Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Кириллова Ольга Алексеевна

Разработана на основе ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii_6_klass.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Литвиновская основная школа»

Рассмотрена на педагогическом Совете                                        «Утверждаю» Директор МКОУ

МКОУ                                                                               «Литвиновская основная школа»                                                                                        «Литвиновская основная школа»

Протокол №                                                                                __________________

«___»_____________________2014 г.

 

Рабочая программа

по истории России

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897, (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2011),

Примерной программы по истории, Авторской  программы курса (программа по истории России А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной), школьного  базисного плана.

6 класс (с древности до конца XVI века)

Программа разработана

учителем истории и обществознания

Кирилловой Ольгой Алексеевной.

2014

Пояснительная записка

Настоящая программа  по истории России с древности до конца XVI в. предназначена для 6 класса общеобразовательной школы.

Она составлена на основе Примерной программы по истории   (Примерная  программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/  М.: Просвещение,   2011), учебной  программы: История России.6-9 классы  (авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК  А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной). 

Главная цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до конца XVI в.  в социальной, экономической, политической, духовной сферах, понимание ими места и роли  Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
  • формирование у учащихся первичных  ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков.

Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе  выражаются в следующих качествах:

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

-   формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса;

      -   овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией  

    (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой  

    план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные  

    источники информации);

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и т.д.);

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают:

– овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических личностей и народа;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны, как члена этнической общности,

– осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

– понимание культурного многообразия мира в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

Предполагается, что в результате изучения истории России в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в текстовых источниках;

4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,

5. Анализ, объяснение:
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьного музея).

УМК по истории России  А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной был выбран не случайно.
Учебник освещает все предусмотренные школьной программой для 6 класса вопросы истории России с древнейших времен до конца XVI века. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили истории Православной Церкви, проблемам развития русской культуры, быта народа, российской ментальности. Программа предусматривает интеграцию курса «История Владимирской области» при изучении истории России (в рамках регионального компонента). При изучении данного курса используются фонды школьной краеведческой комнаты.

Авторская программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.

На изучение курса истории России в 6 классе  программа отводит 40 часов (2 часа в неделю), в том числе

5 ч. – контрольные работы

1 ч. – практическая  работа.

2 ч. – экскурсии

2 ч. – творческие работы

В основе реализации  данной программы - деятельностный метод обучения, который предполагает стимулирование и мотивацию интереса к учению,

самостоятельную деятельность учащихся на уроках и при подготовке домашних заданий. 

При проведении текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся  наряду с традиционными устными и письменными работами в программе предусмотрено выполнение тестов, проектов, различных творческих заданий, в том числе и  с использованием ИКТ.

Содержание программы

( 40 часов )

Введение (1ч)

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне и их соседи  (2 ч)

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство.

Соседи восточных славян. Тюркский, Аварский и Хазарский  каганаты. Волжская Булгария и Византия. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Русь в IX – первой половине XII в. (9 ч)

Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир Святославич. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Христианство и язычество.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика Ярослава Мудрого, международный авторитет Древней Руси.

Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Русской Правда – главный источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос.  Письменность и грамотность. Начало летописания. Нестор. Литература (слово, житие). Деревянное и каменное зодчество, монументальная живопись (мозаики, фрески), декоративно-прикладное искусство. Значение древнерусской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Практика.  Творческая работа «Родной край в древности»,

Экскурсия в музей СЮТур (экспозиции «Русская изба», «Уголок ремёсел»)

Тематическое тестирование.

Политическая раздробленность на Руси (10 ч)

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Практика. Творческая работа «Культура Владимиро-Суздальской Руси»

Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси». 

Московская Русь в XIV – начале XVI вв. (7ч)

Начало усиления Московского княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Русское государство в конце XV – начале XVI вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Практика. Контрольное тестирование

Россия в период правления Ивана IV Грозного (10 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Регентство Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военная реформа.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.

 Культура Руси XIV начала XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев.

Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Развитие архитектуры: строительство шатровых храмов, оборонное зодчество. Иконопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт и нравы XV-XVI вв. Город и село. Особенности материальной культуры: пища, жилище, одежда, транспорт.

Родной край в XIV-XVI вв.

Практика. Практическая работа с документом («Домострой» - источник по истории быта и нравов России XVI в.)

Контрольная работа  «Россия в период правления Ивана IV Грозного».

Итоговое повторение (1ч)

Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...