Рабочая программа по истории для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Плотникова Оксана Григорьевна

Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина, М. Дрофа, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_istoriya.docx110.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ИСТОРИИ

7 КЛАСС

(базовый уровень)

Автор-составитель: Плотникова О.Г.,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Москва, 2014-2015 уч.г.


Рабочая программа по Всеобщей истории.

История Нового времени (7 класс)

     

 Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит 68 часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «История». Особенности курса истории, изучаемого на ступени основного общего образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России»  ( в объёме 40 часов) и «Всеобщей истории» ( в объёме 28 часов). За изучения курса История в 7 классе ставится одна общая  оценка.

       Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина, М. Дрофа, 2010

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  3. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
  4. Учебный план на 2014-2015 учебный год.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей[1]:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников при изучении курса Всеобщей истории:

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

Основные даты и ключевые события истории мира XVI по XIX в.в., политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

Показывать на исторической карте: территории государств,  центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. Сравнивать развитие России и стран мира XVI по XIX..

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира XVI по XIX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики.

Объяснять значение исторических понятий;

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения реформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

             Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы "Новая история 7класс " под редакцией Ведюшкина В.А.и Бурина С.Н.. –М.: Дрофа, 2010.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. учащимися 7 класса.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей[2]:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников по изучению курса Истории России:

В результате изучения курса учащиеся должны:

объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн I крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

Раздел программы: «Истории России с конца XVI в. по XVIII в.»  (7 класс)

Пояснительная записка

    Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.

        В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Оно реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования. 

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;
  • называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
  • показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
  • описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
  • соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
  • объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.

Программа:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.». - М.: Просвещение, 2009.

Учебник:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;

2. Содержание изучаемого курса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часа).

Название раздела, темы

Всего часов

ВСЕОБЩАЯ  ИСТОРИЯ

РАЗДЕЛ I.  ЕВРОПА И МИР  В ЭПОХУ  ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  ОТКРЫТИЙ  

3  часа

Раздел II. ЕРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XVI – XVII: РЕФОРМАЦИЯ И АБСОЛЮТИЗМ

7 часов

Раздел III. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА

3 часа

Раздел IV. КУЛЬТУРА СТРАН  ЕВРОПЫ  В  XVI – XVII ВЕКАХ

4 часа

Раздел V. ЕВРОПА В XVIII ВЕКЕ. ИДЕИ И ПОЛИТИКА

3 часа

Раздел VI. НА ЗАРЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

2 часа

Раздел VII. РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ГОСУДАРСТВА

3 часа

Раздел VIII.СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI – XVIII ВЕКАХ

3 часа

Итого

28 часов

ИСТОРИЯ РОССИИ

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ  ХVI -ХVII вв.

4 часа

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ ХVII в.

10 часов

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

9 часов

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ в 1725 – 1762 гг.

4 часа

РАЗДЕЛ V. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

13 часов

Итого

40 часов

Всего

68 часов

                                                         


НОВАЯ  ИСТОРИЯ.  КОНЕЦ  XV—XVIII в.  7 класс ( 28 ч)

РАЗДЕЛ I.  ЕВРОПА И МИР  В ЭПОХУ  ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  ОТКРЫТИЙ  (3 ч)

Тема 1. Великие географические открытия и их последствия [3](3 ч)

Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Испания и Португалия ищут морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Тема 2. Первые колониальные империи.

Португальское владычество на Востоке. Испанская конкиста Нового Света. Америка после конкисты. Золотой век морского разбоя.  Последствия Великих географических открытий. Западноевропейская колонизация. Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка. Европейская революция цен.

Тема 3.Рождение капитализма. Дух предпринимательства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Раздел II. ЕРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XVI – XVII: РЕФОРМАЦИЯ И АБСОЛЮТИЗМ (7 ч)

       Тема 1. Реформация и Крестьянская война в Германии

Реформация. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

 Тема 2. Реформация и контрреформация в Европе. 

