МОРДАСОВА ЯНА. "КРЫЛАТАЯ РОТА" (материалы о развитии военно-голубиной связи во время ВОВ)
проект по истории по теме

АСТАПЕНКОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Систематизированный материал в исследовательской работе раскрывает процесс использования голубей в военной сфере  на разных этапах развития российского государства. Представлен  спектр матералов (документы, фотокопии) доказывающий использование голубей в годы ВОВ. Определены задачи боевых вылетов "солдат неба", способы доставки депеш, схемы военно-голубиных станций.  Актуальностью  работы является восстановление  пофамильного списка военных тренеров, связистов - голубеводов. К сожалению, в рамках данной работы был определен только один командир ВГС - М.Богданов. Материалы  для работы взяты из недавно рассекреченных докуменов, опубликованных в одном из военных журналах. Исследование продолжается. Посмотреть фотодокументы возможно в презентации отдельно по личному обращению.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

XI Научно-практическая конференция учащихся

Секция «70-летие Великой Отечественной Войны»

Тема:

«КРЫЛАТАЯ РОТА»

(материалы  о  развитии  военно-голубиной связи в годы  ВОВ)

                                                                           Выполнила: Мордасова Яна

                                                                                       ученица  8 класса

                                                               МКОУ «Нижнесанарской СОШ»

                                                            Руководитель:  Астапенкова О.А.

                                                                                     Учитель истории,

                                                               I квалификационная категория

                                                            МКОУ «Нижнесанарская СОШ»

2015г

с.Нижняя Санарка

СОДЕРЖАНИЕ:

       стр.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….........3-4

Глава 1.РОЖДЕНИЕ СИМВОЛА МИРА………………………………………5- 6

Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛУБИНОЙ СВЯЗИ:…….……………….7-11

           2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННО-ГОЛУБИНОЙ СВЯЗИ  В

                  РОССИЙСКОЙ  ИМПЕРИИ…………………………..…………..7 - 10

           2.2. ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ СВЯЗЬ В СССР………………………...10-11

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННО-ГОЛУБИНОЙ СВЯЗИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ…………………………………….12-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  История Великой Отечественной войны хранит множество удивительных страниц, рассказывающих о фактах героизма, находчивости и самоотверженности людей. Однако,  не менее героически в годы войны проявили себя и животные, являясь секретным оружием Красной армии. Изучение боевого применения голубей предоставляет нам возможность узнать уникальную  историческую преданность этих птиц при  выполнении полетных заданий во благо  нашего государства.

Цель: Определить  роль и место почтовых голубей  в жизни общества и государства.

Задачи:

  1. Изучить историю развития голубиной почты в России.
  2. Определить вклад голубей в победу ВОВ.
  3. Создать сборник рассказов о героических подвигах во время ВОВ.

Объект: военно-голубиная связь России. 

Предмет: почтовые голуби.

Гипотеза:  Имело ли место применение  военно-голубиных станций во время ВОВ.

Научная новизна: исследовательская работа является частичным вкладом в изучение истории использования   голубиной связи  в  военном деле.

Методы исследования:

1.Теоретический анализ

Практическое  использование. На основании полученных результатов созданы  презентация,  сборник  эпизодов  о  героических участиях голубей и голубеводов  в годы  ВОВ  для использования в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся школы.

Территориальные рамки охватывают территорию Европейских государств и России.

Степень изученности темы.  Обобщенных сведений об использовании  голубей в военном деле  нами пока найдено не было.  Однако,   наиболее  подробное описание, на наш взгляд,  отличительных физиологических  особенностей  пород  почтовых голубей,  находится в книге Л.Ж.Жалпановой «Голуби»[1].   В работе  А.В.Товпека  «Практика использования голубиной связи в военном деле и охране границ в Российской империи»  дан анализ  роли   военно-голубиной почты   в плане оперативности и мобильности связи в   русской императорской армии[2].  В  публицистических статья   журналов «Военно-исторический  журнал», «Военное обозрение»,   «Итоги» находятся сведения о недавно  рассекреченных документах Второй мировой войны  о тайном оружии Красной Армии.  Авторами:  профессором  Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации полковником   Владимиром  Шептура и его коллеги, старшего  научного сотрудника  Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ полковником  запаса Анатолием Жарским обнародованы   неизвестные    факты  о «солдатах неба»[3].  В работах историков-краеведов  данная тема отсутствует.

     Данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.

