Урок «Человек и война»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Дурыманова Ирина Сергеевна

Урок «Человек и война» проводится в 9 классе в рамках интегрированного курса «История России XX – начала XXI века» и «Истории Владимирского края». После изучения тематического блока «СССР во Второй мировой войне (1939-1945 гг.)», рассчитанного на 8 часов, планируется проведение данного урока. Выбор темы и материала для проведения урока обусловлен тем обстоятельством, что в фондах нашего школьного музея сохранились фронтовые письма. Таким образом, имеется возможность привлечь письменные исторические источники к изучению темы. К тому же, в современной отечественной историографии одним из развивающихся направлений является историческая психология – изучение ментальности, мотивов поведения людей. К наиболее интересным источникам относятся письма, отражающие специфический срез общественного сознания. Именно их изучение позволяет внести ощутимый вклад в «человеческую историю» (А. Верт). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_voyne.docx23.93 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Человек и война»

Цели урока:

образовательная:

актуализация знаний учащихся по теме «Великая Отечественная война», углубление источниковедческих знаний учащихся, расширение и углубление знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны;

развивающая:

развитие учебно-информационных умений (анализа исторических источников, аргументации, развитие умения самостоятельно готовить сообщение по теме), учебно-коммуникативных умений (предъявлять результаты своей деятельности, развитие навыка групповой работы);

воспитательная:

формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления нравственного опыта людей в прошлом; воспитание чувства долга и ответственности перед старшим поколением, чувства единства с жизнью предшествующих поколений; понимание бесчеловечности войн и их непригодности в качестве средства для разрешения конфликтов.

Формы и методы урока:

практическая работа с историческими источниками, частично-поисковый метод, групповая и индивидуальная формы работы.

Оборудование:

раздаточный материал (извлечения из фронтовых писем), аудиозапись песни «Вставай, страна огромная!», памятка с алгоритмом анализа исторических источников, сведения об авторах писем, большой макет фронтового письма.

Ход урока.

Вводное слово учителя (организационный момент, обоснование темы, постановка проблемы).

     Вам уже 15, живете вы, ребята, в хорошее время. А чуть менее 70 лет тому назад почти ваши ровесники ушли на фронт защищать Родину, которая не была для них пустым звуком. И все они писали письма домой, чтобы мать, сестра, жена знали, что они живы. В них они почти не описывали военных операций, не упоминали командующих, да и цензура не позволила бы им это осуществить. И нас сегодня это тоже интересовать не будет: основная канва военных событий вам известна. История знает не только глобальный масштаб, но в последнее время все больше интересуется временем и пространством, сжатым до одного дня, часа, судьбы одного конкретного человека. Появился даже специальный термин – микроистория, когда история войны видится не глазами военачальника, а простого солдата, непосредственного участника битвы. На уроке сегодня мы будем работать не с официальными документами, а с частным жанром – солдатскими письмами. Наша совместная работа - попытка поучаствовать в создании своей микроистории.

Вопрос классу: зачем хранить старые письма, ведь подчас уже нет и человека, который их писал?

Предполагаемые ответы учеников: эти письма расскажут о непосредственных впечатлениях от войны, помогут создать портрет фронтового поколения: какими они были – творцы Победы? Что ими двигало в этом аду, на передовой, где каждый прожитый день уже был подвигом?

Учитель: почему это важно? Я попробую убедить вас словами В. Быкова, тоже фронтовика: «Война закончилась давно, прискорбно, однако, что память о ней сокращается. Поколениям помоложе кажется, что для них наступило новое время, не связанное с проклятым прошлым, ставшим заслуженной участью их отцов и дедов. Все-таки многое в мире связано прочной бечевой, и, не распутав ее крепкие узлы, не очень-то продвинешься в счастливое будущее».

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная!». Когда начинает говорить учитель, звучит фоном.

Изучение и осмысление материала.

