Курс дополнительного образования "Увлекательный мир истории"
элективный курс по истории (5, 6, 7 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Курс дополнительного образования Увлекательный мир истории" для учеников 5-7 классов, посвящённый историческим источникам и вспомогательным историческим дисциплинам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс дополнительного образования детей

«Увлекательный мир истории»

Возраст обучающихся — 5-6 классы (11 — 13 лет)

Автор курса:

Корпачёв Вячеслав Викторович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1987 г. Москвы, учитель высшей категории.

Год разработки Программы курса — 2015 год.


Пояснительная записка

к курсу дополнительного образования обучающихся

«Увлекательный мир истории»

     Курс дополнительного образования обучающихся средней школы «Увлекательный мир истории» является курсом базового уровня ознакомления и освоения знаний социогуманитарного профиля, знаний исторической направленности и нацелен на научения обучающихся основам исторических знаний, работы с историческими источниками, историческими документами, введение  учащихся в мир историографических концепций и теорий, ознакомление школьников с основами исторического исследования.

     Курс имеет не только образовательное и развивающее, но и воспитательное значение. Углублённое историческое познание способствует воспитанию патриотизма, сознания и чувства любви к своей стране.

      Курс имеет интегративную структуру, он включает в себя как теоретическую, так и практическую части, а также охватывает разные, но связанные между собой области исторической науки: собственно историографию, и такие вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы), как краеведение, палеографику (изучение древних руковписей), топонимику (изучение названий исторических мест), ономастику (изучение исторических имён), геральдику, векселлологию (изучение знамён и флагов), нумизматику, сфрагистику (изучение печатей) и иных областей исторического знания. Конечно, в пределах курса все эти специальные исторические дисциплины по необходимости изучаются эскизно, в качестве пролегоменов к углублённому их изучению. Но в том и состоит основная задача любого курса дополнительного образования — увлечь детей знанием, ввести их в это знание, раскрыть перед ними возможности дальнейшего углублённого познания в выбранной ими области знаний. Задача педагога состоит в «подталкивании» ребёнка в его образовательном интересе, в его попытках выявить этот интерес и кристаллизировать  его. Поэтому наш курс предназначен прежде всего для детей с уклоном познавательных интересов в область истории, и шире — в область гуманитарного знания.

     Новизна курса состоит именно в его широком интегративном характере, причём данная интегративность нацелена на усвоение обучающимися младшей средней школы, в связи с чем огромную значимость приобретает проблема корректной (без ущерба для качества преподаваемого материала и объективности) адаптации всего комплекса научаемых исторических наук к возрастным и психологическим возможностям пяти- и шестиклассников. Курс должен быть увлекательным (не зря ещё Аристотель сказал, что познание начинается с любопытства), не перестав быть научным и педагогически развивающим.

     Актуальность курса по истории для современных российских школьников очевидна. История в наше время стала не только наукой (хотя наука она в первую очередь). История становится основой гражданского и патриотического воспитания, основой гражданской и национальной идентичности. Именно в младшем и среднем школьном возрасте формируется гражданское сознание и самосознание подрастающего человека, закладываются основы полноценной личности, сознательного и ответственного человека и гражданина. Историческая наука, её объективность, истинность её выводов и построений есть надёжная прививка от зла фальсификации, исторического и социального нигилизма — главных опасностей, подстерегающих неокрепшее гражданское самосознание современной молодёжи.

      Цель курса дополнительного образования «Увлекательный мир истории» - введение обучающихся в основы исторических знаний, ознакомление школьников с многообразием исторических дисциплин и с методиками исторического исследования, развитие самостоятельного исторического мышления школьников, воспитания чувства исторической сопричастности к истории своей Родины и чувства патриотизма.

           Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- введение учащихся в основы исторической науки и её специфики;

- проведение учащимися самостоятельных исследовательских и проектных работ по темам курса;

- организация совместно-распределённой учебной деятельности по программе курса;

- организация и проведение разнообразных форм работы учащихся с материалом курса: проведение лекционных занятий, семинаров, дискуссий, викторин, экскурсий.