  1. РОЖДЕНИЕ СИМВОЛА МИРА

    «Голубь  мира»— выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира(World Council of Peace),  который проходил в 1949г.  Париже и Праге. Эмблема этого конгресса  была нарисована Пабло Пикассо[4]. На эмблеме был изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь[5]. Эмблема не была придумана с потолка. Если внимательно присмотреться, то лучшей кандидатуры на символ мира просто не отыскать – воробей слишком суетливый, ворона слишком мрачная, павлин чересчур пафосный. Может, подошел бы лебедь, но он уже является символом любви и верности, и к тому же он не играл в реальной жизни столь важной роли светлого вестника как голубь. В древности голубь был символом плодородия и мира. Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь со времен Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава. Бытовало поверие, что дьявол и ведьмы могут принимать любые обличия, кроме голубя, осла и овцы. Также голубь изображался на скипетрах некоторых правителей, символизируя власть, посланную им Богом. На Востоке голуби вообще были священными птицами. Именно голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение. В каждой культуре голубь несет свой особенный смысл: в масонстве он – символ невинности и чистоты, в Китае – старости и долголетия. Согласно индийской легенде, в белых голубях заключены души любящих. Да и сейчас целующиеся голубки символизируют влюблённых. Белый голубь считается посланцем Венеры (богини цветущих садов, весны, плодородия, любви и красоты в римской мифологии) – птицей, приносящей удачу влюбленным. Голубь часто ассоциируется с доброй вестью, а во все времена, не было вести лучше, чем весть об окончании войны. В христианстве голубь считается символом Святого Духа, Который сошел на Христа при крещении в облике голубя. В Библии голубка, выпущенная Ноем, принесла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей. В средневековье голубь был непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы.

     Таким образом, несмотря на различие многих  религий и культур, ни в одной из них голубь не ассоциируется со злом, напротив, он извечный символ добра, любви и мира во всем мире. Очевидно,  Пабло Пикассо, создавая  «образ мира» исходил именно  из этих представлений.

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ГОЛУБИНОЙ СВЯЗИ

2.1.Становление военно-голубиной связи в Российской империи

     Общепринятый символ мира голубь оказался единственным из многочисленной стаи пернатых, активно применявшихся человеком в военных целях. Способностью и стремлением голубей искать и находить путь на родину, даже из отдаленных мест и при сложной метеорологической обстановке, люди пользовались исстари. Эта особенность называется хомингом[6].  Доставление птицами письменных сообщений,  в глубокой древности практиковалось как в коммерческих, так и в военных целях китайцами, египтянами, греками, римлянами, персами, скифами  (например, римский полководец Юлий Цезарь пользовался почтовыми голубями для доставки донесений в Рим)[7]. Позднее крестоносцами во время крестовых походов,  французами во время войн с Англией и т.д. Голубиная почта была самым быстрым и относительно дешевым средством связи, хотя и имела ряд недостатков: голубь, завезенный за сотни километров в район расположения действующей армии, знал только «адрес» своей голубятни. Тем не менее, если нужно было дать знать вышестоящему командованию (или руководству страны) о положении дел на театре военных действий, голубь выпускался и мчался «домой» со скоростью, превышающей в несколько раз скорость конных и, тем более, пеших гонцов. Однако толчком к повсеместному внедрению военно-голубиной связи (почты) во всех европейских армиях стал опыт успешного боевого применения голубей-«связистов» французами в ходе Франко-прусской войны в 1870 г. при обороне Парижа. Из осаждённого города на воздушных шарах были доставлены 363 голубя, многие из которых, вернувшись в Париж, принесли значительное количество голубеграмм (служебных записок и микрофотоснимков).     Голубеграммы  (депеши), переселявшиеся с голубями, писались на тонкой (папиросной) бумаге, вкладывались в стволик гусиного пера и прикреплялись к крепкому перу в хвосте голубя или помещались в лёгкий металлический контейнер (портдепешник), прикреплявшийся к лапке птицы[8]. Если нужно было передать длинный текст, то делали микрофотоснимок (с уменьшением до 800 раз) и переводили его на тоненькую пленку из коллодия — «пелликюлю». Доставка корреспонденции осуществлялась со средней скоростью 60—70 км/ч (иногда голуби могли лететь со скоростью до 100 км/ч). В связи с тем, что голубь мог нести на себе груз до 75 г (около 1/3 собственной массы), его иногда приспосабливали к фотосъёмке местности.  Уже в 1874 г. во всех крепостях Германии, а позднее и в других европейских армиях были созданы штатные подразделения голубиной почты (военно-голубиные станции - ВГС). В ней использовались бельгийские (антверпенские, брюссельские, люттихские и др.) породы выносливых почтовых голубей, полученные путем удачного скрещивания с другими видами. Продолжительность жизни голубя - примерно 25 лет, при этом служить «почтарями» они могли около 15 лет.

