Исследовательский проект о героях-земляках "Живые павшим обязаны вечно"
проект по истории (7, 8 класс) на тему

Ольга Коваленко

Проект направлен на увековечение памяти прославленных героев-земляков, формирование морально-нравтсвенных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_pavshim_obyazany_vechno.docx70.96 КБ
Файл prilozheniya.docx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 города Зеленокумска

Советского района» Ставропольского края

Исследовательский проект на тему:

«Живые павшим обязаны вечно…»

Выполнила:

ученица 7 а класса

Захарченко Татьяна

Руководитель проекта:

                                                              учитель истории

Коваленко Ольга Сергеевна

.

январь, 2015 год

Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть.

2.1.Этапы работы над проектом.

2.2. Период оккупации немецко – фашистскими захватчиками в нашем г.Зеленокумске.

     2.3.Работа медицинских учреждений в годы войны в г.Зеленокумске.

     2.4. Работа промышленных и сельскохозяйственных предприятий в период Великой Отечественной войны в нашем городе.

    2.5. Освобождение нашего г.Зеленокумска.

    2.6. г.Зеленокумск  после освобождения.

  1. Заключение. Подведение итогов исследовательской работы.
  2. Список  источников и используемой литературы.
  3. Приложения:

1.Памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны.

2.Список воинов, погибших, умерших.

3.Мемориал «Огонь Вечной Славы».

4.Обелиск в честь воинов и тружеников тыла

5.Памятник Герою Советского Союза Якову Спиридоновичу Ардинцеву в средней школе №14 г. Зеленокумска.

6.Памятник у здания средней школы №1, погибшим ученикам в годы Великой Отечественной войны.

7.Мемориальная доска на корпусе ПТУ-39

8.Мемориальный комплекс села Солдато-Александровского.

9.Мемориальный комплекс села Отказного.

10.Мемориал  села Горькая Балка.

11.Танк в с.Горькая Балка

12.Возле памятника погибшим ленинградцам блокадникам.

13.Мемориал в селе Нины.

14.Обелиск воинам в с.Михайловском.

15.Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в 1975 году возле Дома культуры хутора Восточного.

16.Мемориал на хуторе Андреевском.

17.Карта-схема

18.Ветеран Вов-Картунов П.И.

19.Ветеран Вов-Баев Н.М.

20.Поздравление ветерана учащимися школы

21.Фотоматериал городского краеведческого музея г.Зеленокумска.

22.Фотоматериалы школьной комнаты Боевой Славы.

 

Введение

Слава вам, храбрые!
Слава бессмертные!
Вечную славу поёт вам народ.
Смерть сокрушившие,
Доблестно жившие!
Память о вас никогда не умрёт.

С каждым годом всё дальше и дальше уходит от нас война, всё меньше становится свидетелей тех страшных событий. Но имеем ли мы право, забыть годы, вошедшие горем в каждый дом, унесшие жизни миллионов людей? Можем ли мы предать память о наших дедах, отдавших свою жизнь за свободу своей Родины, своих детей и внуков? И особенно ясно это понимаешь после прочтения книг о Великой Отечественной войне, написанных авторами, знающими о ней не понаслышке, являющимися прямыми участниками военных действий. Отечество требовало от них высокую ответственность за судьбу своей Родины. Простые люди шли и сражались за свою землю. Навечно запечатлены на щитах Аллеи Славы г. Зеленокумска Ставропольского края  имена  Героев Советского Союза. Наша обязанность - хранить память о тех, кто когда-то защищал нашу Родину.

В 2015 году наша страна празднует 70-летие Великой Победы над фашизмом. Мы же родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирены, извещающей о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знали, что такое бомбоубежище  и скудный паёк ... Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях, об атаках мы можем судить по кинофильмам, художественным и документальным произведениям, рассказам фронтовиков. Для нас война - история...

Великая   Отечественная   война  является  историей   нашей   Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. Они смело принимали смерть ради защиты Отечества. Светлые, героические имена героев-земляков будут вечно служить примером беззаветной преданности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, отцы и деды.

Целью моей исследовательской работы является увековечение памяти прославленных земляков, формирование морально-нравственных ценностей патриотизма и гражданской культуры подрастающего поколения.

В рамках поставленной цели работы можно выделить следующие основные задачи:

1) углубление знаний об истории Великой Отечественной войны на примере судеб наших земляков;

2) воспитание у школьников чувства патриотизма;

3) формирование достойного гражданина Отечества.

Объект исследования: Герои Советского Союза, родившиеся на нашей  земле.

Объективные причины работать над проектом, а, значит, необходимость и полезность такого исследования и актуальность темы вытекают из современных реалий.

Гипотеза исследования:

Если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей малой Родины, то он будет передавать эту информацию своим потомкам, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Сроки исследования: декабрь 2014 – февраль 2015 учебного года.

Область применения: данная работа может применяться в разработке спецкурсов по истории.

Эффективность: углубление и совершенствование знаний по данной теме.

Приступая к работе, я выделила  проблемные вопросы:

-Знают ли школьники имена  героев Великой Отечественной войны?

-Кто из Героев Советского Союза наши земляки, и какие подвиги они совершили?

 

Основная часть

2.1. Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап.

Свою работу над проектом я решила начать с опроса учащихся и взрослых о Героях Советского Союза – наших земляках. Выяснилось, что практически никто из учащихся не знает имена героев. Взрослые сказали, что Имя героя Советского Союза Якова Спиридоновича Ардинцева носит СОШ № 14, имя Героя советского союза Николая Степановича Крайнева – СОШ № 13.

Анализ полученных данных:

Результаты опроса:

1. Знаете ли Вы что такое патриотизм?

ДА – 90 %, НЕТ – 10 %

2. Чувствуете ли Вы себя гражданином России?

ДА – 99 %, НЕТ – 1 %

3.Знаете ли Вы имена героев-земляков?

Да 30%, Нет- 70%

4. Какими качествами должен обладать житель нашего города?

Безответственность 0 %                                        Безразличие 0 %

Безграмотность 0%                                                Идеалы и ценности 14 %

Гражданственность 15 %                                      Духовность 16 %

Чувство долга 18 %                                               Любовь к малой родине 18 %

                                           Нравственность 19 %

4. Учащиеся объясняют, что значит для них «малая Родина».

Вывод 1:

Быть жителем города                      Знать историю своего района  

                                                  История Родины –

                                            каковы ее составляющие?
                           

История жизни,                       История школы                           История

поступков людей                                                                      малой Родины

         Опрос показал, что учащиеся школы недостаточно знают историю родного края. Имена героев-земляков мы должны чтить, а это возможно лишь в том случае, если мы знаем о героях как можно больше.  