Жан Кальвин. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов

Тема 3. Франция в XVI – XVII веках: торжество абсолютизма.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 4. Англия в эпоху Тюдоров.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Тема 5. Могущество и упадок Испании

Тема 6. Нидерландская буржуазная революция Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Тема 7. Международные отношения в XVI – XVII веках: война и дипломатия.

Раздел III. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА (3 часа)

Тема 1 – 3 .Английская буржуазная революция Англия в первой половине XVII в. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Гражданская война. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Раздел IV. КУЛЬТУРА СТРАН  ЕВРОПЫ  В  XVI – XVII ВЕКАХ (4 часа)

Тема 1 – 4.  Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманизм.. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник. Джордано Бруно. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Фрэнсис Бэкон. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей

Раздел V. ЕВРОПА В XVIII ВЕКЕ. ИДЕИ И ПОЛИТИКА (3 часа)

Тема 1 – 3. Эпоха Просвещения Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо,  Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Раздел VI. НА ЗАРЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (2часа)

Тема 1 – 2. Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Раздел VII. РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ГОСУДАРСТВА (3 часа)

. Тема 1 – 3. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин.

Война за независимость и образование США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Значение образования Соединенных Штатов Америки.

Раздел VIII.СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI – XVIII ВЕКАХ (3 часа)

Тема 1 - 3 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Колониальные захваты Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Колониальные захваты Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

ПОВТОРЕНИЕ.  МИР В  ЭПОХУ  РАННЕГО  НОВОГО  ВРЕМЕНИ (1 ч)

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVIII ВВ.

Раздел 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей[4]. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.

   Раздел  2. Россия в XVII в. (10 ч)

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири.

 Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия раздела

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

                              РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I. (9 часов)

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.

Образование Российской империи. Абсолютизм

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Цена и последствия реформ Петра I.

Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, меркантилизм, цех.

Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.

РАЗДЕЛ 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

РАЗДЕЛ  5. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (13 ч)

Внутренняя политика правителей второй половины XVIII в.

 Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.  Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Оформление сословного строя.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. 

Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Внутренняя политика Павла I. 

Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

 Россия в войнах второй половины XVIII в.

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в.

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.


Календарно-тематическое планирование курса истории

для 7 класса (68 часов)

Новая история (28 ч.)

№ п/п

Тема урока

Содержание

Понятия

§

Тип урока, педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки

Дата

1.

Введение.

Европа в конце средневековья. Что такое «новое время». Хронологические рамки.

«новое время», капитализм, цивилизация, традиционное общество.

Стр.3-5

Вводная лекция с элементами беседы

Информационно-коммуникативная деятельность

Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком.

Великие географические открытия и их последствия 

2. – 3.

Великие географические открытия.

Первые колониальные империи.

Великие географические открытия, их последствия. Начало создания колониальной системы. Торговые компании.

Акции, монополии, патент, биржа, негоциант, маклер, банк.

§1-2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальные формы работы

Характеризовать технические достижения европейцев в 16 в., раскрывать причинно-следственные связи между техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. Излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира.

4.

Рождение капитализма.

 Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Зарождение капитализма

Буржуазия, откупщик, джентри, огораживание Мануфактура, фермер, зия, наемные рабочие.

§ 3, таблица на с. 38, термины

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени.

Европейские государства в XVI – XVII веках  

5

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Обстановка в Германии в нач. XVI в.Выступление М.Лютера.  

Начало Реформации.

Католицизм, Реформация, индульгенция.

§ 4, задания 2-3 на с. 48

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа

Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения.

6

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

Крестьянская война в Германии. Т.Мюнцер. Протестантизм, распространение Реформации, борьба церкви против неё.

Протестантизм, кальвинизм, иезуиты, миссионеры, паломничество

§ 5, задание 2 на с. 56

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные и групповые формы работы

Объяснять значение понятий. характеризовать основные положения учения Кальвина.

7

Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм.

Абсолютные монархии. Образование национальных государств  в Европе.

Абсолютизм, парламент, кортесы, Генеральные штаты, монарх.