Учитель: война обрушилась на страну неожиданно. Война стала всеобщим горем, но основная тяжесть легла на советского солдата. Как живет человек на войне? Что он думает? Чувствует? О чем мечтает? Послушаем солдат. Прежде, чем мы обратимся к самим письмам, найдите памятку по анализу исторического источника.

Внешняя характеристика источника.

Сообщение ученика (было дано опережающее задание): фронтовые письма Великой Отечественной войны – документы XX века. Даты проставлены и в самих письмах, и в штемпелях. Вид источника – документы личного происхождения. Внешний вид писем – треугольники. Почему? Мы спросили самих ветеранов войны, бывших учителей школы – Фетисова Платона Дмитриевича и Павлову Анну Антоновну. Они ответили, что в полевых условиях, когда не было конвертов, клея, в конце концов, времени, эта форма была подходящей. К тому же, это было удобно для проверки военной цензурой. С октября 1942 года стали появляться и другие письма (показывает письмо Лепахина И.И.). В их оформлении использовались стихи, рисунки, отражающие героическое прошлое Родины. При написании солдаты пользовались в основном простым и химическим карандашом, редко чернилами. В ход шло все, что было под рукой: обыкновенные тетрадные листы, титульные листы брошюр, обрывки плакатов и т. д. Для анализа отобраны извлечения из писем:

Алексеева Василия Михайловича, уроженца деревни Нижнее Сельцо Владимирской области. На фронт попал, проходя службу в Красной Армии. В начале войны был рядовым пехотинцем. В августе 1943 года был ранен, лечился в госпитале. Летом 1944 года освобождал Белоруссию. Награжден орденом Красной Звезды. Пропал без вести в феврале 1945 года;

 Данилова Николая, сведений нет;

Зеленкова Алексея Ивановича, сведений нет;

Михайлова Николая Александровича, выпускника нашей школы 1941 года, участника войны с первых ее дней. В школе был общительным, веселым парнем, отлично учился, хорошо рисовал. Погиб в 1944 году в Прибалтике;

Лепахина Ивана Ивановича, участвовавшего в войне с августа 1942 по май 1945 года в пехоте. Сражался на 2-м и 3-м Белорусских фронтах. Начал войну рядовым, а окончил старшим лейтенантом;

Панюшкина Степана Михайловича, родившегося во Владимире. На фронте находился с первых дней войны. Имел звание капитана.

Успенского Сергея Владимировича, родившегося в 1906 году и пропавшего без вести в 1942 году.

Внутренняя характеристика источника.

Учитель: письма с фронта наполнены разными мыслями, чувствами, они касаются различных сторон жизни бойцов на фронте. Поэтому каждая группа получает свой тематический блок писем. Ваша задача – прочитать выдержки из писем, определить общую тему ваших фронтовых писем (о чем ваш блок?), раскрыть эту тему с помощью цитат, сделать собственные выводы.

Далее организуется групповая работа с тематическими блоками документов. После обсуждения слово предоставляется всем группам, групповые ответы сопровождаются комментариями учителя.

Выступление первой группы.

Тема определена как «Фронтовая жизнь – тяжелая работа». Основные положения выступления: при первом знакомстве бросаются в глаза те бытовые трудности, с которыми каждый день сталкивались бойцы – рытье окопов, недоедание, недосыпание, баня к празднику под открытым небом, чистое белье – высшее благо. К этим трудностям, кажется, невозможно привыкнуть. Вот как они описаны (цитаты). Что солдат волнует, кроме бани, вшей, еды? Главное для них – бой (цитаты). Таким образом, перед нами предстает внешняя сторона жизни на фронте. Отчетливо проступает образ войны как солдатской работы – тяжелой работы («надоело». А что надоедает? То, что не приносит радости, удовлетворения).

