Возраст и становление личности
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Цели урока:

  • Ознакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности;
  • Работать с понятиями «периодизация развития личности», « персонализация», «адаптация», «интеграция» и др.
  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать проблемные задания, вести подготовку к ЕГЭ;
  • Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrast_i_stanovlenie_lichnosti.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в социально-гуманитарном 10 классе

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 72   г. Липецка

учитель    Кокорева Ольга  Михайловна

Тема:  Возраст и становление личности.

Цели урока:

  • Ознакомиться с периодами  развития личности, проанализировать процесс становления личности;
  • Работать с понятиями «периодизация развития личности», « персонализация»,  «адаптация»,  «интеграция» и др.
  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать проблемные задания, вести подготовку к ЕГЭ;
  • Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

 Оборудование урока:

  • Презентация
  • Раздаточный материал (приложения)
  • Портреты выдающихся личностей
  • Задания по материалам ЕГЭ

I. Самоопределение.

«Все мы – личности».

«Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком».

                                       Поль Брюла ( фр. писатель,  1866-1940гг)

- Как вы думаете, в чем смысл этих слов?

- Как они связаны с темой нашего урока?

(учащиеся рассуждают,  дают свои ответы)

Родившись человек, имеет определенные качества, но в процессе жизненного пути  проходит ряд этапов, чтобы называться Человеком с большой буквы, чтобы стать личностью.

-Какие шаги, пороги, этапы проходит человек, чтобы стать личностью?

II. Актуализация знаний.

- Что же такое личность?

- Кого мы так называем?

- Какие характеристики присущи человеку?

Обращение к презентации.

Учащиеся получают индивидуальные и групповые задания:

- Составить план по теме: «Личность».

- Работа с текстом.

- Задания на определение соответствия (индивид,  индивидуальность,  личность)

Задания из сборников ЕГЭ.

Проверка выполнения заданий.

III.Постановка проблемы, определение темы урока.

Учитель читает отрывок из рассказа  Л.Н. Толстого.

У Л.Н.Толстого есть рассказ « Смерть Ивана Ильича», где говориться о кризисе личности, связанной с мучительным для человека этапом - подведение итогов жизни…..Он вспоминал свою жизнь.» Ему пришло в голову, а что как и в самом деле моя жизнь, сознательная жизнь , была « не то»

- О чем говорит отрывок рассказа?

(о жизненном пути)

- Что мы должны сегодня выяснить?

- Какие этапы проходит человек, чтобы стать личностью?

Тема урока: Возраст и становление личности.

IV. Составление плана урока.

1. Периодизация развития личности.

2.Фазы становления личности.

3. Ступени развития внутреннего мира человека

V. Изучение нового материала.

Работа будет происходить в группах, каждая группа работает над одним из вопросов плана урока, составляя План- схему ответа , готовит выступление одного представителя от группы.

Работа с учебником:

Стр. - 302-303 -1группа.

Стр.- 304-2 группа

Стр.-305-306 -3 группа

На становление личности оказывают влияние много факторов, а факторы в обществознании  принято называть « Агентами», а сам процесс становления личности - социализацией.

- Работа со словарем (на каждой парте)  

Первичная социализация- семья, родственники, соседи.

Вторичная социализация- школа, армия, общественные  организации, администрация, СМИ

(Приложение)

Работа с презентацией.

-Периодизация развития личности.

-Критерий периодизации психического развития.

Работа с презентацией, выступление учащихся от каждой группы с результатами своей работы.

1 группа. Становление личности происходит через деятельность.

1 группа видов деятельности – « ребенок- общественный взрослый» (усвоение способов мотивов и норм отношений между людьми)

2 группа видов деятельности - «ребенок – общественный предмет»

(усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны).

2 группа – Фазы становления личности.

Адаптация, индивидуализация, интеграция9 работа со словарем).

Становление личности происходит только в обществе.

3 группа - Ступени развития внутреннего мира личности.

Схема ступеней:

Ступень « оживления» - до 1 года

Ступень «одушевления» - 1-6 лет

Ступень – «персонализации»- от 7 до 18 лет

Ступень – « индивидуализации»- 20-40- лет

Ступень - « универсализации»- 45-65 лет и далее

Учитель с учащимися делают вывод:

-Каждый возрастной этап неповторим, своеобразен и имеет важное значение  в становлении личности. От того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворения жизнью.

VI. Проговаривание в устной речи.

- Кого можно назвать личностью?

- Кого называют зрелой личностью?

VII. С/р с самопроверкой по образцу.

VIII. Рефлексия.

- Какой главный вопрос мы сегодня обсуждали?

(учащиеся говорят о становлении личности).

Каждый день мы совершаем привычные дела - перешагиваем через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни такие пороги, через которые перешагнуть незаметно нельзя. Пройдет один год, и вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь.  Что взять  с собой в самостоятельную жизнь – это ваш выбор.

Презентация: Слайд «Витязь на распутье».

- Делать жизнь с кого?

Знакомство с итогами опроса уч-ся 10-х классов

- «Великие личности России».

- Кого можно назвать гордостью, совестью нации?

Д/з.  Параграф 29, стр. 301-305, *вопросы 2, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»

От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

Подростковый возраст- период становления личности.

Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много ...

Становление личности в период подросткового возраста

Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охва...

Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...