   Программа отличается широким охватом сфер исторического знания, она интегрирует и репрезентирует в курсе дополнительного образования для школьников пордросткового возраста основное содержание исторической науки в её разделах и видах. Такой курс требует особого педагогического мастерства, выражающегося максимой «просто о сложном». Упрощение материала не должно быть искажением, адаптация не должна быть фальсификацией. Кроме того, программа делает особый упор на совмещение теоретических и практических способов учебной деятельности. История для школьников должна стать живым, практическим делом, частью их развития, их жизни и взросления. Курс нацелен на введение детей в живую историческую жизнь своего Отечества, непрерывно длящуюся, на осознание ими себя как частиц этой непрерывающейся исторической традиции. История для детей должна стать не мёртвым прошлым, а живым актуальным настоящим, напрямую связанным с их повседневной жизнью.

     Программа курса рассчитана на учащихся 5-х — 6-х классов, школьников от 11 до 13 лет, только начинающих получать исторические знания. В этом возрасте самостоятельно и с увлечением добытые знания чётко и надолго запечатлеваются в сознании детей, становятся прочным фундаментом личностного и гражданского самосознания.

    Программа реализуется в течение одного учебного года, причём этапы её реализации совпадают (в целях гармонизации с общеучебным процессом) с делением учебного года на четверти.

    Первый этап (первая четверть) — вводный курс — ознакомление с предметом и методами исторической науки, с видами исторических источников, основными вспомогательными историческими дисциплинами.

    Второй этап (вторая четверть и третья четверть) — упор на семинарско-практическую деятельность — ознакомление с предметами и методиками вспомогательных исторических дисциплин (занятия по нумизматике, геральдике, палеологии).

   Третий этап (третья четверть) — теоретико-практическая деятельность — знакомство с историческими концепциями и теориями исторического процесса, подготовка и презентация докладов и сообщений по определённым темам исторических исследований — как на общеисторические, так и по темам вспомогательных исторических дисциплин.

    Четвёртый этап (четвёртая четверть) — проведение исторических симпозиумов по разделам курса с выступлениями слушателей курса, обобщающие практические и семинарские занятия по разделам курса.

     В ходе прохождения курса предполагаются самые разнообразные формы учебных занятий, как лекционные, так и практические: лекции, дискуссии, групповые формы работы, семинары, симпозиумы, мини-конференции, презентации, экскурсии, проектная деятельность. Занятия проводятся после окончания общеучебной деятельности, во второй половине дня, в учебном кабинете истории, приспособленном под проведение учебных занятий по предметам социогуманитарного цикла.

      В результате прохождения курса «Увлекательный мир истории» обучающиеся должны овладеть основами как прикладных, так и общетеоретических исторических знаний, проводить самостоятельные исследования в рамках курса (с помощью педагога), уметь представлять результаты своей учебной деятельности в виде докладов, выступлений, презентаций, уметь аргументировать свою позицию в ходе учебной дискуссии, получить начальные знания и навыки по работе с историческими источниками и ознакомиться с основами критики исторических источников. Эти результаты проверяются путём выполнения учащимися самостоятельных коллективных и индивидуальных исследовательских и проектных работ по разделам курса, а также посредством успешности участия слушателей курса в конкурсах и мероприятиях с продуктами своей учебной деятельности по программе курса.

      Формами подведения итогов и продуктивности являются презентация продуктов этой деятельности в разнообразных форматах школьной и внешкольной деятельности — предметные и межпредметные конкурсы, олимпиады, специализированные викторины, соревнования, тесты и исторические фестивали, участие в общешкольных и межшкольных интеллектуальных конкурсах («Что? Где? Когда?», интеллектуальные марафоны, предметные недели предметов социогуманитарного цикла), участие в проектной и исследовательской деятельности на школьном и внешкольном уровнях, по возможности — публикация результатов учебной деятельности.

Программа

курса дополнительного образования

«Увлекательный мир истории»

Раздел первый.

Предмет и методы истории. Исторические источники.

    Теоретические занятия

       Тема первая. Введение в историческую науку. Предмет и методы исторической науки. Рказличие понятий «область исследования» и «предмет исследования» (область изучения исторической науки — прошлое, предмет изучения собственно истории человечества — артикулированнное прошлое человечества как социального существа).

     Тема вторая. Содержание исторической науки. История — наука о прошлом человечества. Специфика исторической науки по сравнению с другими науками — как социогуманитарными (социология, правоведение), так и естественнонаучными (физика, химия). Методы исторической науки — реконструкция прошлого на основе исторических источников.

      Тема третья. Понятие исторического источника, виды исторических источников: вербальные, материальные, археологические. Методы изучения источников. Основы критики исторических источников: постановка проблемы, внешняя и внутренняя критика источника, достоверность источника.