Мною были изучены первоисточники: М.Г.Новиков «Ставропольцы Великой Отечественной Войны, Радченко В.И., Польская Н.А. «Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк», «Голоса из Провинции: жители Ставрополья в 1941-1964 годах»,  « Ставрополье: Правда военных лет. Отечественная война в документах и исследованиях». В этих книгах воссозданы героические и трагические страницы истории Великой Отечественной Войны, рассказывается о том, как сражались против немецко-фашистских захватчиков на фронтах и в партизанских отрядах, самоотверженно работали в тылу, преодолевая неслыханные трудности военного времени наши земляки. В грозные годы войны край был важным источником снабжения Красной Армии людскими резервами, вооружением, боеприпасами, снаряжением и продовольствием. Его города и села дали Армии и Флоту более 320 тыс. бойцов и командиров.[1] Посетила краеведческий музей нашего города. Второй этаж музея был посвящен ВОВ. Там  расположены различные экспонаты: старая военная  форма, вырезки из газет, фотографии героев-земляков, ордена, медали и оружие времен войны, снаряжение гитлеровской армии. Особенно интересен уголок, посвященный почетному гражданину города, который участвовал в его освобождении - Н.Г.Глобенко. Экскурсовод подробно рассказала о том, как начались испытания в нашем городе, о переносном госпитале, который прибыл в наш город и работал в первой школе. Раненные у местных жителей расселялись и жили до полного выздоровления. Местные жители помогали женщинам собирать посылки на фронт солдатам. Трудились  в основном женщины, занимались тяжелым трудом, работали в колхозах.  Неимоверные тяжести выпали на долю советского народа в первые же дни войны. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало мирный труд людей в самую горячую пору - созревали хлеба, и надо было готовиться к уборке урожая.

1.Радченко В.И., Польская Н.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк. Ставрополь. 1981,с.46

В Воронцово–Александровском районе, как и по всему Ставрополью, прошли митинги и собрания трудящихся, на которых принимались резолюции, заканчивавшиеся одними словами: «Все для фронта, все для победы!» Советские люди были преисполнены уверенностью, что врагу будет дан решительный отпор. Каждый стремился внести свою лепту в защиту любимой Отчизны. В первые  дни войны военкомат мобилизовал на фронт тысячи мужчин. Сотни коммунистов и комсомольцев ушли воевать добровольцами. На уборку урожая было мобилизовано все население. Для  вывозки хлеба организовали красные обозы. На тракторы и сельхозмашины сели женщины и подростки. Они же заменили отцов  и старших братьев на фермах, в цехах промысловых артелей. При Воронцово–Александровской МТЗ организовали курсы трактористок. 50 девушек уже к сентябрю 1941 года изучили трактор и окончили  курсы на «отлично». В первый же день сдачи экзаменов 24 из них приняли тракторы и начали работать. Им на смену пришла новая группа, в которой обучалось 32 девушки.1 В годы  Великой Отечественной войны 4,6 тысяч жителей Воронцово-Александровского и Новогригорьевского сел прошли дорогами войны. Многие воевали в частях 70-й и 53-й кавдивизии, входившей в корпус генерала Доватора, десятки партийных и советских работников - в  партизанском отряде «Владимир», сформированном в райцентре в августе 1942 г ода.

Здание нашего краеведческого музея было построено в 1903 году. После Великой Отечественной Войны к зданию был пристроен большой зрительный зал, и в этом здании стал работать кинотеатр, который назвали в честь победы  в ВОВ «Победа».

2.Основной этап.

Встретилась с жителями города, изучала статьи, очерки, написанные в периодических журналах по интересующей  теме. Интернет-ресурсы дополнили сведения по данной теме. В ходе исследования я выяснила, что Звание Героя Советского Союза - это высшая степень отличия в Советском Союзе, которая присваивалась самым отважным, смелым, честным и беспредельно преданным делу «партии и советского правительства». Оно присваивалось исключительно тем, кому доверял советский народ свою судьбу и кто был верен советскому народу. Из беседы с ровесниками я узнала,  что  у многих по соседству живут труженики тыла, дети войны, участники ВОВ. А вот у Бондарь Олеси, ученицы 4 класса, прадедушка Корендюгин Иван Иванович принял участие в Великой Отечественной Войне с 17 ноября 1941г. по 9мая 1949 года в составе 91-ой стрелковой дивизии, награжден юбилейной медалью, получил удостоверение сержанта об участии в ВОВ. Одноклассница Олеси - Дарья Шпиндлер рассказала нам о том, что ее дедушка Шпиндлер Фридрих Готфридрихович, в начале войны учился в 8 классе, мечтал поступить в техникум, но в начале учебного года его забрали в трудовую армию. Боялись, что немцы проживающие на территории СССР будут помогать фашистам. Их отправили на север, разлучив с родителями. И когда он узнал, что его мать от тяжелой работы засыпало в шахте, просился увидеть её перед смертью. Его не отпустили, и он решил сбежать, но его поймали и отвезли еще дальше на север. На его пути попался добрый человек, взял его к себе в подмастерье печником, благодаря ему он не умер от голода. После смерти Сталина его репрессировали. Только после этого он смог найти своих родственников. Жить их отправили в г. Казахстан, поднимать целину. Работал дедушка в совхозе и получил медаль ветерана труда, так же юбилейную медаль 60 лет победы ВОВ, 65 лет победы ВОВ. Умер Фридрих Готфридрихович 23 августа 2014 года. А бабушка, Дарьи Кубрина Полина Захаровна, была ребенком войны. Она родилась в 1939 году. Её отца забрали на фронт, когда ей не было и двух лет. Она  с матерью и сестрами прятались в окопах. Отец ее попал в плен к фашистам, неоднократно сбегал, за что его сурово наказывали. В последний раз побега из плена он смог вернуться в Россию, где сразу был посажен в тюрьму, за то, что был в плену. Когда отец Полины Захаровны вернулся домой, она  не сразу узнала его, т.к. им пришло известие о смерти отца. Вот, что сделала война с людьми….

На карте Советского района были нанесены места, где родились наши Герои. Получилась следующая картина: родиной героев стали с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края, хутор Рог Воронцово - Александровского района Ставропольского края, с. Новогригорьевское Советского района Ставропольского края, село Воронцово-Александровское,  ныне город Зеленокумск Ставропольского края, хутор Тихомировка Советского района Ставропольского края, хутор Отрезок Советского района Ставропольского края.

В результате я систематизировала накопленные знания, оформила их в исследовательской работе, создала электронную презентацию по данной теме.

Обобщая содержание проекта  можно сказать, что нам есть, кем гордится, на кого равняться! Ведь наши земляки на войне демонстрировали образец мужества и героизма!        Не вернулись с фронта, погибли и пропали без вести 2972 человека. В подвигах наших земляков Героев Советского Союза отражается героизм нашего народа, преданность Родине.

Ардинцев Яков Спиридонович.