Совершенно очевидно, что ужасы войны притупляли восприятие смерти, появляется обыденность восприятия военного мира: «Конечно, про фронт можно писать очень много, но это писать пока не будем. Только напишу то, что волосы вянут без привычки, а привыкнешь, вроде бы так и надо»; «много раз я был в обществе смерти и не раз приходилось смотреть ей прямо в глаза, надо сказать, это вовсе не страшно, но надоедает». Война на глазах меняла людей – появлялось внутренне-внешнее ограничение человека: «Но ничего, война – ничего не попишешь, вернусь после того, как разобьем гадов».

Выступление второй группы.

Тема определена как «Источники победы». Почему мы победили? Что же двигало этими людьми в их непосильной борьбе? Приводятся цитаты, их которых выясняется, что месть, ненависть к врагу, любовь к Родине вели солдата к победе. «Мы будем мстить за наших детей, жен и стариков до тех пор, пока не останется ни одного немецкого солдата на нашей земле»; «не только все забывается, загораешься обратно одной мыслью – ненавидишь врага всеми силами своей души. И еще отомстить этим гадам за смерть своих дорогих братьев»; «Да, мама, если б вы только представили, что натворил в Беларуси этот проклятый немец. Несколько тысяч человек мы освободили из концлагерей, но из этих жителей в живых мало, а то все почти погибли от ран, от побоев, от голода. Да как вспомнишь это все, представь себе, так и хочется бить и бить эту черную гадину. Хотя и неплохо мы их били, но большинство взяли в плен. Я хвалиться не буду, а гордиться этим могу. Перебил я этих черных собак, так я сбился со счету, за что награжден орденом Красная Звезда и присвоением звания лейтенанта». Хотя месть, ненависть – чувства не христианские, но, наверное, на войне не могло быть иначе. Война не только собирает жертвы, уничтожает города и села, она разрушает души, сознание, представление о мире, о прекрасном. Но ключевым в ряду мотивов борьбы будет все же патриотизм (цитаты). Благодаря этому качеству, которое воспитывалось в молодежи 20-30-х гг., советский народ выиграл войну.

Выступление третьей группы.

Эти письма не другие, просто они полнее раскрывают солдата как человека, которого заботит не только еда, баня и передовая, но и семья, родительский дом, как человека, который боится смерти, но верит, что быть трусом позорно. Итак, какими они были?

Во-первых, поражает в них единение интересов личного и государственного. Это поколение с развитым чувством долга. Они понимали свою ответственность за судьбу Родины, за судьбу своих близких и родных: «Маму развеселяй, потому что я понимаю – ей тяжело, но надо защищать Родину»; «Моя милая, сейчас, вот в эту минуту вспомнил тебя, вспомнил про всех родных и знакомых, все они промелькнули в моих глазах, как живые, и пропали. Увидел тебя красивой, хорошей и обратно все ушло. Чувство долга и ответственности перед Родиной выше всего самого дорогого в жизни».

Во-вторых, несомненно, они были патриотами. Причем чувство любви к Родине существовало не только на уровне эмоций, но и конкретных действий по ее освобождению. Они понимали, что от них зависит успех боя, победа и возвращение к прежней жизни (цитаты).

При всем том этим людям были присущи и человеческие чувства, которые были вызваны этой трагедией: острое переживание разлуки с родными (цитаты) и страх. Страшно ли им было на той войне? Страх перед войной ненавязчиво, но все же проступает в письмах: «Факт тот, что жизнь я считаю не годами, а минутами»; «часто желаешь, чтобы скорее кончилась эта «музыка»; «страшно смотреть на убитых молодых людей». Трудно представить, что пережили эти люди. Но еще труднее – как пережили. Каким усилием воли можно было не только удерживать себя на передовой, но и бить врага, расстаться со своим довоенным прошлым – родными местами, близкими людьми? Наверное, была невероятная внутренняя работа по преодолению этих трудностей, страха, ужаса, себя. Этот страх подавлялся и осознанием того, что его трусость станет позором для всей семьи (цитаты).

