Статья "Патриотическое воспитание школьника"
статья по истории на тему

Дубровская Елена Евгеньевна

Уроки истории  и обществознания формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Раскрывать  глубокий смысл понятия «Родина»   необходимо  через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Патриотическая тема  обогащает мировосприятие детей, обостряет чувства и эмоции, помогает глубже чувствовать и понимать реальную жизнь и себя в этой жизни.  Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya_o_patrioticheskom_vospitanii.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

  В год  празднования  70-летия победы  нашего народа в Великой войне  -  тема патриотического воспитания актуальна как никогда. Великая Отечественная война -важнейшее  событие в истории 20 века, с  точки зрения  патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм –благородное чувство любви к своей Родине- всегда присуще нашему народу.«Гордиться  славой  своих предков –писал А.С.Пушкин ,-не только можно, но и должно.»Патриотизм нашего народа корнями уходит в прошлое нашего народа .Он берет свои истоки в глубоком прошлом ,начиная от народного эпоса  и впитывает в себя все лучшее ,созданное народом .Патриотизм русского народа является прямым наследником творческих дел предков, двигающих вперед  развитие нашего народа . Народ вписал в историю своей страны незабываемые страницы  героической борьбы с внешними врагами. Их ратные подвиги, беззаветное служение своему отечеству навсегда хранятся в памяти поколений.

     Сегодня  с момента окончания  Великой Отечественной войны  почти 70 лет .Уходят очевидцы тех событий. но память остается в каждой семье. Вторая мировая война  должна преподаваться в большей степени проблемно, а не повествовательно. Войну следует   анализировать .Война –это всегда ужас ,кровь, боль, смерть. Война проявляет все самое высокое, но и также низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть и подвиг, и жертвенность, и предательство. Война обостряет  чувство патриотизма, но  ее изучение не должно пробудить чувство пафосности у молодежи. Современные дети ее не приемлют ,поэтому появляется опасность  сфальшивить. Тем не менее это Отечественная война,то есть в понимании большинства –война за  выживание, борьба против агрессии, защита Родины. Именно это стало  мощным    источником победы. На уроках истории важно закреплять имена героев,кто прославил себя в боях за Родину. В каждом городе есть свои улицы ,носящие имена  героев войны ,памятники, есть  места  боев, есть захоронения воинов.  Эту информацию можно изучить на уроках краеведения. В  качестве  дидактического материала    можно  использовать   отрывки из  художественной   литературы   и   показывать фрагменты  из  художественных  фильмов  ,поставленных   по известным  произведениям   В.Быкова,   Б.Васильева,  Ю.Бондарева, Г.Бакланова, К.Воробьева, В.Астафьева … Много у нас поставлено патриотичных фильмов о войне.

В условиях внедрения  историко-культурного стандарта  выявляется единая концепция истории России. Очень важен исторический материал, который направлен на воспитание гражданственности, межнациональной толерантности и патриотического воспитания. В современных условиях воспитание патриотизма требует от педагога как системного, так и комплексного подхода в преподавании истории,  что и составляет основу патриотического воспитания на уроках .И сегодня очень важно в связи с реализацией основного принципа ФГОС о духовно –нравственном и патриотическом воспитании обучающихся .Но эта задача должна  осуществляться и на уроках обществознания в школе. Например ,  в 6 классе  по теме : « Что значит быть патриотом ? «Что такое мужество?» - спросил Сократ своих учеников .Сократ великий древнегреческий мудрец согласился с одним из своих учеников ,с Лахесом,« что мужественен в битве тот, кто остается в строю на своем месте ,старается отражать неприятеля и  не бежит». В мужестве, утверждал Сократ, есть нечто общее ,тождественное для любых жизненных  ситуаций.» Другой ученик Сократа заявил ,что  «мужество есть некоторого рода мудрость». Сократ  согласился, но потребовал объяснения. Под мудростью   ученик Никий  разумел «знание опасного и безопасного на войне и во всех других случаях.» Мудрость дает  силу духа .Но мудрость содержиться отнюдь не во всех науках, а лишь в тех ,что приносит  благо.» Ни Сократ, ни Платон, ни Аристотель  не дали нам точного определения сущности мужества. И все же им было очевидно ,что мужество  неразрывно связано с великодушием: с потребностью человека поступать по совести ,с ответственностью  за других людей, со щедростью, верностью, чувством долга. А малодушием страдают именно те, кто ненадежен, не верен своему слову, кто жаден, завистлив ,способен предать, кто всегда заведо идет против совести. Современным психологам известно, что недостаток нравственности отрицательно сказывается на состоянии человеческой души. Низкий уровень личности означает  мелочность и трусость, обидчивость  и жадность, ослабление воли, ограниченность ума. Малодушным свойственны  короткие мысли ,примитивные желания ,низкие влечения. Сократ же – в этом его главная заслуга- первым провозгласил нравственную  задачу всякого познания.»Природу изучить,- сказал он,- не имеет смысла ,пока человек не познал себя, пока он не понял ,как ему следует жить.»