§ 6, термины, конспект

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа

Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции.

8

Королевская власть и Реформация в Англии.

Укрепление королевской власти. Елизавета I. Огораживания и их последствия. Борьба за колонии

Реформатор, контрреформация, еретик, англиканская церковь

§ 7, задание 3 на с. 73

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. характеризовать основные направления политики Англии в данный период. Высказывать суждения о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны

9

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Королевская власть и её окружение. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Генрих IV, Ришелье.

Гугеноты, кардинал, месса, централизованное государство.

§ 6 до конца

Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Работа с фрагментами исторических документов, групповые формы работы

Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии

10

Могущество и упадок Испании.

Причины могущества и упадка Испании

Империя, Эскориал

§ 8, задание 2 на с. 82

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

Раскрыть причины могущества Испании. Проследить складывание государства, выделить причины упадка и раздела империи

11

Революция в Нидерландах.

Под властью Испании. Революция: участники, главные события, результаты.

Революция, инквизиция, террор, гёзы, уния.

§ 9

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Индивидуальные формы работы

Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах.

12

Международные отношения в XVI-XVII вв.: война и дипломатия.

Старое и новое в международных отношениях. Тридцатилетняя война. Рождение дипломатии.

«Политическое равновесие»,дипломатия, международное право

§ 10, задание 3 на с. 101

Учебная лекция

Индивидуальные формы работы

Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы.

Английская революция XVII века.

13 - 14

Причины и начало революции в Англии. Гражданская война между королём и парламентом.

Конец революции. Превращение Англии в конституционную монархию.

Англия в начале XVII в. Причины революции. Король и парламент. Гражданская война. О.Кромвель.Провозглашение республики. Итоги революции.

Билль, петиция, ремонстрация. Кавалеры, круглоголовые, реформа, парламент, левеллеры.Республика, диггеры, протекторат, конституционная монархия, правовое государство.

§12-13

Комбинированный урок

Групповые формы работы

Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии.

Культура стран Европы в XVI-XVII веках.

15

Культура эпохи Возрождения

Высокое Возрождение: живопись, литература, взгляд на человека и общество.

Эпоха титанов, гравюра.

§14

Комбинированный урок с  выступлениями учащихся

Групповые формы работы

Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения.

16

Литература и искусство XVII века

Первые утопии. Томас Мор. Ф. Рабле. У. Шекспир,

 М. Сервантес. Музыкальное искусство. Новые тенденции в изобразительном искусстве

Гуманизм, классицизм, барокко

§15

Комбинированный урок с  выступлениями учащихся

Индивидуальные формы работы

Характеризовать особенности духовной жизни Европы 17в

17

Образ мира: наука и философия в XVI – XVII вв.

Новые идеалы и ценности в культуре. Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Коперник, Бруно, Галилей.

Возрождение, гуманизм, аскетизм, утопия.

Естествознание, паровой двигатель. Эмпиризм, рационализм

§16

Учебная лекция с элементами эвристической беседы

Индивидуальные формы работы

Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы.

18.

Как жили европейцы и во что они верили.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Европейский город, его роль в культурной жизни общества.

§17

Комбинированный урок с  элементами самостоятельной работы

Групповые и индивидуальные  формы работы

Проанализировать изменения в повседневной жизни людей в XVI – XVII вв., изменения облика городов и домов, рациона питания, одежды.

Европа в XVIII веке. Идеи и политика.

19

Век Просвещения.

Развитие естественных наук (Ньютон). Французские просветители и их идеи (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо). Литература, живопись, музыка.

Эпоха Просвещения, пастораль, атрибут.

§ 18, задания 1-2 на с. 169

Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов и художественной литературы

Называть характерные черты эпохи Просвещения. Характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения. Выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.

20

Политическая карта Европы и мира в XVIII веке.

Новые черты во внешней

политике. Война за испанское наследство и ее итоги. Семилетняя война и усиление

России. Разделы Польши.

Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её итоги и  последствия. Вестфальский мир. Война за испанское наследство. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

§ 19, задание 1 на с. 178

Комбинированный урок с  элементами самостоятельной работы

Групповые и индивидуальные  формы работы

Выделять причины и последствия войн. Прослеживать причины усиления европейских государств

21

Новые идейно-политические течения и традиции в XVIII веке.

Основные направления общественного развития. Либерализм и консерватизм.

Консерватизм, либерализм, социализм, «просвещённый абсолютизм». Эволюционный и революционный пути развития.

§ 20, задание 1

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

Назвать основные общественно – политические течения и их характеристику. Выявить черты просвещённого абсолютизма

На заре индустриальной цивилизации

22

Материальный и духовный мир человека XVIII века.

Изменения в жизни и сознании людей. Рождение индустриальной цивилизации. Литература и искусство XVIII в.

Индустриальная цивилизация

§21

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

Выделить основные черты индустриальной цивилизации

23

Начало промышленного переворота.

Условия пром. переворота, пром. переворот, положение рабочих.

Промышленный переворот.

§22

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные формы работы

Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота.

Рождение Американского государства

24-25

Английские колонии в Америке.

Первые колонии. Формирование североамериканской нации и её идеология.

Колония, нация, пилигрим.

§24

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов

Описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий; раскрывать характерные черты новой американской нации.

Война за независимость. Создание США.

Война за независимость, образование США. Дж. Вашингтон. Конституция 1787г.

Декларация, лоялист, конституция, конгресс, президент.

§25

Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы, работа с фрагментами исторических документов

Называть основные черты политического устройства США. выявлять причины победы колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787г.

Традиционные общества в раннее Новое время (2 ч.)

26.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Основные черты восточной цивилизации (Индия, Китай, Япония).

Регламентация, община, религия, сёгун.

§28

Учебная лекция с элементами эвристической беседы

Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов, составление сводной таблицы

Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока.

27.

Государства Востока. Начало европейской колонизации

§29-30

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые и индивидуальные формы работы

Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом.

28

Итоговое повторение по теме «Мир в Новое время.»

тестирование выполнение заданий в рабочей тетради

Структурировать изученный материал в виде опорных схем

История России (конец XVI – XVIII вв.) (40ч.)

29

Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв.

Династия Рюриковичей, династия Романовых. Итоги внешней и внутренней политики к 16 веку.

Вводная лекция с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Индивидуальные и групповые формы работы

Называть хронологические рамки изучаемого периода, показывать на карте рост территории России в 16-18 вв.

07.10Ии

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв.

30

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Обострение социальных и экономических противоречий. Кризис власти. Б.Годунов.

Авантюрист, дети боярские.

Данилов А.А. §1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Выявлять основные причины Смутного времени, характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова

31-32

Смута в Российском государстве.

Смута, её причины. Самозванцы. Восстание  И.Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение Минина и Пожарского. Начало династии Романовых.

Гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, династия, Земский собор.

§2

§3

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Называть даты основных событий Смутного времени, существенные черты политического устройства. характеризовать причины, ход, итоги Смутного времени, систематизировать материал о восстании И.Болотникова в виде таблицы.

Тема 2. Россия в XVII веке

33 - 34

Новые явления в экономике.

Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Прикрепление городского населения к посадам. Новоторговый устав.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка.

§4

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать новые черты в экономике России, показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производсва. Сравнивать экономическое развитие в 17 в. в странах Западной Европы и в России

35.

Основные сословия российского общества.

Сословный строй России.

Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне.

§5

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Раскрывать изменения, произошедшие в положении разных сословий. Систематизировать материал в виде таблицы.

36

Политическое развитие страны.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Соборное уложение 1649 г.

Крепостничество, самодержавие, абсолютизм.

§6

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать систему управления и самоуправления в России, раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в 17 в. Сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в Западной Европе и в России.

37.

Власть и церковь. Церковный раскол.

Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

Протопоп, старообрядцы.

