Технологическая карта урока "Финикийские мореплаватели" 5 кл ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

В учебнике изучению темы посвящается один урок, который целесообразно строить как урок объяснения нового материала.

Главной  задачей учителя является создание у детей яркого, конкретного образа страны, включающего несколько основных элементов: города-государства, вытянувшиеся вдоль азиатского берега Средиземного моря; достижения в ремесле (кораблестроение, стекло и пурпурная краска); достижения в мореплавании, торговля; создание алфавита. 

Данный урок разработан  с основным требованиям  ФГОС, формиролвание универсальных учебных действий (УУД). Они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finikiyskie_moreplavateli_fgos_5_kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красногорбатская основная общеобразовательная школа»

Селивановского района Владимирской области

Технологическая карта урока «Финикийские мореплаватели»,

(к учебнику  

                                                                                                                           

                                                                                                                            Учитель истории и обществознания

                                                                                                                               Присакарь Валентина Владиславона

2014-2015 уч.год

Технологическая карта урока «Финикийские мореплаватели»

Педагогические цели

  • Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев
  • Создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности;
  • Содействовать развитию умения работать с картой

Тип урока

Комплексное применение знаний, умений и навыков

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основное содержание темы. Термины

Местоположение и природные условия Финикии. Города Финикии : Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Международная торговля финикийцев, образование колоний.

Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит

Образовательные ресурсы

Учебник, проверочные материалы, карты: «Древние государства мира», рабочая тетрадь часть 1,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. организационный

момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Организуют свое рабочее место

2. контроль знаний

Организует проверку знаний

Домашнее задание.

3. постановка учебной задачи

Предлагает прочитать выданное письмо, с помощью его определить название страны, с которой предстоит познакомиться на этом уроке, на какие вопросы должны найти ответы. (Приложение №1)

Читают. Формулируют учебные задачи.

4. усвоение новых знаний и способов  действий.

Местоположение и города Финикии.

Знакомит учащихся с местоположение Финикии, используя карту учебника с. 33.

  1. на каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?

(на восточном побережье Средиземного моря)

  1. какой рельеф на территории этого государства?

(горы и возвышенности,  на узкой полоске земли  между морем цепью Ливанских гор места здесь мало для полей и пастбищ)

  1. обозначены ли на карте крупные реки?

(крупных рек нет,)

 

  1. какие крупные города существовали в Древней Финикии?

(Крупными торговыми городами этого государства были три больших города:  

один из них назывался ГУБЛ, что в переводе значит «гора»,  греки называли его БИБЛ,

другой ТСУР, что значит скала (ТИР),

СИДОН – город рыбной ловли.

Сегодня территория Финикии это государство Сирия.

ВЫВОД:

В Финикии не было больших рек, плодородная земля тянулась узкой полоской, и хлеб привозили из других стран. Жил единый народ.

Как вы думаете, какие главные занятия были у финикийцев?

Показывают на карте Финикию, описывают ее местоположение.

Основные занятия и изобретения финикийцев.

Прочитайте п.1. выясните какие ремесла существовали у жителей Финикии?

(выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли и бороздили моря и океаны).

Что продавали финикийские купцы в чужих странах?

Что изобрели финикийцы? (стекло, пурпурную краску)

Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей (из морских раковин)

Плоды, какого дерева финикийцы употребляли в пищу? (оливы)

Самостоятельная работа с текстом учебника п.1. с. 73-74,

Отвечают на поставленный вопрос

Образование колоний

Давайте с помощью карты узнаем, где побывали финикийцы (в Греции, на о. Крит, на о. Кипр, в Италии, в Испании, обогнули всю Африку и Малую Азию)

Что обозначено на карте кружком?

Где они располагались? (большинство из них были расположены на берегу Африки, в западной части Средиземного моря)

Что такое колония?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

Используя информацию карты догадайтесь какая была цель их основания колоний? (плодородные земли, купцы хотели разбогатеть)

Прочитайте п. 3 выполните задание в раб тетради № 60 с. 46

В удобных местах для жизни куда доходили корабли финикийцев они основывали колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. Они не продвигались в глубь чужой для них страны, не стремились к территориальному завоеванию. Они лишь, возводили города на берегу укрепляли свои поселения и начинали торговать.  В 9 веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке  Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

 

Находят на карте финикийские колонии.

Определяют что такое колония

Древнейший алфавит

Комментированное чтение п.4 с.

Вопрос №3 с.77

 

Алфавит оказался очень удобным, и очень быстро переняли другие народы.

Перечисляют особенности финикийского алфавита, его преимущества перед письменностью Египта и Двуречья.

Закрепление

Давайте, вернемся к вопросам поставленными фараоном перед нами вначале урока. Смогли ли вы ответить на них

Ребята, а согласны ли вы с тем, что финикийцы были лучшими мореплавателями? Обоснуйте свой ответ.

Вывод.  В Финикии создали первый алфавит

              Финикийцы были замечательными мореплавателями

               Производили пурпурную краску и стекло

                Основали множество колоний

д/з. п.15, вопросы с.77 (1-3), из второй рубрики  Подумайте для уч-ся на 4 и 5, зад. В р.т. №

Отвечают на вопросы.

Согласны. Строили прочные корабли, плавали по всему Средиземному морю.

                                                                    Приложение №1

Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!

Пусть поля ваши дают большие урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями.

Я, фараон Египта, наслышан, что есть такое государство – ФИНИКИЯ.

Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что хранится в хранилищах их вельмож.

Помогите узнать, где находится эта страна?

 Чем занимаются ее свободные люди?

Куда и зачем плавают, торгуют ли чем?

Есть ли у них письменность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

Пример составления технологической карты урока обществознания...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока в рамках ФГОС

Технологическая карта предназначена для 5 класса...

Технологическая карта урока в рамках ФГОС

Технологическая карта предназначена для 5 класса...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС

Вид планируемых учебных действийУчебные действияПланируемый уровень достижения результатов обученияПредметныеИзучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения...

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". В приложении дана мультимедийная презентация к уроку. Это урок изучения на у...

технологическая карта урока в рамках ФГОС

технологическая карта урока английского языка в 4-ом класс в  рамках  ФГОС  .УМК Комарова, Ларионова...