и кавалеров.

1)

2)

3)

4)

...

3. Посмотри отрывок из кинофильма "Анна на шее" и составь рассказ о бале 19 века


Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.
Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них горят уборы головные;
По их плечам полунагим златые локоны мелькают;
Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают. (А.С.Пушкин)


Глухая полночь. Строем длинным, осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей; гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах, с улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала, с тупым вниманием глядят.  (Е.Баратынский)

Это был замечательный, почти сказочный вид, когда офицеры в своих многоцветных мундирах танцевали с элегантными дамами, чьи бриллиантовые диадемы и колье блестели и сверкали, а молодые девушки украшали себя только цветами. Офицеры-кавалергарды были одеты в красные мундиры, которые были их бальной униформой. Гусары были одеты в пурпурные доломаны с обшитыми собольим мехом ментиками, накинутыми на плечи. Казаки в их красных черкесках почти беззвучно скользили вокруг в своих кавказских сапогах с высокими голенищами. Среди всей этой красной униформы белели кирасирские мундиры. (З. Г. Менгден, фрейлина Императрицы Марии Федоровны)

Наташа ехала на первый бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь утра и целый день находилась в лихорадочный тревоге и деятельности. Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мам, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня получились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque.

Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно страдательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту. (Л.Н.Толстой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Земли «Охранять природу – значит охранять Родину» из цикла «Я - гражданин России».

Одним из самых важных направлений в науке об обществе является экологическое воспитание. Необходимо подробнее познакомить подрастающее поколение с тем, какую роль играет человек в природе. Оно ведь не...

История знамен и флагов (сценарий беседы из цикла "Государственная символика России")

Один из элементов моей деятельности – цикл бесед «Государственная символика России». Предлагаю фрагменты сценария беседы «История знамен и флагов» для обучающихся 5-6 классов. ...

Цикл лекций "Музыкальные инструменты России"

Эти лекции знакомят  учащихся с музыкальными инструментами разных  народов, населяющих просторы нашей России....

Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева...

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России

Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)Присоединение Крымского полуострова к территории РФПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска  Демещук Светлана Але...

Музыка на балах в России 19 века

Индивидуальный исследовательский проект...