Сегодня преподавая ,современным школьникам историю Отечественной войны, важно доносить

правдивую информацию, изучая вторую мировую  войну в фактах, документах  и  в свидетельствах очевидцев .История в школе изучается для  того ,чтобы помочь подрастающему поколению понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское ,культурное, поликультурное и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры. Освоив ее знания об истории человечества, сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

Сегодня  школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

 Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины ; это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

В настоящее время школьное историко-патриотическое воспитание занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-патриотическое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания  играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение

  В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеурочной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитания школьников. Он объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого взаимодействия школы, семьи и общественности; единства воспитания и самовоспитания школьников. Нам кажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния, но их превращение в действительность не может происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания учителя. Богатым источником воспитательного влияния процесса обучения является его содержание. Руководствуясь пониманием роли своего предмета во всестороннем и гармоничном развитии личности школьника, учитель выделяет в содержании образования  ведущие мировоззренческие идеи, важные в воспитательном отношении понятия, законы и теории.  Воспитательное влияние процесса обучения во многом зависит и от характера учебной деятельности школьников, поэтому в качестве факторов реализации воспитания в процессе обучения выступают также и методы обучения. В тесной связи  с содержанием,  методы обучения влияют на развитие диалектическою мышления школьников, вооружают их умением связывать обучение с жизнью. От правильного выбора и использования методов обучения зависит развитие познавательной активности школьника, образование социально ценных мотивов учения, превращение приобретаемых знаний в глубокие личные убеждения учащихся. Активная учебная деятельность школьников протекает на уроках, лекциях, практических занятиях, экскурсиях и в других формах организации процесса обучения. Поэтому для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации. Применение разнообразных форм организации процесса обучения обогащает палитру делового общения учащихся со своими товарищами и учителями в условиях активной познавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личной причастности к решению общественно ценных задач учебной работы.   Фундаментом научного мировоззрения являются знания, которые даёт общеобразовательная школа. Именно здесь человек знакомится с основами естественных и общественных наук, готовится к жизни и дальнейшему образованию. Мировоззрение человека отражает действительность сквозь призму общественных отношений, жизненных интересов личности, и, следовательно, содержат оценку мира человеком, направленности его мышления, чувств, поведения.  Мы можем говорить о сформированности  патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою жизненную позицию,  и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь. Работа по формированию мировоззрения требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения связать свой предмет с жизнью, практикой. Понятие патриотизма включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии научной общественной и мысли. Именно поэтому на уроках учащиеся школы готовят доклады о жизни и творчестве, о научных трудах выдающихся людей  России.

   Уроки истории  и обществознания формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Раскрывать  глубокий смысл понятия «Родина»   необходимо  через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Патриотическая тема  обогащает мировосприятие детей, обостряет чувства и эмоции, помогает глубже чувствовать и понимать реальную жизнь и себя в этой жизни.  Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....