Родился в 1910 г. на хуторе Отрезок Советского района Ставропольского края. Старший лейтенант. Командир противотанковой батареи 1187-го истребительного противотанкового артиллерийского полка. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды. Пал смертью храбрых 20 августа 1944 г. Утром 20 августа, воспользовавшись туманом, фашисты бросили на батарею танки и большой десант пехоты. Впереди шел, лязгая гусеницами, бронетранспортер, за ним— «тигры». Три орудия батареи ударили по приказу командира одновременно. Замер подбитый бронетранспортер, свечой занялись «тигры». Завязался бой с автоматчиками. Яков Ардинцев умело организовал оборону. Даже раненный в голову, он продолжал командовать батареей.     Артиллеристы батареи за два дня сожгли тринадцать танков, бронетранспортер, уничтожили сто пятьдесят солдат и офицеров. Они выиграли бой, но потеряли командира. Давно уже переплавлен металл вражеских танков на плуги и станки. Но помнят люди мужественного артиллериста, Героя Советского Союза Якова Спиридоновича Ардинцева, отдавшего жизнь за их счастье.

ИЛЬЯШЕНКО Георгий Данилович

Старший лейтенант, летчик 4-го минно-торпедного авиационного полка (2-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Тихоокеанского флота). Родился 1 мая 1918 в селе Воронцово-Александровское (город Зеленокумск) Ставропольского края в семье крестьянина. Старший лейтенант Ильяшенко совершил 3 боевых вылета на порт Расин (Начжин, КНДР) и коммуникации противника. В составе звена потопил 2 вражеских транспорта. В последнем вылете он торпедировал цель и посадил горящий самолет на воду. Звание Героя Советского Союза присвоено 14 сентября 1945 года.Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Крайнев Николай Степанович

Родился в 1924 г. на хуторе Тихомировка Новогригорьевского сельсовета Советского района Ставропольского края. Рядовой. Командовал стрелковым отделением. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был три раза ранен. Геройски погиб в бою с гитлеровскими оккупантами.
    17 декабря 1944 г.
  всю ночь Николай не сомкнул глаз, обходил посты. Под утро пришло донесение: в неприятельских окопах зашевелились.
     Николай взглянул на часы: семь ноль-ноль. И тут над головой просвистела мина, затем другая, третья. Фашисты  пошли во весь рост. Крайнев приказал бойцу Ярмолюку вести пулеметный огонь, а сам поспешил на помощь солдатам, дравшимся в одном из отдаленных ответвлений траншеи. И тут увидел четырех гитлеровцев, полоснул по ним автоматной очередью. Отдышался, смахнул со лба потные ручьи, застилавшие глаза. На бруствере окопа выросли два фашиста. Враги прыгнули на Крайнева, попытались вытащить его из траншеи. Им не удалось это. Рванувшись, что было сил, Крайнев стащил фашистов на дно окопа. Гитлеровцы взывали о помощи: они явно хотели пленить советского бойца.     На бруствере появился унтер. Теперь врагов было трое. Раздумывать не приходилось: троих в единоборстве не одолеть. Николай, напрягая последние силы, освободил руку, выдернул из гранаты, висевшей сбоку, чеку...     Десять минут шел бой в траншеях. Фашисты отступили, оставив сорок трупов. В крови, бездыханный лежал Николай Крайнев. В это декабрьское утро он, став Героем, ушел в бессмертие.    

НЕДВИЖАЙ Иван Макарович        

На время представления к званию Героя Советcкого Союза: Младший сержант, Командир отделения разведки 897-й горнострелковый полк 242-й горнострелковой дивизии. В бою 19 сентября 1944 на территории Польши в составе наступавшего подразделения попал под шквальный огонь орудий противника. Вместе с 9 бойцами подобрался на близкое расстояние к артиллерийским позициям и забросал их гранатами. Видя, что одно орудие продолжает действовать, бросился на него и накрыл своим телом. Погиб в этом бою.

ПАВЛОВ Иван Дмитриевич

На время представления к званию Героя Советского Союза:
командир эскадрильи 165-го гвардейского штурмового авиаполка, гвардии капитан. Родился 29.12.1920 в селе Воронцово-Александровское, ныне город Зеленокумск. В 1939 окончил Ашхабадский педагогический техникум. Работал учителем школы в поселке  Кара-Кала Туркменской ССР. В Советской Армии с 1939. В 1942 окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов. На фронте с августа 1942.  Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 года  за 133 боевых вылета на штурмовку живой силы и техники противника. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Свечкарёв Иван Семёнович

Родился в 1920 г. в с. Новогригорьевском Советского района Ставропольского краяСтарший сержант. Командир противотанкового орудия. За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «За отвагу». Пал смертью храбрых в бою с врагом 21 октября 1943 г. 21 октября 1943 г. фашисты начали решительный штурм. В бой были брошены десятки танков «тигр» и самоходных орудий «фердинанд». Неприятельская пехота под прикрытием брони рвалась вперед. С лязгом и грохотом стальная лавина надвигалась на боевые порядки советских войск; казалось, ничто не сможет остановить ее. Но командир противотанкового орудия Свечкарев и его артиллеристы спокойно ждали приближения вражеских танков. Не раз встречались они на поле боя с «тиграми», «пантерами», «фердинандами» и выходили победителями.  Все ближе вражеские танки, уже видны белые кресты на башнях и смотровые щели водителей.

—Огонь!
     Заговорили советские противотанковые орудия. Головной танк вспыхнул, но продолжал идти вперед, прямо на батарею. Залп! Танк остановился, поводя своей пушкой, словно принюхиваясь. Выстрел! Снаряд взметнул землю перед орудием Свечкарева. Наводчик взмахнул руками и отвалился от прицела. Его заменил командир орудия. Второй раз фашист не успел выстрелить, внутри танка взорвались снаряды. Но из-за горящего танка вывернулся второй «тигр» и, с ходу ведя огонь, устремился на батарею. Свечкарев поймал его в перекрестие прицела:
    —Огонь! И этот танк закрутился на месте, но враги продолжали наседать. Подойдя на дистанцию выстрела, «фердинанды» обрушили на батарею огонь своих орудий. Один за другим выбывали из строя артиллеристы, но батарея продолжала сдерживать натиск противника. Старший сержант Свечкарев остался один у своего орудия. Заменяя весь выбывший расчет, метким огнем он разил врага. Отчаявшись прорваться, неся огромные потери от огня противотанковой артиллерии, гитлеровцы бросили в бой штурмовую авиацию.
 Прямым попаданием авиабомбы было разбито противотанковое орудие. Рядом с ним погиб старший сержант Иван Семенович Свечкарев.
За образцовое выполнение боевых заданий, за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 г. Ивану Семеновичу Свечкареву посмертно было присвоено звание Героя