     Практические занятия

       Семинарские занятия по работе с историческими источниками разных видов — текстовыми (документы, письма, газеты, рукописи) и нетекстовыми (предметы быта, монеты, произведения искусства). Выявление исторических сведений путём постановки вопросов к историческим источникам. Сообщения по теме: «Специфика предмета и метода исторической науки».

     Раздел второй.

Вспомогательные исторические дисциплины. 

      Теоретические занятия

     Тема четвёртая. Вспомогательные исторические дисциплины — их роль и значение в изучении истории. Разнообразие и специфика вспомогательных исторических наук. Методики работы в разнообразных вспомогательных исторических дисциплинах (ВИДы).

     Тема пятая. Геральдика — наука о гербах. Герб как исторический источник — специфика и значение как источника. История гербов. Родовые гербы и гербы местностей. Чтение гербов. Правила составления гербов. Классификация гербов по происхождению, форме и правилам составления. Обязательные и необязательные элементы герба. Гербовые девизы.

     Практическое занятие 

    Составление герба по правилам и чтение данного герба. Сообщения об истории гербов, геральдических правилах и гербовых девизах в связи с историей носителей гербов.

    Теоретические занятия

     Тема шестая. Нумизматика — наука о монетах. Монета как исторический источник. Работа с монетами как с источниками сведений о прошлом. История монетного дела. Монеты из благородных и неблагородных металлов. Монеты России и СССР. Редкие и уникальные монеты — их история и бытование.

     Практическое занятие

    Сообщения о монетах как исторических источниках. Сравнительное описание разных монет. Вычленение исторических сведений путём изучения монет — надписи, изображения, аверс, реверс, гурт, способ чеканки, тираж монеты, год и место выпуска.

     Теоретические занятия

      Тема седьмая. Историческая топонимика — наука о названиях местностей: города, сёла, области, естественные объекты (реки, горы, моря). Топонимика как источник сведений об историческом прошлом. Происхождение названий местностей, их изменение, бытование. Переименование местностей как культурный и политический акт (Яик — Урал, советские и постсоветские переименования). Историческое название как знак исторической политики.

     Практическое занятие

      Доклады об исторических названиях: происхождение названия местности, его изменение, связь названия с культурной традицией и политическим строем.

      Теоретические занятия

      Тема восьмая. Археология. Принципы археологической науки, методы археологии («материк», «культурный слой», обмеры, протоколирование, фиксация памятников). Полевая и кабинетная археология. Виды археологической практики. Примеры археологических открытий (Шлиман, Эванс, скифские курганы).

     Практическое занятие

        Сообщения об археологических исследованиях в конкретной местности: история, процесс исследования, методы работы археологов, результаты, проблемы.

       Теоретические занятия

   Тема девятая. Палеография — наука о древних текстах. Особенности работы с текстами. Расшифровка текстов. Методика работы с древними текстами. История расшифровки древних текстов: Шампольон (египетская письменность), Гротефенд и Роулинсон (клинопись), Вентрис (критское и эгейское письмо), Б. Грозный (хеттское письмо), Кнорозов (письмо майя). Проблемы расшифровки — письмо Мохенджо-Даро, этрусская письменность.

        Практическое занятие

      Сообщения о древних текстах, истории их расшифровки, о проблемах с расшифровками текстов.

       Теоретические занятия

    Тема десятая. Древнерусская письменность и древнерусские рукописные памятники (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава) — сохранность, интерпретация. Русские летописи (Повесть временных лет, Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись)  — их генезис,  специфика, особенности чтения. Эволюция русского письма. Виды письма в Древней Руси: устав, полуустав, скоропись. Введение гражданского шрифта Петром I. Написание цифр в древнерусской традиции.

        Практическое занятие

       Чтение древней русской рукописи (в копии). Сопоставительный анализ различных видов древнерусского письма. Сравнительный анализ древнерусского письма и современного шрифта. Написание образцов древнерусскими шрифтами.

      Теоретические занятия

Тема одиннадцатая. Генеалогия — наука о родословных. Принципы генеалогии: исследование, составление, критика. Проблема подлинности генеалогий.

       Практическое занятие

       Сообщение о родословном древе какой-либо фамилии (исторической, своей семьи). Составление родословного древа по принципам генеалогии.

