Методическая разработка урока
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Либеральные реформы 60-7- хх гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_8_klass_-_otkrytyy_urok.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

1. Цель урока: сформировать представление  о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

2. Задачи урока:

1) образовательная: рассмотреть основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.

2) развивающаяся: продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3) воспитательная: формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

3. Основные понятия: земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Основные даты: 18 июня 1863 г. — новый Университетский устав; 1 января 1864 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; 20 ноября 1864 г. — издание Судебных уставов; 16 июня 1870 г. — Городовое положение; 1 января 1874 г. — Устав о воинской повинности.

Персоналии: Александр II, Д. А. Милютин.

4. Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация.

5. План урока: 

1. Реформа местного самоуправления.

2. Судебная реформа.

3. Военная реформа.

4. Реформы в области просвещения.

5. Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Добрый день, ребята, уважаемые гости нашего урока. Сегодня мы поговорим о Либеральных реформах Александра II, царя реформатора, или как его прозвал народ «царь-освободитель».

Итак, сначала давайте проверим домашнее задание. Ответьте пожалуйста на мои вопросы?

1. Назовите причины отмены крепостного прав?

2. С помощью опорных понятий ответить на вопросы.(3 слайд)

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ

МАНИФЕСТ

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

ЛИЧНАЯ СВОБОДА

ПЕРЕВОД НА ВЫКУП
ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК

ОТРЕЗКИ

УСТАВНАЯ ГРАМОТА

Вопросы:

1) Где обсуждался проект крестьянской реформы? Кто из либеральных государственных деятелей активно участвовал в разработке крестьянской реформе?

2) На каких условиях была проведена крестьянская реформа? Почему Александр II остановился на этих условиях?

3. Назовите прогрессивные и регрессивные черты крестьянской реформы?

4. Как вы относитесь к этой крестьянской реформе?

5. В чем историческое значение реформы 1861 года? Правомерно ли называть эту реформу Великой? (4 слайд)

Крестьянская реформа 1861 года – важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:

  • Создавала необходимые условия для утверждения капитализма;
  • Способствовала росту темпов экономического развития;
  • Способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии, изменению самого крестьянина.

Реформа отмены крепостного права была непоследовательной и противоречивой.

 Во-первых, она ущемляла экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда.

Во вторых, реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам.

6. Тест на 7 мин.

3. Объяснение нового материала.

Итак, отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60-70 – х годов XIX века.

За отменой крепостного права в 60-70 – х годах последовали и другие реформы:

Земская реформа

Городская реформа

Судебная реформа

Военная реформа

Реформа в области народного просвещения

Ребята, давайте вместе подумаем, почему Александр II решил дальше проводить свои реформы, и попробуем определить причины проведения либеральных реформ?

- После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами;

- Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств;

- Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами;

- Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден;

- Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму;

- Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения;

Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми. Почему существует такое расхождение в оценке либеральных реформ? Сегодня мы должны определить основные положения либеральных реформ, отметить их положительные и отрицательные стороны, если они есть. И попытаемся дать оценку тем либеральным реформам. В этом нам поможет таблица, которую в процессе работы мы должны заполнить.

Итак, начнем мы нашу работу с реформы местного самоуправления.

1) Земская реформа – принята императорским указом от 1 января 1864 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Были созданы новые органы местного самоуправления – земства. Давайте разберем основные положения этой реформы. Внимательно смотрим на слайды, фиксируем основные положения в тетрадях. Потом у меня к вам будут несколько вопросов. (слайды 8-11).

Рассмотрите таблицу и проанализируйте состав земских собраний, какой можно сделать вывод? (12 слайд).

Какие же вопросы были призваны решать земства? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещенную на с. 157.

Обратите внимание на слайд – Деятельность земств. Прочитайте внимательно. Какие выводы можно сделать по этим статистическим данным?(13 слайд).

Итак, определите недостатки и преимущества земской реформы?

2. Судебная реформа – 20 ноября 1864 г. принятие новых судебных уставов.

 Цель:  прекратить злоупотребления в суде, подрывавшие авторитет верховной власти.

Суд строился по принципам буржуазного права (17 слайд).

1) Бессословность - представители всех сословий судятся      одним судом

2) Гласность - судебные заседания открыты для всех

3) Состязательность -  на процессе две стороны: обвиняющая прокурор и защищающая - адвокат «состязаются»

4) Независимость от администрации

5) Несменяемость судей - т.е. судью нельзя уволить за вынесение неугодного властям приговора

6) суд присяжных заседателей

Сообщение: О суде присяжных заседателей, как он работает, нам расскажет Кшнякина Настя. По примеру судебного дела над Верой Засулич! Внимательно слушаем, у меня будут к вам несколько вопросов.

Определите положительные и отрицательные черты суда присяжных заседателей?

Эта реформа была проведена наиболее последовательно и системно.

Выделите основные преимущества и недостатки судебной реформы? (21 слайд)

3. Военная реформа – 1 января 1874 г.

Самостоятельная работа прочитать п. Военные реформы.

1. Каковы главные цели военной реформы?

2. Каковы ее основные направления?

3. В чем вы видите влияние отмены крепостного права на реформы в армии?

4. Как изменился порядок комплектования русской армии?

5. Кто и почему был освобожден от призыва в армию?