Стукалов Василий Егорович

Родился в 1926 г. на хуторе Рог Советского района Ставропольского края. Гвардии рядовой. Пулеметчик ручного пулемета. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был дважды тяжело ранен и контужен. Группа, в которую он входил, получила боевую задачу: форсировать Неман, разведать левобережье, освободить вдоль реки три деревни, закрепиться и дать возможность преодолеть водную преграду всей части. Смельчакам удалось незамеченными переплыть Неман и высадиться на его левом берегу. Разведав местность, бойцы обнаружили замаскированные во ржи вражеские танки и бронетранспортеры. На рассвете 10 июля 1944 г. переправившаяся группа наших воинов при поддержке артиллерии атаковала деревню и захватила плацдарм. Многих друзей не досчитались после этого боя добровольцы, первыми форсировавшие Неман. Но боевая задача была выполнена. В этом бою пулемётчик гвардии рядовой Василий Стукалов лично уничтожил двадцать гитлеровцев. За беззаветную храбрость в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. гвардии рядовому Василию Егоровичу Стукалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Турченко Павел Алексеевич

Родился в 1914 г. Майор. Командир стрелкового взвода, затем батальона. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени и несколькими медалями. В боях был ранен. Турченко успешно закончил в 1939 г. Тбилисское пехотное училище, научился не только хорошо владеть оружием, но и управлять подразделением. Эти знания и навыки ему вскоре пригодились. Немало трудных боев провел его батальон. Полк, в который входило это подразделение, заслуженно носил имя «Севастопольский». Боевой опыт научил Турченко многому.  14 января 1945 г., в 7 часов 30 минут был дан сигнал к штурму. Ударила наша артиллерия, в небе появились самолёты. Огневой вал, казалось, сметает всё на своём пути. Прижимаясь к земле, следом идут советские воины. Артиллеристы умело переносят огонь дальше, вглубь обороны противника. Комбат Турченко всё время среди своих солдат, в первой линии атакующих.   Отвага и мужество советских солдат, военное умение их командира, майора Турченко, привели к успешному выполнению боевой задачи. Турченко остался верен своему девизу: побеждать, сберегая людей, воевать, умело используя технику.Гитлеровцы не выдержали, повернули назад. Поднявшись вслед за своим командиром, батальон бросился преследовать врага и вскоре овладел второй линией обороны противника. В прорыв вошли основные силы наших войск. Приказ советского командования был выполнен. Родина высоко оценила мастерство комбата и смелость воина Павла Алексеевича Турченко. Ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Филимонов Иван Максимович

Родился в 1921 г. в с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края.. Капитан. Командир стрелкового батальона 667-го стрелкового полка 218-й Ромаданской стрелковой дивизии. В эту ночь батальон не спал. Одни писали письма родным и любимым, другие, собравшись в тесный кружок, тихо беседовали. С минуты на минуту ждали команды. К  Филимонову  подбежал посыльный из штаба полка с пакетом, в котором был приказ о выступлении.     Вскоре батальон был на ногах. Бесшумно раздавались команды. И вот одна за другой группы бойцов начали переправу через Днепр на плотах из брёвен и бочек, рыбачьих лодках и баржах. Капитан И.М.Филимонов спокойно и чётко руководил переправой.     Затрещали пулемёты гитлеровцев, снаряды поднимали вверх фонтаны воды, но на правом берегу появились первые группы советских солдат. Смелыми и решительными действиями батальон капитана Филимонова сломал оборону противника. Враг начал отходить на Запад. На месте боя остались десятки вражеских трупов, орудия, пулемёты.     Капитан Филимонов появлялся в самых опасных местах, подавая пример мужества и отваги бойцам. Несколько раз он первым вступал в рукопашную схватку с врагом и лично уничтожил немало гитлеровцев.
     - Держитесь, ребята, - подбадривал комбат бойцов, пуская в дело пистолет, штык и гранату.   

  Не прошло и месяца с тех памятных, горячих дней, как в батальон пришла радостная весть. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 г. капитану Ивану Максимовичу Филимонову за успешное форсирование Днепра южнее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки и проявленные при этом отвагу и геройство было присвоено звание Героя Советского Союза.

Шебалков Андрей Георгиевич

Родился в 1924 г. в с. Горькая Балка Советского района Ставропольского края. Помощник командира взвода пешей разведки. В боях с врагами был четыре раза ранен. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Андрей Шебалков служил действительную в 37-м танковом полку в Тернопольской области. Отступая в начале войны, полк оборонял город Кременчуг и Пирятин, станции Гребенки и Решетиловку в Полтавской области, Харьков и несколько районов в Харьковской области, а в декабре 1941 г. участвовал в боях за освобождение Ростова-на-Дону. В апреле 1942 г. 3-я танковая бригада, в которую входил полк, обороняла Купянск и Старый Оскол. С боями танкисты дошли до Сталинграда.
     Помощник командира взвода пешей разведки Андрей Шебалков, кроме того, участвовал в боях на Центральном фронте и на Курско-Орловской дуге. С ноября 1943 г. часть, в составе которой он воевал, освобождала Украину и Румынию, затем в 1944 г. польские города Радом, Люблин, Демблин, Гарволин. Вместе со своим другом Василием Холодиловым Андрей Шебалков дошел от Сталинграда до Берлина. Прошло двадцать два дня после того, как командующий армией вручил Шебалкову орден Ленина и Золотую Звезду Героя. Шли бои в самом логове фашистов — Берлине. Андрей Шебалков был ранен, ранен в четвертый раз за время войны. Обидно, что из-за этого не увидел, как через два дня красное знамя победы взвилось над рейхстагом. За все это Андрею Георгиевичу Шебалкову было присвоено знание Героя Советского Союза.

3.Заключительный этап.

Жители города помнят и чтут подвиг земляков. В их честь названы улицы города, носящие имена героев Великой Отечественной войны: ул. Ардинцева, ул.Свечкарева, ул.Крайнева. В Советском районе на государственном учете тринадцать памятников погибшим в гражданскую и Великую Отечественную войны. 

Памятники находятся как в городе Зеленокумске, так и в селах: 

  • Братская могила погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны, с.Отказное;
  • Братская могила 21 советского воина, погибшего за освобождение с.Солдато-Александровское от фашистских захватчиков с.Солдато-Александровское, йная, ул. Шоссейная;
  • Братская могила коммунаров, погибших от рук белобандитов с.Солдато Александровское, ул. Шоссейная;
  • Братская могила 57 советских воинов, погибших за освобождение с.Солдато-Александровское от фашистских захватчиков с.Солдато-Александровское, ул. Шоссейная ;
  • Братская могила коммунаров, погибших от рук белобандитов, с.Солдато-Александровское, ул.Элеваторская ;
  • Братская могила 9 советских воинов, погибших за освобождение х.Петровский от фашистских захватчиков,  х.Петровский;
  • Огонь вечной славы погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны, г.Зеленокумск, Верхний парк;
  • Братская могила 3 советских воинов, погибших за освобождение пос. Андреевка от фашистских захватчиков, хут.Андреевский;
  • Братская могила советских воинов, погибших за освобождение с. Михайловского от фашистских захватчиков, с.Михайловка;
  • Обелиск комсомольцу, погибшему во время коллективизации, с.Михайловка;
  • Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами, с.Нины, центр;
  • Братская могила участников борьбы за установление советской власти на Ставрополье, с.Нины, ул Октябрьская;
  • Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами, с.Горькая Балка.