Практически во всех письмах отражается уверенность в победе советских солдат. Очевидно, на сознание воинов влияла официальная пропаганда. Но эта вера, несомненно, помогала переживать трудности.

В письмах с фронта очень скупо сообщается о военных действиях. Солдаты считали, что вести с фронта должны были быть оптимистичными и вселять уверенность в победе («мы вернемся домой победителями»; «наша жизнь с тобой должна вернуться»). Военные письма, как это ни странно, содержат и долю юмора («дела идут на большой палец», «становится тогда хорошо на душе, когда врага бьешь, как мух»), и это поражает. Так могли писать только сильные духом люди.

Рефлексия.

Давайте задумаемся, что дала нам эта информация? Чему научила? Подвести итоги нам помогут следующие вопросы:

Почему письма можно считать историческим источником?

В чем специфика этого источника?

Назовите сильные и слабые стороны этого источника?

Что нового вы узнали, открыли для себя, познакомившись с фронтовыми письмами?

Давайте сформулируем основные выводы по теме:

хотя письма и не производят удручающего впечатления, но, несомненно, война – тяжелая работа;

солдатскому мировоззрению были присущи и нечеловеческая храбрость, мужество, героизм, и чувство страха, и неподдающаяся осознанию ненависть к врагам, и обыденность восприятия войны;

месть, ненависть к врагу, любовь к близким вели солдата к Победе, но ключевым качеством будет все же емкое – патриотизм. Из него вырастал героизм – истинный патриотизм, замешанный на общечеловеческой драме, которая объединяла людей. Надо было защищать Родину!

Заключительное слово учителя:

солдатские письма обогащают наши знания о войне, представляя «окопную» правду об этом событии, т. к. «письма – само прошедшее, как это было» (А.И. Герцен). К тому же, они раскрывают нам образ поколения победителей. Да, Великая Отечественная война была действительно великой. И величие ее измеряется не тем, сколько наших людей погибло в этой войне. Ее величие в том, что, несмотря на, казалось бы, полное поражение в первые месяцы войны, страна, люди сумели остановить немецкие войска, отстояли Москву, Ленинград и перешли в наступление. Потому, что Родина не была для них пустым звуком. А что для нас Родина? Мы, к сожалению, не часто задумываемся над этим. Может быть, Бог не шлет нам таких испытаний?

И еще. На войне быстро мудрели. Как актуальны слова из военного письма, словно обращенные к нам: «Война – это неплохая учеба, она учит людей ценить и любить мирную жизнь». Воистину нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить данность.

Благодарю за работу!

Домашнее задание: выдержав условия жанра, напишите письмо фронтовому поколению со словами, которые вы сочтете нужными для них написать.



Предварительный просмотр:

Приложение.

Первая группа писем.

1.   05.11.42. «Мы себе к празднику устроили баню. Нагрели горячей воды и под открытым небом мылись, и одели все чистое и теплое, так что обо мне не беспокойся...

Из газет узнал, что завод получил знамя, чему был очень рад. Изредка читаю «Рабочий край». Вот уже три месяца как находимся в боях.»

2.   18.12.42. «Привет с фронта! Здравствуйте дорогие мои Шура, сынок Эдик и бабушка. Шлю я вам всем горячий привет и желаю вам самых наилучших пожеланий в вашей жизни. Простите, что не давал о себе ничего знать. Я пока что жив и здоров. Получил 15-го от вас сразу четыре письма: два твоих, одно Эдика и от Раи, а сегодня последнее от 6-го декабря. Письмам я был очень и очень рад. Я писал уже вам, что посылки получил все в целости, за которые всех сердечно благодарю. Поэтому 5-го декабря у меня был настоящий праздник... Сейчас у нас настоящая зима, погода стоит очень неустойчивая, дуют сильные ветры. Мы по-прежнему живем в окопах, очень поднадоело, так как все время приходится быть на четвереньках да лежа. Если достанем где дров, то помаленьку подтапливаем. Хорошо, что дали теплое обмундирование, да и валенки попались очень теплые. В общем, одет хорошо. Питание по-старому, два раза. Хлеба мне хватает. Иногда начальствующему составу дают из положенного спецпайка печенье, сливочное масло (за декабрь дали уже 500 гр.), консервы...»