     На Руси  голубиная связь использовалась во всех видах сторожевой службы. Своевременная и оперативная передача ратной вести о появлении врага на окраине  государства (набегах кочевников)  являлась насущной и жизненной необходимостью. Применение голубей в качестве грозного оружия находит подтверждение  в  «Повести временных лет»,  где  приведён рассказ о том, как в 946 г. княгиня Ольга использовала голубей в военном деле для захвата непокорной крепости Искоростень (Древлянская земля).  Потребовав  от жителей города, осаждаемого её дружиной: «…дадите ми от двора по 3 голуби …». Привязанный  к каждой птице сухой трут, зажгли  и отпустили крылатых «воинов», те понесли тлеющую смерть к своим домам.

     В Российской империи Военно-голубиные станции  (ВГС) были введены в армии  приказом военного министра П.С. Ванновского в октябре 1884 года[9]. Пионером применения почтовых голубей в армии стал офицер Туркестанского военного округа поручик Григорий Лалекин.   Позднее,   в приказе по военному ведомству № 46 (1888 г.) было  объявлено «Положение о военно-голубиной почте» которое устанавливало штаты, порядок подчинённости и жизнедеятельности ВГС.  В соответствии с этим положением военно-голубиные станции в зависимости от числа направлений, по которым поддерживалась голубиная связь, подразделялись на четыре разряда: I разряд — на четыре направления, II — на три, III — на два и IV разряд — на одно. Каждая станция имела соответственно разряду от одной до четырех голубятен по 125 пар голубей в каждой[10]. Каждому голубю на восьмой день после его рождения надевалось на лапку родовое кольцо с государственным гербом. На кольце были обозначены: год рождения и номер голубя, номер станции. А через 1,5 месяца на крыло ставилось ещё и клеймо с обозначением номеров станции и голубя. На каждой станции вёлся список голубей с отметками о направлении и дальности их дрессировки. В 1895 году офицер с согласия командира стрелковой бригады организовал при своей части голубиную почту. Со временем они стали переносить сообщения из Ташкента в воинские части и в штаб. Особенно широкое сообщение посредством голубей было во время маневров. Выступающие из города войска забирали с собой птиц и по мере надобности посылали с ними донесения.  В русско-японской войне 1904-1905 гг. голубиная связь использовалась для управления войсками с помощью доставки распоряжений и приказов. С этой целью в Порт-Артуре была сформирована военно-голубиная станция, насчитывающая 45 тренированных голубей из Ляояна и 31 голубя из Чифу[11].  Широкое применение голубиная связь  получили  в годы Первой мировой войны армиями противоборствующих сторон.  Голубиные станции России  находились во многих пунктах, где дислоцировались русские войска.  Так только в Петроградском военном округе существовало 16 почтовых голубиных станций, по 200 голубей в каждой. Известны случаи успешного применения почтовых голубей для связи с разведывательными группами и дозорами. Для этого голуби помещались в особых сумках на конном разведчике или в ранце пешего дозорного, а в районе расположения штаба, принимавшего донесения, размещалась голубиная станция. Голуби способны были осуществлять военные вылеты и в условиях  применения газового оружия. Для них были созданы голубиные противогазы, один из которых сохранился в московском военном музее.  

     Таким образом,  теория и практика использования военно-голубиной связи «на военной службе»   продолжали развиваться   даже  несмотря на  изобретения второй половины  XIX в. ( телеграфа :оптического, акустического, электрического).

  1. Военно-голубиная связь в СССР.