В городе Зеленокумске установлено шесть мемориальных досок, три из них посвящены теме Великой Отечественной войны:

-На здании средней школы № 1 установлена мемориальная доска с информацией о том, что в годы Великой Отечественной войны здесь находился эвакуационный госпиталь № 1960. Госпиталь был рассчитан на 450 коек, и за год пребывания в селе вернул к жизни, возвратил в строй тысячи бойцов и командиров Красной Армии. Медперсонал и раненые глубоко уважали начальника госпиталя доктора Диковского, главного хирурга доктора Картава, комиссара Кукушкина. Любили бойцы, когда к ним целыми классами приходили ребята из местных школ или выступали с концертами художественной самодеятельности курсанты артиллерийского училища.[1] Медицинская сестра районной больницы Е.П.Алексеева, работавшая в этом госпитале, вспоминает, что эвакуировался госпиталь из Херсона. Еще до прихода его мы в своей больнице уже принимали первых раненых, а когда приехали работники госпиталя,

трудились вместе с ними. Медицинскими сестрами работали и я и Анастасия Петровна Козлова, санитарками – Надя Сурженко, Екатерина Малофеева, Ирина Виничевская.

-На здании администрации установлена мемориальная доска с информацией об освобождении Воронцово-Александровского села от немецко-фашистских захватчиков 10 января 1943 года.
-На старом здании профессионального технического училища установлена мемориальная доска с информацией о том, что в этом здании в годы Великой Отечественной войны, в1941-1942 годах, располагалось Ростовское артиллерийское училище. Этот объект привязан к объекту Старый учебный корпус ГОУ НПО ПУ № 39.

День Победы для наших земляков был радостным и долгожданным. Узнав по радио о победе,  люди  пели, танцевали, устраивали народные гулянья.

2.2. Период оккупации немецко–фашистскими захватчиками.

Летом  1942 года положение на Южном фронте осложнилось. Гитлеровцы попытались с ходу захватить село Воронцово-Александровское, но их планы были сорваны. Село защищали партизаны вместе с курсантами. Несмотря на их  героическую  стойкость, сдержать наступление механизированных колонн противника надолго не удалось. Части Красной Армии вынуждены были с  тяжелыми боями отступить к Моздоку, к своим главным силам, а партизанские отряды в Прикумские плавни.[2] И в начале августа 1942 года на Ставрополье пришли немцы. Накануне наступления они разбомбили железнодорожную станцию и появились в городе со стороны холмов, но пробыли они  в городе сравнительно недолго. В первые же дни провели расстрелы евреев и коммунистов.[3] В основном на территории района   пребывали румыны. Вот как вспоминает приход немецких войск Белоусова А.М.: « В 1943 году  8 августа немцы прорвались в наш город (тогда село  Новогригорьевское  Воронцово–Александровского района).  В нем  оставались только  женщины, дети и старики. Немецкий штаб находился по улице Красной (теперь на этой улице располагается наша школа и носит она имя афганца Вадима Семенова). Второй немецкий штаб находился по улице Первомайской в колхозной бригаде. В нашем городе действовали партизанские отряды, им помогали местные жители. Они указывали места нахождения немецких штабов. Наши партизаны взорвали немецкий штаб по улице Первомайской, где было уничтожено очень много  немецких солдат и офицеров».[4] Воспоминания Белоусовой А. М. дополняет Ю. А. Он пишет, что немцы вошли в наше село Воронцово–Александровское (ныне г. Зеленокумск) в августе месяце, но числа он не помнит, где-то после обеда. «Помню как сейчас, скот стоял на отдыхе возле реки Карамык. И вдруг поднялась стрельба. Я увидел, как в стаде упало несколько коров. Хорошо помню как немцы двинулись через село, а перед этим, за день или за два, немцы сделали налет на железнодорожную станцию, от которой остались развалины. Потом немцы пошли по-над дворами, вымогая кур, яйца и молоко. Еще помню, как ночью прилетели самолеты. От взрывов дрожала земля». Он рассказывает и о приходе немцев: «Когда в село зашли немцы, они стали ходить по домам, забирали коров, свиней, кур и прочие продукты. Немецкий генерал запретил солдатам грабить местное население и после этого они уже не забирали все что им необходимо, а просили. У нас в доме жили два немецких солдата. Солдаты ругали войну, Гитлера, потому что у них дома остались жены, дети».[5] Интересны воспоминания Смышновой Галины Васильевны, жительницы села Солдато-Александровского, (тогда она жила в селе Новогригорьевка, теперь – это город Зеленокумск) которой во время войны было 11 лет. Вот как она вспоминает приход немцев: «Летом 8 августа 1942 года я со своей мамой поехала на огород за арбузами. Только собрались домой, как увидели самолеты, низко летящие над нами. Самолеты бомбили вокзал. Немцы стали наступать, и наши бойцы с боями отошли за холмы». Она вспоминает, что захватчики в Нижнем парке расстреляли евреев и коммунистов, а потом стали хозяйничать. Они выгнали из лучших домов местных жителей, и сами поселились в них.[6] Практически все люди, дававшие свои воспоминания, обращают наше внимание на то, что немцы по приходу в села и города считали себя хозяевами, а местное население должно было им беспрекословно подчиняться. Детская память избирательна. Помнится только самое яркое. Многие люди, с кем не пришлось встречаться, при этих  воспоминаниях непроизвольно плакали. Это очень трогает душу. Взрослые люди, у которых детская память, опалена войной. Характерно, что 5 месяцев оккупации воспринимается, как очень короткий период. Я думаю, это потому, что в селах немцев не было, они уходили вслед за армией, а на месте оставались, в основном румыны и местные полицаи. Казни и расстрелы проводились лишь в первые дни установления фашисткой власти. Но и за этот короткий срок местное население осознало во всей полноте, что представляет собой новая власть. Люди до сих пор при рассказе упоминают о страхе, который на всю жизнь поселился в их душах. В 1941 году в район  начали поступать  эвакуированные. Бывший секретарь парткома колхоза имени В.И.Ленина В.С. Перетрухин вспоминает: « …Первый раз я встретил ленинградцев здесь, в Горькой Балке. Было это в 1942 году, незадолго до того как немцы захватили  Ставропольский край. У нас в селе много было эвакуированных с ленинградской земли. С одним из них - Андрюшей Петровским   я подружился. Обоим нам было  тогда по восемь лет. Вместе играли в «казаки – разбойники», вместе на рыбалку ходили. А потом  фашисты к нам в станицу ворвались. Страшное это было время. Как – то ночью слышу: стучат к нам в дом. Это был полицай. Он сказал, что всем ленинградцам было велено у комендатуры собираться. Андрюшина мама попросила подождать  до утра, но полицай сказал:  «Не рассуждать! Утром вас по этапу обратно на Неву отправим. Слыхали? Вчера ваш город  взяли. У комендатуры полным – полно народу: женщины, дети, а рядом – конвой. Я встал в строй рядом с Андрюшей, но женщины, которые там были, сказали, что я не здешний. Ну, и выставили меня из строя. Всех ленинградцев вывели из села и у речки Горькая Балка расстреляли».[7] После встречи с В. С. Перетрухиным  Ю. Щекотов написал стихи о Горькой Балке. Вот отрывок из них:

…Проходят беженцы вдоль реки

Ребята, женщины, старики.

Звучит внезапно команда:

- Стой!

На сто шагов отошел конвой.

Мать шепчет сыну:

- Закрой глаза!

Пронзил потемки внезапно залп.

Над речкой пули в ночи свистят.

За Ленинград ленинградцам мстят,

За то, что город не сломлен был.

У Горькой Балки – степной реки

Я слышу голос ваш, земляки,

Он в сердце эхом войны звучит,

И вместе с вами душа кричит.

Помнишь, речка, сорок второй?

Как стала кровной Неве сестрой?...

Наступление немцев было быстрым и вскоре весь Северный Кавказ оказался под их властью. Для жителей нашего края наступали тяжелые времена. Недалеко от нашего города, в 28 км езды по холмам, есть совхоз Борец. В этом совхозе во время войны жила Пчелкина Пелагея Ивановна. В 1942 году ей было 6 лет. Но она помнит, как их обстреливали с воздуха, но жертв в семье не было. Немцы появились здесь в 1942 году. Пелагея Ивановна помнит, как они поджигали дома и отбирали пищу. Ночью взрослые копали окопы для того, чтобы прятаться днем при обстреле. Еще был случай, когда немцы пришли к ним в дом и заставили ее отца поджигать сено, дрова и корм для животных, заготовленный на зиму, отец отказывался и, тогда ему пригрозили,  что застрелят его семью. Отцу пришлось все поджечь. Семье жилось очень тяжело. Приходилось носить обувь из кожи коров, которую отец делал сам, для удобства внутрь  вкладывалась солома. Немцы искали евреев, отбирали у них все и даже одежду, потом ставили их около ямы и стреляли, а люди падали в яму, полуживые, и их сразу забрасывали землей. Спустя неделю, немцы ушли. Через неделю они пришли обратно и заставляли мужчин идти с ними и закапывать тела убитых. Мужчины не соглашались, но немцы стали угрожать, и силе пришлось подчиниться.[8] Вспоминает Макарова Надежда Ивановна: «…Мы их (фашистских захватчиков) очень боялись, прятались от них в соломе, на потолке... А фашисты чувствовали себя хозяевами. Хватали и резали скот, коптили  его и отправляли в Германию. Разделывать, варить, коптить мясо заставили всех жителей хутора. Когда я не захотела подчиниться, они чуть не бросили меня в котел. У немцев появился список, где были записаны фамилии коммунистов и комсомольцев, в том числе и я. Всех должны были расстрелять, но не успели…»[9]

2.3. Работе медицинских учреждений в годы войны.

С фронта приходили эшелоны с ранеными. Для их лечения в  Воронцово-Александровском  селе был развернут  военный госпиталь. Он размещался в зданиях больницы и средней школы №1. В оборудовании госпиталя, в организации питания раненых активное  участие принимали местные жители, женсоветы. Медицинская сестра районной больницы Е.П.Алексеева, работавшая в этом госпитале, вспоминает:

-Эвакуировался госпиталь из Херсона. Еще до прихода его мы в своей больнице уже принимали первых раненых, а когда приехали работники госпиталя, трудились вместе с ними. Медицинскими сестрами работали и я и Анастасия Петровна Козлова, санитарками – Надя Сурженко, Екатерина Малофеева, Ирина Виничевская.

- Госпиталь  был рассчитан на 450 коек, и за год пребывания в селе вернул к жизни, возвратил в строй тысячи  бойцов и командиров Красной  Армии. Медперсонал и раненые глубоко уважали начальника госпиталя доктора Диковского, главного хирурга доктора Картава, комиссара Кукушкина. Любили бойцы, когда к ним целыми классами приходили ребята из местных школ или выступали с концертами художественной самодеятельности курсанты артиллерийского училища.

2.4. Работе промышленных и сельскохозяйственных предприятий в период Великой Отечественной войны.

При Воронцово – Александровской МТС организовали курсы трактористок. 50 девушек уже к сентябрю 1941 года изучили трактор и окончили курсы «на отлично». Как сообщалось в информации, направленной в краевой комитет ВКП(б), за октябрь  Карамыкский элеватор выполнил план на 122 процента. Стахановка Надежда Брылева, машинист – дизелист, выполнила план за 15 дней на 160 процентов, экономит горючее, не знает простоев и поломок. Она достойно заменила мужа, ушедшего на фронт. Заменили мужей, ушедших на войну, Анна Гончарова, Мария Тихонова, Алесандра Гончарова. Они тоже стали машинистами на элеваторе и выполняли план на 134 процента Залечивать раны было трудно. Приходилось Вовсем проявлять сметку, напористость, решительность. «Прошло немного больше месяца,-сообщалось 6 марта 1943 года в краевой комитет ВКП(б),- и в районе полностью или частично восстановлено почти все, что было варварски уничтожено. Смонтирована электростанция малой мощности, освещающая 150 точек, работают радиоузел, типография, 2 средних, 2 неполных средних и 17 начальных школ, больница, крупорушка, дающая 40 тысяч тонн крупы и 15 тонн муки в сутки, 8 колхозных мельниц, механическая мастерская по изготовлению мельничных деталей, кирпичный завод и т.д. Работают промартели – пищевкусовые, кожкоопремонта, швейпрома, изготавливается мыло. С утра до позднего вечера идут работы по восстановлению элеватора, маслозавода, станционного хозяйства. Скоро эти предприятия войдут в строй действующих. Восстановлена телефонная связь внутри района. В колхозах и МТС укомплектованы бригады, идет деятельная подготовка к весеннему севу».