§7

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать сущность и результаты церковной реформы. Выявлять основные причины разногласий между церковью и властью. Высказывать суждения о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона.

38-39.

Народные движения.

«Бунташный век». Городские восстания. «Медный бунт». С.Разин.

§8

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в дискуссии

Называть даты, место, обстоятельства, участников народных движений. соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения 17 в. Анализировать основные положения Соборного уложения 1649 года  

40-41

Внешняя политика России в XVII веке.

Смоленская война. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины. Русско-турецкие и русско-шведские отношения. Освоение Сибири.

Гетман, голытьба, реестр, острог, ясак.

§9

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Характеризовать цели, направления, средства внешней политики России в 17 в. систематизировать материал в виде таблицы.

42-43

Культура России в XVII веке

Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Усиление светского характера культуры. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве. Московское барокко. Парсуна.

Культура, обмирщение,  лепнина.

Изразцы, парча, тафта.

§10

§11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, сообщения учащихся

Называть характерные черты развития духовной жизни России в 17 в. Выявлять своеобразие и противоречивость русской культуры, сочетание старых и новых элементов в ней. Характеризовать основные направления в развитии живописи, зодчества, литературы.

44.

Повторительно-обобщающий урок по теме «XVII век в историческом развитии России»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Составление схемы, тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради, сообщения учащихся

Объяснять значение понятий, называть основные даты, имена, события данного исторического периода. высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России в 18 веке.

Россия при Петре I

45.

Россия на рубеже веков. Предпосылки петровских преобразований.

Предпосылки петровских преобразований. Стрелецкие восстания.

Регентство.

§12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради

Называть причины отставания России от европейских стран, описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований. Выявлять предпосылки преобразований. Анализировать проекты передовых людей того времени.

46

Начало царствования  Петра I.

Начало царствования. Азовские походы. Великое посольство.

Лавра, брандер.

§13

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Называть основные этапы жизни и деятельности  Петра I в «начале славных дел». Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.

47-48.

Внешняя политика  Петра  I. Северная война.

Начало войны. Реформы в армии. Строительство Петербурга. Полтавская битва. Окончание и итоги войны. Образование Российской империи.

Регулярная армия, рекрут, генеральное сражение, редут, эскадра.

§14

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Называть даты, основные сражения Северной войны. Анализировать причины неудач и успехов русской армии. Выявлять причинно-следственную связь между проведением военной реформы и ходом Северной войны.

49-50

Реформы  Петра  I.

Реформы, их цена и последствия.

Установление абсолютизма. Превращение дворянства в господствующее сословие. Указ о престолонаследии.

Сенат, Синод, магистрат, «Табель о рангах», коллегии, аристократия, абсолютизм.

§15

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление схемы

Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения во внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I для России.

51

Экономика России в первой четверти XVIII века

Преобразования  Петра I Великого в экономике.

Меркантилизм, подушная подать, протекционизм, приписные крестьяне, экспорт, импорт, ревизия.

§16

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление схемы

Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения в экономике, вызванные реформами Петра I для России.

52

Народные движения первой четверти XVIII в.

Обострение социальных противоречий. Восстание в Астрахани и на Дону.

Работные люди, посессионные крестьяне, отходники

§17

Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление таблицы

Называть даты народных движений начала XVIII в., выявлять главные их причины. Систематизировать материал в виде таблицы.

53-54

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. АН. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изо.

Ассамблея, гравюра, лексикон, барокко, кант, клавикорды.

§18-19

Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать и описывать новые явления в области культуры и быта, введённые Петром; высказывать суждения о значимости реформ для развития России.

55

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре I».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Составление схемы, тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради

Объяснять значение понятий, называть основные даты, имена, события данного исторического периода. высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России.

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг.

56-

Дворцовые перевороты.

Дворцовые перевороты, их причины. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.

Дворцовый переворот, кондиции, фаворит, конституционная монархия.

§20-21

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Называть основные этапы, даты и действующих лиц дворцовых переворотов. характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов, выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России

А0029

57

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Откуп, подряд.