3. «Морозы начались, и бывает довольно холодно, но я, когда приходится отдохнуть, закутаюсь шинелью, а сверху плащ-палаткой, в головы положу аппарат и сплю очень хорошо, а вчера так крепко спал, что даже не проснулся, когда на нас налетели и стали бомбить 27 немецких самолетов».

4. «Сегодня проехали за ночь 50 километров на машинах, холодно, очень зябнут ноги в кожаной обуви, хотя ботинки я получил новые, но тесны, много [носков] обуть нельзя. Говорят, что скоро дадут валенки, тогда совсем будет хорошо. В бою у нас убит командир, капитан Рачков, очень его жаль, был добрый для меня человек. И многие другие сложили головы. Целый месяц как мы не мылись в бане, не меняли белье, ходим грязные, не каждый день и умываешься, но румыны и немцы еще грязней. Вшей пока что у меня нет, не знаю, как будет дальше. Если только бог пошлет счастье вернуться домой целым, то много-много я бы рассказал интересного, виденного мною за этот промежуток времени. От станицы, где мы выгружались, проехали мы более 150км., и нигде не встречали даже кустика, одни голые степи, причем возле Дона овраги страшной крутизны, дров нет, нечем разжечь огонь, поневоле приходиться мерзнуть. Простите, если долго не пишу писем, условия плохие. Если случится со мной несчастье, то мои товарищи напишут вам об этом и пришлют фотографию».

5.   «Несколько слов о моей жизни. Насчет питания хорошо, а насчет бытовых условий плоховато. Но ничего, война - ничего не попишешь.

... Если долго не будет писем, то не беспокойся, значит некогда. Если погибну, то знайте - за наше счастье, за свободу».

6.   «28.07.41. Здравствуй многоуважаемая супруга Шура, с приветом к тебе твой муж Иван, посылаю тебе много горячих поцелуев и желаю тебе успехов в твоей жизни. Шура, во-первых желаю сообщить тебе о том, что я пока жив. Сейчас ранен и лежу в госпитале... Ранен осколком снаряда миномета. Ранен не сильно: в правый локоть осколков пять, в правый бок один и в подбородок два осколка, но осколки мелкие.

Шура, как только я попал на фронт, то находился все время на передовой и каждый почти-то день был в боях. Шура, очень трудно и тяжело. Еще я обещал слать тебе письма перед каждым боем, но ничего не получилось, находился все время в лесу, даже спать три дня не спали. Спали прямо в окопе, минут на двадцать. Бой затихнет, только вот и поспишь, а написать письмо некогда. Шура, ну вот, милая, и все. Конечно, про фронт можно писать очень много, но это пока писать не будем. Только напишу то, что тут волосы вянут без привычки, а привыкнешь - вроде так и надо».

06.02.42. «Нахожусь сейчас в лесу, в блиндаже, где повсюду рвутся

снаряды, бьют наши батареи, визжат пули. Просто было бы весело, если бы вражеские пули и снаряды были безвредны. Но люди привыкли к фронтовой жизни. Ну вот, милая, у меня и все. Жду теперь ответа твоего».

Вторая группа писем.

1.   05.09.43. «Дорогие мои! Вот уже дней 10 я вам не писал, так как не до этого было. Вопреки всем моим ожиданиям, я пока еще жив, да, такого ада, какой я перенес за эти 10 дней, еще никогда в жизни не испытывал! Ну, да черт с ним, для этого и пришли на войну, главное прогнать гадов и обеспечить вам мирную жизнь, а гоним мы его здорово, это вы читаете в газетах».