Восстанавливались колхозы и предприятия. По инициативе комсомольцев колхоза имени Калинина засевались сверплановые гектары в фонд орловских, харьковских и белгородских дивизий, покрывших себя неувядаемой славой в великой битве на курской дуге. На средства, собранные коллективом Воронцово-Александровского лесхоза, был построен танк и передан на вооружение Идрицкой танковой бригады. Десятки бывших партизан возрождали промартели и колхозы. Уже к концу войны трудящиеся района полностью восстановили промышленные объекты, построили и отремонтировали 98 животноводческих построек, 12 колхозных мельниц, 173 жилых дома, много других сооружений.

2.5. Освобождении нашего населенного пункта.

Потерпев поражение под Сталинградом, фашисты начали отвод войск с Кавказа. Северной группе войск Закавказского фронта было приказано начать преследование первой немецкой танковой армии. 1 января 1943 года группа перешла в наступление.

_____________________________________________________________________

Радченко В.И., Польская Л.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк. Ставрополь.1981,с.49.

Противник, почувствовав угрозу окружения, поспешно отводил главные силы за реку Куму, где у него был хорошо оборудованный рубеж. По приказу Ставки была создана конно - механизированная группа в составе 4-го гвардейского Кубанского, 5-го гвардейского Донского кавалерийских корпусов и танковой части подполковника В. И. Филиппова ( командир группы генерал-лейтенант Кириченко). Она наступала в направлении Прохладное – Воронцово–Александровское с задачей захватить переправы через Куму, расчленить войска особого корпуса и первой танковой армии противника, чтобы создать условия для дальнейшего наступления на Георгиевск. Восьмого января войска группы вышли к берегам рек Кумы, Малка и Золка. На этих рубежах они встретили сильное сопротивление противника. Двое суток продолжались бои за плацдармы. В боях на рубеже реки Кума большую помощь наземным войскам оказала авиация 4-й воздушной армии. Здесь особенно активно действовала 216 смешанная авиадивизия под командованием генерал- майора авиации А. В. Бормана. Сосредоточенными налетами, в которых участвовало до 30 самолетов, и действиями мелких групп дивизия обеспечила форсирование наземными частями водного рубежа в районе Воронцово-Александровского.  О дне освобождения 10 января 1943 года подробно вспоминал гвардии майор в отставке зеленокумчанин Николай Ильич Глобенко, воевавший в составе четвертого гвардейского Кубанского корпуса:

  - В час ночи меня вызвали в штаб корпуса, который размещался в невзрачной хатенке на окраине села Горькая Балка.

– Настал час освобождения вашего села, майор, - сказал мне командир корпуса генерал – лейтенант Н. Я. Кириченко. – Берите автоматчиков и – боевой вам удачи! Поблагодарив, генерал – лейтенанта за доверие, я вышел из штаба вместе с начальником корпусной разведки. 450 автоматчиков были готовы к выполнению задания.

Снег высветлил поля, и незаметно сблизиться с противником не удалось. В цепи разорвался один немецкий снаряд, потом другой. Автоматчики залегли. Но когда их прикрыли наши крупнокалиберные становые и ручные пулеметы, они одним рывком преодолели простреливаемое пространство, ворвались в окопы противника, и, преследуя отступавших фашистов, вошли в село. Занимался рассвет нового дня. Бойцы, разбившись на группы, вылавливали  в домах и на улицах недобитых фашистов. Вместе с частями наступавшей Красной Армии в село Воронцово-Александровское вошла группа партизан, возглавляемая  секретарем  райкома партии товарищем Поздняковым. Село горело. Отступая, немцы взорвали и подожгли электростанцию, маслобойный завод, элеватор, железнодорожный вокзал. Зарево пожара было видно за несколько километров. В окрестностях сел обнаружили 800 трупов – жертв гестапо. Среди расстрелянных были эвакуированные ленинградцы, комсомольские работники, местные жители, в их числе А.Е.Запорожцев, возивший в 1921 году хлеб трудящимся Москвы. Наступление советских войск было стремительным. Один из пленных солдат артиллерийского полка немецкой пехотной дивизии рассказывал: «…Отступали без всякого плана, примыкали к случайно идущим частям. Куда направляются части, нам было безразлично, лишь бы уйти. С Воронцово-Александровского началось просто бегство». 

2.6. Населенный пункт после освобождения.

Тем радостнее и долгожданнее были послевоенные будни. Накануне своего отступления многие из «победителей» решили разбогатеть. Они продали вместо соли бертолетову соль. Произошла трагедия, эта весть разнеслась по всем городам и селам. Воробьев И. П. рассказал о том, что в годы оккупации ему было 7 лет. Маленький мальчик, как и все дети военной поры, был всегда голоден. У них в доме жил румын, который очень часто пытался делиться с ребенком кашей, которую приносил с собой, или угостить шоколадом. Но мать запретила мальчику что-либо брать из рук фашиста. В семь лет ребенок не мог еще понять страхи матери. И лишь после того, когда он стал взрослым и услышал рассказ матери о том,  что много людей погибло в те дни в результате отравления, он понял ее тревоги.

_________________________________________________________________

Радченко В.И., Польская Л.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк. Ставрополь.1981,с.51-53              