Какие можно выделить преимущества и недостатки военной реформы?

4. Реформа в области просвещения.

Работа в группе.

Какие можно отметить недостатки и преимущества реформы образования?

5. Историческое значение реформ.

Оцените историческое значение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. Объясните свою оценку.

Великие реформы были близки к революционному перевороту. Ни одна страна в мире не имела подобного опыта проведения столь широкомасштабных преобразований, захватывающих самые разнообразные области жизни и свершавшихся  в течение полутора десятилетий. Эти революционные по своему характеру и последствиям  преобразования - реформы 60 - 70-х гг. XlX века не сопровождались общественными потрясениями. В ходе этих реформ мирно вместо России Феодальной рождалась  Россия  Буржуазная.  Однако  самодержавие  не решилось до конца использовать свой шанс – довести до конца буржуазные реформы. И эта упущенная возможность позже вылилась в большие потрясения – убийство Александра II, контрреформы АлександраIII, и, наконец, открыла путь к революциям ХХ века.

6. Домашнее задание:

Подготовиться к самостоятельной работе,  повторить содержание и значение реформ

Александра II по п.21-22, стр.146-152. Проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html

Проверочный тест

Вариант I

1) Назовите войну, приведшую российскую экономику к следующим результатам:

- дефицит государственного бюджета составил 800 млн рублей серебром;  

- посевные площади сократились на 35%;

- в 13 раз сократился вывоз хлеба в Европу;

- практически прекратился импорт сырья и промышленного оборудования, что вызвало массовые банкротства предпринимателей.                  

1) Кавказская                    2) Крымская                           3) Балканская                             4) Северная

2) Что даровала реформа 1861 г. крестьянам?

1) равные сословные права с мещанами;

2) землю без всякого выкупа

3) личную свободу

4) личную свободу и всю землю

3) Для осуществления выкупа земли по заказу 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20-25 % всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

1) государство                           2) земство                     3) помещики                               4) церковь

4) Главную роль в разработке документов крестьянской реформы сыграл                  

1) Н.А. Милютин                                                      2) П.В. Валуев

3) К.П. Победоносцев                                               4) Д.А. Милютин

5) Временнообязанные крестьяне должны были:

1) платить оброк или отрабатывать барщину в пользу своего бывшего владельца;

2) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю

3) принимать активное участие в общественных работах в своем уезде

4) нести обязанности в пользу государства

6. Для подготовки крестьянской реформы в 1858 году был создан

1) Непременный совет                                             2) Главный комитет

3) Негласный комитет                                             4) Государственный совет

7) На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю?

1) полностью за счет государственной казны;

2) бесплатно;

3) за выкуп при содействии правительства

4) за счет помещиков

8) Что такое отрезки?

1) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;

2) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

3) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой

4) земля, которая отрезалась в пользу государства

9) Кто такой мировой посредник?

1) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры;

2) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями;

3) представитель помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации Крестьянской реформы

10) Отмена крепостного права предоставляла личную свободу крестьянам:

1) без земли и без выкупа;                                                2) с землей за большой выкуп помещикам;

3) за небольшую выплату правительству;                      4) без земли с ограничением многих личных прав.

В1. Крестьянин, не приступивший к совершению выкупной сделки называется _________________

Проверочный тест

Вариант II

1. Александр II правил с

1) 1801 по 1825 годы                                                                            2) 1825 по 1855 годы

3) 1855 по 1881 годы                                                                            4) 1881 по 1894 годы

2) Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю;

1) 70 лет;                             2) 10 лет;                       3) 49 лет;                                     4) 35 лет

3) Какие крестьяне считались временнообязанными?

1) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы
2) крестьяне сибирских губерний

3) государственные крестьяне

4) монастырские крестьяне

4) Какие категории крестьян по закону 19 февраля 1861 г. вообще лишались своих наделов?

1) все крестьяне;                                                                                    2) монастырские;                        

3) бывшие дворовые;                                                                            4) государственные крестьяне;

5) Какие права получили бывшие владельческие крестьяне после отмены крепостного права?

А) Выступать от своего имени в суде

Б) Поступать на государственную службу

В) Переходить в сословия мещан и купцов

Г) Свободно выходить из общины с землей

Д) Самостоятельно заключать сделки

1) АВД                         2) БВД                                     3) ВГД                               4) АГД

6) Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками право собственности на:

1) ранее принадлежавших им дворовых людей

2) все принадлежавшие им земли;

3) часть помещичьей земли

7) Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам:

1) право владеть землей, промыслами, внести торговлю;    2) уравнивание в правах с другими сословиями

3) свободную продажу своего надела                                     4) свободный уход в город на заработки

8) К прогрессивным чертам Крестьянской реформы относятся:

1) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю;

2) сохранение помещичьего землевладения;

3) отрезки;

4) чересполосица.

9) Когда был принят манифест об отмене крепостного права?

1) 3 января 1857 г.                                                                       2) 20 ноября 1857 г.                            

3) 10 октября 1860 г.                                                                   4) 19 февраля 1861 г.

10) Как назывался документ, где прописаны были размеры крестьянских наделов, также оброк и барщина временнообязанных ?

1) уставная грамота                            2) манифест                        3) рескрипт                   4) договор

В1. Участки земли, превышающие норму надела и отошедшие к помещикам - _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...