2. 10.09.43. «Милые мои! Пишу вам очень редко, так как не только писать некогда, но даже поесть и поспать некогда. Беспрерывно нахожусь в боях и неоднократно бываю в таких переделах, что только приходится удивляться, как я еще жив. Вот и сегодня выбрался чудом, предварительно пролежав 15 часов без движения под пулями на чистом месте. В общем - война...»

3.   24.1 1.43. «Привет с Калининского фронта. Я живу здесь хорошо, одевают нас тепло, так что зима нипочем и немецким гадам приходит карачун. Наша доблестная Красная Армия гонит его на Запад, громит беспощадно, не давая ему опомниться. И я за братьев, за всех родных отомщу немецким гадам, и от моего меткого выстрела ни один галл немецкий не уйдет живым, и получит он на нашей земле три аршина – могилу. Разгромим немецких оккупантов, вернемся домой и будем опять жить по-старому. А разгромим в скором будущем, будьте уверены, и никому, никаким болтунам и паникерам не верьте».

4.   20.11.41. «Добрый день! Здравствуй Шура! Скоро я поеду выполнять боевую задачу. Я надеюсь сам на себя, в долгу у фашистов, думаю, не останусь. Если он хочет и захотел этого, он получит. Так вы знайте, что буду драться с ними до тех пор, чтобы ни одного оккупанта не осталось на нашей земле, буду драться, не щадя своей жизни, до полной победы над врагами.

Мы знаем, что борьба наша трудная с ним, но мы уверены в своем деле и уверены в нашей победе.                                                                    

Мы будем мстить за наших детей, жен и стариков до тех пор, пока не останется ни одного немецкого солдата на нашей земле, и вы тоже работайте, не покладая рук, для нашего общего дела. Сам пока жив и здоров, в дальнейшем не знаю, что со мной будет, а также и с вами.

Приеду домой как разобьем врага начисто.»

5.   «Тебе желаю самого хорошего и наилучшего чувства, ведь ты так молода и красива, какой предстаешь все время, когда мы были вместе.

Ты знаешь, что пошел четвертый месяц, как я уехал из отпуска. Мне страшно хотелось бы быть с тобой вместе вот в эту жестокую минуту моей жизни, разделить с тобой всю свою судьбу. Не только это все забывается, загораешься обратно одной мыслью - ненавидишь врага всеми силами своей души. И еще отомстить этим гадам за смерть своих дорогих братьев Гришу, Ваню и Васю…

Если бы ты посмотрела, как они разрушают деревни. Вот рядом одна, которую освободили мы. Все разрушено, а деревня сожжена. Писать кончаю».

6.   12.02.42. «Мама, будь уверена в нашей победе. Мы отстоим нашу Родину, на долгое время установим мир. Мы отомстим еще фашистам за наших убитых братьев, сестер, отцов и матерей, за нашу поруганную и оскверненную любимую Родину. Я буду до самой смерти, до последней капли крови мстить за брата Гришу, за его детей,

за веселую и прекрасную жизнь. Я буду мстить за своего шурина и твоего брата Ваню, от которого нет известия. Пусть наша победа над германским зверем прогремит по всему миру, что мы готовы в любую минуту грудью отстоять нашу Родину».

7.   12.07.42. «Здравствуй мама! Вот уже год как мы расстались, долгие 12 месяцев. Много изменилось за это время...

Теперь фронт. Идет борьба с жестоким и коварным врагом, врагом-зверем. Изуродованные тела наших красноармейцев вызывают жгучую ненависть к врагу. Наша уверенность в победе сильна как никогда. Нет, мама, мы никогда не будем рабами. Мы готовы биться до полной победы. И она придет, придет скоро. Так будем надеяться на скорую встречу. Вот и все. До свидания».

Третья группа писем.