Бесчеловечность завоевателей, их цинизм известны, но люди всю свою жизнь помнят о том, когда пришло освобождение. Город освободили в начале  января 1943 года. Утром 10 января, на востоке, на холмах окружающих город, откуда всегда появляется солнце, раздалась канонада. К вечеру  уже все закончилось. Люди радовались тому, что закончились черные дни оккупации. Эта радость была огромна, но впереди предстоял тяжелый труд возрождения. В официальных документах идет доклад об успехах, малых и больших. Залечивать раны было трудно. Приходилось во всем проявлять смекалку и решительность. «Прошло немного больше месяца,- сообщалось 6 марта 1943 года в постановлении  Краевого комитета ВКП(б),- и в районе полностью или частично восстановлено почти все, что было варварски уничтожено. Смонтирована  электростанция малой мощности, освещающая сто пятьдесят точек, работают радиоузел, типография, 2 средних, 2 неполных средних 17 начальных школ, больница, 8 колхозных мельниц, механическая мастерская по изготовлению мельничных деталей, кирпичный завод. Работают промартели, изготавливается масло и мыло. С утра и до позднего вечера идут работы по восстановлению элеватора, маслозавода, станционного хозяйства. Восстановлена телефонная связь внутри района, а также с Буденовским, Архангельским, Солдато-Александровским и Георгиевским районами. В колхозах и МТС укомплектованы бригады, идет деятельная подготовка к весеннему севу».[10] Очень большие трудности приходилось преодолевать людям в первую весну освобождения. Материальный ущерб, нанесенный оккупантами сельскому хозяйству и промышленности района, по неполным данным, составил  около 280 миллионов рублей.[11] А сколько фашисты разграбили личного имущества граждан - это вообще не поддается никакому учету. Но враги не могли отнять у советских людей веру в победу. На средства, собранные коллективом Воронцово-Александровского лесхоза, был построен танк и передан на вооружение танковой бригаде. Уже к концу войны трудящиеся района полностью восстановили промышленные объекты, построили и отремонтировали 98 животноводческих ферм, 12 колхозных мельниц, 173 жилых дома, много других сооружений.[12]Это официальные данные, которые я встретила в литературе, а интересно, что помнится детям тех лет. Уже вскоре после освобождения стали работать школы. Клименко И.П. вспоминает, что осенью 1944 года он пошел учиться в школу. Ему уже исполнилось 9 лет. Дед, работавший мастером по дереву, приодел его к школе. Из взрослых  вещей, простого материала, ему сшили и штаны и рубашку. Это было роскошно. Многие дети, например, его близкий друг, носили перешитые из женских блузок рубашки, старые рваные фуфайки. Да и эту ветхую одежду берегли, так как и она была незаменимой. Он вспоминает, как они с другом берегли одежду. Приходя домой они всегда переодевались одевая еще более ветхую одежду. Учиться было трудно. Мало того что не доедали, так еще и мерзли. Не хватало очень многого. Один учебник давали на несколько учащихся, живших по соседству. Тетрадей поначалу вообще не было, поэтому писали на немецких картах, которых те много оставили в штабах. Из старых книг, карт шили тетради. На чистой стороне писали контрольные работы, а на тексте и рисунках выполняли  классную работу и домашнее задание. Чернила делали, кто из чего горазд, но в основном из сажи. « И вот идешь в школу,- рассказывает Клименко И.П.,-через плечо сумка из материала. В сумке книги и тетради, а еще глиняная чашка и ложка.» [13]Детей на перемене подкармливали кукурузной кашей. Ее называли мамалыгой. Колхоз выделял детям за хорошую работу в поле. Так что подарок дети практически заработали. Интересны воспоминания Клименко И.П.  о первой послевоенной елке, устроенной накануне  Нового 1944 года. Этот год был годом больших надежд советских людей. Учителя где-то нашли небольшую часть елки. Дети украсили ее самодельными игрушками. Было очень весело: выступали самодеятельные артисты, стихи , песни, хороводы, вот что помнится. А еще помнится, как вместо конфет, Дед Мороз давал каждому участнику представления два небольших пирожка с тыквой.

Заключение.

Завершая  исследовательский проект, я испытываю  чувство удовлетворения. С одной стороны, удовлетворение от того, что проделан сложный по исполнению, достаточно глубокий по содержанию труд. И всегда, когда завершается какое-нибудь дело, и ты получаешь продукт своего труда, становится приятно. Хочется, чтобы наш труд был востребован, потому что, собрав и систематизировав все материалы о жизни Героев-земляков  Советского Союза, я  смогла заполнить некоторые "белые пятна" истории их судьбы, которая оставила глубокий след в истории не только нашего города, но и района.

Я убедилась, что жизнь и подвиги героев имеют огромное значение, как в военное время, так и сейчас, в 21 веке, потому что именно благодаря таким людям, как наши герои, мы живем под мирным небом уже 70 лет.

Недаром среди наших земляков:

  • 204 героя Советского Союза,
  • 37 кавалеров ордена Славы,
  • а так же 21 кавалер ордена Трудовой славы,
  • 193 героя социалистического труда.
  • Героев России –  20 человек.

Литература

  1. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. Ставрополь, 2002.
  2. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. Региональный учебник для общеобразовательных школ. Под ред.В.П.Невской.Ставрополь.1996.
  3. Клировые ведомости: 1838, 1840,1847 гг.
  4. Край наш Ставрополье .Очерки истории. Ставрополь.1999.
  5. Кругов А.И.Старопольский край в истории России (конец  XYIII –XX вв.).

    Ставрополь.2001.

  1. Ставрополье в Великой Отечественной войне. Сборник документов и материалов. Ставрополь.1962.
  2. М.Г.Новиков «Ставропольцы в Великой Отечественной войне». Ставрополь. 1995.
  3. Радченко В.И., Польская Н.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк.Ставрополь.1981.
  4. Материалы городского краеведческого музея.
  5. Спивакова Л. Верни нам память, эти годы. №15 от 23.02.1995
  6. Статьи в газете «Панорама нашей жизни»:

–Березнева Р. Корни. Память. Отечество №85 от 23.10.1996

-18 апреля - Международный день памятников и исторических мест. №30(9890) от 17.04.2002

-Как это было: история в документах. №71 от 6.09 2001

-Мемориальный комплекс «Огонь вечной славы» №7 от 25.01.1995

-Он освобождал Горькую Балку.№3 (9966) от 11.01.2003

-Фомин В. Огонь вечной славы. Как это было. №39(9695) от 20.05 2000

  1. Книга Памяти. Советский район (бывшие Воронцово-Александровский и Солдато-Александровский районы). Ставропольский край. Список воинов, погибших, пропавших без вести и умерших от ран в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 1995., с. 387
  2. Буклет «Зеленокумск 225 лет»
  3. Их имена никогда не забудутся. Книга 2. Ставрополь, 1969

Ресурсы интернета:

http://www.mo-zelenokumsk.ru/

http://zelenokumsk2006.narod.ru/gorod.html

http://www.stihi.ru/


[1] Радченко В.И., Польская Л.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк. Ставрополь.1981,с.49

[2] Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь, 1999,с. 467

[3] Радченко В.И., Польская Н.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк. Ставрополь. 1981,с.51.

[4] Материалы краеведческого музея.

[5] Там же.

[6] Материалы краеведческого музея.

[7] Беликов Г.А., Михайленко В.И. Серебряный горн. Очерки истории пионерского движения на Ставрополье.Ставрополь.1982.с.85

[8] Материалы музея.

[9] Материалы музея.

[10] Радченко В.И., Польская Н.А. Зеленокумск. Историко-краеведческий очерк. Ставрополь. 1981,с.53

[11] Там же, с.54

[12] Материалы городского музея.

[13] Материалы городского музея.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

проект рукописная книга "Памяти павших будьте достойны!"

проект - участник городского конкурса методических материалов "Не прервется связь поколений!"...

Научно-исследовательский проект "Вечные истины" Английского Королевства"

Данная  работа имеет практическую значимость - создание справочника крылатых высказываний выдающихся британцев, а также "афористов" других стран, чьи исторические фразы стали притчей у ...

Исследовательский проект о героях-земляках "Живые павшим обязаны вечно"

Проект направлен на увековечение памяти прославленных героев-земляков, формирование морально-нравтсвенных ценностей....


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Большое спасибо, что Вы поделились опытом работы по сохранению памяти о погибших и вернувшихся с войны победителей. Вашу богатую информацией работу можно ещё дополнить материалами с сайта "Подвиг народа". Данные фронтового архива будут таким ценным материалом для школьного музея! Спасибо, что стали участниками проекта "Вахта памяти"!