§22

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Называть основные направления внутренней политики преемников Петра I, выявлять изменения в положении различных социальных групп, характеризовать изменения в системе управления.

58

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

Войны с Персией и Турцией. Семилетняя война.

«Восточный барьер», гаубица.

§23

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Называть основные направления внешней политики преемников Петра I, анализировать итоги внешней политики. Систематизировать материал в виде таблиц и схем. Раскрывать основные черты полководческого искусства. Высказывать суждения о значимости и последствиях военных кампания XVIII в.

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг.

59-60

Внутренняя политика Екатерины II.

Проекты реформ, Уложенная комиссия. Просвещённый абсолютизм. Жалованная грамота дворянству и городам. Губернская реформа.

Каторга, межевание, монополия, просвещённый абсолютизм, секуляризация.

§24

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с историческим документом

Называть характерные черты политического устройства России во 2 половине XVIII в. Раскрывать сущность политики «просвещённого абсолютизма». Анализировать изменения в системе управления и судопроизводства при Екатерине II.

61

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва.

Ужесточение крепостничества. Социальные движения второй половины века.

Самоуправление

§25

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Называть места, даты, участников крестьянской войны. Соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения. Анализировать причины, особенности и значения крестьянской войны. Высказывать оценочные суждения о личности и деятельности Е.Пугачёва.

.62

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Развитие капиталистического уклада.

Капитал, банк, специализация.

§26

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период. Называть существенные черты экономического развития России в конце XVIII в.-начале XIX в.

63-64

Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство.

Русское военное искусство. Суворов, Ушаков, Румянцев. Присоединение Крыма, Сев. Причерноморья. Участие в разделах Речи Посполитой.

Буферное государство, нейтралитет, коалиция.

§27-28

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой, выступления учащихся с сообщениями

Называть даты военных кампаний. Характеризовать основные направления внешней политики Екатерины II, раскрывать последствия её внешнеполитической деятельности. Подготовить сообщения «Наука побеждать» (Суворов, Ушаков)

65

Россия при Павле I.

Указ о наследовании престола.

§29

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с историческим документом

Характеризовать основные направления внутренней и внешней политики ПавлаI, выявлять её особенности. Высказывать оценочное суждение о личности и деятельности императора.

66-67.

Культура России во второй половине XVIII века

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В.Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Классицизм в архитектуре, изо, музыке. Взаимодействие русской и западноевропейской культур.

Мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт.

Барокко, классицизм, сентиментализм.

Колядки, интеллигенция

§30-33

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Составлять описание исторических памятников и произведений литературы. Называть характерные черты духовной культуры России II половины XVIII в. Характеризовать развитие системы образования в России, выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки.

68

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1801 гг.».

Урок обобщения и систематизации знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Объяснять значение понятий, называть основные события, имена исторических деятелей данного исторического периода.

· 

 


Творческие  работы

Тема

Дата

Вид работы

1

Культура эпохи Возрождения  

октябрь

доклады

2

Литература и искусство XVIII века

октябрь

доклады

3

«Отцы основатели» американского государства

декабрь

сообщения

4

Страны Дальнего Востока

декабрь

сообщения

5

Исторические портреты личностей Смутного времени

январь

анализ исторической личности

6

Культура XVII века

февраль

доклады

7

«Птенцы гнезда Петрова»

март

анализ исторической личности

8

Культура XVIII века

май

доклады

Виды контроля для проверки знаний  по истории 7 класс.

№ пп

Полугодие

Дата

Тема  

Форма проведения

1

1

сентябрь

Великие географические открытия

Исторический диктант

2

1

сентябрь

Реформация

Тестирование

3

1

октябрь

Английская революция

Тестирование

4

1

октябрь

Проверка изученных исторических терминов

Диктант

5

1

ноябрь

Война за независимость

Тестирование

6

1

декабрь

Страны Востока

Исторический диктант

7

1

декабрь - январь

Мир в первый период Новой истории

Диагностическая работа

8

2

январь

Смутное время

Тестирование

9

2

февраль

Правление Алексея Михайловича

Тестирование

10

2

март

Правление Петра I

Тестирование

11

2

апрель

Дворцовые перевороты

Тестирование

12

2

май

Правление Екатерины II

Тестирование

13

2

май

Итоговая работа по истории России

Тестирование


Информационно – методическое обеспечение и средства наглядности урока истории7 класс.