1.   25.03.43. «Как видите, я пока еще жив, хотя и не думал эти дни быть живым. Десятки раз находился в таких переделках, что сам удивляюсь, что вышел сухим из воды. Эти последние четыре дня были самые горячие в моей жизни, а сколько ещё таких дней будет впереди?...Факт тот, что сейчас я жизнь считаю не годами, а минутами. Прожил час, значит хорошо. Готовишь себе завтрак или обед и спешишь его съесть, так как думаешь, что и поесть не успеешь. В общем, скучать не приходиться, и войну приходится наблюдать во всей её «красоте»».

2.   01.04.43. «Стараюсь писать чаще, так как жизнь тут исчисляется не годами... За этот месяц много - много раз я был в обществе смерти, и не раз приходилось смотреть ей прямо в глаза, и надо сказать, это вовсе не страшно, но надоедает, и часто желаешь, чтобы скорее кончилась эта музыка. Ну да ладно! Война - это неплохая учёба, она учит людей ценить и любить мирную жизнь».

3.   26.07.41. « Добрый день или вечер. Здравствуйте, многолюбящая супруга Шура. Много раз и крепко целую. Желаю в вашей молодой цветущей жизни всего хорошего и доброго здравия. Крепко целую своих любимых детей, жму их к сердцу и желаю им цветущей и молодой жизни. Кланяюсь и целую мамашу...

Дорогая супруга Шура, в настоящий момент нахожусь в боях под Смоленском и Ярцево. Шура, страшно слушать и смотреть на убитых молодых людей, как и я. Вот, дорогие, думаю: « Неужели и мне придётся сложить свою жизнь за Родину, за вас всех, чтобы не поработили вас враги наши?» Шура, думаю: « Если меня убьют, то сколько будет у вас горя, несчастья, печали, жизнь тяжёлая и главное останется два малых дитя ».

4.   Январь 1942. « ....За своего супруга краснеть не придётся. Я оправдаю доверие моего |народа, и, если понадобится отдам свою молодую жизнь за счастье всего прогрессивного человечества. И, если погибну, прошу не плачь. Лучше быть вдовой героя, чем женой труса. Клятву свою оправдаю....»

5.   30.01.43. « Шурочка, окончательная победа придёт, она будет и будет скоро, мы в этом уверены, но, конечно, ещё потребуется большие и упорные (усилия) бойцов действующей рабоче-крестьянской Красной Армии, потому что враг крепко потрёпан, но еще окончательно не разбит.

... Береги дочурку как зеницу ока, не жалей для неё ничего, чтобы вместе ей было тепло и она была сыта и здорова. Заботься о Ване. Маму развеселяй, потому что я понимаю – ей тяжело, но надо защищать Родину. Об этом ты ей расскажи».

6.   08.05.43. « Наверное, скоро обратно пойдем на передовую добивать ненавистного врага, но я, мама, тебя очень прошу не очень расстраиваться обо мне. « В тоске и тревоге не стой на пороге, я приеду как растает снег»... Эти строки из песни, которые подтверждают, что мы вернёмся домой победителями».

7.   09.42. « Здравствуй, дорогая Раечка!!! Шлю я тебе свой горячий фронтовой привет и целую крепким горячим поцелуем. Как было бы хорошо, если бы этот поцелуй был на самом деле. Но ничего, мы своё вернём после разгрома и уничтожения немецкой нечести. Наша жизнь с тобой должна вернуться.... Много приходится сидеть под огнём, но ничего смелого и снаряд боится. Правда, немного жутковато иной раз, но это все приходится видеть - на то и война. Мне жутко было, когда в прошлом году столкнулись с фрицами 23.09.41, ну а теперь я обстрелянный заяц. Сейчас сижу пишу и дождик поливает. В плохую погоду воевать труднее, но ничего, мы привыкли к любым условиям времени года».