     В 1925 г. в целях подготовки почтовых голубей для использования в интересах обороны государства решением Советского правительства был создан единый центр голубиного спорта при Центральном совете Осоавиахима СССР.  А в 1928 г. заместитель наркома по военным и морским делам (НКВМ) СССР И.С. Уншлихт  предложил Распорядительному заседанию Совета труда и обороны ввести в Советской Республике даже «военно-голубиную повинность».  И хотя этот проект в полном объёме реализован не был,  в 1929 г. приказом Реввоенсовета «О принятии на вооружение системы голубиной связи»  использование голубей в военных целях было узаконено.  В 1930 г. было издано и первое «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства», а для военных тренеров-селекционеров почтовых голубей учреждена военно-учётная специальность № 16[12].  Военно-голубиные станции подразделялись на постоянные (стационарные) и подвижные. Постоянные станции входили в окружной (фронтовой) комплект частей (подразделений) связи. А подвижными (на автомобильной или гужевой базе) должны были быть укомплектованы все корпуса[13].  Интересно отметить, что накануне Великой Отечественной войны примерно такими же были взгляды на применение ВГС  и у нашего вероятного противника. Как следует из «Особых распоряжений по связи» (приложение № 9 к директиве «Барбаросса»), в каждой армии развёртывалась стационарная и в каждом корпусе - подвижная голубестанции[14].  Срок установления связи для постоянных голубиных станций определялся временем, необходимым для выделения и доставки голубей в пункт расположения поста голубиной связи. При перевозке голубей в автомобиле или на мотоцикле на расстояние 100 км связь устанавливалась за 2 часа. Срок установки связи с подвижной станции определялся временем, необходимым для подготовки голубей на новом месте стоянки и для доставки их на пост. Считалось, что подвижная станция может развернуть голубиную связь на четвёртый день. Подготовка кадров (военных голубеводов) для ВГС была возложена на Центральный учебно-опытный питомник-школу военных и спортивных собак, которая приказом начальника Управления связи РККА № 015 от 7 апреля 1934 г. получила наименование Центральная школа связи собаководства и голубеводства. Кроме того, 20 апреля 1934 г. в состав Научно-экспериментального института военного собаководства был включен расформированный ранее и вновь восстановленный Институт военного голубеводства РККА.

     Таким образом, голубиная связь была принята на вооружение Красной Армии в 1929 г. и с этого времени, несмотря на быстрое развитие технических средств  связи, широко использовалась как вспомогательное средство вплоть до 1945 г.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННО-ГОЛУБИНОЙ СВЯЗИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

       С самого начала Великой Отечественной   голубей  использовали как правило, для оперативной связи  разведывательных отделов, но в некоторых случаях дрессированные птицы применялись для передачи донесений от регулярных частей и подразделений. Так в ходе  битвы за Москву (1941г.)  на базе питомника Центральной школы связи, собаководства и голубеводства специально создали стационарную голубиную станцию связи в системе обороны Москвы. Здесь голуби дрессировались на 7 основных и несколько вспомогательных подмосковных направлениях. Известно, что за участие в обороне столицы около 30 солдат-голубеводов были награждены орденами и медалями[15].

     Следует отметить, что в  ходе начавшейся войны советское и германское командование предпринимало все меры, чтобы взять почтовых голубей на театре военных действий под жёсткий контроль. Так, осенью 1941 г., когда немецко-фашистские войска подходили к Москве, комендант города издал распоряжение, в котором приказывалось в целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, в трёхдневный срок сдать их в управление милиции по адресу: ул. Петровка, д. 38. Лица,  не сдавшие голубей  привлекались к ответственности по законам военного времени.  В немецко-фашистских войсках для перехвата почтовых голубей были специально обученные соколы и ястребы, исполняющие роль истребителей,  издавались  специальные  приказы Рейха снайперам об отстреле голубей. Распоряжением германских  оккупационных властей все голуби,  как нелегальное средство связи,  подлежали изъятию у населения и уничтожению. За укрывательство птиц немцы карали смертной казнью, так как боялись, что голубей будут использовать в целях партизанской войны. Известно, что на второй день после оккупации Киева по городу был расклеен приказ коменданта о немедленной сдаче всех домашних голубей. За невыполнение этого распоряжения — расстрел. Для устрашения населения за укрытие птиц несколько киевлян были расстреляны, в том числе был арестован и казнён известный в городе голубевод Иван Петрович Максимов[16].  В материалах Нюнбергского процесса одним из примеров зверств фашистов существует материал о 15-летнем мальчике, учащегося ремесленного училища   Вите Черевичкине,  не желавшем  расстаться со своими  голубями.  В Ростове-на-Дону  в наши дни установлен  памятник мальчику с голубем на плече. Воздвигли его горожане в память о расстрелянном фашистами Вите Черевичкине, связном партизан, который передавал сообщения из оккупированного города с помощью голубиной почты[17].