Литература для учителя:

  1. Новая история зарубежных стран. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина / авт.- сост. Н.Ю. Бухарева.- Волгоград: Учитель,2007.
  2. История России. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Часть 1,2. / авт.- сост. М.Н. Назаренко.- Волгоград: ИТД « Корифей» 2007.
  3. Бухарева Н. Ю. Новая история зарубежных стран 7 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Виппер Р. Ю., Реверсов И. П., Трачевский А. С. История Нового времени. М.: Республика, 1995.
  5. Соловьев Б. А. Серов Б. Н. Поурочные разработки по истории. 7 класс. М.: Вако,2009.
  6.  Контрольно - измерительные материалы. История России. 7 класс. М.: Вако, 2011.
  7.  Кобрин В. Б. Смутное время – утраченные возможности. // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М.: Издательство политической литературы, 1991.
  8.  Ключевский В. О. Русская история. Т.2, М.: Мысль, 1993.
  9. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1993.
  10.  Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства. М.: Чарли,1994.
  11. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве
  12. XVI – XVII в. в. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. М.: Памятники исторической мысли, 1995.
  13. 8.  Скрынников Р. Г. Лихолетье: Москва в XVI – XVII веках. М.: Московский рабочий, 1989.

Литература для учащихся:

1.Ведюшкин В.А., С.Н. Бурин  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: «Дрофа», 2008.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.. – М.: Просвещение, 2008.

 3. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. Конец16-18 век./ авт А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.     -М.: Просвещение, 2006.

4.   Школьная энциклопедия. История. М. Просвещение.:Олма-Пресс Образование; 2007.

  5.  Атлас. Всеобщая история. Новое время. С конца 15 до начала 19 века: 7класс.- М.: Астрель,2010

Интернет - ресурсы

http://historydoc.edu.ru/  - Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала

http://www.lectures.edu.ru/ – Лекции по истории on-line для любознательных

http://pish.ru/ – Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал

http://his.1september.ru/ – Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»

http://history.standart.edu.ru/ – История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы

http://www.hrono.ru – Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете

http://www.historic.ru – Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории

http://www.worldhist.ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

http://www.historia.ru – Российский электронный журнал «Мир истории»  

http://www.istorya.ru/hronos.php – Хронология русской и западной истории

http://slovari.yandex.ru/dict/io – История Отечества с древнейших времен до наших дней

http://elib.ispu.ru/library/history – История России с древнейших времен до 1917 года: электронное учебное пособие

http://www.bibliotekar.ru/rusKluch – Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций

http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html – Династия Романовых

http://www.rusempire.ru – Российская Империя: исторический проект

http://www.bibliotekar.ru/rus/ – Русская история, искусство, культура

http://www.warheroes.ru – Герои страны

http://www.temples.ru – Храмы России  

http://www.istrodina.com – Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»

http://www.hist.ru- Лабиринт времен: исторический веб-альманах

http://www.shipyard.chat.ru – Эскадра Колумба

http://www.renclassic.ru – Эпоха Возрождения

http://www.praviteli.org – Правители России и Советского Союза

http://imperiya.net – Образовательно-исторический портал Великая империя. История России

http://www.historyru.com – История государства Российского в документах и фактах

http://www.teacher.syktsu.ru – Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы по преподаванию истории

Компьютер на уроках истории, обществознания и права методические комплекты, варианты уроков по гуманитарным предметам
http://lesson-history.narod.ru/


[1] См. стандарт основного общего образования «История»

[2] См. стандарт основного общего образования «История»

[3] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[4] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...