8.   09.09.42. « Шура! Получил твоё письмо в самую горькую и тяжелую минуту, когда враг предпринял своё коварное и преступное наступление против нас. Он несёт большие потери, не считается ни с чем, стремится прорваться вперед, но везде от нас получает жестокий удар. Моя милая, сейчас, вот в эту минуту вспомнил тебя, вспомнил про всех своих родных и знакомых, все они промелькнули в моих глазах, как живые и пропали. Увидел тебя красивой, хорошей и обратно всё ушло. Чувства долго и ответственности перед Родиной выше всего, лучше всего самого дорогого в жизни...

Милочек! как бы ни было страшно и опасно для нас и нашей Родины, над которой занесён топор немецкого фашизма, мы обязаны кровью и душой разбить врага, отвести его кровавую руку от новых его замыслов».

9.   04.10.41. «Жизнь моя фронтовая идёт по-старому, приходится горяченько переживать. Но герои в жизни не теряются. Нахожусь в Калининской области. К фронту всё привыкаю лучше и лучше. По дому соскучился. И часто вспоминается, мама, твоя посылка, которую я получил в Наро-Фоминске. Но, очевидно, отошла коту масленица. В настоящей жизни приходится всего повстречать, что сроду никто и не встречал. Но, ежели останусь жив, то будет кое-что вспомнить и рассказать. Ну что ж, мама, писать много нечего, жизнь вам известная моя. Желаю вам счастья в жизни».

10.   30.04.42. «...Ты пишешь, что с тобой не увижусь: раз я на передовой, то значит убьют.

Ручаться нельзя потому, что идет война, а война без потерь не бывает. Достаточно 7 грамм, как человека нет. Но это не все ведь, Шур. Человек, который не боится смерти, является сильнее смерти. Если погибну, то только героем, а герои никогда не умирают. Вот бойцы и командиры, имена которых вписаны в нашу историю борьбы советского народа - мужественные образцы отваги и героизма. Я буду вечно с тобой...».

11.   21.09.42. «...Находясь в действующей Красной Армии, становится хорошо тогда на душе, когда врага бьешь, как мух, когда слышно больше шума от нашего оружия, когда получишь письмо хорошее, полное радостей и решительности тыла и вас оказывать наибольшую помощь и поддержку нам, бойцам, командирам Красной Армии. Хорошее письмо должно выражать полную уверенность в нашей победе. Мы победим!»

12.   Декабрь 1941. «Добрый день, мама! Нахожусь пока что все на передовых позициях. Немец обстреливает из орудия и минометов, но мой снаряд наверное еще делается в Германии на заводе... - и умирать недобираюсь. Здесь у нас деревни сожжены снаряды и мины, но мы привыкли, что даже не обращаем внимания...»

13.   23.08.42 «Шура, грибов здесь очень мало, также и ягод, хотя все время находимся в лесах, но ягод, кроме малины, грамм 100 и черники столько же больше не съел. Конечно, собирать нам их некогда, но все же если бы были, то можно бы кое-когда и поесть. Также и грибов набрали два раза по котелку на троих, старые сыроежки, опята, но найдешь гриба два белых или подберезовых...

Шура, ты пишешь, что у вас дома грибов, ягод, огурцов много, это хорошо, что всего много, но вот насчет картошки, милая моя, ты ничего не написала, как картошка – хороша или нет и роете ли?...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Человек на войне»

. 1.Данный урок является заключительным в изучении темы: «Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945 гг)».  На данном уроке большое внимание уделяется материалу участия жителей поселк...

Библиотечный урок "Человек на войне"

Этот урок мы посвятим одному из самых волнующих и дорогих сердцу нашего человека юбилеев - 68-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне....

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...

Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...

Урок "Человек на войне"

Урок посвящен Великой отечественной войне. Рассматриваются позиции людей во время войны: на фронте, в тылу, в оккупации, в плену. Использованна групповая технология и ИКТ. К уроку прилагается дополнит...

Разработка урока "Человек на войне" по истории России в 9 классе

Урок усвоения новых знаний и способов действия способствует формированию ценностных ориентаций ученика на общечеловеческие ценности, призван помочь понять антигуманную сторону войны и стать проти...