     Героизм «крылатой рот»  отражен и в историях по  захвату плацдармов на Днепре и уничтожению стратегического укрепления так называемого «Восточный вал». За две недели до штурмовой операции к фронту прибыли голубиные станции, состоящие в штате 1 -го, 2-го, 3-го и четвертого фронтов. Задача перед голубеводами стояла одна - обеспечить связь оперативно - разведывательных групп,  скрытно проникших в расположение противника и разведать всю оборонительную систему противника, выявить слабые места в оборонительной системе, установить род войск, численный состав и систему вооружений. В результате получения достаточного опыта боевого применения в оборонительных и наступательных операциях (боях) как технических, так и подвижных средств связи, было принято решение сформировать голубиную роту связи и передать её 12-му гвардейскому стрелковому корпусу 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта[18].  Командиром роты был назначен опытный голубевод капитан М. Богданов, его заместителем — лейтенант В. Дубовик. Подразделение состояло из четырёх голубиных станций (начальники — младшие сержанты К. Главацкий, И. Гидранович, Д. Емельяненко и А. Шавыкин)[19], 80 солдат и 90 лёгких переносных голубятен (корзин), в каждой из которых помещалось по 6 голубей. Всего в роте насчитывалось 500 голубей, которые были распределены (надрессированы) на 22 направления и надёжно работали в радиусе 10—15 км. За 6,5 месяцев работы голубями было доставлено более 4000 депеш. В среднем за световой день доставлялось 50—55 голубеграмм, а иногда и более 100.  Помимо срочных донесений героические птахи осуществляли боевые вылеты, доставляя в тыл врага зажигательные снаряды. Птицы, ныне олицетворяющие мир, в годы Второй мировой войны превратились для немецких летчиков и водителей топливозаправщиков в настоящий кошмар, обрушивавшийся на них внезапно и неотвратимо.

        Потери «крылатых связистов» были значительны. За каждые два месяца войны от снарядов и осколков погибало до  30% обученных голубей. Многие «голуби-герои» в большинстве своём, к сожалению, остались неизвестными. Поэтому одним из результатов  исследовательской работы  стал  сборник  рассказов  для учащихся о героических подвигах «крылатой роты» в годы Великой Отечественной войны. В память о героических вылетах (подвигах) голубей в нашей стране  созданы памятники в г.Москве, Самаре, Пензе[20]. На Южном Урале, в Челябинской области такие памятники  отсутствуют.

 В послевоенное время славной птице - единственной из пернатых, знакомой с военной службой, - оставалось лишь переквалифицироваться в символ мира.

       Таким образом, опыт применения почтовых голубей в Великой Отечественной войне убедительно доказал, что во многих случаях крылатые курьеры успешно заменяли самые совершенные технические средства связи, а в отдельных случаях были единственным средством передачи информации с переднего края. В ситуации, когда в результате огневого воздействия противника кабельная, проволочная и радиосвязь выходили из строя, голуби работали безотказно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В процессе исследовательской работы  при изучении истории развития голубиной почты  была определена роль военно-голубиной связи (ВГС) на разных этапах развития нашего государства.  Практика использования  почтовых голубей  в годы войн  Наполеона, Русско-японской войны, Первой мировой войны, способствовала  усовершенствованию развитию   ВГС как отдельному и оперативному направлению и законного её установления «на военной службе». В процессе исторического использования  «крылатых рот» были оформлены основные направления их деятельности: оперативная связь  разведывательных отделов, донесения от регулярных  частей и подразделений, тайная военная разведка и боевые вылеты.  Военно-голубиные станции вместе с  инженерными частями,  артиллерией устанавливались на важных участках фронта. Эффективность применения ВГС  в  годы Великой Отечественной войны  доказали битва за Москву,  Днепр, Киев, партизанская война. Являясь порой единственным источником доставки депеш в штаб были переданы многие схемы, планы, карты районов боевых действий, что невозможно было сделать при помощи телеграфа и радио.

     К сожалению,  сведения  о боевом применении ВГС и существовании  военно-голубиных станций  в годы   ВОВ  в истории  малоизучены. Отсутствуют   сведения и о голубеводах времен ВОВ.  Однако, в процессе работы установлено, что одним из командиров  «крылатой роты» был опытный голубевод  М.Н.Богданов в распоряжении  которого были четыре голубиных станций. Сведения об участии  южноуральских голубеводов пока не найдены.

Одним из результатов работы стал созданный сборник эпизодов о героическом участии почтовых голубей в годы ВОВ[21].

