История Отечества : "Послевоенный быт советского народа" (9,11 класс)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Дементьева Евгения Андреевна

Данную разработку урока можно использовать на уроках истории как в 9-х, так и 11-х классах. Основными задачами, на представленном вашему вниманию уроке, являются : развитие навыков работы с первоисточниками; умение анализировать, сравнивать, делать выводы, вырабатывать собственную позицию; грамотная аргументация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_istorii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история отечества

Продолжительность занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Тема урока: Послевоенный быт советского народа

Цели урока:

1. Охарактеризовать послевоенный быт советского общества;

2. определить роль великой отечественной войны в послевоенной жизни советских граждан;

3. способствовать осмыслению учащимися проблем и особенностей быта послевоенного времени

Задачи урока:

1. развивать навыки работы с первоисточниками.

2. научить анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. способствовать умению вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

План урока: 

 I. Организационный этап урока.

II. Изучение нового материала.

1. Послевоенная жизнь простого народа. Голод и лишения послевоенных лет.

2.  Условия жизни в послевоенный период. Жилищная проблема.

3. Семейная политика государства в послевоенный период.

4.  Государственная политика в отношении благополучия общества.

5. Выводы

Жертв было бы больше, если бы не гуманитарная помощь из-за рубежа. Уже второй раз благотворительные и международные организации (первый был в 1922 спасали советских граждан. В 1946-1947 гг. СССР получил гуманитарную помощь: Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА). Сталин согласился подать заявку на помощь для Украины и Белоруссии. Украинцы получили товаров на 189 млн. долларов, а Белоруссия — около 60 млн. долларов. В то же время Сталин отказался принимать помощь для РСФСР, боясь, что уполномоченные ЮНРРА увидят, что не только оккупированные области, но вся Россия находится в разорении. Русское население некоторое время получало помощь по линии Красного Креста. Самая крупная партия помощи на 31 млн. долларов поступила от американской благотворительной организации Russian Relief' («Помощь России»).

Но коммунистическое правительство, боясь усиления прозападных симпатий среди народов России, под различными предлогами ограничивало эту помощь; в частности, отказалось принимать подарки от частных лиц из-за рубежа. Демонстрируя, что СССР не так уж нуждается в западных «подачках», Сталин демонстративно выделил Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии и другим странам 2,5 млн. тонн зерна в качестве продовольственной помощи.

Сталин рассматривал восстановление советской экономики исключительно через призму высших государственных интересов, прежде всего укрепления военного потенциала «державы», которую бы боялись и уважали вовне. Нужды народа, его жизнь и благополучие в эту схему не вписывались.

III. Закрепление нового материала.

Ход урока. 

I. Организация начала урока.

Учитель сообщает тему урока, его задачи, условия проведения, формы работы.

II. Изучение нового материала

III. Закрепление нового материала.

В ходе самостоятельной работы учащихся в группах. Класс делится на группы с равным количеством участников, каждому в группе присваивается номер.  Все группы получают задания (ответить на вопросы) по источникам. В группах изучаются источники, обсуждаются заданные учителем вопросы, вырабатывается общее мнение. Затем учитель называет какой-либо номер и выслушивает ответы только участников под этими номерами из каждой группы. В конце занятия результаты суммируются и подводятся итоги. Выставляются оценки за работу.

Задание №1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Галина Вишневская так описывает коммунальную квартиру в Москве на углу Столешникова переулка и Петровки, в которой она, ведущая солистка Большого театра, поселилась с мужем в 1952 г.: «Когда-то, до революции, это была удобная семикомнатная квартира, рассчитанная на одну семью. Теперь ее превратили в набитый людьми клоповник. В каждой комнате жило по семье, а то и по две семьи - родители с детьми и старший сын: женой и детьми. Всего в квартире человек тридцать пять - естественно, все пользовались одной уборной и одной ванной, где никто никогда не мылся, а только белье стирали, а потом сушили его на кухне. Все стены ванной завешаны корытами и тазами - мыться ходили в баню. По утрам нужно выстоять очередь в уборную, потом очередь умыться и почистить зубы... Очереди, очереди... В кухне - четыре газовые плиты, семь кухонных столов, в углу - полати (там жила какая-то старуха), а под полатями - каморка, и в ней тоже живут двое... Когда-то квартира имела два выхода - парадный и черный, через кухню. Так вот, черный ход закрыли, сломали лестницу, сделали потолок и пол, и получилась узкая, как пенал, десятиметровая комната с огромным, во всю стену, окном во двор и цементным полом. Вот в этой комнате на лестничной площадке мы и поселились...» (Галина. История жизни. М.: Вагриус, 2006. С. 104).

1. Как бы вы охарактеризовали жилищные условия послевоенных лет.

2. Что вас больше чего удивило и можно ли сравнить послевоенную ситуацию с современными условиями проживания в 21 веке?

Задание№2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Историк, профессор МГУ С.С. Дмитриев записал в своем дневнике летом 1947 г.: «У всех ощущение тупика. Инженер из Сталино (Юзовка) рассказывал, что этой зимой у них рабочие на почве недоедания мерли, как мухи осенью засыпают. Прямо гробов не наготовишься. Прежде всего, конечно, пожилые. Очень многие от "голода и нищеты резались". ...А под Москвой собирают лебеду - сам видел. Но обо всем этом ни гу-гу».

1. Что Вы думаете по поводу прочитанного текста?

2. Что, на ваш взгляд, означает фраза автора текста в конце «Но обо всем этом ни гу-гу».

Задание№3

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

8 августа 1949 г. умер проживавший в Ейске великий русский борец Иван Поддубный. Несмотря на свои 77 лет, он отличался отменным здоровьем и богатырской физической силой. В 1922-1927 гг. Иван Максимович по контракту работал в США, но потом вернулся в СССР и основал советскую школу борьбы - практически все великие русские борцы эмигрировали за границу. В 1939 г. «за вклад в развитие советского спорта» Поддубный был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны он проживал в Ейске, причем один из офицеров СС, страстный поклонник Поддубного, чтобы великому борцу полегче жилось, назначил его директором офицерского казино. В 1947 г. Поддубный голодал, продал все свои чемпионские медали, но партийное руководство осталось равнодушным к судьбе великого борца: ему выделялось 500 граммов хлеба в день, а он мечтал о килограмме! Просил прикрепить его к какой-нибудь воинской части, но партийные чиновники не могли простить ему «сотрудничестве с немцами» и отказали. «Чемпион чемпионов» вынужден был побираться, как последний нищий. Изможденный голодом, он сломал бедро, окончательно подорвав некогда богатырское здоровье, и сердце его не выдержало. Иван Максимович настолько обнищал, что не имел даже костюма, чтобы быть похороненным по-человечески.

1. Кто виноват в сложившейся ситуации?

2. Как Вы оцениваете политику власти относительно человека, которому посвящен текст?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"

Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....

Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс. 1часть

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока" (1 часть) предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениям...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока"  предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями...

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....

Карточки по истории Отечества | Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века

Карточки по истории Отечества. Тема: Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7 классе"

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7 классе"...