       Теоретические занятия

    Тема двенадцатая. Ономастика — наука об именах (личных и родовых). Значение личных имён. Происхождение родовых имён. Принципы составления личных имён в различных культурных традициях (древняя Греция, древний Рим, европейские имена). Личные и родовые имена в России — эволюция и современность. Христианская традиция имянаречения: святцы и именники.

       Практическое занятие

     Сообщение о личных и родовых именах. Прослеживание происхождения родового имени своей семьи. Сообщения о значениях личных имён.

    Раздел третий.

    Концепции и теории исторического процесса.

     Теоретические занятия

    Тема тринадцатая. Древнегреческая и древнеримская теория исторического процесса. Христианская концепция истории. Блаженный Августин. Концепция митрополита Иллариона («Слово о Законе и Благодати»). Концепция «Москва — третий Рим».

       Новоевропейские исторические концепции: Дж. Вико, И. Кант, эпоха Просвещения. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Концепция исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

       Тема четырнадцатая. Линейные и цивилизационные концепции исторического процесса. Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Теория пассионарности Л. Гумилёва. Сильные и слабые стороны линейной и цивилизационной концепций. Идея истории Р.Дж. Коллингвуда.

        Тема пятнадцатая. Современное состояние исторической науки. Проблемы исторической науки — идеологизация, политизация, проблемы источниковедения. Концептуальный кризис истории. Актуальность и значимость истории для общества и человека.

       Практические занятия

       Доклады об исторических концепциях и теориях, о принципах построения исторической теории. Сравнительный анализ исторических концептуальных схем. Рассмотрение истории России в свете тех или иных исторических концепций.

Учебно-тематический план

курса дополнительного образования

 «Увлекательный мир истории»

Тема

Количество часов

Теория

Практические занятия

1

Введение в историческую науку. Предмет исторической науки

7

5

2

2

Содержание и методы исторической науки

7

5

2

3

Исторические источники

7

4

3

4

Вспомогательные исторические дисциплины

6

4

2

5

Геральдика

8

5

3

6

Нумизматика

8

5

3

7

Историческая топонимика

6

4

2

8

Археология

6

4

2

9

Палеография

7

5

2

10

Древнерусская письменность

8

5

3

11

Генеалогия

8

5

3

12

Историческая ономастика

7

4

3

13

Древнегреческая, древнеримская, христианская и древнерусская концепции исторического процесса. Новоевропейские исторические концепции

7

5

2

14

Линейные и цивилизационные концепции исторического процесса

5

4

1

15

Современное состояние исторической науки

4

3

1

Итого — 15 тем (по 3 разделам)

102 часа

68

34

Список литературы

1. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.,1999.

2. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. М.,2004.

3. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды.Спб.,2002.

4. Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 тт. М.,2004.

5. Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М.,1992.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.,2009.

7. Изотова М.А., Царёва Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. Полная энциклопедия орденов и медалей России. Ростов-на-Дону — М.,2008.

8. Констебл Н. Древний Рим. Исторический атлас. М.,2008.

9. Николь Д. Мир ислама. Исторический атлас. М.,2007.

10. Маккей Д. Монеты: Большая энциклопедия. М.,2010.

11. Сурмина И.О. Сокровища музеев России. М.,2009.

12. История Средних веков. Иллюстрированная энциклопедия. М.,2004.

13. Смирнова Е.Д. Средние века. Культура, искусство, история. Иллюстрированная энциклопедия. М.,2008.

14. Энциклопедия царей и императоров. Россия. IX – XX вв. Роосса. [б.г., б.м.].

15. Балязин В.Н. Неофициальная история России. М.,2014.

16. Клоков В.А., Кружалов В.В. Государственные символы России: Учебное пособие для учащихся основной средней школы. М.,2002.

17. Дегтярёв А.Я. История Российского флага. М.,2000.

18. Арсеньев Ю.В. Геральдика. М.,2001.

19. Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

20. Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. М.,2005.

21. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.,1980.

22. История московских районов: энциклопедия. М.,2005.

23. Соловьёв Б.И. Русское дворянство. Спб., 2003.

24. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс

Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....

Курс дополнительного образования "Военная история России XX века"

Курс рассматривает военную историю России XX века. Рассматривается военное строительство, история военных и военно-учебных учреждений, эволюция вооружения и военной формы. Особое внимание уделяется ис...

Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"

Интегрированный  урок  предназначен  для обучающихся 10 класса. Тема по  ОБЖ: "История  создания  ВС  РФ"...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"

Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"

Отличительные  особенности  предлагаемой программы:  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;  - программа ориентирована на закрепление, си...