     После ВОВ славной птице - единственной из пернатых, знакомой с военной службой, - оставалось лишь переквалифицироваться в символ мира

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Архив голубеводов мира. История  Российского голубеводства. Вестники воздушного фронта. Электронный ресурс. // http://amaimon.ru/history/main.html (дата обращения 20.09.2014г.)
  2. Битва за Москву. Электронный ресурс// http://bitva-pod-moskvoy.ru/birds.php(дата обращения 08.12.2014г.)
  3. Военно-исторический журнал. Электронный ресурс// http://history.milportal.ru/arxiv/. (дата обращения 18.10.2014г.)
  4. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Электронный ресурс// http://cyberleninka.ru/article/n/praktika-ispolzovaniya-golubinoy-svyazi-v-voennom-dele-i-ohrane-granits-rossiyskoy-imperii.(дата обращения 16.08.2014г.)
  5. Гапич Н.И. Служба связи в основных видах общевойскового боя. - М.: Воениздат, 1940.
  6. Военное обозрение. Военно-голубиная связь в Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны. Электронный ресурс// http://topwar.ru/35132-voenno-golubinaya-svyaz-v-krasnoy-armii-nakanune-i-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html ;  
  7. Жалпанова Л. Голуби. Электронный ресурс//  http://www.e-reading.link/bookreader.php/90265/Zhalpanova_-_Golubi.html
  8. Журнал  Итоги. № 19(830) 2012г. Крылья Советов. Электронный ресурс// http://www.itogi.ru/obsch/2012/19/177544.html. (дата обращения  ноябрь,2014г.
  9. Поисково-исторический форум  .Птицы россии. Электронный ресурс//
  10. http://smolbattle.ru/threads/Птицы-герои.28502/ (дата обращения 12.11.2014г.)
  11. Товпека А.В. Практика использования голубиной связи в военном деле и охране границ в Российской империи.//Электронный ресурс//  http://history.milportal.ru/2011/09/voenno-golubinaya-svyaz/. (дата обращения 12.07.2014г.)
  12. Электронный ресурс Минобороны России// http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11194647@cmsArticle (дата обращения  05.06.2014г.)

         

     



[1].Жалпанова Л. Голуби. Электронный ресурс//  http://www.e-reading.link/bookreader.php/90265/Zhalpanova_-_Golubi.html

[2] Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Электронный ресурс// http://cyberleninka.ru/article/n/praktika-ispolzovaniya-golubinoy-svyazi-v-voennom-dele-i-ohrane-granits-rossiyskoy-imperii.

[3] Журнал  Итоги. № 19(830) 2012г. Крылья Советов. Электронный  ресурс //http://www.itogi.ru/obsch/2012/19/177544.html.; Военное обозрение. Военно-голубиная связь в Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны. Электронный ресурс// http://topwar.ru/35132-voenno-golubinaya-svyaz-v-krasnoy-armii-nakanune-i-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html ;  Военно- исторический журнал. http://history.milportal.ru/2011/09/voenno-golubinaya-svyaz/.

[4]Пабло Пикассо//  http://www.picasso-pablo.ru/library/picasso-zhizn-i-tvorchestvo160.html

[5] Приложение 1. Фото 1.

[6] Хоминг – инстинкт возвращения домой

[7] Приложение № 1. Фото 2.

[8] Приложение № 1. Фото 3.

[9] Приложение № 1. Фото 4.

[10] Приложение № 1. Фото  4.

[11] Приложение № 1. Фото 5.

[12] Приложение № 1. Фото 6.

[13] Приложение № 2. Фото 7,8,9.

[14] Там же.

[15] В.Шептура. Журнал  Итоги. № 19(830) 2012г. Крылья Советов.

[16] Там же.

[17] Приложение № 2. Фото 10.

[18] Там же. Фото 11.

[19] Приложение № 2. Фото 12.

[20] Приложение № 3. Фото 13.

[21] Приложение № 3.. Фото 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯАрхипова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Саратов...

Развитие творческих способностей во внеурочное время.

Развитие творческих способностей во внеурочное время....

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья посвящена проблемам духовности в нашем обществе. В ней приводится пример классного часа "России колокольный звон", который можно проводить в 5- 6 классах....

Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе

      Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Времена года"

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов...

Урок музыки в 6 классе "Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен"

Рразвитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора....

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели:  проследить историю развития системы подчи...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Оксана Александровна, какая у Вас редкая тема и сколько много Вы собрали информации! Спасибо за участие в проекте!